Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Е.А.

В статье, исходя из задач инновационного развития государства и общества, обоснована необходимость формирования у будущих инженеров готовности к инновационной экономико-управленческой деятельности. Дано авторское определение сущности инновационной экономико-управленческой деятельности, что позволило выявить сущность и структуру готовности будущих инженеров к этому виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF READINESS OF FUTURE ENGINEERS TOWARDS INNOVATIVE ECONOMIC AND MANAGEMENT ACTIVITIES

The article, based on the tasks of innovative development of the state and society, justifies the need for future engineers to prepare for innovative economic and management activities. The author’s definition of the essence of innovative economic and management activity was given, which made it possible to identify the essence and structure of the readiness offuture engineers for this type of activity.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.011.3-051:62-027.31 БОЙКО Е.А.

ассистент, кафедра информационных технологий, Донбасский государственный технический институт Е-mail: eaboyko@mail.ru

UDC 378.011.3-051:62-027.31 BOYKO E.A.

Assistant, Department of Information Technology, Donbass

State Technical Institute Е-mail: eaboyko@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ESSENCE AND STRUCTURE OF READINESS OF FUTURE ENGINEERS TOWARDS INNOVATIVE ECONOMIC AND MANAGEMENT ACTIVITIES

В статье, исходя из задач инновационного развития государства и общества, обоснована необходимость формирования у будущих инженеров готовности к инновационной экономико-управленческой деятельности. Дано авторское определение сущности инновационной экономико-управленческой деятельности, что позволило выявить сущность и структуру готовности будущих инженеров к этому виду деятельности.

Ключевые слова: инженер, инженерное образование, готовность к профессиональной деятельности, инновационная экономико-управленческая деятельность, готовность будущих инженеров к инновационной экономико-управленческой деятельности.

The article, based on the tasks of innovative development of the state and society, justifies the need for future engineers to prepare for innovative economic and management activities. The author's definition of the essence of innovative economic and management activity was given, which made it possible to identify the essence and structure of the readiness offuture engineers for this type of activity.

Keywords: engineer, engineering education, readiness for professional activity, innovative economic and managerial activity, readiness of future engineers for innovative economic and managerial activity.

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и утвержденных ранее «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» и «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» сформированы задачи инновационного развития экономики и других сфер общественной жизни, что позволит повысить уровень, качество и безопасность жизни и труда граждан России, обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции и технологий на мировом рынке, будут способствовать повышению обороноспособности страны.

Важная роль в решении этих задач принадлежит инженерным кадрам, которые должны быть подготовлены системой высшего образования к продуктивной инновационной деятельности. Однако, как отмечает Ю.О. Ушакова, переход к инновационной экономике в России сопровождается уменьшением в последние годы количества специалистов в сфере инженерии, способных генерировать и создавать новые технологии и продукцию [1]. Е.Б. Химин считает, что не столько нехватка инженерных кадров тормозит инновационное развитие государства, сколько несовершенство их подготовки к инновационной деятельности [2].

Анализ работ Е.В. Володиной, Н.В. Григорьевой, О.О. Горшковой, И.В. Дмитриевой, А.Г. Китова, И.О. Котляровой, В.В. Кузнецова, А.Я. Мельниковой, С.Г. Познанской, Н.С. Пономаревой, А.С. Чурсиной и

других исследователей свидетельствует, что внесение с 2017 года ряда изменений в образовательные стандарты подготовки будущих инженеров и выявленные в результате научно-практического поиска педагогические условия формирования готовности студентов инженерно-технических специальностей к инновационной деятельности позволили существенно повысить качество их проектной и исследовательской инновационной подготовки. При этом, готовность инженеров к проведению экономического обоснования новых технологических решений и разработке комплекса организационно-управленческий условий реализации всех стадий проекта, способность этих специалистов с экономической и управленческой позиций оценить целесообразность и эффективность новаций для производства, экономики и общества в целом, сформированы в недостаточной степени. Причиной этого является, прежде всего, аспектное отражение экономических и организационно-управленских компетенций в требованиях образовательных стандартов, что и приводит к незначительному объему экономической подготовки в учебных планах, поверхностному знакомству будущих инженеров с основными экономическими законами, процессами и явлениями.

