Научная статья на тему 'Сущность и специфика управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях'

Сущность и специфика управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Онуфриенко Елена Сергеевна

В статье рассмотрены особенности управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях. Раскрыты основные понятия: процесс, педагогический процесс, управление, педагогическое управление. Описана специфика управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении. Определен механизм управления современным дошкольным учреждением и его структурные компоненты. Перечислены структурные элементы процесса: объект и предмет управления. Раскрыты задачи управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Онуфриенко Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях»

Активизировав и оживив учащихся сменой деятельности, учитель проводит самостоятельную работу, дополнительно заинтересовав ребят наградой за хорошую работу. К концу урока активность снижается также из-за усталости после напряженной работы в виде самостоятельно выполненных заданий. Некоторым учащимся необходима очередная смена деятельности, которая произойдет на перемене после звонка.

Подводя итоги исследования важно подчеркнуть актуальной проблемы формирования познавательной активности учащихся. В современном образовательном процессе необходимо использовать интерактивные технологии обучения, способствующие проявлению субъектной позиции школьника, что влияет на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС.

Список литературы

1. Лоренц В.В. Современные образовательные технологии и их возможности для формирования творческой личности школьника. Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1-1 (9). С. 126-129.

2. Управление качеством: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. 448 с.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2001. 544 с.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 1 2 Зотова И.В. , Онуфриенко Е.С.

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Онуфриенко Елена Сергеевна - воспитатель, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях. Раскрыты основные понятия: процесс, педагогический процесс, управление, педагогическое управление. Описана специфика управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении. Определен механизм управления современным дошкольным учреждением и его структурные компоненты. Перечислены структурные элементы процесса: объект и предмет управления. Раскрыты задачи управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: педагогический процесс, педагогическое управление, дошкольная образовательная организации, субъект управления, объект управления, руководитель.

УДК 373.76

В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей все более актуальной становится задача повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных учреждениях.

На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на управлении целостным педагогическим

процессом на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует выполнению основной задачи образования - развитие личности (Л.С.Выготский, М.А.Данилов, А.В.Запорожец, И.А.Зимняя, В.А.Сластенин и др.). Именно поэтому повышение эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выступает одной из приоритетных задач реконструирования системы дошкольного образования [1].

Педагогический процесс представляет собой сложноорганизованную динамическую систему и требует научных подходов к его управлению. Проблема недостаточной профессиональной компетентности руководителей и педагогов, необходимость поисков творческого подхода в управлении, воплощение новых педагогических технологий в дошкольном образовании требует дальнейшего поиска своего решения. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, характеризуются тенденциями к его обновлению и в этой связи предполагают разработку новых подходов к его управлению, которые способствуют максимальному сближению педагогического процесса с личностными особенностями детей.

Вопросы социального управления отражены в работах отечественных и зарубежных ученых В.Г. Афанасьева, А.Н. Аверьянова, Д.М. Гвишиани, М.Х. Мескона, A.M. Омарова, Ф. Тейлора, Э.Г. Юдина и других. Проблемы управления педагогическим процессом в образовательных учреждениях стали объектом исследований Ю.В.Васильева, В.И. Загвязин-ского, Ю.К. Конаржевского,

A.M. Моисеева, А.Я. Наина, А.Н.Орлова, М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Н.Д. Хмель, Т.И.Шамовой, И.К.Шалаева, Е.А. Ямбурга и других.

Различные аспекты подготовки, повышения квалификации педагогов дошкольного образования изучены Л.А. Бахтуриной, М.П. Бобровой, В.А.Гребенщиковой,

B.П. Кожокарь, Л.В. Поздняк, В.И. Палавандишвили, В.И. Ядэшко и другими [1].

Процесс — это педагогическая система в динамике, в действии. В нем активно

проявляются цели, содержание, технология и другие элементы педагогической системы. Качество всех элементов подготовленной педагогической системы определяет качество и результативность педагогического процесса.

Педагогический процесс — специально организованная целенаправленная деятельность субъектов педагогической работы совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, развитию и самосовершенствованию.

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П.Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т.д.» [2], т.е. ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное находятся в сложном взаимодействии.

Вместе с тем решающее значение в эффективной динамике процесса принадлежит его организатору — родителю, учителю, педагогу, мастеру производства, руководителю — и его взаимодействию с обучающимися, уровню имеющейся у него образованности, воспитанности, обученности и развитости.

Любой педагогический процесс эффективен, если направляется и произвольно регулируется его субъектом, если он управляется.

В общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы.

Сущность управления педагогическим процессом заключается в целевой ориентации, активизации и оптимизации его субъектом управления — педагогом, руководителем (И.В. Горлинский, Д.П. Познанский).

Это управление строится в непосредственном взаимодействии с обучающимися, воспитывающимися, сотрудниками. Вместе с этим происходит и управление деятельностью педагогов и руководителей низшего и среднего звена со стороны вышестоящих руководителей — педагогического учреждения, предприятия, органов управления образованием и др.

