Научная статья на тему 'Сущность и значение реализации продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности'

Сущность и значение реализации продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продуктовая стратегия / ассортиментная политика / задачи программы развития ассортимента / принятие ассортиментных решений / product strategy / assortment policy / tasks of the program of development of the range / adoption of assortment decisions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Набоких, А В. Ряттель

В статье исследованы сущность продуктовой стратегии, описаны этапы формирования продуктовой стратегии, основанные на стадиях жизненного цикла продукта, выделяются возможные направления формирования продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE IMPLEMENTATION OF GROCERY STRATGIE IN THE FOOD INDUSTRY

The article investigates the essence of the product strategy, describes the stages of formation of the product strategy, based on the stages of the product life cycle, identifies possible directions of formation of the product strategy in the food industry.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение реализации продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности»

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А.А. Набоких, канд. экон. наук, доцент А.В. Ряттель, канд. физ-мат. наук, доцент Мохамед Абдалла Абдельрахим Эльнур, магистрант Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10865

Аннотация. В статье исследованы сущность продуктовой стратегии, описаны этапы формирования продуктовой стратегии, основанные на стадиях жизненного цикла продукта, выделяются возможные направления формирования продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности.

Ключевые слова: продуктовая стратегия, ассортиментная политика, задачи программы развития ассортимента, принятие ассортиментных решений.

Пищевая промышленность - одна из стратегических отраслей российской промышленности, являющаяся частью агропромышленного комплекса РФ. Отрасль занимается производством пищевых продуктов, безалкогольных напитков и ликеро-водочной продукции. Пищевая промышленность нашей страны состоит из 30 различных отраслей и подотраслей, включает около 22 тысяч предприятий, на которых работает около 2 миллионов человек.

Для успешной работы любому предприятию, в том числе и предприятию пищевой промышленности, необходима продуктовая (товарно-рыночная) стратегия.

Продуктовая стратегия - разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом [1].

Продуктовые стратегии формируются с целью обеспечения соответствия качества продукта или услуги ожиданиям потребителя, и непосредственно взаимосвязаны с жизненным циклом товара. Другими словами, продуктовые стратегии - это ряд принципов, которым следуют в случае принятия решений в определении видов продукции, предлагаемых рынку, а также в случае выбора целевой аудитории и способов сбыта.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - основа продуктовой стратегии, поскольку собственно он обозначает основные этапы выхода (ухода) товара на (с) рынок (а). Следует выделить следующие этапы формирования продуктовой стратегии, связанные естественным образом со стадиями жизненного цикла продукта [2]:

1) Разработка товара. На первом этапе ЖЦТ производятся исследования в области НИОКР, осуществляется технологическая и коммерческая реформация продукта. Продажа последнего производится в форме продажи экспериментальных образцов с целью проверки их конкурентоспособности и прогнозирования спроса.

2) Вывод товара на рынок. Для указанного этапа характерны незначительный рост объема продаж, значительные издержки, возникающие в связи с маркетингом и модификацией продукта в соответствии с критикой первых потребителей.

3) Подъем продукта. Этап начинается тогда, когда продукт начинает приносить прибыль, т.е. в ситуации, когда у продукта, оцененного покупателями, происходит стремительный подъем продаж и, как следствие, растет прибыли предприятия. На этом же этапе компания делает попытки увеличить объем охвата рынка, и, значит, возникает объективная возможность снижения цены продукта.

4) Зрелость продукта. Этому этапу ЖЦТ свойственен стабильный спрос и постоян-

ная прибыль, быстро растет конкуренция в отрасли, что в дальнейшем может обуславливать уменьшение дохода на единицу товара.

Увеличение времени пребывания продукта на третьей и четвертой стадиях - одна из главных задач руководства компании.

5) Спад продукта. На последнем этапе ЖЦТ происходит сокращение спроса и, как следствие, уменьшается объем продаж продукта. Уход товара с рынка - протяженный во времени процесс, который в итоге не должен оказывать воздействие на сформировавшийся имидж компании.

Каждая из указанных стадий - знак менеджменту компании к осуществлению определенных действий. На начальных этапах ЖЦТ продукт развивается, на поздних - продукт следует готовить к выводу с рынка.

Под влиянием случайных обстоятельств отсутствие продуктовой стратегии может привести к значительным колебаниям ассортимента и ослаблению контроля над конкурентоспособностью продукции (услуг). В отличие от этого, выигрышная продуктовая стратегия служит общим ориентиром возможных действий в текущих ситуациях, способна увеличить рентабельность фирмы и создать конкурентное преимущество.