Данная проблема находит свое отражение в исследованиях А.Г. Аухатшина, И.Д. Белоновской, З.В. Вдовенко, К.А. Грехова, Е.А. Жилкиной, И.В. Краснопевцевой, В.Г. Лизункова, М.Г. Минина, Л.А. Поповой, М.В. Хайруллиной, А.В. Чурилина,

© Бойко Е.А. © Boyko E.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

А.Е. Шастиной, О.Т. Шипковой и других ученых, работы которых направлены на поиск эффективных дидактических подходов к формированию экономических и организационно-управленческих компетенций, однако без специфики их использования инженерами в инновационной деятельности.

В указанных исследованиях авторами также обосновывается многообразие действий инженера в экономической и организационно-управленческой плоскостях, что выходит за рамки организационно-управленческой деятельности, определенной как один из видов инженерной деятельности, и обуславливает использование учеными терминов «экономическая», «производственно-экономическая», «экономико-управленческая», «профессионально-управленческая» деятельность. Поскольку в научной литературе «организация» рассматривается как один из элементов системы управления, а экономическая деятельность предполагает анализ, планирование и определение экономической эффективности производства, то, на наш взгляд, наиболее емким и отражающим специфику инновационной деятельности инженера является термин «экономико-управленческая деятельность».

Проведенное нами исследование существующих научных наработок по проблеме формирования готовности будущих инженеров к инновационной и экономико-управленческой деятельности, а также анализ самих экономических, организационных и управленческих действий инженера в процессе решения задач профессиональной деятельности позволило рассматривать инновационную экономико-управленческую деятельность инженера как деятельность по экономическому и организационному обоснованию новых технических решений, созданию эффективных организационно-управленческих условий их разработки и внедрения, что обеспечит производство и реализацию на рынке нового конкурентоспособного технологического продукта.

Определение сущности инновационной экономико-управленческой деятельности инженера создает основу для выявления сущности и структуры готовности будущих инженеров к этому виду деятельности.

Укажем вначале, что проблема формирования готовности личности к профессиональной деятельности достаточно полно исследована Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалевым, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.Н. Нечаевым, В.А. Сластениным, В.Д. Шадриковым и другими учеными.

Большинство исследователей связывают готовности к профессиональной деятельности с пониманием личностью сущности профессии, ее социальной значимости, возможности реализовать свой потенциал в процессе ее овладения и осуществления, что обуславливает соответствующие мотивы и позволяет в процессе продолжительной подготовки овладеть совокупностью профессиональных знаний и умений в сфере профессиональной деятельности, сформировать и развить профессионально значимые качества.

Е.В. Ветерок указывает, что в последние годы в на-

учной литературе готовность к профессиональной деятельности связывается с развитием коммуникативных способностей, способности к оценке результатов собственной профессиональной деятельности и имеющегося интеллектуального потенциала, способностей к профессиональному саморазвитию и самореализации в профессиональной сфере [3]. Н.Н. Казиева, отмечает, что готовность специалиста к профессиональной деятельности отличает способность решать задачи в нестандартных условиях [4]. На наш взгляд, развитие указанных качеств и способностей положительно сказывается на готовности специалиста осуществлять инновационную деятельность.

Анализ указанных выше исследований, а также работ по проблематике готовности к профессиональной деятельности Е.В. Ветерок, Е.А. Журавлевой, С.П. Зуевой, А.В. Зыряновой, Н.Н. Казиевой, С.В. Макаровой, Т.А. Мартиросовой и других ученых позволило понимать под готовностью к профессиональной деятельности интегративное личностное образование, возникающее в результате профессиональной подготовки и включающее совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих личности мотивированно и целенаправленно применять их для самостоятельного решения задач профессиональной деятельности, протекающих в различных условиях и обуславливающих непрерывное саморазвитие специалиста.

В структуре готовности к профессиональной деятельности исследователи преимущественно выделяют мотивационный (мотивационно-ценностный), когнитивный, операционно-деятельностный (операциональный, технологический), эмоционально-волевой (личностно-профессиональный, поведенческий) компоненты, реже добавляют рефлексивный компонент.

