Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ'

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1818
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / ЯВЛЕНИЕ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ЭССЕНЦИАЛИЗМ / ФЕНОМЕНАЛИЗМ / КРИТЕРИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивоваров Д.В.

В статье проведен категориальный анализ понятий сущности и существования, которые продолжают играть очень важную роль в философии. В статье представлен онтологический анализ: а) сущности, явления и их соотношения; б) существования. Рассматриваются теоретически наиболее состоятельные примеры философского понимания сущности и явления, указывается на возможность использования соответствующих категорий для освещения как объективных, так и субъективных процессов. Онтологический аспект основного вопроса философии представлен автором как совокупность различных вариантов решения проблемы взаимосвязи сущности (эссенции) и существования (экзистенции). Обобщаются альтернативные взгляды философов прошлого на существование. Неизменными признаками существования признаются конечность и ничтожность. Рассмотрены критерии существования, предложенные в ходе истории философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND EXISTENCE

The author carries out the categorical analysis of essence and existence continuing to play an important role in philosophy. He compared alternative interpretations of these concepts that ancient and modern thinkers have put forward. The paper represents ontological aspect of the main question of philosophy as a chain of various solutions for relationship problem between essence and existence. The author considers criteria of existence proposed in the history of philosophy and discusses the problem of essence and existence relationship in the course of philosophy.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ»

В статье проведен категориальный анализ понятий сущности и существования, которые продолжают играть очень важную роль в философии. В статье представлен онтологический анализ: а) сущности, явления и их соотношения; б) существования. Рассматриваются теоретически наиболее состоятельные примеры философского понимания сущности и явления, указывается на возможность использования соответствующих категорий для освещения как объективных, так и субъективных процессов. Онтологический аспект основного вопроса философии представлен автором как совокупность различных вариантов решения проблемы взаимосвязи сущности (эссенции) и существования (экзистенции). Обобщаются альтернативные взгляды философов прошлого на существование. Неизменными признаками существования признаются конечность и ничтожность. Рассмотрены критерии существования, предложенные в ходе истории философии.

Ключевые слова: Сущность, разнопорядковость сущности, явление, существование, эссенциализм, феноменализм, критерий существования, онтологический аспект основного вопроса философии, сущность и существование человека.

УДК 111

Д. В. Пивоваров, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения департамента философии института социально-политических наук, ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

e-mail: daniil-pivovarov@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

I. Сущность и явление

Латинское слово «essentia» (сущность) этимологически означает: бытие, конденсированное в себе (esse+entia=essentia) и свернутое в понятии. Пантеизм трактует сущность как насыщенность бытием, сверхчувственный концентрат бытия. Она виртуально укоренена в глубине явления и есть совокупность всех отношений и возможностей. Истечение потенциальной энергии бытия оборачивается многообразием вещей как проявлений сущности. Явление - это самоограничение бытия через внешнюю реализацию той или иной возможности, пребывающей в виртуальном топо-се сущности. В этом смысле категории «явление бытия» и «существование» суть синонимы. Феномен (от греч. yaivdjuevov - являющееся) - экс-териоризация сущности. Одна и та же сущность проявляется по-разному, через многообразие явлений. Феномен богаче эссенции, так как он воплощает в себе не только необходимое, но также расцвечивается множеством случайностей.

В своей взаимосвязи философские категории сущности и явления обозначают процессы опредмечивания и обособления полноты бытия: эманации Абсолюта, превращения идеального в реальное, бесконечного в конечное, внутреннего во внешнее, возможности в действительность, сверхчувственного в чувственно данное. Вместе с тем с их помощью описывается возвращение наличного бытия в полное бытие: имманация, снятие, распредмечивание. Эти категории применимы для освещения не только объективных, но и субъективных процессов.

В монотеистическом ракурсе первичная сущность (Бог) - это полнота трансцендентного бытия, ни в чем себя не ограничивающая и из ничего

творящая космос, а все явления первосущности суть некие извещения о ней в форме вещей как ее знаков. Философия эссенциализма исходит из веры в реальность скрытых сущностей, управляющих миром феноменов. Для эссенциалистов сущность есть ноумен, то есть нечто умопостигаемое. По мнению одних, она вне явления, по ту сторону от него (Платон), по мнению других -незримо скрыта в основании феномена (Гегель). В размышлении о ноуменах эссенциализм видит призвание философа. Напротив, феноменализм отрицает познаваемость сущности вещей и сосредоточивается на познании явлений.

