новой ситуации, и даёт основание нам основание говорить о новом методе обучения.
Постоянный и глубокий интерес вызывается не аффектами, а другими - удовлетворением учащихся от самого процесса учительско - ученической деятельности и от хорошо налаженной технологии педагогического процесса, следовательно, необходимость технологии - объективное требование. И поэтому, как правило, каждый учитель со временем её приобретает.
1 «.. .именно активное отношение и действие принимаются за те условия, которые дают действительную возможность для развития центральных процессов. Мы мыслим, потому что мы действуем». [Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991. - С. 118.].
2 Согласно материалов, предоставленных издательским домом «ИН-ФРА-М» [http://slovari.yandex.ru/dict/economic/.] современный экономический словарь определяет кластер как совокупность однородных элементов идентичных объектов, образующих группу единиц. В нашем понимании кластеры компетенции - это взаимосвязанные
между собой интегральные личностные качества, являющиеся критериями (признаками) определенной компетенции.
3 По Плигину А.А. [4, с. 134-135].
4 Задачи, содержащий «параметр», где за счет параметра на переменную накладываются какие - либо искусственные ограничения имеют довольно большой объем, отяжеленный обилием несенсорных слов. Для таких задач характерны следующие формулировки: при каком значении параметра уравнение (неравенство, система) имеют одно (два, ни одного....) решения.
5 По данным ФЦТ и РЦОИ Алтайскому краю (ЕГЭ -2009, задание С3).
6 Описания вопросника для учащихся «Стратегия написания моего сочинения» представлено в монографии Плигина А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированных технологий образования в современных условиях: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук : (13.00.01) / Институт Общего Образования. -М.: 1997. - с. 135-139.
7 «Методом пристально взгляда» мы называем метод, при котором учащийся может «отгадать» решение и доказать, что других решений нет.
Библиографический список
1. Воровщиков, С.Г. Школа должна учить, мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - 3-е изд.- М.: 5 за знания, 2007.
2. Адольф, В.В. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления / В. В.Адольф, Н.Ильина // Alma mater. - 2006. - № 10.
3. Коледа, С.В. Моделирование бессознательного. Практика НЛП в Российском контексте. - М., 1999.
4. Плигин, А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированных технологий образования в современных условиях: автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 1997.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
Статья поступила в редакцию 26.02.10
УДК 159.923: 159.9.072.59
Н.Ю. Марчук, аспирант УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected].
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье вводится понятие профессионально-личностной направленности, рассматривается структура данного конструкта и предлагается классификация видов профессионально-личностной направленности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионально-личностная направленность, Я-концепция, мотивация, ценностно-смысловая сфера, установка, адаптация, самоактуализация.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению субъекта профессиональной деятельности. Ведущую роль в структуре его личности, на наш взгляд, выполняет профессиональноличностная направленность (ПЛН). Под «профессиональноличностной направленностью» (ПЛН) мы будем понимать системную характеристику личности, определяющую вектор профессиональной и внепрофессиональной деятельности индивида и образованную иерархической структурой смыслов, эмоционально-ценностных отношений, установок профессионала, задающих устойчиво доминирующую систему мотивов.
Данный конструкт представляет собой структурное и функциональное единство личностных особенностей субъекта и специфики профессиональной деятельности (преломляемой в личных особенностях), а также их взаимосвязи. При этом профессионально-личностная направленность качественно отличается от профессиональной и личностной направленности, обладая характеристиками, не сводимыми к сумме характеристик указанных конструктов, что влечет за собой и иные функции. В отличие от профессиональной направленности, которая представляет собой стремление, склонность, способность индивида заниматься определенной деятельностью, ПЛН определяет концептуальные особенности в реализации субъектом его профессиональной деятельности. Профессиональная направленность является дочерним конструктом по отношению к личностной направленности, формируясь на ее основе и в рамках ее особенностей у конкретного индивида (Г. А. Томилова, С.Г. Вершловский, Ф.Н. Гоноболин,
С.А. Зимичева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Именно личностная направленность как система устойчивых мотивов, потребностей, влечений, желаний,
идеалов, убеждений формирует мировоззрение человека, координирует и регулирует всю его жизнедеятельность, в том числе, задает вектор его профессиональной направленности, обуславливает ее специфику и интенсивность (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). В отличие от личностной направленности, профессионально-личностная направленность включает сплетение личностных особенностей субъекта и специфики профессиональной деятельности (преломляемой в личных особенностях), а также их взаимосвязи.