Однако структура готовности к профессиональной деятельности во многом связана с особенностями конкретного вида деятельности специалиста. Поэтому сущность и структура готовности будущих инженеров к инновационной экономико-управленческой деятельности будет в определенной мере повторять структуру инновационной деятельности инженера, но и отражать сущность и структуру экономико-управленческого вида его деятельности.

Анализ работ О.В. Андриановой, И.В. Дмитриевой, Е.В. Иванушкиной, И.О. Котляровой, В.В. Кузнецова, С.Г. Познанской, Н.С. Пономаревой, А.С. Чурсиной и других исследователей выявили понимание ими феномена готовности будущего инженера к инновационной деятельности как интегративного качества личности, включающее совокупность знаний, умений и навыков и в сфере инженерии, и в сфере инновационной деятельности, а также личностных и профессиональных качеств, свидетельствующих о восприятии инженером инноваций, способности к творческому решению нестандартных задач, работе в команде, самоорганизации, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности подчиненных.

В контексте нашего исследования значимым является выделение С.Г. Познанской способности к критической оценке предлагаемых решений и результатов инновационной деятельности [5]; Е.В. Иванушкиной - определения различных видов ресурсы и создания организационных условий, необходимых для разработки и реализации инноваций [6]; И.В. Дмитриевой - оптимизации инженерной деятельности с целью повышения ее эффективности [7]; И.О. Котляровой - обоснования результатов инновационной деятельности и оценки их влияния [8].

Структуру готовности будущих инженеров к инновационной деятельности исследователи рассматривают как взаимодействие мотивационно-ценностного (моти-вационного), когнитивного, деятельностного (креативного) и рефлексивного компонентов.

Исследованию готовности будущих инженеров к экономико-управленческой деятельности способствовал анализ работ А.Г. Аухатшина, З.В. Вдовенко, К.А. Грехова, Е.А. Жилкиной, И.В. Краснопевцевой, В.Г. Лизункова, М.Г. Минина, Л.А. Поповой, А.В. Чурилина, А.Е. Шастиной и других ученых, что позволило выявить определенное сходство позиций в понимании учеными данного феномена как интегра-тивной личностной характеристики, которой присуще ценностное отношение к экономико-управленческой деятельности, мотивы к овладению нею и реализации для обеспечения эффективности производственной деятельности; совокупность экономических и организационно-управленческих компетенций, а также такие качества, как способность к критическому анализу, эффективному взаимодействию, креативность и др.

В структуре готовности будущих инженеров к экономико-управленческой деятельности исследователями выделяется мотивационный (мотивационно-ценностный), когнитивный, деятель-ностный (операционно-деятельностный, технологический, рефлексивно-деятельностный), поведенческий (эмоционально-волевой, личностно-профессиональный) компоненты.

Творческое переосмысление результатов проведенного исследования, а также практический опыт экономической подготовки будущих инженеров позволяют нам готовность будущих инженеров к инновационной экономико-управленской деятельности понимать как интегративное личностное образование, возникающее в результате углубленной экономико-управленческой подготовки и включающее совокупность знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств, позволяющих личности мотивированно и целенаправленно применять их для самостоятельного экономического и организационно-управленского обоснования новых технических решений, создания эффективных организационно-управленческих условий разработки, внедрения, производства и реализации нового конкурентоспособного технологического продукта, что обуславливает непрерывное саморазвитие инженера в инновационной и экономико-управленской видах деятельности.

Структуру готовности будущих инженеров к инновационной экономико-управленской деятельности мы рассматриваем как взаимодействие мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического и поведенческого компонентов, характеристика которых приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика компонентов готовности будущих инженеров к инновационной экономико-управленческой деятельности

Компоненты Характеристика

Мотивационно-ценностный осознание ценности экономико-управленческий знаний и навыков в обосновании, разработке и реализации новых технических решений; мотивация к формированию готовности к инновационной экономико-управленской деятельности; наличие интересов и установок на получение разностороннего опыта инновационной деятельности и повышения ее эффективности.

Когнитивный наличие общих знаний о сущности инноваций, месте и роли экономико-управленческих знаний в инновационной деятельности инженера; наличие совокупности экономических и организационно-управленческих знаний для обоснования, разработки, организации производства и реализации инновационных технологических решений, а также формирования и внедрения новых подходов в управление производственными подразделениями и трудовыми коллективами.

