СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Толкаченко О.Ю., к.э.н.
Титова А.В., студентка Института мировой экономики и информатизации
В статье рассматривается экономическая категория «инновация» как результат комплексного процесса, состоящего в разработке, организации производства, формы распространения и коммерческого использования инновации, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. Выделены классификационные признаки инноваций. Определены основные этапы и базовые принципы осуществления инновационной деятельности предприятия.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, принципы, этапы.
THE ESSENCE OF INNOVATION AND ENTERPRISE INNOVATION
Tolkachenko O., PhD.
Titova A., student Institute of world economy and informatization
The article is an economic category "innovation " as the result of a complex process, consisting in the development, production, distribution and commercialization of forms of innovation to meet a specific public need. Selected classification attributes of innovation. The main stages and the basic principles of the innovation enterprise.
Keywords: innovation, innovation, innovation process, principles, stages.
Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг), применения нового сырья, использования новых технологий, внедрения новых организационных структур и освоения новых рынков.
Таким образом, инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего в разработке, организации производства, формы распространения и коммерческого использования инновации, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса инновационная идея приобретают экономическое содержание, новшество приобретает товарную стоимость и выступает на рынке в качестве объекта собственности.
Поскольку понятие инновации применяется в разных сферах хозяйственной деятельности, распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, и т.д., то это объясняет множественность её видов и обуславливает необходимость классификации. Типология инноваций (нововведений) позволяет [3]: - обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможных ограничений;
- обеспечить взаимосвязь между видом нововведения и инновационной стратегией;
- обеспечить программное (проектное) планирование и системное управление нововведением на всех этапах его жизненного цикла;
- разработать организационно-экономический механизм реализации нововведений и замены его новым для решения стратегических задач организации;
- выработать соответствующий механизм компетенции (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий более успешно продвигать инновацию.
В отечественной литературе делались неоднократные попытки классификации инноваций. Практически все они базировались не на научной основе, а на подборе случайных признаков [2] .
По мнению И.Т. Балабанова, научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса [1] :
1. Какова цель инновации?
2. Какова форма реализации инновации?
3. Каково место применения инновации?
Исходя из этого, система классификационных признаков включает:
Таблица 1. Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих нововведений
Параметры Радикальные нововведения Улучшающие нововведения
1. Риски и трудности: 1.1. Неудача при проектировании. 1.2. Провал на рынке. 1.3. Планирование бюджет проекта. 1.4. Определение временных характеристик проекта. очень вероятна очень вероятен затруднено затруднено маловероятна средняя степень вероятности легко осуществимо легко осуществимо
2. Организация работы: 2.1. Форма исследовательского коллектива. 2.2. Тип руководителя проекта. 2.3. Куратор проекта. 2.4. Сопротивление инновации команда с сильным лидером предприниматель, первопроходец высший руководитель организации очень сильное демократически управляемая команда специалист менеджер среднего звена, назначенное лицо умеренное
3. Результаты: 3.1. Степень новизны товара. 3.2. Изменение рыночных позиций. 3.3. Конкурентные преимущества. очень высокая, может не иметь аналога кардинальное долгосрочные, обеспечивают лидерство по качеству от малой до средней от малого до среднего кратковременные, обеспечивают низкие издержки
Таблица 2. Классификация инноваций по этапам инновационного процесса
Чо Этапы инновационного процесса Характеристика инновации
Идея Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономиче-скую выгоду
Открытие Установление существования ранее неизвестных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п.
Исследование Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров
\ Разработка Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей
5 Изобретение Выявление свойств и признаков иннова-ции, пригодных для патентирования или публикации
) Внедрение Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке
7 Текущая реализация Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п.
Исследование
Разработка
Изобретение
Внедрение
Текущая реализация
Характеристика инновации
зависимостей, связей и т. п.
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров_
Превращение результатов исследования и наблюдений в схему, конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей_
Выявление свойств и признаков иннова-ции, пригодных для патентирования или публикации_
Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке_
Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п._
1. Целевой признак.
2. Внешний признак (форма).
3. Структурный признак.
Цель представляет собой заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак даёт ответ на вопрос: что является целью инноваций - решение немедленной (текущей) задачи или задачи будущего времени (стратегической)?
Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса и необходимостью его преодоления путём нововведений, которые называются кризисными или реактивными.
Стратегическая потребность в инновациях вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например, прогнозами потерь конкурентоспособности предприятия. Такие инновации называются инновациями развития.
Внешний классификационный признак указывает на форму реализации инновации: продукт, операция.
Структурный классификационный признак показывает, для какой отрасли или сферы экономических отношений предназначена данная инновация: производственно-торговая, социально-экономическая, финансовая, управленческая.
Важным классификационным признаком является степень новизны, по которому выделяют:
- радикальные (базовые) инновации, включающие создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов управления. Потенциальным результатом такого нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и существенное усиление рыночных позиций;
- улучшающие (модифицирующие) инновации, приводящие к улучшению, дополнению исходных конструкций, параметров, форм.
