Научная статья на тему 'Сущность и значение бенчмаркинга в России'

Сущность и значение бенчмаркинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ В РОССИИ / СУЩНОСТЬ БЕНЧМАРКИНГА / ЗНАЧЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Валерия Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития бенчмаркинга в России. Также рассмотрен вопрос о сущности бенчмаркинга в целом и его особенностях в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение бенчмаркинга в России»

Список литературы

1. Кузнецова А.А. Характеристика логистических информационных систем для управления снабжением и сбытом организации // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 27. С. 86-91.

2. Пивоваров Д.В. Информационно-аналитическое обеспечение управления транспортно-логистической системой предприятия // Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике Сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Полянина. 2017. С. 245-247.

3. Тимиргалиева Р.Р. Обеспечение устойчивого развития предприятий за счет внедрения информационно-логистических систем // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 51. С. 21-32.

4. Хлебников В.Ю. Технологии концептуальных информационных систем -инструмент моделирования логистических систем // Формирование системы материально-технического обеспечения военной организации государства: теория и практика Сборник статей IV Международной научно-практической конференции.

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА В РОССИИ

Нестеренко В.С.

Нестеренко Валерия Сергеевна - магистр экономики, кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, факультет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена проблеме развития бенчмаркинга в России. Также рассмотрен вопрос о сущности бенчмаркинга в целом и его особенностях в отечественной экономике.

Ключевые слова: бенчмаркинг в России, сущность бенчмаркинга, значение бенчмаркинга, конкурентный анализ.

Понятие «бенчмаркинг» пришло в экономику из геодезии. Benchmark в английском означает отметку уровня или контрольную точку. По этой причине, бенчмаркинг необходимо рассматривать как процесс определения уровня согласно эталону. Однако, в теориях до сих пор нет общего понятийного аппарата. Все исследователи трактуют бенчмаркинг по своему, но повсеместно считается, что концепция бенчмаркинга зародилась в 50-х годах в Японии. После второй мировой войны эта страна восстанавливала экономику путем заимствования лучших мировых практик. На Рисунке 1 представлена совокупность понятий, включенных в бенчмаркинг.

Маркетинговая разведка

Поиск примеров передовой

бизнес практики

Конкурентный анализ

г Ч Процесс

повышения

конкурнто-

способности

Рис. 1. Понятие бенчмаркинга

Различия в понимании явления помогают еще более точно прояснить его сущность. Процесс бенчмаркинга имеет главную цель: улучшить положение компании по определенному направлению деятельности. Бенчмаркинг имеет следующие виды, сущность которых понятная из названий: общий, функциональный, внутренний, конкурентный, бенчмаркинг процесса.

В России применение бенчмаркинга пока недостаточно по сравнению с мировыми странами такими как США, Япония и другие. За рубежом бенчмаркинг регулируется и поддерживается на государственном уровне: создаются организации для поиска партнеров по бенчмаркингу. В России может быть выделено единственное ежегодное крупное мероприятие, которое поддерживает развитие данного процесса - Премия правительства в области качества, с помощью которой предприятие может усовершенствовать различные сферы своей деятельности и стать эталонным по сравнению с другими.

В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока их немного. Зато все хорошо знают, что менеджеры среднего и высшего звена вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании.

Практика в России показывает, что прямое общение с коллегами по бизнесу приносит ценные для идеи и знания, что, чаще всего, способствует внедрению новых форм управления компанией, новых программных продуктов, использованию усовершенствованных технологий в производстве. В российских реалиях бенчмаркинг осуществляется менеджерами, умеющими строить отношения с конкурентами.

Отношение к бенчмаркингу среди российских управленцев неоднозначное: с одной стороны, все понимают его необходимость, с другой стороны используемые компанией новшества могут рассматриваться, как конкурентное преимущество, которым нет желания делиться. Прежде всего необходимо понимать, что бенчмаркинг уместен в развивающихся отраслях, где имеется большой потенциал развития, и каждый шаг вперед одного не выбросит с рынка другого. Уместность бенчмаркинга также может быть определена релевантностью, например, за информацию об

использовании технологии одной компании, другая передает информацию о модернизации системы управления.

Список литературы

1. Воронов Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке // ЭКО, 2015. № 4. С. 87-92.

2. Ногин Б. Бенчмаркинг - «компас» стратегического развития предприятия // Стандарты и качество, 2017. № 8. С. 106.

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА

Нестеренко В.С.

Нестеренко Валерия Сергеевна - магистр экономики, кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, факультет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются последствия влияния внутренних и внешних факторов на фондовый рынок России. Также в статье поднимается вопрос о проблемах отечественного фондового рынка и возможных вариантах их решения. Ключевые слова: фондовый рынок, инвестиционная стратегия, инвестиционные риски, структура инвесторов.

Любой процесс подвержен влиянию как внутренних, так и внешних факторов, формирование и управление инвестиционным портфелем не являются исключением. К внутренним факторам относятся: личные предпочтения инвесторов, выбранная стратегия, тактика, финансовый возможности. Говоря о внешних факторах, необходимо учитывать особенности фондового рынка страны, нормативно- правовую базу, уровень развития рынка ценных бумаг. Отечественный рынок характеризуется негативными особенностями, которые на сегодняшний день препятствуют использованию западных методик и повсеместному применению принципов инвестирования. Имеющиеся проблемы обусловлены тем, что российский фондовый рынок находится на стадии развитии, а, следовательно, велика вероятность того, что со временем имеющиеся проблемы будут решены.

Одной из важных проблем является отсутствие исторической статистической базы и связанной с этой проблемой невозможности ведения статистических рядов по некоторым финансовым инструментам. Данное явление обусловлено историческими особенностями фондового рынка России, и оно, несомненно, делает малоэффективным применение стандартных методов прогнозирования и анализа. Еще одной проблемой является недостаточный уровень развития сферы услуг, конкретно услуг по управлению инвестиционным портфелем. Во многих банках и организациях, предоставляющих соответствующие услуги, имеется нерешенная проблема отслеживания собственного инвестиционного портфеля, что одновременно делает невозможным полноценного участия в управлении им. Параллельно актуальной является проблема выбора доверительного управляющего портфелем инвестора. На сегодняшний день, данный вопрос решается на уровне советов знакомых инвесторов, личных отношений и субъективных характеристик, в то время как для обеспечения эффективности управления портфелем необходимо учитывать объективные факторы такие как финансовая устойчивость, квалификация, отношение к клиентам. Однако, эта проблема сложилась не только из особенности менталитета российских граждан, а еще и из трудности получения достоверной информации об управляющих, так как не существует централизованного источника информации об организациях, предоставляющих услуги по управлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.