Сторонники пантеизма и имманентной философии подразумевают под сущностью, сакральной и профанной, незримое ядро предмета (внутреннюю энергию физического мира или индивида, субстанцию вещи), а под явлением -продукт эманации и экстериоризации сущности. В этом аспекте закон природы можно мыслить как такую существенную связь явлений, потенциальная энергия которой, выплескиваясь наружу и дробясь, порождает неисчислимое множество событий. Явление изменчиво, преходяще и со временем возвращается в лоно сущности, то есть опять оборачивается одной из ее потенций. Процесс интериоризации (имманации, овнутривания) явления обогащает и еще более стабилизирует сущность. Эманация сущности и имманация явления неразрывны; в круговороте бытия - от полноты и неопределенности к наличному бытию и обратно - сущность и явление переходят друг в друга.

Представители монотеизма и трансцендента-листы полагают, что предельные сущности (Бог, совершенные прообразы материальных предме-

тов) вечно пребывают в потустороннем мире и обладают чистой, непроявленной, всеобщностью. Иногда эти сущности творят и обусловливают физические явления, однако не путем эманации, а либо из ничего, либо как бы отсвечиваясь в зеркале материи. В свою очередь, явление лишено обратной связи с трансцендентной сущностью, не имманирует, не возвращается в нее. Таким образом, потусторонняя сущность и посюсторонее явление не взаимооборачиваются и не превращаются друг в друга. Вместе с тем монотеизм различает метафизические и физические сущности: Бог создал ех тЫ1о (из ничего) законы природы, изнутри нее регулирующие ход событий в нашем мире. При этом истолкование монотеистами соотношения сотворенной сущности и ее проявлений может совпадать с пантеистическим подходом.

Содержание категории сущности в ходе истории философии представало в трех измерениях: 1) как субстрат вещи; 2) как формообразующее начало; 3) как субстанция и субстанциальная энергия. Так, Демокрит полагал, что сущность (идея) происходит от атомов, которые составляют вещь, и срощена с вещью. Современная атомистика наследует этот взгляд. Определение сущности как субстрата вместе с тем не дает возможности объяснить, почему из одного и того же набора элементов всякий раз складываются разные целостности, почему некоторое целое стало именно таким, а не иным.

Платон и Аристотель развили своего рода информационную концепцию сущности (идеи). Согласно Платону, «...сущность вещей составляет некую прочную основу их самих ... вещи имеют некую собственную устойчивую сущность безотносительно к ним и независимо от нас. они возникают сами по себе, соответственно своей сущности» [6, с. 617]. Платоники полагают, что сущности (то есть объективные идеи вещей), -это совершенные невещественные целостности; их можно уподобить инженерным проектам будущих сооружений; и они вознесены над нашим миром, вечны, неизменны. Идея мистически высвечивается в материальном субстрате, тем самым непрестанно формируя соответствующий ей класс предметов, а ее содержание избыточно и всегда богаче этих предметов. Аристотель помещает платоновские сущности в сами вещи так, что материя и сущность (форма) становятся неразрывно связанными. Сущность есть своего рода информационная матрица вещи: «формою я называю, - пишет Стагирит, - суть бытия каждой вещи и первую сущность» [1, с. 180]. Вещь преходяща, сущность же вечна. По Аристотелю, форму никто не создает, ее лишь вносят в определенный материал.

Энергетическая концепция сущности сложилась в философии Нового времени. Например,

Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц предпочитают понимать сущность как мощь, активность, формообразующую силу. Сущность есть субстанция, к которой привязаны свойства и отношения. Читаем у Спинозы: «Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование» [7, с. 361]. В монаде Лейбница нет никакой пассивности, ее собственное действие - выявлять себя [4].

