УДК 340
Егупов В.А.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института государственного управления и права
СУЩНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ
В статье исследуются на основе анализа действующего законодательства понятие и виды рекламы и ненадлежащей рекламы, проблемы, возникающие в связи с инициативой, созданием и распространением ненадлежащей рекламы, необходимость защиты прав потребителей от данной рекламы, а также пути совершенствования рекламного законодательства.
Автор пришел к выводу о том, что само законодательное определение рекламы создает почву для появления ненадлежащей рекламы, поскольку позволяет рекламодателю заказывать, рекламопроизводителю создавать, а рекламораспространителю размещать информацию в любой форме, любым способом и с использованием любых средств. Решить данную проблему возможно, на наш взгляд, путём внесения изменений и дополнений в действующий Закон о рекламе в части изменения самого понятия «реклама». Под рекламой мы предлагаем понимать изготовленную и распространенную на основании договора с заказчиком специально уполномоченными лицами в установленной законом форме, с помощью разрешенных законом способов и средств информацию коммерческого, социального, политического, религиозного, идеологического и культурологического характера, которая является оплачиваемой и предназначена для неопределенного круга лиц с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемым объектам, либо достижения иного желаемого заказчиком результата. Данное определение позволит если не исключить случаи распространения ненадлежащей рекламы, то, по крайней мере, заметно снизить количество подобных фактов, а также учесть субъектами рекламной деятельности то обстоятельство, что надлежащей рекламой признается лишь такая информация, которая удовлетворяет общим и специальным требованиям, предъявляемым к ней законом.
Ключевые слова: реклама, рекламопроизводитель, рекламодатель, рекламораспространитель, потребитель рекламы, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, скрытая реклама
Egupov V.,
PhD in Law, Associate Professor of Chair of State-Legal Disciplines of the Moscow Institute of Public Administration and Law
THE IMPLICATION AND LEGAL NATURE OF IMPROPER ADVERTISING
On the base of the current legislation analysis the article author examines a definition and types of advertising and improper advertising, the occurring problems with this enterprise, giving and dissemination of the improper advertising, the necessary to consumer rights protection from such kind of advertising, as well as the ways of the advertising legislation perfection. The article author has come to conclusion that the very legislative dissemination of advertising has paved the way for the improper advertising occurrence, because it allows an advertiser to order, an advertisement producer to create, but advertising-disseminator to place information in any form, by any method, using any means.. To solve this problem is possible, in our view, by making changes and amendments to the existing law on advertising so as to change the very notion of "advertising". By advertising we propose to understand the production and distribution on the basis of a contract with a customer by specially authorized persons in the statutory form, by means permitted by law the ways and means of information of commercial, social, political, religious, ideological and cultural nature, which is paid and is for an indefinite number of persons to form or maintain interest in the advertised sites, or to achieve any other desired outcome the customer. This definition would allow if not eliminate cases of dissemination of improper advertising, then at least significantly reduce the number of such incidents, as well as take into account the subjects of advertising activity the fact that the appropriate advertising is recognized only such information that satisfies the general and specific requirements for its law.
Keywords: advertising, advertisement producer, advertiser, advertising-disseminator, advertising consumer, unfair advertising, inaccurate advertising, indirect advertising
UK3
Реклама занимает особое место в системе правоотношений, в особенности в сфере предпринимательской деятельности. Без рекламы немыслимо представить существование современного общества, которое нуждается в достоверном информировании о товарах, работах, услугах, социально-культурных мероприятиях и проблемах, политических программах, идеологических и религиозных течениях. Реклама, изначально появившись как двигатель торговли, вышла далеко за рамки коммерческой деятельности, стала национальной субкультурой, объектом авторских прав, сообщением о социальных проблемах, средством агитации и пропаганды.
Как справедливо заметил Р.М. Лисецкий «реклама стала неотъемлемой частью общественной жизни не только в нашей стране, но и стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности во всех развитых странах. Сила информации настолько велика, что под её воздействием формируется не только общественное сознание и мироощущение, но и государственная политика, поэтому нельзя недооценивать значимость рекламы в общественной жизни. Она затрагивает интересы миллионов людей и является важнейшей частью их жизни. Реклама, как и любое другое явление рыночной экономики, требует не только высокого профессионализма со стороны рекламодателей, ре-кламопроизводителей и рекламораспространителей, но чувства ответственности с их стороны» [1: с. 108].
