Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко Ирина Евгеньевна

Одной из главных задач взаимодействия органов власти и частных предпринимательских структур является проявление к ним определенного доверия. Основой для функционирования государственных и общественных институтов выступают публичные интересы, транслируемые государством. Для граждан и организаций главным вектором их деятельности являются частные интересы, отражающие их потребности. Современное взаимодействие государства, общества и индивида требует учета частных и публичных интересов, поиска оптимального баланса между ними. Это возможно при взаимном уважении интересов друг друга, взаимной ответственности граждан и государства, развитии демократических институтов, привлечении частных субъектов к различным инструментам государственного управления. Поиск баланса частных и публичных интересов возможен при безусловном приоритете права, назначение которого, в частности, состоит в обеспечении их разумного соотношения, минимизации дисбаланса, нахождения способов преодоления коллизий. Конфликт интересов личности и государства, острые противоречия между ними неблагоприятно отражаются на функционировании общественных отношений в современной России, подрывают авторитет закона, иллюстрируют кризис доверия населения к органам публичной власти, место убеждению, а также таким способам правого регулирования, как стимулирование и поощрение. С целью соблюдения налогового законодательства и предупреждения его нарушения организации вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям налогового законодательства (налоговый комплаенс-контроль). Комплаенс-контроль - это система мероприятий, правил и процедур, направленных на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям законодательства. В данной статье рассматривается понятие налогового комплаенс-контроля, а также даны методические рекомендации по его постановке в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коноваленко Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF COMPLIANCE CONTROL IN THE PART OF TAX ACCOUNTING FOR BUSINESS STRUCTURES

One of the main tasks of interaction between the authorities and private business structures is to show a certain amount of trust in them. The basis for the functioning of state and public institutions are public interests, broadcast by the state. For citizens and organizations, the main vector of their activities is private interests that reflect their needs. The modern interaction of the state, society and the individual requires taking into account private and public interests, finding the optimal balance between them. This is possible with mutual respect for each other’s interests, mutual responsibility of citizens and the state, the development of democratic institutions, the involvement of private actors in various instruments of public administration. The search for a balance of private and public interests is possible with the unconditional priority of law, the purpose of which, in particular, is to ensure their reasonable ratio, minimize the imbalance, and find ways to overcome conflicts. The conflict of interests of the individual and the state, sharp contradictions between them adversely affect the functioning of public relations in modern Russia, undermine the authority of the law, illustrate the crisis of public confidence in public authorities, the place of persuasion, as well as such methods of legal regulation as stimulation and encouragement. In order to comply with tax legislation and prevent its violation, organizations have the right to organize a system of internal compliance with the requirements of tax legislation (tax compliance control). Compliance control is a system of measures, rules and procedures aimed at ensuring the compliance of an organization’s activities with legal requirements. This article discusses the concept of tax compliance control, and also provides guidelines for its setting in an organization.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

НАЛОГИ

УДК 336

Коноваленко Ирина Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,

г. Москва, Российская Федерация.

Konovalenko Irina Evgenievna,

Senior Lecturer, Department of Accounting and Taxation,

G.V. Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russian Federation.

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ЧАСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF COMPLIANCE CONTROL INTHE PART OFTAXACCOUNTING FOR BUSINESS STRUCTURES

Одной из главных задач взаимодействия органов власти и частных предпринимательских структур является проявление к ним определенного доверия. Основой для функционирования государственных и общественных институтов выступают публичные интересы, транслируемые государством. Для граждан и организаций главным вектором их деятельности являются частные интересы, отражающие их потребности. Современное взаимодействие государства, общества и индивида требует учета частных и публичных интересов, поиска оптимального баланса между ними. Это возможно при взаимном уважении интересов друг друга, взаимной ответственности граждан и государства, развитии демократических институтов, привлечении частных субъектов к различным инструментам государственного управления.

Поиск баланса частных и публичных интересов возможен при безусловном приоритете права, назначение которого, в частности, состоит в обеспечении их разумного соотношения, минимизации дисбаланса, нахождения способов преодоления коллизий. Конфликт интересов личности и государства, острые противоречия между ними неблагоприятно отражаются на функционировании общественных отношений в современной России, подрывают авторитет закона, иллюстрируют кризис доверия населения к органам публичной власти, место убеждению, а также таким способам правого регулирования, как стимулирование и поощрение.

