связанные с профессией, а также особенности, развивающиеся под влиянием выполняемой им профессиональной деятельности.
Наибольшая эффективность ПЛН в реализации профессиональной деятельности достигается при оптимальном функциональном соотношении работы профессионального и личностного блока. В этом случае человек адекватно осознает особенности своей профессии и их роль в собственной жизнедеятельности, а также понимает и может использовать в профессиональной деятельности свои личностные особенности, которые соответствуют требованиям профессии. При таком варианте профессиональная и личностная эффективность дополняют и усиливают друг друга, обеспечивая процесс самореализации индивида.
На основании анализа способов существования и активности человека, предложенные С.Л. Рубинштейном, В.А. Петровским, моделей профессионального развития А.К. Марковой,
Л.М. Митиной, И.В. Фастовец, А.Р. Фонарёва, а также профессионально обусловленных особенностей структурных элементов личности, выделенных Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Р. Фонарёвым, нами предлагается теоретикоэмпирическая модель профессионально-личностной направленности. Модель предполагает дифференциацию видов ПЛН субъекта в двух измерениях (которые схематично могут быть представлены как две оси единой системы координат): уровень стремления индивида к самоактуализации и базовая направленность личности субъекта. При этом образовалось четыре разнонаправленных вектора и выделилось пять модусов:
• модус развития (стремление к самоактуализации);
• модус адаптации (стремление к адаптации);
• гуманистический модус (направленность на другого и взаимодействие с ним);
• деловой модус (направленность на дело);
• индивидуалистический модус (направленность на себя).
В результате такой дифференциации мы представляем восемь
разных видов ПЛН, отражающих разные векторы профессиональной динамики индивида:
1) направленность на деятельность и высокий уровень стремления к самоактуализации - предметная ПЛН;
2) направленность на деятельность и средний уровень стремления к самоактуализации - демонстративно-административная ПЛН;
3) направленность на деятельность и низкий уровень стремления к самоактуализации - формально-продуктивная ПЛН;
4) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании с высоким уровнем стремления к самоактуализации - генеративная ПЛН;
5) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании со средним уровнем стремления к самоактуализации - объектная ПЛН;
6) направленность на другого и взаимодействие с ним в сочетании с низким уровнем стремления к самоактуализации - мани-пулятивная ПЛН;
7) направленность на себя при высоком уровне стремления к самоактуализации - самоактуализациаонная ПЛН;
8) направленность на себя при низком уровне стремления к самоактуализации - компенсаторная ПЛН.
Особый вариант представляет такой вид ПЛН, который предполагает направленность субъекта на себя при незначительной тенденциии к самоактуализации, который на схеме разместится в точке пересечения осей координат. Такой вид ПЛН, обозначенный нами как эгоцентрическая ПЛН, выражает преобладание в устремлениях субъекта замыкания на самом себе, своем внутреннем мире, своих интересах.
Таким образом, ПЛН является качественно самостоятельным конструктом, обладающим системной организацией, собственной динамикой и координирующим значением в реализации профессиональной деятельности. Реализация профессиональной деятельности осуществляется, развивается и деформируется в рамках определенной ПЛН, характерной для данного человека. Формирование ПЛН осуществляется под влиянием различных факторов: природно-биологических, личностных, социальных (профессиональных и внепрофессиональных).
ПЛН не только отражает личностные особенности и специфику профессиональной деятельности, но и носит компенсаторный характер. В соответствии с этим фактором осуществляется изначальное определение вектора направленности, который для конкретной личности имеет наиболее подходящий характер и позволяет осуществляться профессиональной и личностной самореализации субъекта.
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности // Мир психологии, 2005. - № 1.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни. - М., 1991.
3. Асмолов, АГ. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи. - М.: «Смысл», 2002.
4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
5. Петровский, В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Психология личности: сборник статей / сост. АБ. Орлов. - М.: ООО "Вопросы психологии", 2001.
6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
7. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3.
8. Орел, В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность: Реферативный сборник избранных трудов по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1999.
9. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
10. Клочко, В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии: Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». - Караганда: Изд-во Каргу, 2001.
11. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
12. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008.
Статья поступила в редакцию 26.02.10
УДК 378.147:51
Т. П. Пушкарева, канд. физ.-мат. наук, доц. СФУ ПИ, г. Красноярск, E-mail: [email protected] МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В работе исследуются формы представления информации, на основе предложенной модели восприятия математической информации выявлена наиболее эффективная форма представления учебного математического материала для студентов нематематических факультетов.
Ключевые слова: модель восприятия информации, формы представления математической информации, тезаурус, трехмерный текст.
Современный этап человеческого сообщества характеризуется глубоким осознанием информационной природы Вселенной, всех протекающих в ней явлений и процессов. Это приводит к необходимости рассматривать образование и все его аспекты с позиций информатики и информационных процессов.
Познание и обучение в человеческой деятельности представляют собой информационные процессы восприятия, запоминания и обработки информации. При этом главным из них является восприятие.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время углубляется проблема восприятия математической информации студентами нематематических факультетов. Эта проблема связана с отсутствием понимания процесса усвоения информации вообще и математической в частности; представлением математической информации в учебно-методических материалах в формах, практически не учитывающих индивидуальные способности студента к их восприятию; особенностью математической абстракции.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень знаний по математике студентов гуманитарных факультетов и факультета естествознания педагогических вузов станет выше, если построить модель восприятия информации и на ее основе выявить наиболее эффективную форму представления учебного математического материала.