Однако на практике, к сожалению, всё чаще происходят нарушения общих и специальных требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-Ф3 «О рекламе» (далее по тексту ФЗ «О рекламе»), в результате чего появляется незаконная реклама, нарушающая как права потребителей рекламы, так и права и законные интересы рекламодателей-конкурентов. Единственным и далеко не всегда эффективным юридическим средством противодействия подобной рекламе является статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее по тексту КоАП РФ), предусматривающая административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Административным наказанием для нарушителей рекламного законодательства является административный штраф от двух тысяч до пятисот тысяч рублей в зависимости от субъекта (физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо). Для крупных хозяйствующих субъектов с оборотами в несколько десятков миллиардов рублей в год такие штрафы ничтожны, поэтому создание и распространение ненадлежащей, незаконной рекламы становится выгодным для такой категории недобросовестных субъектов. Потребители же и добросовестные рекламодатели-конкуренты страдают от такой рекламы, несут убытки, и в конеч-
ном итоге устраняются с рынка, заниматься бизнесом становится для них невыгодно, а вышеуказанные нарушители рекламного законодательства получают благодаря незаконной рекламе многомиллионные доходы от своей, зачастую незаконной деятельности. Вот почему, на наш взгляд, так важно решать указанную проблему именно на законодательном уровне, предусмотрев в КоАП РФ более строгие наказания, чем административные штраф, например, административное приостановление деятельности юридического лица, которые позволили бы если не устранить, то хотя бы снизить уровень распространения ненадлежащей рекламы недобросовестными субъектами рыночных отношений.
Исследуя в своей кандидатской диссертации административную ответственность за нарушения законодательства о рекламе тот же Р.М. Лисецкий ещё в 2005 году справедливо отмечал, что «учитывая, что уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу упразднена, можно резюмировать, что задача превентивного воздействия на потенциальных правонарушителей законодательства о рекламе, а также собственном меры государственного воздействия на лиц, виновных в нарушении установленных в Федеральном законе РФ «О рекламе» положений, возложены законодателем в настоящее время в основном на административное законодательство. Это, в свою очередь, требует скрупулезного анализа как собственно понятий рекламы и ненадлежащей рекламы, так и содержания объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» и смежных с ним составов административных правонарушений» [2: с. 28]. С тех пор, несмотря на принятие нового ФЗ «О рекламе», уголовной ответственности за ненадлежащую рекламу не предусмотрено. По нашему глубокому убеждению, такая ответственность существовать должна, а в случаях с юридическими лицами, являющимися субъектами административного правонарушения, но не уголовного преступления, данную ответственность вполне могут нести руководители юридического лица, виновные в инициативе, создании и распространении ненадлежащей рекламы.
Согласно п.1) ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В п.2) рассматриваемой статьи сказано, что объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
шз
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Оно идеально подходит для коммерческой рекламы, поэтому законодателю следовало бы назвать ФЗ «О рекламе» Федеральным законом «О коммерческой рекламе» и принять вместе с ним другой регулирующий рекламные отношения Федеральный закон «О некоммерческой рекламе». Это во многом позволило бы избежать существующих пробелов рекламного законодательства и значительно преградило бы путь ненадлежащей рекламе.
Для более детального уяснения и понимания юридической природы ненадлежащей рекламы, способов, форм и средств её создания и распространения следует, на наш взгляд, обратиться к существующим в научной юридической литературе понятиям рекламы.