С целью соблюдения налогового законодательства и предупреждения его нарушения организации вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям налогового законодательства (налоговый комплаенс-контроль). Комплаенс-контроль — это система мероприятий, правил и процедур, направленных на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям законодательства.

В данной статье рассматривается понятие налогового комплаенс-контроля, а также даны методические рекомендации по его постановке в организации.

Ключевые слова: комплаенс-контроль, налоговые риски, учетная политика, налоговый учет, налоги.

One of the main tasks of interaction between the authorities and private business structures is to show a certain amount of trust in them. The basis for the functioning of state and public institutions are public interests, broadcast by the state. For citizens and organizations, the main vector of their activities is private interests that reflect their needs. The modern interaction of the state, society and the individual requires taking into account private and public interests, finding the optimal balance between them. This is possible with mutual respect for each other's interests, mutual responsibility of citizens and the state, the development of democratic institutions, the involvement of private actors in various instruments of public administration.

The search for a balance of private and public interests is possible with the unconditional priority of law, the purpose of which, in particular, is to ensure their reasonable ratio, minimize the imbalance, and find ways to overcome conflicts. The conflict of interests of the individual and the state, sharp contradictions between them adversely affect the functioning of public relations in modern Russia, undermine the authority of the law, illustrate the crisis of public confidence in public authorities, the place of persuasion, as well as such methods of legal regulation as stimulation and encouragement.

In order to comply with tax legislation and prevent its violation, organizations have the right to organize a system of internal compliance with the requirements of tax legislation (tax compliance control). Compliance control is a system of measures, rules and procedures aimed at ensuring the compliance of an organization's activities with legal requirements. This article discusses the concept of tax compliance control, and also provides guidelines for its setting in an organization.

Keywords: taxcompliance-control, tax risks, accounting policy, tax accounting, taxes.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое предприятие в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности подвержено различным финансовым рискам, связанными с ее текущей деятельностью. Одним их видов та-

47

ких рисков является налоговые риски, которые можно охарактеризовать как опасности возникновения финансовых потерь, а также неблагоприятных правовых последствий, которые могут быть оценены с той или иной степенью вероятности.

Целью внедрения налогового комплаенс-контроля на предприятии является снижение вероятности риска налогового нарушения и, как следствие, риска налоговых санкций. В настоящее время законом прямо не закреплены нормы, стимулирующие внедрение системы комплаенс-контро-ля среди участников рынка.

Одним из самых действенных способов управления налогообложением хозяйствующего субъекта является налоговое планирование, одно из направлений которого разработка учетной политики. В России тема внедрения налогового комплаенс-контроля в деятельность хозяйствующих субъектов мало изучена. По мнению Коростелкина М.М. «налоговый комплаенс» следует рассматривать, как систему позволяющую подтвердить достоверность исчисления налоговых обязательств.

Вопросы, посвященные управлению налогообложением рассмотрены в различных трудах отечественных ученых [2-3, 13-19]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы состоит в рассмотрении вопроса о необходимости внедрять процедуру риск-ориентированного комплаенс-контроля, развитии и закреплении её как элемента учетной политики в целях налогообложения компании. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: рассмотреть сущность налогового комплаенс контроля и его роль для организации; рассмотреть зарубежный опыт использования и внедрения комплаенс контроля; дать методические рекомендации по его постановке в организации. РЕЗУЛЬТАТЫ

Президентом Российской Федерации в числе стратегических задач развития нашей страны на период до 2024 года поставлены и такие, как улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли. Их решение предполагает, в частности, и необходимость оптимизации деятельности налоговых и таможенных органов в части повышения уровня доверия к ним.

Достижению баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях способствуют такие меры, как мониторинг и аудит. Они являются элементами института финансового контроля и наряду с общими характерными чертами, присущими различным его способам, обладают и сущностными особенностями. Закрепление их в законодательстве свидетельствует о понимании того, что без наличия частных интересов и выражения волеизъявления к их реализации никакие публичные интересы не могут быть обеспечены.

