ЭКОНОМИКА
FORMATION OF A PRICE POLICY OF THE ENTERPRISE
Zhidkova E.V (MSFU), Zhidkov A. N. (VNIILM)
[email protected], [email protected] Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia Russian research institute for silviculture and mechanization of forestry (VNIILM) 141202, Moscow reg., Institutskaya str. 15
In give n article the purposes and problems of a price policy of manufacturers of production are considered essence. Development cycles of a price policy of the company, the basic factors offorming the price, methods of market updating of the prices, kinds of discounts are described. Factors of sensitivity of buyers are led to various price levels. The basic problems in the field ofpricing, characteristic for different types of the markets are specified. The mechanism of an establishment of the prices for the concrete goods is stage by stage considered.
Keywords: pricing, the price policy, development cycles of a price policy, pricing factors.
References
1. Abakumova O.G. Tseny i tsenoobrazovanie [Price and pricing]. Moscow. A-Prior, 2011. 192 p.
2. Bazdnikin A.S. Tseny i tsenoobrazovanie [Price and pricing]. SPb: Yurayt, 2013. - 370 p.
3. Vasyukhin O.V Osnovy tsenoobrazovaniya [Bases of pricing]. SPb: SPbNIU ITMO (The St.-Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics), 2010. - 110 p.
4. Gorin G.A. Tsenoobrazovanie [Pricing]. Moscow. YUNITI, 2013. 127 p.
5. Deeva A.I. Tsenoobrazovanie: Uchebnoeposobie [Pricing: the Manual]. Moscow. KnoRus, 2011. 360 p.
6. Efimova S.A., Plotnikov A.P Tseny i tsenoobrazovanie. Uchebnoe posobie [Price and pricing. The manual]. Moscow. Omega-L, 2012. 192 p.
7. Lipsits I.V Tsenoobrazovanie: Kratkiy kurs lektsiy [Pricing: the Short course of lectures]. Moscow. Yurayt, 2012. 160 p.
8. Sosnauskene O.I. Tsenoobrazovanie v roznichnoy torgovle [Pricing in retail trade]. Moscow. Dashkov and Co, 2013. 272 p.
9. Tsenoobrazovanie; pod red. G.A. Makhovikovoy [Pricing, under the editorship of G.A. Mahovikovoj]. SPb: Yurayt, 2014. 463
P10. Shulyak PN. Tsenoobrazovanie [Pricing]. Moscow. Dashkov and Co, 2014. 196 p.
11. Yuzov O.V, Petrakova T.M. Tsenoobrazovanie: Uchebnoe posobie [Pricing: the Manual]. Moscow. РН MISIS, 2012. 246 p.
основные направления совершенствования внутрифирменного планирования
Е.В. ЖИДКОВА, доц. каф. мировой экономики МГУЛ, канд. экон. наук,
С.Л. БЫКОВ, асп. каф. экономики Финансово-технологической академии
ФГБОУ ВПО «Иосковский государственный университет леса» 141005, Mосковская обл., г. Mытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1 ГБОУ ВПО Mосковской области «Финансово-технологическая академия»
141070, M^., г. Королев, ул. Гагарина, д.42
В данной статье рассматриваются сущность, роль и цели внутрифирменного планирования. Описаны основные этапы и принципы планирования на предприятии. Указана актуальность внутрифирменного планирования и выделены основные направления совершенствования внутрифирменного планирования. Показана сущность регулирования и контролирования процесса выполнения плана. Отмечено, что эффективность совершенствования системы внутрифирменного планирования будет проявляться в виде улучшения результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Ключевые слова: предприятие, внутрифирменное планирование, прогнозирование, принципы планирования, контроллинг.
В современной экономике внутрифирменное планирование играет огромную роль в обеспечении эффективности предприятия.
Оно определяет успешное будущее функционирование предприятия: развитие производства, необходимую оборачиваемость обо-
ротных средств, желаемую рентабельность производства.
Внутрифирменное планирование является одним из важнейших элементов оптимального управления производством на предприятии. Внутрипроизводственное планирование
76
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
состоит в разработке планов текущей работы и развития предприятия, которые содержат перечень мероприятий по обеспечению запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.