Весьма простое, но интересное определение рекламы, предлагает в своем диссертационном исследовании Е.В. Медянкова: «Реклама - информация, распространяемая через средства коммуникации, о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях с целью формирования к ним коммерческого интереса у неопределенного круга лиц» [3: с. 10]. Данное понятие рекламы не отражает всей широты и распространенности данного социального явления, а может быть приурочено лишь к коммерческому виду рекламы. Коммерческая реклама хотя и является самым распространенным видом рекламы, поскольку даже сам законодатель подчеркивает рыночный характер любой рекламы, однако в действительности существуют и некоммерческие виды рекламы, не менее остро нуждающиеся в правовом регулировании. Если социальная реклама ещё нашла отражение в действующем ФЗ «О рекламе», то вот реклама политическая, идеологическая, культурологическая и религиозная, имеющие место быть в действительности, законодательно не урегулированы, а значит сведения, изложенные в таких рекламах могут быть любыми, в том числе заведомо ложными, как часто бывает в политической рекламе, содержащей заведомо невыполнимые обещания в политических программах кандидатов в выборные органы власти. Субъекты рекламной деятельности какой-либо юридической ответственности за создание и распространение ненадлежащей некоммерческой рекламы не понесут, поскольку ФЗ «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, а предъявляет общие и специальные требования лишь к коммерческой и социальной рекламе. Поэтому, будучи ненадлежащей по существу, подобная реклама не может быть незаконной, так как сам закон на неё не распространяется. Следовательно, понятие «ненадлежащая реклама» шире по объёму понятия «незаконная реклама», однако административная ответственность у нас наступает не за всю ненадлежащую рекламу, а лишь за
незаконную её часть. Такого, на наш взгляд, быть не должно, поэтому вышеуказанные виды некоммерческой рекламы должны быть урегулированы на законодательном уровне путем либо внесения изменений и дополнений в ФЗ «О рекламе», либо принятия отдельного Федерального закона «О некоммерческой рекламе», либо разработки и принятия комплексного кодифицированного нормативного правового акта Рекламного кодекса Российской Федерации.
Исследуя гражданско-правовой аспект рекламы, мы попытались сформулировать собственное понятие рекламы: «Реклама - изготовленная и распространенная на основании договора с заказчиком специально уполномоченными лицами в установленной законом форме, с помощью разрешенных законом способов и средств информация коммерческого, социального, политического, религиозного, идеологического и культурологического характера, которая является оплачиваемой и предназначена для неопределенного круга лиц с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемым объектам, либо достижения иного желаемого заказчиком результата» [4: с. 8-9].
Указанное определение, несмотря на свой, казалось бы, отчетливый гражданско-правовой договорный характер, содержит отсылку к административно-правовым императивным отношениям между государством, которое устанавливает в законе форму, способы и средства распространения (размещения) рекламной информации и субъектами рекламной деятельности, обязанных соблюдать общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе. Всё это говорит о комплексном характере правоотношений в сфере рекламы. На наш взгляд, приведенное нами определение рекламы полнее и конкретнее законодательного определения, поскольку относится, во-первых, к любой рекламе, а не только к коммерческой, а во-вторых, не даёт субъектам рекламной деятельности использовать любые форму, способы и средства, что может автоматически привести к созданию ненадлежащей рекламы, подпадающей в целом под её законное определение.
Н.В. Воронин, проводивший в своё время исследования уголовно-правового аспекта ответственности за заведомо ложную рекламу, предлагает следующее определение: «реклама - это информация, являющаяся совокупным продуктом экономической или иной социально значимой деятельности лиц, использующих ее в целях создания информационного обеспечения, необходимого для привлечения внимания неопределенного круга людей к юридическим и физическим лицам, производимым товарам, работам, услугам, идеям или начинаниям соответствующего субъекта экономической или иной социально значимой деятельности с помощью средств распростра-
ип
нения информации, оплачиваемых определенным заказчиком, либо самореклама, осуществляемая любым субъектом экономической или иной социально значимой деятельности по собственной инициативе и в своих личных интересах» [5: с. 11]. Значение такого определения рекламы заключается в целях рекламы, среди которых основной должно быть именно информационное обеспечение населения, а не привлечь внимание к объекту рекламирования, как указано в ФЗ «О рекламе». Привлечение же внимания в рекламе к объектам рекламирования является именно неизбежной необходимостью, следствием размещения рекламы, но не целью, что как раз важно для потребителей рекламы.
Часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» говорит нам о том, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Отсюда можно сделать вывод, что недобросовестная и недостоверная реклама являются видами ненадлежащей рекламы, а распространение таких видов рекламы нарушают права потребителей на получение добросовестной и достоверной информации об объекте рекламирования.