В важнейших источниках финансового права указанному институту уделяется особое внимание, что предопределено самой сущностью финансов как денежных фондов государства и муниципальных образований. Основам государственного (муниципального) финансового контроля посвящен раздел IX Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Глава 14 «Налоговый контроль» включена в часть 1 Налогового кодекса РФ3 (далее — НК РФ). Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит главу 4 «Валютный контроль». При этом единого понятия финансового контроля законодателем не выработано, хотя в науке неоднократно указывалось на целесообразность его разработки и принятия закона об основах финансового контроляп [13].

Финансовый контроль — важнейшая составляющая финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования публичных денежных фондов, нацеленный на сохранение стабильности и развитие экономики государства и его регионов. Через данный институт в полной мере проявляется контрольная функция финансов, а в результате его осуществления решается задача укрепления финансовой дисциплины. Финансовый контроль не только обеспечивает интересы государства и муниципальных образований, но и способствует соблюдению прав и интересов граждан и организаций [14].

Как указывает Е.Ю. Грачева, «выделение и формулирование в законодательстве реализации публичных интересов как важнейшей составляющей политики социального государства в качестве основной цели осуществления финансового контроля — принципиальные в современных ус-

48

ловиях» [4]. В рамках достижения указанных интересов происходит проверка соблюдения установленного законодательства всеми субъектами, экономической обоснованности совершаемых действий, а также их эффективности. Классификация финансового контроля проводится по различным критериям. Так, в зависимости от времени проведения финансовый контроль разграничивается на предварительный, текущий и последующий; по объекту он бывает бюджетным, налоговым, валютным и проч. Для дифференциации финансового контроля используются и такие основания, как: органы, его осуществляющие; подконтрольные субъекты; характер проведения; метод проверки и т. д.

В мировой практике появился термин «комплаенс» или «комплаенс-контроль» (от англ. compliance — согласие, соответствие) вошел в обиход достаточно давно. В настоящее время в иностранных компаниях ведение комплаенс-контроля либо закреплено законодательно либо предоставляет им определенные преференции. Так, например, в Нидерландах наличие у компании собственной действующей системы комплаенс — контроля налоговых процессов, корректность которой подтверждена независимым аудитором, является основанием для освобождения от налоговой проверки. В Великобритании принят закон «О борьбе со взяточничеством» в котором прописана система ведения комплаенс-контроля в организации, направленного на предотвращение коррупции, а также предусмотрены значительные штрафные санкции за нарушение. В США существует эффективная программа этики и комплаенса. Факт наличия семи признаков того, что в компании программа успешно внедрена и используется, учитывается судом при рассмотрении антимонопольного дела. В Казахстане отдельная статья «Антимонопольный комплаенс» Предпринимательского кодекса Республики Казахстан посвящена системе мер по предупреждению нарушений законодательства в области защиты конкуренции. Во Франции наличие комплаенс-контроля рассматривается конкурентным ведомством как смягчающее обстоятельство если нарушение было выявлено и исправлено с помощью этой системы (статья L464-2 Коммерческого кодекса Франции). В Германии в статье 4.1.3 Кодекса корпоративного управления Германии, говорится о том, что «Руководство должно обеспечить соблюдение всех положений законодательства и внутренних положений хозяйствующего субъекта и работать над их соблюдением компаниями группы (комплаенс)». На сегодняшний момент в Российской Федерации ведение системы комплаенс-контроля на государственном уровне не регулируется, однако опыт зарубежных компаний и российская судебная практика подтверждают ее необходимость.

В общем виде к целям налогового комплаенс-контроля можно отнести:

1) разработка мероприятий по оптимизации налоговых обязательств организации и минимизации налоговых рисков;

2) совершенствование методов формирования налоговой отчетности;

3) соблюдение внешних налоговых регламентов и внутренних актов организации при формировании налоговой базы.

Основой системы комплаенс-контроля являются принципы: объективности, комплексного подхода, универсальности, признания и адекватности.

В основе принципа объективности оценки деятельности заложено понимание того, что система должна быть направлена на улучшение эффективности работы всего персонала будь тот сотрудники бухгалтерии, финансовых департаментов, или руководителей организации.

Принцип комплексного подхода раскрывается посредством того, что комплаенс-контроль охватывает все налоговые риски организации, начинается от неумышленного или ошибочного занижения налоговой базы, заканчивая преднамеренным уходом от налогообложения.