Эффективность результатов функционирования предприятия достигается за счет рационального кооперирования деятельности внутренних подразделений при выполнении бизнес-планов и краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению для всех подразделений и исполнителей. Определение места и роли каждого подразделения в деятельности предприятия является важной задачей внутрифирменного планирования.
Применение различных методов внутрифирменного планирования зависит от отраслевых особенностей предприятий, их организационно-правовой формы, масштабов и условий деятельности, уровня самостоятельности подразделений, их территориального расположения и экономической обособленности.
Внутрифирменное планирование основывается на данных оперативного и бухгалтерского учета. Поэтому очень важно совершенствовать систему бухгалтерского учета, развивать систему оперативного учета и внедрять на предприятии систему управленческого учета как дополнительный источник информации для внутрифирменного планирования.
В современных условиях планирование состоит из двух процессов. Первый из них - это прогнозирование, которое необходимо для выработки решений и реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками и процедурами на вариантной основе. Второй процесс - это принятие окончательных решений со стороны руководства по поводу развития своего предприятия, которое основывается на данных прогнозирования и зависит от их точности и надежности.
Планирование включает четыре уровня, которые можно называть этапами планирования:
1. Разработка общих целей.
2. Определение конкретных задач.
3. Выбор основных путей и средств их достижения.
4. Контроль за выполнением целей.
Построение целевой функции основывается на базе прогнозов и заканчивается определением конкретных задач по срокам выполнения и ресурсообеспечению. Планы формируются и оформляются в цифрах в виде бюджетов. Конкретизация планов требует их увязки в целом по предприятию и между отдельными подразделениями. В процессе планирования постоянно должна осуществляться корректировка планов в связи с изменением факторов внешней среды.
Планированию должна предшествовать подготовительная работа, заключающаяся в сборе информации. Планирование строится на основе исследования рынка - анализе его состояния и оценке возможностей потребителей. Логически внутрифирменному планированию должно предшествовать маркетинговое планирование. Маркетинговый план в конечном итоге сводится в портфель заказов предприятия, который оценивается всеми функциональными службами с точки зрения потребностей в ресурсах для его выполнения. В результате этой оценки формируется план производства.
В процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических проблем. Формулировка производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение плановых показателей в соответствии с требованиями рынка, должны быть направлены на комплексное решение будущих проблем.
Принятый план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые изменения во внутрифирменной деятельности. Любой план предприятия (перспективный или текущий) должен быть осуществим в любых условиях за счет его гибкости к внутренним и внешним изменениям производственной системы и ее рыночного окружения. Принятый план может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения новых научных знаний и производственного
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
77
ЭКОНОМИКА
опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.
Внутрифирменное планирование является необходимым элементом управления в системе предпринимательской деятельности. Поэтому совершенствование внутрифирменного планирования должно быть направлено на наилучшее выполнение его важнейших функций в системе управления предприятием. С этой точки зрения наибольшее значение имеют следующие направления совершенствования внутрифирменного планирования:
1) инициирование новых проектов и сделок путем стимулирования и мотивации сотрудников предприятия;
2) прогнозирование дальнейшего развития предприятия на основе обоснования влияющих факторов и предвидения их изменений;
3) оптимизация выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
4) координация взаимосвязей и взаимозависимости всех структурных подразделений предприятия для интеграции их усилий на достижение общего результата;
5) обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного осуществления мероприятий по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
6) создание системы оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и его корректировки;
7) обучение сотрудников управленческого звена и плановых подразделений на примере рационально спланированных и успешно реализованных планов, а также на совершенных ошибках;
8) документирование всех решений и действий руководящих и плановых работников для подтверждения их успешности или ошибочности.
При формировании плановых решений следует также учитывать:
• прошлый опыт, преемственность решений, сохранение позитивных тенденций, традиций, что позволит сохранить систему планирования от резких и необоснованных изменений;
• осторожность и постепенность при планировании темпов роста объемов произ-
водства или снижения затрат, что предохраняет производственную систему от катастрофических последствий и резких спадов в финансовой устойчивости предприятия;
• обеспечение готовности предприятия к планируемым или возникающим изменениям;
• адаптацию, то есть приспособление текущей деятельности фирмы к целям своего перспективного развития.