Право потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы товаров тесно переплетается с конституционным правом человека на охрану здоровья (ст. 7, 41 Конституции РФ), поскольку информация о рекламном продукте может ввести потребителей в заблуждение относительно их истинных потребительских свойств и привести к нанесению вреда здоровью [6: с. 30]. Важно отметить, что если размещенная незаконная реклама причинила вред здоровью конкретным потребителям, то субъекты рекламной деятельности помимо административной ответственности могут быть привлечены судом к гражданско-правовой ответственности перед каждым пострадавшим от такой рекламы лицом.
В соответствии с пунктом 6 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной категории, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия. Использованный в ФЗ «О рекламе» запрет с одной стороны не допускает выход в свет неэтичной рекламы, с другой же стороны усложняет компетентным органам административный процесс привлечения нарушителей рекламного законодательства к ответственности, поскольку выражения «бранные слова», «непристойные и оскорбительные
образы» носят оценочный и абстрактный характер, однако согласуются, к сожалению, с действующим легальным определением рекламы, которая может распространяться в любой форме, любыми способами и с помощью любых средств.
«Этичность в рекламе, - как отмечает А.Н. Толкачёв, - включает целый комплекс требований, которые удачно сформулированы в Российском рекламном кодексе. Так, реклама не должна: без обоснованных причин играть на чувстве страха; содержать информацию, способную вызвать или спровоцировать акты насилия; содержать элементы дискриминации по расовому, национальному и религиозному признаку или принадлежности к тому или иному полу, возрастной группе; усиливать, (обострять) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, скажем, отдельных социальных групп: пожилые люди, подростки, полные люди и т.д. В практике рекламы известны случаи, когда рекламные образы на постерах изображали «Тайную вечерю» с рекламируемым товаром на столе. А в 2003 году Христианский общественный комитет опротестовал рекламные щиты французской марки 51Б!еу, изображающие полураздетую девушку, держащую в зубах крест. Здесь вполне очевидно посягательство на религиозные чувства граждан, а, следовательно, на общественную мораль, что недопустимо. Так, например, в Бразилии не принято использовать в рекламе религиозные сюжеты» [7: с. 32-33]. Однако Российский рекламный кодекс является актом саморегулируемой организации Рекламного совета России, поэтому его требования носят рекомендательный, а не обязательный для субъектов рекламной деятельности характер.
ФЗ «О рекламе» также не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Интересный пример введения потребителей в заблуждение и комментарий к нему приводит известный исследователь проблем правового регулирования рекламной деятельности Ю.В. Черячукин. Последний отмечает, что «Н.Е. Фонарева, одна из разработчиков ФЗ «О рекламе», в одном из интервью высказалась за необходимость получения документального подтверждения, что «от Парижа до Находки ОМСА - лучшие колготки». И если это подтверждение не будет представлено - рекламодателю придется менять рекламу.
Представляется, что в этом случае нельзя говорить о введении в заблуждение разумных потребителей, хотя такая реклама без соответствующих подтверждений всё же нарушает российское законодательство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
икз
в России законодательство о рекламе в том виде, в котором оно сейчас существует, исходит из необходимости защиты лишь доверчивого потребителя» [8: с. 184].
Каковы бы ни были способ и форма распространения рекламы - устный или письменный, визуальный или слуховой, наружный или печатный - во всех случаях закон должен охранять и защищать права и интересы несовершеннолетних, воздерживаться от злоупотреблений их доверием и недостатком жизненного опыта.
Поэтому согласно ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается информация, которая прямо или косвенно:
- дискредитирует родителей и воспитателей, подрывает доверие к ним у несовершеннолетних;
- побуждает несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
- создаёт у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
- создаёт у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
- формирует комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
- показывает несовершеннолетних в опасных ситуациях;
- вызывает агрессию;
- приуменьшает уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
- формирует у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Примеров нарушения вышеуказанных норм можно привести достаточно. Так, пункт 4 ст. 6 ФЗ «О рекламе» содержит запрет на создание у несовершеннолетних впечатления, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками. По смыслу указанной нормы не имеет значения, в чем будет проявляться предпочтение. Интересным примером нарушения приведенной нормы является дело, возбужденное Брянским УФАС России по факту распространения рекламного ролика магазина «Империя сумок». В ролике звучали слова: «Скоро первое сентября. Каждый мечтает, чтобы его дети хорошо учились. В магазинах «Империя сумок» отличный выбор для хороших оценок». При этом в рекламе использовались изображения детей, демонстрирующих учительнице школьные рюкзаки и дневники, в которых та ставила оценку «5+». Антимонопольный орган пришел к вы-
воду, что данная реклама направлена на побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые рюкзаки, и создает у них впечатление, что обладание указанными товарами ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками (Решение Комиссии Брянского УФАС России по делу ИП Васютичева от 09.09.2007) [9: с. 48-49].