Принцип универсальности применения предполагает, что система налогового комплаенс-конт-роля применима ко всем организациям за счет ее универсальности.

Принцип признания гласит, что несмотря на возможное нежелание применения данной системы сотрудниками организациями, она является эффективным инструментов для минимизации налоговых рисков и должна быть внедрена на высоком административном уровне.

Принцип адекватности области применения заключается в том, комплаенс-контроль затрагивает только те сферы деятельности организации, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.

Можно сформулировать общие критерии деятельности организаций, для которых в первую очередь необходимо создание системы налогового комплаенс-контроля:

49

• имеющие тесное взаимодействие с контрагентами (поставщиками товаров, работ или услуг);

• осуществляющие расходы, целесообразность и экономическую обоснованность которых трудно подтвердить;

• выручка компании составляет более 200 млн руб. в год (исходя из данных по итогам мониторинга проводимых проверок);

• стоимость по договорам превышает определенный уровень (определяется организацией самостоятельно и зависит от количества контрактов с одним контрагентом);

• продолжительность сотрудничества с одним контрагентом (добросовестность контрагента следует анализировать регулярно для избежания квалификации сделок с данным контрагентом налоговым инспектором как неблагоприятной).

Для минимизации или устранения рисков неправильной трактовки налогового законодательства хозяйствующему субъекту целесообразно разработать и внедрить детальную учетную политику для целей налогообложения.

Она должна содержать единообразный подход, связанный со спорными моментами налогообложения, например, в части исчисления налога на прибыль особое внимание следует уделить выбору момента признания отдельных видов доходов и расходов.

При правильном выборе того или иного варианта налогообложения, предоставленного законодательством, учетную политику можно рассматривать и использовать как инструмент планирования налоговой нагрузки.

Исходя из выше сказанного основными направлениями, на которые необходимо обратить внимание при построении налогового комплаенс-контроля в процессе разработке учетной политике хозяйствующего субъекта являются:

1. Отлаженность учетного механизма. Позволит существенно повысить достоверность результатов, особенно при использовании налоговой политики, разработанной согласно законодательству. А также при последовательном применении положений учетной политики в части бухгалтерского и налогового учета фактов хозяйственной жизни, связанных с исчислением и уплатой налогов.

2. Полнота учетного механизма. Каждый факт хозяйственной жизни, имеющий место быть в отчетном (налоговом) периоде должен соотноситься с налоговой декларацией. Что в свою очередь подразумевает возможность детализации отдельного показателя налоговой декларации по формирующим его, и документально подтвержденным фактам хозяйственной жизни.

3. Достаточность и информативность учетного механизма. У проверяющего налогового органа должна быть возможность доступа ко всей необходимой информации, предусмотренной российским законодательством.

4. Локальный учет спорных фактов хозяйственной жизни. Факты хозяйственной жизни, которые могут иметь двойственную трактовку для целей налогового учета, подпадают под обособленный их учет.

Еще одним важным направлением налогового комплаенс-контроля является контроль за соблюдением положений учетной политики, так как на практике возникают расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом, которые создают ситуацию, когда отражаемые в бухгалтерской отчетности показатели и обязательства организаций по налоговым платежам совершенно не сопоставимы между собой. Чтобы нивелировать данные расхождения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность вводят показатели, отражающие соотношение бухгалтерской и налоговой трактовки фактов хозяйственной жизни.

Для организации налогового комплаенс-контроля хозяйствующий субъект разрабатывает и принимает внутренний акт, содержащий следующие положения:

1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения налогового законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

2) комплекс мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения налогового законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;

3) комплекс мер, направленных на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием налогового комплаенс-контроля;

4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с данным;

50

5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование налогового компла-енс-контроля.

Информацию о принятии разработанного внутреннего акта размещают на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для внедрения налогового комплаенс-контроля или отдельного его элемента по видам налогов необходимо выполнить следующие действия представленные на рисунке 1.