Во всех своих проявлениях управление в системе педагогической работы, имея сходство с управлением в административных учреждениях, на предприятиях, существенно отличается от них и по всем признакам должно быть подлинно педагогическим управлением.

Педагогическое управление по своим функциям, содержанию, программе, стилю и методам, требованиям к лицу, его осуществляющему, обязано быть ориентировано не на жесткие директивные указания, а на человечность, демократичность, культуру, уважение, интеллект, сотрудничество, сочетание заботы и педагогической требовательности, внутренние побуждения, а не принуждение, на самостоятельность, инициативу, творческий подход.

Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд.

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований [3]. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности - это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Педагогическое управление специфично и предполагает:

• уяснение педагогических задач и определение их места в общей системе мер по обеспечению качества педагогической деятельности участников процесса;

• планирование педагогической работы, организация системы социально -педагогических отношений;

• обеспечение систематического, интенсивного функционирования педагогического процесса;

• повышение уровня профессионального и педагогического мастерства руководителей, педагогов;

• активизация самосовершенствования обучающихся и самоуправления своим поведением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

- детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок — ребенок [4].

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

- воспитательно-образовательный процесс;

- межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);

- повышение квалификации педагогов;

- создание необходимых материально-технических условий.

Важная задача управления — обеспечить согласованность, взаимосвязи, единство, взаимное усиление в обеспечении организации и оптимизации педагогического процесса. Различия в понимании, в подходах к решению одних и тех же вопросов разных лиц, участвующих в управлении, не только ослабляют его, но и нередко приносят вред. Единство педагогических требований — совершенно обязательно для педагогических коллективов и управления педагогической деятельностью.

Исходя из этого содержания, повседневными управленческими задачами руководителей, педагогов являются: формирование у себя педагогической целеустремленности, умения прогнозировать последствия принимаемых педагогических решений, профессионально-педагогической направленности всей системы воздействий на обучающихся; овладение методами и приемами вовлечения их в творческий поиск для решения проблем и оценки профессиональных ситуаций; стимулирование активности во всех видах деятельности; установление оптимальных сроков выполнения заданий и поручений, уровня сложности и объема работы.

В любом случае организуется постоянное изучение дел на местах, контролируется ход, качество и эффективность педагогической работы, собирается информация о достигнутых успехах и допущенных ошибках, изучается, обобщается и внедряется в практику педагогический опыт образования, воспитания, обучения и развития обучающихся в других организациях и за рубежом.

Разумеется, основную роль играет собственный опыт творческих новаций и экспериментов, а также современные рекомендации педагогической науки. Основными показателями подготовленности руководителя, педагога к внедрению передового опыта является знание им основных теоретических посылок внедряемого, овладение методикой работы по применению рекомендуемых новинок педагогической деятельности, умение анализировать эффективность их внедрения.

Управление педагогическим процессом предполагает контроль за его ходом и результатами. Основными задачами контроля являются: проверка оптимальности процесса, его компонентов, наполненности обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, их согласованности, соответствия результатов, качества действий его участников и оказание помощи.

Вместе с тем это не чисто административный контроль, а именно педагогический, осуществляемый с педагогическими задачами, т.е. призванный оказать помощь контролируемому, способствовать его успехам в повышении обученности, воспитанности и др. Поэтому он строится на принципах всей педагогической работы, отличающейся педагогической целесообразностью, гуманностью,

доброжелательностью, справедливостью, объективностью, гласностью с реализацией тех же педагогических функций воспитания, обучения, образования и развития, а также помощи в организации учебы, труда.

Список литературы

1. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Барнаул, 1999. 179 с.

2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П.Ф. Каптерев; под ред. А.М. Арсеньева; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 703 с. (С. 169).

3. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным учреждением / Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 3. С. 23-36.

4. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : метод. рекомендации / Л. М. Денякина. М., 1997. 48 с.

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

12 Савранская К.С. , Красноплахтова Л.И.

1Савранская Кристина Сергеевна - магистрант, направление: прикладная информатика;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются технологии дистанционного обучения, преимущества и недостатки данного обучения. Ключевые слова: образование, дистанционное обучение.

В современных условиях достаточно широкое распространение получило дистанционное образование, однако в этой области остается много нерешенных проблем, связанных с ограниченными возможностями оборудования и программного обеспечения. Поэтому проблема внедрения дистанционных форм получения образования является весьма актуальной [1, 4].

Появлению технологий дистанционного образования способствовало развитие технических средств сбора, обработки и передачи информации. В настоящее время известны следующие технологии дистанционного обучения:

- корреспондентское обучение (эта технология основана на том, что за каждым обучающимся закрепляется персональный преподаватель, а сам процесс обучения ведется по переписке).

- СЛ8Б-технология (используется, когда для изучения конкретной предметной области или ее части необходим полный комплект учебных материалов, причем для каждого раздела имеется свой комплект).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.