Функциональное значение и динамика ПЛН определяются ее структурой и содержанием. Целостная структура ПЛН представляет собой единство двух взаимодействующих блоков: личностного и профессионального. Профессиональный блок ПЛН образован особенностями профессиональной деятельности, интериори-зированными личностью субъекта и включает в свою очередь внешний и внутренний аспекты. Внутренний аспект профессионального блока ПЛН составляют содержание и особенности профессиональной деятельности, которые определяют степень ее привлекательности для субъекта на этапе выбора профессии, позволяющие актуализировать личностный потенциал индивида; а также задают определенные требования к субъекту этой деятельности. Внешний аспект представляет социально-профессиональный статус субъекта, т.е. положение, место, занимаемое субъектом в профессиональной структуре, отражающее уровень социальноэкономического положения и признания в общественном сознании и в кругу коллег-профессионалов.
Структура личности индивида, ее базовая направленность как совокупность устойчивых личностных образований объединяет личностный блок ПЛН, который задает активность субъекта в
любой ситуации вне фактора его профессионализации, но подвержен некоторым изменениям под влиянием профессионализации. В основу рассмотрения структуры личностного блока ПЛН в нашем исследовании положена идея Э.Ф. Зеера [1] о направленности профессионально ориентированной структуры личности, состоящей из следующих взаимодействующих компонентов: Я-концепция, отношения, ценностные ориентации, установки и ожидания (как выражение профессиональной позиции индивида), мотивация. Содержание этого блока индивидуально у каждого субъекта и является своеобразным фильтром, который определяет содержание входящей информации, ее переработку и интериоризацию, и моделирует активность субъекта в процессе реализации деятельности.
В качестве центральной составляющей личностного блока ПЛН индивида рассмотрим его Я-концепцию как представление о себе, в том числе как о субъекте профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Сила Я-концепции (А. А. Реан) заключается в развитии собственной субъ-ектности, т. е. ощущении себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживание целостности и тождественности с самим собой в отношении своего прошлого, настоящего и будущего [2; 3; 4; 5].
В контексте нашего исследования важное значение имеет описанная Л.М.Митиной специфика мировоззрения субъекта, его Я-концепции, отношения к себе, другим людям, своей деятельности и жизни в целом, что определяет присущую конкретному индивиду модель труда (по аналогичному принципу встречается классификация способов существования и активности человека в работах С.Л. Рубинштейна, В.А. Петровского) [6; 5].
Первая модель, обозначенная Л.М.Митиной как модель адаптивного поведения, предполагает умение «вписаться» в условия, приспособиться к среде, конформное принятие целей и ценностных ориентаций группы, пассивное подчинение среде, предполагающее шаблонные, стереотипные решения задач, отсутствие способности к гибкому мышлению и поведению, творческого потенциала и недостаточно структурированную нравственно-ценностную иерархию.
Вторая модель, противоположная адаптивному поведению, -модель профессионального развития связана с профессиональной самореализацией субъекта, включает признание активности, тенденции к развитию и самореализации другого. Профессиональное развитие предполагает творческий подход к реализации профессиональной деятельности, являясь примером наиболее продуктивной активности.
Представленная Л.М. Митиной классификация моделей труда показывает дифференцирование способов реализации профессиональной деятельности, каждый из которых может быть рассмотрен как направленный, процессуальный феномен, обладающий собственной динамикой и вектором развития [4].
Таким образом, Я-концепция как центральный компонент ПЛН, формируется под влиянием интер- и интрапсихических факторов, обретает наибольшую силу и структурированность при условии возможности ее осознания, достигая максимальной эффективности в рефлексивном опыте субъекта, что важно при реализации профессиональной деятельности. Именно способность к целенаправленному и адекватному отражению своей профессиональной Я-концепции представляет собой наиболее существенное звено в профессиональном становлении индивида, отражающее его индивидуальную профессионально-личностную направленность.