1 этап:

Определение зон, подверженных налоговым рискам

2 этап:

Формирование карты налоговых рисков

3 этап:

Назначение ответственного

4 этап:

Определение ответственных за принятие решений

5 этап:

Распределение обязанностей

6 этап:

Разработка систем показателей налогового комплаенс контроля и бонусов, коррелирующих между собой

7 этап:

Взаимодействие с регулятором

Рис. 1. Этапы разработки налогового комплаенс-контроля (Составлено автором)

Определяя зоны налоговых рисков, придется рассмотреть принимаемые в организации управленческие решения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью и сопоставить их с налоговыми последствиями. А для этого возможно будет необходимо обратиться к налоговому консультанту для разъяснения отдельных нюансов налогообложения и изучить судебную практику по этим вопросам.

Для каждого отдельного хозяйствующего субъекта зоны налоговых рисков индивидуальны, но также есть и универсальные для большинства предприятий. Например, самые высокие налоговые риски могут возникнуть в корпоративной зоне, так как именно к ней относится планирование схем договоров (контроль за процессом разработки и заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в хозяйствующем субъекте уровня).

Также можно выделить зоны: «Исчисления и уплаты налогов», «Взаимодействия с налоговыми органами» и т. д.

51

В зоне «Исчисления и уплаты налогов» в части относящейся к налоговой базе по налогу на прибыль, особое внимание нужно уделить:

• проверке начального сальдо счета 68 субсчет «Налог на прибыль» для выявления неотраженных обязательств перед бюджетом;

• определению налоговой базы, то есть калькуляции доходов и расходов для налогового и бухгалтерского учета;

• мониторингу правильности отражения в бухгалтерском учете корректирующих бухгалтерскую прибыль показателей

• заполнению налоговых регистров и деклараций;

• налоговым платежам в бюджет.

Для того чтобы определить реальные и потенциальные налоговые риски формируется рабочая группа. Результат заседаний рабочей группы — сформированная карта налоговых рисков, которая позволяет хозяйствующему субъекту выявить наиболее существенные для него риски, и разработать в внутренние корпоративные меры их контроля. Налоговые комплаенс-риски в карте ранжируются с учетом вероятности появления и последствий для компании. ВЫВОДЫ

Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям налогового законодательства (налоговый комплаенс-контроль (taxcompliance-control)) — это совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта и направленных на соблюдение им требований налогового законодательства и предупреждение его нарушения.

В настоящий момент опыт зарубежных стран, в разработке и внедрении системы комплаенс, имеет для России важное значение при выработке и построении эффективной системы налогообложения, несмотря на различные точки зрения в отношении понимания налоговых рисков. Так для российских компаний актуальной и самой важной задачей является минимизация возможности получить претензии от налоговых органов и доначисления налогов, а также как результат получения штрафов.

Для иностранных компаний налоговый риск заключается не только в недоплате налога, но и в его переплате. Именно желание избежать не только доначислений, но и выработать наилучшую систему налогообложения стимулирует иностранные компании разрабатывать и внедрять механизм налогового комплаенс-контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако полностью перенимать опыт зарубежных стран не стоит, так как налоговые системы каждой отдельно взятой страны имеют свои индивидуальные особенности. Вместе с тем следует принимать во внимание положительный опыт зарубежных стран во внедрении комплаенс-контроля для избежания повторения их ошибок.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Aksenova А.А. Тах Compliance Control as AProtectionMethodAgainstTaxRisks in Business /А. A. Aksenova and I.E. Konovalenko // Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conférence, IBIMA2020: Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economie Development during Global Challenges. —Pp. 2343-2349.

2. Буркальцева Д. Д. Инвестиции в обеспечении эффективности деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды / Д. Д. Буркальцева, В. А. Берников, О. А. Гук, А.С. Тюлин//Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. —2019. —№ 3 (48). —С. 70-81.

3. Буркальцева Д. Д. Роль институциональных факторов на развитие малого и среднего предпринимательства: инфраструктура обеспечения финансовой безопасности / Д. Д. Буркальцева, В. А. Верников, О. А. Гук// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. —№4 (49). — С. 58-66.

4. Бакаева О.Ю. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов / О.Ю. Бакаева, Е.В. Покачалов // Юридические науки. — 2018. — № 42. — С. 616-643.

5. Верников В.А. Угрозы информационной безопасности в бухгалтерском учете / В.А. Верников, И.Е. Коноваленко, Э. С. Корнилова // Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов. Материалы IV Международной научно-практической конференции. —Симферополь, 2019. -С. 132-135.

