УДК 338.262 Кольке Г алина Ивановна,
ст. преподаватель Филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г.Омске
е-mail: galina [email protected] 664010, г.Омск, ул. Пушкина, д. 63 р.т. 8 (3812) 31-00-96
СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
В статье рассмотрены сущность и тенденции развития внутрифирменного планирования производственных ресурсов промышленных предприятии. Показано назначение планирования как функции управления, а также возрастающая роль интеллектуальных ресурсов, являющейся составным звеном производственных ресурсов промышленных предприятий.
Ключевые слова: производственные ресурс;
интеллектуальные ресурсы; внутрифирменное планирование; тенденции; промышленные предприятия.
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий, независимо от сферы деятельности и формы собственности, является важной предпосылкой свободного производства и
предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и крупных предприятий, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования производственных ресурсов каждым подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными
структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Реформирование экономики России на основе становления рыночных форм хозяйствования ознаменовало собой переход к новому этапу развития внутрифирменного планирования. Первое существенное изменение в планировании
- его основные проблемы переносятся в область маркетинга, что характерно для стран с давно сложившимися рыночными отношениями. Наряду с этим в последние 8-10 лет явно прослеживаются и другие тенденции в развитие внутрифирменного планирования: повышение роли
стратегического планирования и более тесная с ним связь оперативного планирования; изменение мотивации плановых решений; интеграция с контроллингом; расширение информационного ресурса планирования; новые подходы к принятию плановых решений.
Однако построение системы планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям, -достаточно сложный процесс. Для этого необходимы соответствующие ресурсы, а работники предприятия должны обладать определенными навыками и уменьем, так как требуется решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Управление производственными ресурсами на уровне предприятия базируется на поиске способов эффективного создания и использования не только основных фондов, материальных активов, но также знаний и информации для достижения поставленных экономических целей - таких, как рост прибыли, экономия затрат, увеличение объемов реализации и т.п. При этом руководителям приходится одновременно решать ряд управленческих задач:
- разработка и развитие внутрифирменных механизмов их использования;
- создание, оценка и введение интеллектуальных активов в структуру капитала;
- осуществление эффективной коммерциализации интеллектуальных продуктов;
- определение экономически целесообразных функций фирмы в области расширенного воспроизводства ее интеллектуально-производственных ресурсов.
Требования рынка оказывают влияние на деятельность всей фирмы в целом. Для того чтобы адекватно отвечать рыночным требованиям, руководство фирмы должно согласовывать с этими требованиями действия всех своих подразделений. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование внутренней организации управления фирмы, ориентированной на требования рынка. В первую очередь, необходимо усиление влияния внутрифирменных экономических механизмов на конечные результаты деятельности всей фирмы в целом. Элементами системы внутрифирменных экономических отношений являются подсистемы планирования, контроля и экономического стимулирования и экономической ответственности.
Вопросы внутрифирменного планирования приобретают важное значение, особенно в настоящее время, в связи с резкими изменениями условий хозяйствования, при поиске, завоевании или сохранении своего сектора рынка в условиях свободной конкуренции. Получение дополнительного дохода за счет уникальных конкурентных преимуществ, приобретенных вследствие использования интеллектуальных активов, становится объектом внимания современных предприятий, поскольку именно эти преимущества способны сыграть решающую роль в повышении конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с западными. Поэтому в настоящий момент наиболее остро встает вопрос об эффективности внутрифирменного планирования
производственными ресурсами предприятия и необходимости разработки специальных управленческих инструментов и методов с целью формирования действенных организационноэкономических механизмов накопления и умножения интеллектуального капитала предприятиями.
Решение методологических проблем предполагает: овладение теорией планирования (методическими основами планирования, учением о системе, механизме, методам и процессе планирования); выбор форм и методов планирования, в наибольшей мере соответствующих специфике предприятия;
разработку структуры планов предприятия, систему показателей и методику их расчета и т.д.
Решение организационно-технических проблем позволяет создать условия для внедрения в практику управления предприятием всех элементов системы планирования.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике в целом, и ситуацию, складывающуюся на самом предприятии.
В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, внутрифирменное планирование интеллектуально-
производственных ресурсов предприятия приобретает особое значение. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.
По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
- научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
- выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска продукции;
- выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
- Внутрифирменное планирование деятельности современных промышленных предприятий должно:
- основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологии;
- опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции;
- выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства.
Однако, среди руководителей отечественных промышленных предприятий на сегодняшний день широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Иногда считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием специфики отечественного бизнеса и интуицией.
В современных условиях такая позиция не может быть признана целесообразной, особенно в отношении инвестиций. По нашему мнению, зарубежный и отечественный опыт показывает, что в современных условиях стабилизации отечественной экономики внутрифирменное планирование на современных промышленных предприятиях не только необходимо, но и вполне реально.
Литература
1. Бархатов В.И., Горшков А.А. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. 140 с.
2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2005. 415 с.
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2000. 391 с.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии. М.: Новое знание, 2008. 668 с.
5. Миронова А.В. Сущность процесса внутрифирменного планирования на современном промышленном предприятии. М.: Вестн. МГТУ. 2006. Т 9. №4.