Любое нарушение указанных требований делает рекламу ненадлежащей и влечет административную ответственность для нарушителей в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ. Субъектами административной ответственности за нарушения ФЗ «О рекламе» могут быть рекламодатель, рекламопроиз-водитель и рекламораспространитель. Однако к юридическим лицам помимо административного штрафа, который, как отмечалось выше, для крупных хозяйствующих субъектов весьма незначителен, должно, на наш взгляд, применяться более суровое, предусмотренное КоАП РФ наказание, например, административное приостановление деятельности юридического лица на срок от шести месяцев до трёх лет. Тогда, мы уверены, вышеуказанные субъекты неоднократно задумаются о том, стоит ли им создавать и размещать ненадлежащую рекламу того или иного объекта рекламирования или всё же выгоднее соблюдать действующее рекламное законодательство.
Кроме общих требований в зависимости от рекламируемого объекта и от способа распространения ФЗ «О рекламе» обязывает субъектов рекламной деятельности также соблюдать те специальные требования, которые указаны в соответствующих статьях, посвященным отдельным способам распространения рекламы и рекламе отдельных видов товаров. Это особенно важно для рекламы алкогольной продукции, лекарственных средств, продуктов детского питания, биологически активных добавок, реклама которых с нарушением соответствующих норм распространяется повсеместно.
На основе анализа норм ФЗ «О рекламе», можно сделать вывод о том, что понятие «недобросовестная реклама» шире по объёму понятия «недостоверная реклама». Иными словами всякая недостоверная реклама по своей сути является недобросовестной, но не каждая недобросовестная реклама будет считаться недостоверной, так как недобросовестная реклама может содержать и соответствующие действительности сведения. Основная причина признания достоверной рекламы недобросовестной, а соответственно ненадлежащей по российскому законодательству - наличие в её содержании информации, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с аналогичными товарами других производителей, порочит тем самым честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, понижая
□а
спрос на продукцию конкурента и выступая, таким образом, актом недобросовестной конкуренции.
Современное законодательство, контролирующее рекламную деятельность, не охватывает весь спектр рекламных услуг и средств её доведения до потребителя в связи с быстро развивающейся рекламной индустрией, что делает контроль за рекламной деятельностью не всегда эффективным. Так, ФЗ «О рекламе» не содержит никаких комментариев относительно распространения рекламы в Интернете, средствах мобильной связи. Полностью отсутствует контроль за созданием и производством рекламы, поскольку контроль начинается только с момента появления рекламы на рекламных щитах и в средствах массовой информации, когда люди уже непосредственно сталкиваются с ней [10: с. 170].
Заслуживает научного внимания взгляд на ненадлежащую рекламу И.С. Козко, который небезосновательно считает нарушение законодательства о рекламе проявлением правового нигилизма, который отчасти присутствует в современном обществе. Он предлагает следующий комплекс мер по преодолению правового нигилизма в рекламных отношениях:
- ужесточение контроля за деятельностью рекламных агентств;
- усовершенствование системы органов, уже осуществляющих контроль в этой сфере;
- систематизировать рекламное законодательство, то есть продолжить стягивание статей из других нормативно-правовых актов внутрь ФЗ «О рекламе»;
- было бы целесообразно принять соответствующие законы о политической, социальной рекламе, чтобы потребители лучше поняли суть каждой из них и отличали их от коммерческой рекламы;
- выработать этические кодексы отдельных видов рекламы (политической, социальной), которые могут являться одним из главных условий эффективного саморегулирования рекламы, где непосредственное участие принимают сами участники рекламной деятельности [11: с. 225-226].