6. Верников В. А. Пути обеспечения безопасности в бухгалтерском учете Российских предпринимательских структур/В. А. Верников, И.Е. Коноваленко, Э.С. Корнилова//Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2019, — С. 196-199.

7. Верников В. А. Фальсификация и искажение отчетной информации: природа происхождения, проблемы выявления и виды ответственности / В. А. Верников, И.Е. Коноваленко // Финансово-экономическая безопас-

52

ность Российской Федерации и ее регионов. сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2018. — С. 275-278.

8. Верников В.А. Актуальные проблемы применения упрощенной системы налогообложения / В.А. Вер-ников // Российское предпринимательство: история и современность. Материалы XII Международной межвузовской научно-практической конференции. — 2016. — С. 65-68.

9. Коноваленко И.Е. Возникновение и развитие бухгалтерского учета / И.Е. Коноваленко, М.Д. Меджидзаде, А.Н. Тропникова // Экономические исследования и разработки. — 2017. — N° 5. — С. 50-58.

10. Коноваленко И.Е. Проблемы искажения информации бухгалтерской отчетности / И.Е. Коноваленко, К.Э. Пападопулу // Теория и практика бухгалтерского учета в условиях интеграции: состояние, проблемы перспективы развития международная научно-практическая интернет-конференция преподавателей и аспирантов. — 2015. — С. 148-150.

11. Коноваленко И.Е. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета / И.Е. Коноваленко, А.А. Шадеева // Теория и практика бухгалтерского учета в условиях интеграции: состояние, проблемы перспективы развития международная научно-практическая интернет-конференция преподавателей и аспирантов. — 2015. — С. 153-158.

12. Коноваленко И.Е. Совершенствование информационной базы для принятия управленческих решений / И.Е. Коноваленко // Вести современной науки — 2014 Materials of the X International scientific and practical conference. — 2014. — С. 12-13.

13. Коростелкин М.М. Налоговый комплаенс как система подтверждения достоверности расчета налоговых обязательств / М.М. Коростелкин // Управленческий учет. — 2014. — № 11. — С. 60-64.

14. Карпухин Д.В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления / Д.В. Карпухин, А.В. Лапин // Вестник Финансового университета. — 2016. — № 4 (94). — С. 137-145.

15. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. — 6-е изд. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 800 c.

16. Борщ Л.М. Налоговое планирование как составная часть системы формирования чистой прибыли предприятия / Л.М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 1 (38). — С. 47-51.

17. Ворошило В.В. Финансовые расследования налоговых преступлений в США: опыт, анализ / В.В. Ворошило, А.П. Бондарь // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 4 (49). — С. 19-26.

18. Зима Ю.С. Роль и значение налогового комплаенса в россии для снижения риска налоговых проверок / Ю.С. Зима, Б.Г. Черский // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2018. — № 13-9 (24). — С. 65-66.

19. Сметанко А.В. Когнитивный анализ в системе построения факторной модели налогового менеджмента / А.В. Сметанко, И.П. Юга, Е.Ф. Костюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 3 (44). — С. 26-33.

SPtSOKLTTERATURY

1. Aksenova A. A. Tax Compliance Control as A Protection Method Against Tax Risks in Business / A.A. Aksenova and I.E. Konovalenko // Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2020: Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenges. — Pp. 2343-2349.

2. Burkal'tseva D.D. Investitsii v obespechenii effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiy malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyakh transformatsii konkurentnoy sredy / D.D. Burkal'tseva, VA. Vernikov, O.A. Guk, A.S. Tyulin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 70-81.

3. Burkal'tseva D.D. Rol' institutsional'nykh faktorov na razvitiye malogo i srednego predprinimatel'stva: infrastruktura obespecheniya finansovoy bezopasnosti / D.D. Burkal'tseva, VA. Vernikov, O.A. Guk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 58-66.

4. Bakayeva O.Yu. Monitoring i audit kak instrument dostizheniya balansa chastnykh i publichnykh interesov /

0.Yu. Bakayeva, Ye.V Pokachalov // Yuridicheskiye nauki. — 2018. — № 42. — S. 616-643.