Продуктовая стратегия является, на первый взгляд, маркетинговой проблемой, а с другой - общепроизводственной. Предметом исследования является тандем «продукт-рынок».

Можно выделить следующие возможные направления формирования продуктовой стратегии на предприятиях пищевой промышленности:

- оптимизация ассортимента продукции (услуг) на различных стадиях жизненного цикла,

- разработка и производством инновационных продуктов.

Результативность действия продуктовой стратегии на предприятии пищевой промышленности обуславливается, в первую очередь, программой развития ассортимента продукции. Основой товарно-рыночной стратегии компании должны являться высокодоходные группы продуктов, имеющие стабильный спрос, те, за счет которых складывается базовый доход.

Проблему формирования товарно-рыночной стратегии можно отнести как к стратегическим, так и к тактическим проблемам фирмы, а, следовательно, решение указанных задач должно ложиться на плечи как генерального, так и среднего звена менеджмента, причем формирование номенклатурной стратегии относится, в основном, к задачам менеджмента высшего звена, а формирование количественных планов и стратегий промышленного производства в краткосрочном и среднесрочном периодах относится к задачам управленцев среднего звена.

Фундаментом для построения продуктовой стратегии является исследование рынка (внешние факторы) и производственных возможностей предприятий пищевой промышленности (внутренние факторы).

Для оценивания конкурентоспособности пищевых продуктов можно исследовать ряд их определенных показателей (цена х1, органолептические свойства х2, упаковка х3 , пр.) и полученную информацию для каждого продукта представить в виде в точки п-мерного пространства (п -количество сравниваемых показателей). В итоге для каждого продукта вычисляется некоторая функция [3] итоговой оценки конкурентоспособности j-го (/ = 1 , 2 ,. . .,т) продукта ^(х1;х2;...; хп), где т - количество продуктов.

Для удобства анализа и графической иллюстрации конкурентных преимуществ исследуемых продуктов возможно построение многоугольника конкурентоспособности (см. рис.).

Рисунок. Пример построения многоугольника конкурентоспособности.

гичных параметров товаров конкурентов. После анализа полученных данных необходима коррекция продуктовой стратегии компании.

Сравнение конкурентных характеристик продуктов может осуществляться с помощью установления соответствия нескольких векторов: вектора характеристик исследуемого продукта и векторов анало-

Библиографический список

1. Клавдиева Е.В. Разработка товарной стратегии предприятия и выбор оптимального варианта обновления продукции: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05: защищена 28.05.2003 / Е.В. Клавдиева. - М., 2014. - 160 с.

2. Конобеева О.Е. Инвестиционное проектирование как основа продуктовой стратегии предприятия / О.Е. Конобеева, Е.Е. Конобеева, Ю.П. Соболева // Вестник Орел ГИЭТ. -2017. - № 1 (39). - С. 137-142.

3. Рагель, Д. продуктовый менеджмент - важный инструмент в деятельности компании / Д. Рагель // Наука и инновации. - 2015.- Т. 5. - № 147. - С. 34-37.

4. Гаджиев М.М. Товарно-продуктовая стратегия основа повышения эффективности промышленного производства региона / М.М. Гаджиев, Х.Я. Наурханов // Вопросы структуризации экономики. - 2004. - № 2. - С. 194-196.

5. Косова С.А. Технологии продуктового менеджмента предприятия / С.А. Косова // Вестник Курганского государственного университета. - 2011. - № 3 (22). - С. 9-11.

6. Карплюк В.С. Разработка продуктовой стратегии предприятий деревообрабатывающей промышленности / В.С. Карплюк, Э.В. Марковская // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2016. - 256 с.

7. Ансоф, И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2013.

8. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Кот-лер. - Москва [и др]: Вильямс, 2012. - 488 с.

THE NATURE AND SIGNIFICANCE OF THE IMPLEMENTATION OF GROCERY

STRATGIE IN THE FOOD INDUSTRY

A.A. General, candidate of economic sciences, associate professor

A.V. Ryattel, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor

Mohamed Abdullah Abdelrahim Elnur, graduate student

Vyatka state university

(Russia, Kirov)

Abstract. The article investigates the essence of the product strategy, describes the stages of formation of the product strategy, based on the stages of the product life cycle, identifies possible directions of formation of the product strategy in the food industry.

Keywords: product strategy, assortment policy, tasks of the program of development of the range, adoption of assortment decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.