Несоблюдение любого из принципов планирования приводит к снижению надежности и эффективности плановых решений.
Разработка и применение методологии внутрифирменного планирования вызваны глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера среды деятельности промышленных предприятий. В современной экономике обсуждение и определение перспектив развития своего бизнеса, сопровождающееся составлением ежегодных финансовых смет по статьям расходов на разные цели, уже не является достаточным и не может быть основанием для долгосрочного эффективного развития компании.
Наличие на предприятии подробно разработанного стратегического плана еще не является гарантией успешного будущего компании. Необходимо настроить структуру управления предприятием, системы и механизмы взаимодействия его отдельных звеньев таким образом, чтобы обеспечить четкое выполнение долгосрочной стратегии на практике.
Совершенствование внутрифирменного планирования должно быть направлено на создание управленческого инструментария для превращения долгосрочных стратегий компании в текущие производственно-хозяйственные планы, детализированные для каждого подразделения. Текущее внутрифирменное планирование должно быть гибким: планы-сметы в течение года должны быть пересмотрены, если это диктуется хозяйственной обстановкой. Перераспределение финансовых ресурсов, сделанное в оперативном порядке, должно быть обосновано приростом прибыли или предотвращением потерь в результате изменения объективных обстоятельств.
Технико-экономическое планирование охватывает показатели развития фирмы в нату-
78
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
ральном выражении и основано на использовании финансовых нормативов. Оно ориентирует деятельность подразделений на экономию ресурсов, снижение издержек, обновление оборудования, внедрение технологических новшеств. Оперативное планирование определяет объем и ритм производства и сбыта продукции.
Такая взаимосвязь планов в рамках одного предприятия соответствует концепции предприятия как «открытой» системы. Высшие звенья управления разрабатывают планы, направленные на внешнюю среду фирмы - экономическое, научно-техническое, социально-политическое окружение, а руководители подразделений предприятия осуществляют технико-экономическое и оперативное планирование. Именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства.
В процессе реализации плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо осуществлять регулирование и контроль за ходом выполнения плана. Регулирование заключается в детальной разработке реализуемого плана, подготовке приказов и распоряжений по его выполнению. Контроль выполнения плана является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов.
Регулирование и контролирование процесса выполнения плана осуществляется в рамках современной концепции контроллинга. Контроллинг представляет собой систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия. Контроллинг в экономическом смысле - это наблюдение и управление.
Контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию, наблюдению и контролю за ходом процесса планирования. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и осуществление необходимых действий.
Контроллинг должен стать инструментом для руководства предприятием, охватывающим всю его деятельность и обеспечивающим достижение цели, намеченной перспективны-
ми планами. Контроллинг должен представлять достаточную и надежную оперативную информацию об исполнении плана предприятия, а также проведение анализа выявленных отклонений от запланированных показателей.
Контроллинг исполнения плана предприятия осуществляется посредством сопоставления фактических показателей с плановыми. Фактические показатели сравнивают с плановыми на протяжении всего отчетного года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. В целях выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроллинг финансово-хозяйственной деятельности. Оперативный контроллинг достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль). Оперативный контроллинг осуществляется на основе ежемесячных планов доходов и расходов, которые разрабатываются на основе утвержденного бюджета предприятия на год с конкретизацией основных статей.
Контроль - это не только продолжение процесса планирования, но и одновременно начало следующего этапа планирования, поскольку из предшествующего опыта черпается информация для того, чтобы в будущем более правильно предвидеть ход событий.
Осуществление контроллинга, основанного на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов планирования и управления предприятием.
Таким образом, основными направлениями совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии должны стать следующие:
1) повышение технической оснащенности труда работников в системе планирования и управления;
2) рационализация работы подразделений предприятия, участвующих в процессе планирования;
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2014
79
ЭКОНОМИКА
3) улучшение состава информационного обеспечения предприятия;
4) рационализация информационных потоков между подразделениями предприятия;
5) применение прогрессивных методов и технологий в процессе планирования.