Сравнительная характеристика радикальных и улучшающих инноваций представлена в табл. 1 [4] .
Другой пример классификации инноваций связан с характеристикой этапов инновационного процесса (табл. 2).
Определение понятия «инновация» разными учеными сведено в табл. 3.
В соответствии с тенденциями развития технического прогресса рассматриваются следующие основные состояния инновационного процесса:
- инвенция,
- инновация,
- имитация,
- модификация.
Данные понятия являются базовыми для инновационной деятельности и охватывают вопросы ее методологии и организации.
Под инвенцией понимаются новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, создающие необходимые условия для реализации инноваций.
Под модификацией понимаются физические или организационные изменения в объекте нововведения, которые не связаны
с расширением базиса научно-технических знаний. Но при этом модификация позволяет сдвинуть вправо последние стадии жизненного цикла инновационной продукции.
Совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации представляет собой инновационный процесс.
Идентифицируя состояния инновационного процесса (инвенция, инновация, имитация и модификация) и его этапы, выделим соответственно:
- этапы 1-3 - для инвенции,
- этапы 4-5 - для инновации,
- этап 6 - для имитации,
- этап 7 - для модернизации.
Рассматривая инновационную деятельность как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий предприятия, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования, в качестве результата инновационной деятельности выделяются новые или дополнительные товары и услуги. Базовыми принципами инновационной деятельности предприятия являются:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- доминирование стратегических аспектов осуществления инноваций, исходя из их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия;
- обеспечение новизны, характеризующей степень предполагаемых изменений, а, следовательно, и уровень необходимых инвестиций в ресурсы;
- научная обоснованность инновационной деятельности, базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты деятельности конкретного предприятия;
- снижение в процессе деятельности неопределенности и риска, степень которых прямо пропорциональна уровню новизны;
- комплексность действий, предполагающая координацию различных участников и отдельных этапов инновационного процесса, что требует самостоятельной организационной структуры инновационными процессами;
- концентрация ресурсов на создании и распространении инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в деятельности предприятия;
- создание условий внутренней конкуренции для развития инновационной деятельности предприятия;
- преодоление противоречий и конфликтов, включая конфликты интересов участников производственно-хозяйственной деятельности при внедрении инноваций;
- бюджетная сбалансированность инновационной деятельности;
- гибкость и эластичность инновационной деятельности, означающая требование динамичной реакции на отклонения в ходе работ и изменения внешних и внутренних факторов;
- непрерывность, подразумевающая преемственность и взаи-
90 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №6 2012 |
Таблица 3. Определение понятия «инновация» разными учеными
№ Определение инновации Автор, источник
1 «изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях: - производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага; - использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного..., метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара; - освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет; - приобретение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще просто только предстояло создать; - выполнение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия» Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.
2 «относится к применению идеи, ведущей в конечном счете к росту прибыли или улучшению обслуживания» Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. -М.: Прогресс, 1989.
3 «процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1999.
4 «... ввод новых продуктов, причем следует, различать подлинно инновационные продукты и новые лишь в производственной программе данного предпринимателя. Подлинные инновации предполагают новое решение потребительской проблемы..., или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было товара ...» Дихтль В., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с нем. И.С. Минко. - М.: Высшая школа, 1999.
5 «целевое изменение в функционировании предприятия как системы» Водачек J1., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989.
6 «... процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями или преобразование идей в конкретные предметы» США: управление наукой и нововведениями. Отв. ред. Л.И. Евенко, Г.Б. Кочетков. - Ин-т США и Канады- М.: Наука, 1995.
7 «... процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а с другой стороны, - «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия» Гвишиани Д.М., Громека В.И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики / Инновационная политика развитых капиталистических государств. - М.: 1990.
8 «целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения, распространения, а результат - новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект» Бляхман JL- С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1993.
9 «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведении в организационных системах. - М.: 1995.
10 «качественные изменения в производстве» Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. - М.: Экономика, 1984.
11 «...такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы... Нововведение ... процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое» Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные аспекты инноватики). - М.: Политиздат, 1989.
12 «целевое изменение, проводимое субъектом управления в сложной системе..., направленное на совершенствование или приведение в соответствие дерева функций изменяющемуся дереву целей » Гугелев A.B. Мотивация к высокоэффективному и качественному труду // Система обеспечения качества продукции: трудовая теория потребительской стоимости. - М.: Изд-во стандартов, 1993.
13 «управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во внедрении различных изменений в существующие системы и структуры с целью создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного практического средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего экономический, технический и социальный эффект» Барютин Л.С. Управление техническими нововведениями в промышленности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
мосвязь жизненных циклов инноваций различного уровня новизны и продолжительности создания и использования.
Литература:
1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. - СПб. : Питер, 2001.
2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник. -М. : ИНФРА-М, 2002.
3. Тебекин А.В.. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.
4. Шпак Г.Б. Инновационный менеджмент. - Хабаровск, ХГА-ЭП, 2005.