Особого внимания заслуживает самый распространённый и трудно распознаваемый вид ненадлежащей рекламы - скрытая реклама. Согласно статье 5 ФЗ «О рекламе» не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио и кинопродукции или в другой продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Рекламируя данным способом свою продукцию, компании не только продвигают её на рынке, но ещё связывают её в сознании потребителей с образами героев фильмов (сериалов), мультфильмов или с
самими актёрами. Этот вид скрытой рекламы, именуемый в теории рекламной деятельности как «product placement», не регулируется действующим ФЗ «О рекламе», так как в соответствии с пунктом 9) части 2 статьи 2, он не распространяется на упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства. По нашему мнению, это серьезное упущение законодателя, поскольку подобные упоминания являются рекламой, зачастую скрытой, и оказывают ещё большее негативное воздействие на потребителей, нежели обычный рекламный ролик. Негативное воздействие такой рекламы в данном случае не осознаваемо зрителем, поскольку является составной неотъемлемой частью авторского замысла. Конечно, полностью запретить «Product placement» вряд ли возможно, но и не распространять на него общие и специальные требования ФЗ «О рекламе» тоже недопустимо. Обороты продаж от подобной скрытой аудиовизуальной рекламы максимальны, для сценаристов и режиссеров фильмов это хороший источник доходов, страдают только потребители, которым реклама неосознанно навязывается, и которые после просмотра стремятся как можно скорее приобрести объект рекламирования, ведь его используют сами герои кино.
Как обоснованно отмечает исследователь проблем ненадлежащей рекламы М.В. Баранова «скрытая реклама - в значительной мере психологический феномен. Она функционирует в психологической сфере: рекламодатели и производители скрытой рекламы знают её возможности, концентрируют их, учитывают психофизиологические потребности потенциального рекламопотребителя и нацеливают на него этот особый вид рекламы в расчёте на субъективно-эмоциональный эффект. ...Скрытую рекламу сложно идентифицировать. Не каждый правоприменитель имеет чёткое представление о видеовставках, двойной звукозаписи и неких иных способах воздействия, свойственных такому виду ненадлежащей рекламы. Наряду с этим серьёзные проблемы для правоприменителя создает положение п.9. ст.2 «Сфера применения настоящего Федерального закона» ФЗ «О рекламе», где законодатель указывает, что данный базовый закон не распространяется на упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Данный подход вызывает ряд вопросов. Во-первых, неясно - по каким критериям и кем будет оцениваться органичность или неорганичность интегрирования информации. Применение здесь этого оценочного понятия не представляется в технико-юридическом
шз
ракурсе оправданным. Во-вторых, не вполне понятно, что имел в виду законодатель под «сведениями рекламного характера». Дефиниция данного понятия в базовом законе и в конкретизирующем его законодательстве отсутствует. Вероятно, следует говорить не о «сведениях рекламного характера», а о «направленности на рекламные цели». Под рекламными целями, согласно дефиниции понятия «реклама», следует понимать: привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования и продвижение на рынке объекта рекламирования» [12: с. 40-41].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ненадлежащая реклама является объектом комплексного правового регулирования, а рекламное право в наибольшей степени связано с гражданским, административным и конституционным правом. Исследуя сущность и юридическую природу ненадлежащей рекламы, мы пришли к тому, что одного административного наказания в виде административного штрафа за нарушение законодательства о рекламе недостаточно в отношении юридических лиц, которые в большинстве случаев и являются рекламодателями, рекламо-производителями и рекламораспространителями. На наш взгляд, для более эффективного противодействия ненадлежащей рекламе следует ввести такой существующий в КоАП РФ вид административного наказания как административное приостановление деятельности на срок от шести месяцев до трёх лет для юридических лиц за неоднократное её распространение. Поясним, что для юридических лиц такой вид наказания значительно строже, чем административный штраф, а значит основная цель наказания - предупреждение совершения новых правонарушений,