5. Vernikov V.A. Ugrozy informatsionnoy bezopasnosti v bukhgalterskom uchete / V.A. Vernikov,

1.Ye. Konovalenko, E.S. Kornilova // Finansovo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii i yeye regionov. Materialy НV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2019. - S. 132-135.

6. Vernikov V.A. Puti obespecheniya bezopasnosti v bukhgalterskom uchete Rossiyskikh predprinimatel'skikh struktur / V.K. Vernikov, I.Ye. Konovalenko, E.S. Kornilova // Finansovo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii i yeye regionov. Materialy НV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2019. — S. 196-199.

7. Vernikov VA. Fal'sifikatsiya i iskazheniye otchetnoy informatsii: priroda proiskhozhdeniya, problemy vyyavleniya i vidy otvetstvennosti / V.A. Vernikov, I.Ye. Konovalenko // Finansovo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii i yeye regionov. sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2018. — S. 275-278.

53

8. Vernikov VA. Aktual'nyye problemy primeneniya uproshchennoy sistemy nalogooblozheniya / V A. Vernikov // Rossiyskoye predprinimatel'stvo: istoriya i sovremennost'. Materialy XII Mezhdunarodnoy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2016. — S. 65-68.

9. Konovalenko I.Ye. Vozniknoveniye i razvitiye bukhgalterskogo ucheta / I.Ye. Konovalenko, M.D. Medzhidzade, A.N. Tropnikova // Ekonomicheskiye issledovaniya i razrabotki. — 2017. — N° 5. — S. 50-58.

10. Konovalenko I.Ye. Problemy iskazheniya informatsii bukhgalterskoy otchetnosti / I.Ye. Konovalenko, K.E. Papadopulu // Teoriya i praktika bukhgalterskogo ucheta v usloviyakh integratsii: sostoyaniye, problemy perspektivy razvitiya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya prepodavateley i aspirantov. — 2015. — S. 148-150.

11. Konovalenko I.Ye. Problemy i perspektivy razvitiya bukhgalterskogo ucheta / I.Ye. Konovalenko, A.A. Shadeyeva // Teoriya i praktika bukhgalterskogo ucheta v usloviyakh integratsii: sostoyaniye, problemy perspektivy razvitiya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya prepodavateley i aspirantov. — 2015. — S. 153-158.

12. Konovalenko I.Ye. Sovershenstvovaniye informatsionnoy bazy dlya prinyatiya upravlencheskikh resheniy / I.Ye. Konovalenko // Vesti sovremennoy nauki — 2014 Materials of the X International scientific and practical conference. — 2014. — S. 12-13.

13. Korostelkin M.M. Nalogovyy komplayens kak sistema podtverzhdeniya dostovernosti rascheta nalogovykh obyazatel'stv / M.M. Korostelkin // Upravlencheskiy uchet. — 2014. — № 11. — S. 60-64.

14. Karpukhin D.V. Spetsificheskiye priznaki finansovogo kontrolya i formy yego osushchestvleniya / D.V Karpukhin, A.V Lapin // Vestnik Finansovogo universiteta. — 2016. — № 4 (94). — S. 137-145.

15. Finansovoye pravo: uchebnik / otv. red. N.I. Khimicheva, Ye.V Pokachalova. — 6-ye izd. — M.: Norma: INFRA-M, 2017. — 800 c.

16. Borshch L.M. Nalogovoye planirovaniye kak sostavnaya chast' sistemy formirovaniya chistoy pribyli predpriyatiya / L.M. Borshch // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. 2017. № 1 (38). S. 47-51.

17. Voroshilo V.V. Finansovyye rassledovaniya nalogovykh prestupleniy v SSHA: opyt, analiz / V V Voroshilo, A.P. Bondar' // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 19-26.

18. Zima Yu.S. Rol' i znacheniye nalogovogo komplayensa v rossii dlya snizheniya riska nalogovykh proverok / Yu.S. Zima, B.G. Cherskiy // COLLOQUIUM-JOURNAL. — 2018. — № 13-9 (24). — S. 65-66.

19. Smetanko A.V Kognitivnyy analiz v sisteme postroyeniya faktornoy modeli nalogovogo menedzhmenta / A.V. Smetanko, I.P. Yuga, Ye.F. Kostyuk // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 3 (44). — S. 26-33.

Статья поступила в редакцию 14 декабря 2020 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2020 года

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.