У Гегеля сущность (идея) предстает во всех ее трех измерениях: как субстрат, рефлексия и субстанция. Абсолютная идея развивается по ступеням. Вышестоящее выявляется через нижестоящее; в свою очередь, его проявление есть сущность в отношении к следующему, нижележащему уровню бытия. Из представления о много-порядковости сущности следует, что сущность не находится по ту сторону от явления, но сама в определенном отношении есть явление, существующая вещь. Сущность и явление находятся в состоянии диалектического единства и перелива друг в друга. Согласно Гегелю, сущность обычно высвечивается в явлении неадекватно, ее совершенное проявление (нем. Ideale) крайне редко [2].

Всякая материальная вещь, с диалектической точки зрения, есть единство сверхчувственного и предметно-чувственного, сплав некоторой сущности с ее вещественным проявлением. Философ может также сказать, что вещь есть способ субстратного обособления субстанции; индивидуализированное бытие единого во многом, простого в сложном; качество в единстве его свойств, связей и отношений. Онтологический аспект основного вопроса философии можно, по нашему мнению, представить следующими основными вариантами решения проблемы соотношения сущности и явления:

- есть только чувственные качества, кажимость, но нет никаких объективных вещей-в-себе и сущностей (субъективный идеализм сенсуалистической окраски);

- за кажимостью могут стоять вещи-в-себе, объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм);

- можно добиваться предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений только гипостазированием глубинных сущностей - сущности просвечивают наружу в виде явлений, или, как говорил Гегель, «сущность является, явление существенно» (эссенциализм);

- сущность никогда не проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более кажимости) всего лишь намекают нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам о ней истинного знания (символизм);

- совершенные проявления сущности иногда все же случаются - сущности открываются избранным людям и транслируются через пророков, элиту (профетизм, элитаризм);

- сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к ним самим (наивный реализм) [5].

Если продолжать задавать вопросы о природе сущности (например, спрашивать, противоречива ли она или проста, однопорядкова или многослойна, обладает ли она пространственно-временными свойствами), то можно и далее расширить список онтологических вариантов решения основного вопроса философии.

II. Существование

Существование, то есть экзистенция (поздне-лат. ex(s)istentia: ex - внешнее, прошлое, sist - стояние, entia - бытие; от лат. exsisto - существую), -это: 1) внешнее бытие вещи; 2) индивидное бытие в составе мирового порядка, космоса; 3) бытие компонентов сознания — различных чувств, мыслей, волевых актов; 4) по Гегелю, существование - это бытие, которое обрело основание; сущность в своем существовании есть явление.

«Для схоластиков "existere" значило в собственном смысле ex alio sistere (происходить из другого), — писал Э. Жильсон. — Как слово "existentia" прежде всего вызывало в них представление об "essentia cum ordine originis" (сущности вкупе с ее происхождением), так "existere" в первую очередь означало на их языке тот акт, посредством которого субъект возникает к бытию через порождение. Такой субъект удерживается в существовании, но исходя из чего-то другого ... Таким образом, идея начала, порождения составляет коннотативное значение термина "existentia" всякий раз, когда он употребляется в точном смысле» [3, с. 329].

Бесконечность и могущество - атрибуты бытия, а конечность и ничтожность - неизменные признаки экзистенции. Сколько к бесконечному ни прибавляй или не отнимай от него, оно останется тем же самым, то есть не входит ни в состояние освоения и роста, ни в ситуацию отчуждения и уничтожения. Конечное же можно увеличивать и уменьшать, и существование бывает: а) осваивающим и возрастающим; б) отчуждаемым и умирающим. Аристотель учит, что существование и сущность совпадают лишь в первосущности. А вообще - из существования невозможно дедуцировать сущность, но зная суть предмета, мы знаем, что он так или иначе существует; «знание той или иной вещи мы ведь имеем тогда, когда мы узнали суть ее бытия» [1, с. 177].

Одни философы заявляют, что существование является специфическим свойством любого индивидуального бытия - предметно-чувственного или мыслимого. Но тогда невозможно обсуждать «несуществование» чего-либо (например, Санта Клауса), и поэтому ряд мыслителей отказываются приписывать свойство «существовать» во-

ображаемым единичным предметам. Есть также философы, которые защищают тезис о том, что «существование не является предикатом» - по их мнению, существование не следует именовать свойством или характеристикой какого-либо индивидуального бытия. Широко дискутируются проблемы существования абстрактных объектов (чисел, универсалий), возможных предметов и нематериальных душ.