Мотивация является одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности, который представляет собой собственно-динамический компонент направленности. Мотивация выражается в напряжении, определяемом субъективной мерой значимости предмета, и задает интенсивность динамики направленности [1; 2; 4; 7; 8]. На основе определенных потребностей и особенностей ситуации формируется мотив, обусловливающий необходимость в конкретной направленности.
Профессионально-личностная направленность выражает устремленность к конкретной профессиональной цели, а мотивы являются теми побуждениями, из-за которых человек ставит перед собой цель в профессиональной деятельности. Мотивация как элемент структуры ПЛН индивида представляет собой совокупность
причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют его профессиональную деятельность.
Особенности мотивации, побуждения к деятельности как в качественном, так и в количественном отношении определяются жизненным смыслом мотива [9]. Реализация направленности осуществляется как актуализация мотива, выраженная в осмыслении деятельности (т.е. наполнении деятельности смыслом). Ценностно-смысловая сфера индивида представляет содержание личностного блока ПЛН, определяя его профессиональную мотивацию [4; 7; 10; 11].
Смысловые отношения и их роль в реализации профессиональной деятельности рассматривается в отечественной психологии как необходимый элемент профессионализации, самоактуализации человека в профессии. Осмысление деятельности, ситуации является промежуточным звеном между Я-концепцией и активностью индивида. Однако сам по себе смысл не всегда осознан и может осуществлять свою функцию информирования в эмоционально-чувственной форме. При этом субъект (бессознательно) ставит перед собой задачу на поиск смысла или его сокрытие (под действием защитных механизмов) [11].
Ценностные ориентации как компонент направленности личности представляет собой разделяемые и внутренне принятые человеком материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Интериоризированные субъектом ценности (в том числе и профессиональные) преобразуются в его личностные смыслы [2; 3; 11]. Личностные ценности отличаются высокой степенью осознанности, в отличие от смысловых отношений, осознание которых может быть затруднено в силу социальных и психологических причин. Только осознанные смысловые отношения приобретают ценностный статус (Б.С. Братусь, Г. Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, Д.А. Леонтьев и др.).
Итак, систему ценностно-смысловых образований индивида мы будем рассматривать в качестве источника ПЛН, наполняющего ее структуру индивидуальным содержанием. Мера значимости для субъекта конкретных ценностно-смысловых компонентов определяет интенсивность динамики направленности, проявляющейся в мотивации индивида. Таким образом, смысловые отношения и ценностные ориентации являются одновременно и содержательной, и динамической основой ПЛН субъекта, в рамках которой происходит координация всей его активности. Ценностно-смысловая сфера определяет вектор направленности, координируя профессиональную деятельность индивида. С другой стороны, смысловые отношения и ценностные ориентации субъекта фиксируются в установках, которые образуют некий каркас его мотивационной сферы.
Установка определяет готовность индивида к деятельности, направленной на конкретные цели, в соответствии с индивидуальными потребностями, личностными смыслами и с опорой на Я-концепцию субъекта. Установка способствует стереотипизации восприятия, обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания успешной профессиональной деятельности, выполняя, таким образом, одновременно координирующую и стабилизирующую функции. Влияние установки на развертывание деятельности осуществляется на разных уровнях: смысловом, целевом и операциональном, а также на уровне психофизиологических механизмов, реализующих установку. Зарождаясь на любом из уровней, установка проходит смысловой фильтр, после чего формируется как системное образование в структуре личности, отражающая ценностно-смысловое содержание личности и актуализацию этого содержания в деятельности. Профессиональные и личностные установки субъекта неразрывно связаны [1; 8; 12; 13]. Профессионально-личностная направленность включает установки как профессиональные, так и внепрофессиональные, которые в совокупности определяют формирование и актуализацию деятельности индивида в рамках выполнения им профессиональных обязанностей.
В целом личностный блок профессионально-личностной направленности, включающий Я-концепцию субъекта, его мотивацию, (смысловые) отношения и ценностные ориентации, установки и ожидания, отражает индивидуальные особенности личности, не
связанные с профессией, а также особенности, развивающиеся под влиянием выполняемой им профессиональной деятельности.