Технологический умения и навыки будущих инженеров по проведению экономического анализа потребностей в инженерных новациях; умения и навыки определения необходимых ресурсов для разработки и внедрения новых технологических решений; умения и навыки создания организационных и управленческих условий для проектирования, внедрения, производства и реализации нового технологического продукта; умения и навыки оценки уровня собственных экономико-управленческих знаний для осуществления инновационной деятельности и их совершенствования.

Поведенческий восприимчивость к инновациям, наличие организационных и коммуникативных способностей, наличие способностей к командной работе; самостоятельность, ответственностью; инициативность; креативность .

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таким образом, проведенное нами исследование позволило установить, что одной из причин замедления инновационных процессов является неготовность инженеров проводить экономическое обоснование новых технологических решений, выявлять их социальную и коммерческую значимость, создавать эффективные организационно-управленческие условия разработки и внедрения инженерных новаций. Это свидетельствует о необходимости совершенствования экономической составляющей инженерного образования и придания ей инновационной направленности, что будет способствовать формированию у будущих инженеров готовности к инновационной экономико-управленской деятельности

Структура готовности будущих инженеров к инновационной экономико-управленской деятельности включает мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический и поведенческий компоненты. Приведенная нами характеристика структурных компонентов позволяет определить теоретические основы формирования исследуемого феномена, разработать педагогические условия и критериально-диагностическую базу для проведения экспериментальной работы по формированию в процессе профессиональной подготовки у будущих инженеров готовности к инновационной экономико-управленской деятельности.

Библиографический список

1. Ушакова Ю.О. Проблемы и направления по развитию системы подготовки кадров в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2019. Т. 17. № 2. С. 124-135.

2. Химин Е.Б. Основные проблемы внедрения инноваций на предприятиях в современных условиях. Пути решения // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 28-2. С. 122-128.

3. Ветерок Е.В. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в зарубежных и отечественных исследованиях // Смальта. 2021. № 1. С. 22-29.

4. Казиева Н.Н. Квалификационная и психологическая готовность субъекта к профессиональной деятельности // Вопросы науки и образования. 2021. № 8 (133). С. 30-37.

5. Познанская С.Г., Кутищев С.А., Резанова И.А. Формирование готовности будущих инженеров-строителей к инновационной деятельности // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 2(32). С. 75 -79.

6. Иванушкина Е.В. Сущность готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования // Вестник Самарского гос. ун-та. 2012. № 8.1. С. 184-188.

7. Дмитриева И.В. Структура инновационной деятельности в составе инженерной подготовки бакалавра [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8543 (дата обращения: 29.06.2021).

8. КотляроваИ.О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Образование. Пед. науки. 2012. № 26. С. 15-19.

References

1. Ushakova Yu.O. Problems and directions in the development of the training system in the transition to an innovative economy // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. 2019. Vol. 17. № 2. Pp. 124 -135.

2. Khimin E.B. The main problems of innovation implementation in enterprises in modern conditions. Solutions // Economics and governance in the twenty-first century: development trends. 2016. № 28-2. Pp. 122-128.

3. Veterok E.V. The problem of psychological readiness for professional activity in foreign and domestic studies // Smalt. 2021. № 1. Pp. 22-29.

4. Kazieva N.N. Qualification and psychological readiness of the subject for professional activity // Issues of science and education. 2021. № 8 (133). Pp. 30-37.

5. Poznanskaya S.G., Kutishchev S.A., Rezanova I.A. Formation of readiness of future civil engineers for innovation // Perspectives of Science and Education. 2018. № 2 (32). Pp. 75-79.

6. Ivanushkina E.V. Essence of readiness for innovation of students of secondary vocational education institutions // Bulletin of Samara State University. 2012. № 8.1. Pp. 184-188.

7. Dmitrieva I.V. The structure of innovation in the composition of engineering training of a bachelor's degree [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8543 (accessed: 29.06.2021).

8. Kotlyarova I.O. Continuous preparation of students of technical areas for innovation // Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Ped. science. 2012. № 26. Pp. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.