В христианстве отчужденное (ничтожное) существование человека нередко именуют «плотью», а экзистенцию человечества - «всей плотью». Самобытие экзистенции снимается через его перевоплощение в ином существовании и тем самым опосредованно сохраняется и спасается в бесконечной полноте бытия. Индивидуация -сущностное свойство существования. Различают объективное (независимое от сознания субъекта) существование предметов и субъективное существование дискретных прообразов и образов вещей в сверхчеловеческом либо человеческом сознании.

Сверхчувственная сущность вещи сопричаст-на полноте бытия и проявляется вовне вестью из бездны сущего, через сигнал чтойности. К. Ясперс называл «прояснением экзистенции» и «пограничной ситуацией» то мгновение времени, когда вечное бытие проникает посредством жизненных потрясений во временную экзистенцию и преображает ее. Подлинная суть индивида открывается ему в моменты, когда ему угрожает опасность, когда он страдает, осознает вину и т.п. [8]. Вещее мы постигаем умом, а в практическом плане вещь дана нам в форме это - отдельного пространственно-временного существования.

Критерии существования некоторого А обычно усматривают в способности А взаимодействовать с другим объектами В, С, D и т.д. и проявлять при этом определенные свойства. Сенсуалисты утверждают, что А реально существует, когда оно способно воздействовать на наши органы чувств и производить в нас ощущения. Например, Дж. Локк усматривает мерило существования в опыте; согласно Дж. Беркли, существовать - быть воспринимаемым; вопрос о реальности или ирреальности явления есть, по мнению И. Канта, компетенция практического разума; по К. Марксу и Ф. Энгельсу, реальное бытие чего-либо в конечном счете устанавливается практическим способом. Такой атрибут экзистенции, как индивидность, отражена в критерии У Куайна: существовать -значит быть значением квантифицированной связанной переменной.

Под «есть» традиционная философия понимает бытие вообще, то есть бытие, взятое в его первичности, самостоянии, беспредельности и полноте, а под существованием - просвечивание сущего вовне («стояние в просвете

бытия», по М. Хайдеггеру), то есть нечто вторичное, несамостоятельное, преходящее и зависимое от «естины». Известна «трихотомия Г. Фреге»: глагол «быть», выступающий в роли связки, имеет три смысла: есть предикации («Сократ - мудрый»); есть тождества («Сократ - человек»); есть существования («Сократ существует»). Присутствовать - значит «находиться при сути», хранить суть. Поскольку сущность как способ

присутствия бытия редко становится видимой полно и неискаженно в существующих вещах, то индивидам (вещам и существам) присуще противоречие между онтическим и экзистенциальным: рядовое «это» постоянно испытывает в себе противоречие между внутренним и внешним, бесконечным и конечным и т.д., а человек к тому же - между вечным и смертным, умопостигаемым и опытным и т.п.

Литература

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 1999. - 608 с.

2. Гегель, Г.В.Ф. Учение о сущности // Г.В.Ф. Гегель // Гегель Г.В.Ф.. Наука логики : в 3 т. - М. : «Мысль», 1971. - Т. 2. - 248 с.

3. Жильсон, Э. Бытие и сущность / Э. Жильсон // Жильсон Э. Избранное : Христианская философия. - М. : Изд-во РОССПЭН, 2004. - С. 321-582.

4. Лейбниц, Г.В. Монадология / Г.В. Лейбниц // Лейбниц Г.В. Сочинения : в 4 т. - М.: «Мысль», 1982. -Т. 1. - С. 413-429.

5. Пивоваров, Д.В. Гносеология религии / Д.В. Пивоваров. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2009. - 380 с.

6. Платон. Кратил / Платон // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. - М. : «Мысль», 1994. - Т. 1. - С. 613-681.

7. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Спиноза Б. Избранные произведения : в 2 т. - М. : Госполитиздат, 1957. - Т. 1. - С. 359-618.

8. Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. - М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.