Экономический эффект от совершенствования системы внутрифирменного планирования предприятия будет достигнут за счет оптимизации в результате процесса планирования потоков материальных, трудовых и иных ресурсов, а также за счет рационализации функциональных связей управленческого звена.
Эффективность совершенствования системы внутрифирменного планирования будет проявляться в виде улучшения результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также в виде экономии затрат в системе управления.
Библиографический список
1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Экс-мо, 2008. - С. 463.
2. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: учебник / М.И. Бухалков. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Мельник, Е.С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях / Е.С. Мельник // Молодой ученый, 2011. - № 9. - С. 97-99.
4. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие для студентов вузов / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- 367 с.
5. Царев, В. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов / В. Царев. - СПб: Питер, 2002. -496 с.
6. Экономический словарь; сост. А.Ф. Никитина.
- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. - C. 94.
7. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование / Л.В. Стрелкова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 367 с.
8. Максименко, Н.В. Внутрифирменное планирование / Н.В. Максименко. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 398 с.
9. Платов, В.Я. Технология стратегического планирования и управления / В.Я. Платов, С.Е. Золотарева, О.В. Платова. - М.: Дело, 2013. - 372 с.
10. Фомина, Л.Д. Внутрифирменное планирование. Ч.2. / Л.Д. Фомина. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2013. - 428 с.
GUIDELINES OF A DIRECTION OF PERFECTION OF INTRAFIRM PLANNING
Zhidkova E.V (MSFU), Bykov S.L. (FTA)
Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia Finance and Technology Academy (FTA) 141070 Moscow reg., Korolev str. Gagarin, 42
In given article the essence, a role and the purposes of intrafirm planning are considered. The basic stages and planning principles at the enterprise are described. The urgency of intrafirm planning is specified and the basic directions ofperfection of intrafirm planning are allocated. The essence of regulation and monitoring ofprocess ofperformance of the plan is shown. It is noticed, that efficiency ofperfection of system of intrafirm planning will be shown in the form of improvement of results is industrial-economic activities the enterprises.
Keywords: the enterprise, intrafirm planning, forecasting, planning principles, controlling.
References
1. Bol’shaya ekonomicheskaya entsiklopediya [The big economic encyclopaedia]. Moscow. Eksmo, 2008. p. 463.
2. Buhalkov M.I. Vnutrifirmennoe planirovanie: uchebnik [Intrafirm planning: the Textbook. 2-th publ]. Moscow. INFRA-M, 2003.
3. Mel’nik E.S. Instrumenty vnutrifirmennogo planirovaniya na predpriyatiyakh [Tools of intrafirm planning at the enterprises]. The young scientist, 2011. № 9. pp. 97-99.
4. Strelkova L.V, Makusheva Y.A. Vnutrifirmennoe planirovanie: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Intrafirm planning: the Manual for students of high schools]. Moscow. YUNITI-DANA, 2012. 367 p.
5. Tsarev V. Vnutrifirmennoe planirovanie: Uchebnik dlya vuzov [Intrafirm planning: the Textbook for high schools]. - SPb: Peter, 2002. - 496 p.
6. Ekonomicheskiy slovar’; sost. A.F. Nikitina [The economic dictionary, compiler A.F. Nikitina]. Moscow. OLMA-PRESS Education, 2006. pp. 94.
7. Strelkova L.V Vnutrifirmennoe planirovanie [Intrafirm planning]. Moscow. YUNITI-DANA, 2014. 367 p.
8. Maksimenko N.V. Vnutrifirmennoe planirovanie [Intrafirm planning]. Minsk: High school, 2008. 398 p.
9. Platov VJa, Zolotaryov S.E, Platova O.V Tekhnologiya strategicheskogo planirovaniya i upravleniya [Technology of strategic planning and management]. Moscow. Delo [Business], 2013. 372 p.
10. Fomina L.D. Vnutrifirmennoe planirovanie [Intrafirm planning]. P.2. Novokuznetsk. NFI KemSU (Novokuznetsk Branch-institute of the Kemerovo State University), 2013. 428 p.
80
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014