Наибольшая эффективность ПЛН в реализации профессиональной деятельности достигается при оптимальном функциональном соотношении работы профессионального и личностного блока. В этом случае человек адекватно осознает особенности своей профессии и их роль в собственной жизнедеятельности, а также понимает и может использовать в профессиональной деятельности свои личностные особенности, которые соответствуют требованиям профессии. При таком варианте профессиональная и личностная эффективность дополняют и усиливают друг друга, обеспечивая процесс самореализации индивида.
На основании анализа способов существования и активности человека, предложенные С.Л. Рубинштейном, В.А. Петровским, моделей профессионального развития А.К. Марковой,
Л.М. Митиной, И.В. Фастовец, А.Р. Фонарёва, а также профессионально обусловленных особенностей структурных элементов личности, выделенных Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Р. Фонарёвым, нами предлагается теоретикоэмпирическая модель профессионально-личностной направленности. Модель предполагает дифференциацию видов ПЛН субъекта в двух измерениях (которые схематично могут быть представлены как две оси единой системы координат): уровень стремления индивида к самоактуализации и базовая направленность личности субъекта. При этом образовалось четыре разнонаправленных вектора и выделилось пять модусов:
• модус развития (стремление к самоактуализации);
• модус адаптации (стремление к адаптации);
• гуманистический модус (направленность на другого и взаимодействие с ним);
• деловой модус (направленность на дело);
• индивидуалистический модус (направленность на себя).
В результате такой дифференциации мы представляем восемь
разных видов ПЛН, отражающих разные векторы профессиональной динамики индивида:
1) направленность на деятельность и высокий уровень стремления к самоактуализации - предметная ПЛН;
2) направленность на деятельность и средний уровень стремления к самоактуализации - демонстративно-административная ПЛН;
3) направленность на деятельность и низкий уровень стремления к самоактуализации - формально-продуктивная ПЛН;
4) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании с высоким уровнем стремления к самоактуализации - генеративная ПЛН;
5) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании со средним уровнем стремления к самоактуализации - объектная ПЛН;
6) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании с низким уровнем стремления к самоактуализации - мани-пулятивная ПЛН;
7) направленность на себя при высоком уровне стремления к самоактуализации - самоактуализациаонная ПЛН;
8) направленность на себя при низком уровне стремления к самоактуализации - компенсаторная ПЛН.
Особый вариант представляет такой вид ПЛН, который предполагает направленность субъекта на себя при незначительной тенденциии к самоактуализации, который на схеме разместится в точке пересечения осей координат. Такой вид ПЛН, обозначенный нами как эгоцентрическая ПЛН, выражает преобладание в устремлениях субъекта замыкания на самом себе, своем внутреннем мире, своих интересах.
Таким образом, ПЛН является качественно самостоятельным конструктом, обладающим системной организацией, собственной динамикой и координирующим значением в реализации профессиональной деятельности. Реализация профессиональной деятельности осуществляется, развивается и деформируется в рамках определенной ПЛН, характерной для данного человека. Формирование ПЛН осуществляется под влиянием различных факторов: природно-биологических, личностных, социальных (профессиональных и внепрофессиональных).
ПЛН не только отражает личностные особенности и специфику профессиональной деятельности, но и носит компенсаторный характер. В соответствии с этим фактором осуществляется изначальное определение вектора направленности, который для конкретной личности имеет наиболее подходящий характер и позволяет осуществляться профессиональной и личностной самореализации субъекта.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности // Мир психологии, 2005. - № 1.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни. - М., 1991.
3. Асмолов, АГ. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи. - М.: «Смысл», 2002.
4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
5. Петровский, В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Психология личности: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. - М.: ООО "Вопросы психологии", 2001.
6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
7. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3.
8. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность: Реферативный сборник избранных трудов по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1999.
9. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
10. Клочко, В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии: Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». - Караганда: Изд-во Каргу, 2001.
11. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
12. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008.
Статья поступила в редакцию 26.02.10
УДК 378.147:51
Т. П. Пушкарева, канд. физ.-мат. наук, доц. СФУ ПИ, г. Красноярск, E-mail: [email protected] МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В работе исследуются формы представления информации, на основе предложенной модели восприятия математической информации выявлена наиболее эффективная форма представления учебного математического материала для студентов нематематических факультетов.
Ключевые слова: модель восприятия информации, формы представления математической информации, тезаурус, трехмерный текст.