предусмотренных статьёй 14.3 КоАП РФ, будет достигнута, и потребители будут в большей степени защищены от ненадлежащей рекламы. Императивный метод запрета, действующий в рекламном законодательстве, к сожалению, малоэффективен в силу законодательного определения понятия «реклама». Распространение информации с помощью любых способов, любой формы и с использованием любых средств предоставляет субъектам рекламной деятельности возможность создания всех вышеуказанных видов ненадлежащей рекламы. Поэтому, на наш взгляд, законодательство о рекламе нуждается в постоянном совершенствовании и гармонизации по мере развития научно-технического прогресса. Реклама не должна являться одной из форм недобросовестной конкуренции, а также нарушать права потребителей на просмотр целостного кинофильма, телепрограммы, телепередачи, прерывая их на протяжении всей трансляции. Отдельного правового регулирования и научного исследования требует реклама в Интернете, которая в настоящее время беспардонно навязывается пользователям всемирной паутины, часто содержит заведомо ложную информацию о товарах, работах и услугах. Реклама должна выполнять в первую очередь информативную функцию, а уже потом функцию продвижения на рынке объекта рекламирования. В противном случае ради достижения своей, казалось бы, обычной коммерческой цели она начинает нарушать действующее законодательство в части требований к достоверности, добросовестности и особенно этичности, становясь уже ненадлежащей рекламой, общественно опасным негативным социальным явлением, причиняющем вред законным правам и интересам государства, общества, каждого из нас.
Список литературы
1. Лисецкий Р.М. Административно-юрисдикционная защита рекламной деятельности: Монография / Р.М. Ли-сецкий. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013.
2. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.
3. Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
4. Егупов В.А. Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2012.
5. Воронин Н.В. Реклама: социально-исторический и уголовно-правовой аспекты: Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
6. Туровская В.А., Корчагина К.А. Эффективное государственное обеспечение права потребителя на надлежащую рекламу товаров как способ предупреждения причинения вреда здоровью населения (на примере биологически активных добавок) // Вестник Казанского юридического института МВД России. №2 (24). 2016.
7. ТолкачевА.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2008.
8. Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебно-методическое пособие // Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2001.
9. Юрга В. Ненадлежащая реклама. // Корпоративный юрист. №5. 2012.
10. СабуровА.Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в РФ // Вестник ПАГС. 2008.
11. Козко И.С. Нарушение законодательства о рекламе как проявление правового нигилизма // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.
UI3
12. Баранова М.В. Правовая природа и социальная опасность скрытой рекламы // Философия права. №2. 2009.
Reference list
1. Lisetskiy R. Administrative and jurisdictional protection of advertising activity: Monograph // R. Lisetskiy. M.: FSI "ARRI of Interior Ministry of Russia", 2013.
2. Lisetskiy R. Administrative responsibility for violation of legislation on advertising. Thesis of PhD in Law. М., 2005.
3. Medyankova E. Legal regulation of the advertising information: Thesis of PhD in Law. М., 2002.
4. Egupov V. Participants' civil-legal status of relations in the sector of advertising and the role of the Department of Internal Affairs in the combating against violations of advertising legislation: Thesis of PhD in Law. М., 2012.
5. Voronin N. Advertising: The socio-historical and criminal-legal aspects: Thesis of PhD in Law. Ekaterinburg, 2001.
6. Turovskaya V., Korchagina K. Effective state ensure the right of consumers to appropriate advertising of goods as a way of prevention of harm to the health of the population (for example, dietary supplements) // Bulletin of the Kazan Law Institute of Interior Ministry of Russia. № 2 (24). 2016.
7. Tolkachev A. Advertising and promotional activities in Russia: Law and practice. M.: Eksmo, 2008.
8. Cheryachukin Yu. Legal regulation of advertising activity: Textbook // Volgograd State University. Volgograd, 2001.
9. Yurga V. Improper advertising. // Corporate Lawyer. №. 5. 2012.
10. SaburovA. State control over advertising activity in Russia // VAGS Bulletin. 2008.
11. Kozko I. Violation of legislation on advertising as a manifestation of legal nihilism // The rule of law in contemporary society: Proceedings of the I International Scientific-Practical Conference. Novosibirsk: Publishing office NSTU, 2010.
12. Baranova M. The legal nature and social danger of indirect advertising // Law Philosophy. №2. 2009.