Для построения информационной модели восприятия математической информации необходимо выяснить, что такое информация, в чем суть процесса восприятия информации, какие способы представления информации существуют; что представляет собой информационная модель.
Весь окружающий нас мир находится в состоянии движения (колебаний) и все происходящие в нем явления и процессы носят колебательный характер. За счет этого любой фрагмент Вселенной проявляет себя с помощью многообразия сигналов. Сигнал - это некоторая материальная субстанция, обладающая свойством отражения каким-либо другим фрагментом окружающего мира (приемником). Совокупность сигналов, каким-либо образом отражаемая в приемнике, называется сообщением. Сообщение представляет собой последовательность состояний источника информации, разворачиваемую по времени. Образ фрагмента Вселенной сформированный на основе отражения в получателе сообщения - это есть квант отображенного фрагмента вселенной.
Выделяют образы объектов и событий окружающего мира.
Объект - это фрагмент окружающего мира, выступающий как единое целое и способное формировать сообщения.
Событие - это некоторый логически завершенный фрагмент процесса взаимодействия объектов.
Для человека мерой для формирования сообщений, фиксации объектов и событий являются пространство и время, которые дают возможность использовать соответствующие им метрики: длину, площадь, объем, вес, силу, знаки, символы и пр.
Таким образом, сообщение - это совокупность сигналов, представленных на некотором носителе и закодированных с помощью некоторого языка (естественного или искусственного).
Информация создается и передается с помощью сообщения, а значит - сообщение есть форма существования информации.
Сообщение содержит информацию. Каждый человек из сообщения извлекает информацию в зависимости от своего способа его отражения, восприятия. Таким образом, информация - это интерпретация сообщения приемником [1].
Восприятие информации - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Воспринимаемый предмет человек неизменно связывает с определенным словом, которым называется не какой-либо конкретный запах, форма вкус, или цвет, но весь воспринимаемый объект как единое целое.
Информация, «понятная» приемнику, отобранная им, запоминается. Хранение информации вряд ли можно назвать информационным процессом. Скорее, это состояние части информационной системы, которая в отдельности служит запоминающей системой. Воспроизведение можно рассматривать как процесс, обратный запоминанию [2].
Известно, что все люди в зависимости от способа восприятия ими информации делятся на следующие типы: ви-зуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы (или дискреты). Ви-зуалы воспринимают информационный поток через органы зрения. Они “видят” информацию. Аудиалы основываются на слуховых ощущениях. Кинестетики задействуют другие виды ощущений - обоняние, осязание, двигательные и другие. Ди-гиталы производят логическое осмысление с помощью знаков, цифр, логических выводов. Последняя категория встречается очень редко и её можно назвать “мечта учителей математики”.
Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов, в качестве которых могут выступать математические понятия, определения, процессы и др. становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением преподавателя графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него.
Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких студентов очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с математическими понятиями, оставившими реальный образ в их памяти. Прекрасно работают со схемами и моделями. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль.
У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ восприятия — движение, действие. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кине-стетику надо записать ее собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения
Для таких студентов важно наличие конкретных шагов. Для них “просто рассказ” лишен смысла. Учащемуся - кине-стетику сложно долго слушать и только смотреть.
Для дигиталов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания. При этом обязательно должна быть мотивация к выполнению задания, а данное задание должно быть ценностным для учащегося и опираться на уже имеющиеся знания. Студенту - дигиталу важно видеть функциональность и полезность задания.
Учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (с точки зрения способа восприятия информации), непременно повысит уровень усвоения математического материала, а значит, улучшит качество математических знаний.
Однако проведенные исследования показали, что одни и те же математические понятия нередко воспринимаются студентами по-разному, независимо от формы их представления. Объясняется это разным объемом тезауруса студентов.
Тезаурус - это совокупность образов объектов и понятий, интерпретаций событий сформированных органами чувств и отраженных на основе принятой человеком системы метрик (меры). Объем тезауруса можно определить как количество информации, которое знание может распознать и породить. Единицей измерения объема тезауруса является один бит. Тезаурус является характеристикой знания.
С помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и мозга (устройство управления) человек воспринимает сообщение в виде образа, который формируется на основе существующего в памяти тезауруса.
Значит, знание - это механизм интерпретации сообщения.
Из теории управления следует, что субъект, получая не-
которое воздействие от окружающего мира в виде сообщения (этап возникновения информации), воспринимает ее (этап восприятия) на основе тезаурусного распознавания и отражения (рис. 1). Если в сообщении есть новые понятия, отсутствующие в тезаурусе, то человек не в состоянии извлечь из сообщения информацию. Также отсутствует информация в банальном сообщении, т.е. в случае, когда объем тезауруса превосходит данные в сообщении.
Информация, «понятная» приемнику, т.е. прошедшая через семантический фильтр и отобранная им, запоминается. Запоминание характеризуется как «перекодирование» сигнала из алфавита процессов, протекающих во времени, в алфавит состояний объектов в пространстве (в памяти). В этом случае имеет место увеличение объема тезауруса.
Образ объекта - развивающая структура. Вначале обозначается образ как отдельный фрагмент мира и заносится в тезаурус. В дальнейшем он формируется в зависимости от распознавания сходных фрагментов. В то же время идет процесс диссипации образа - стирание и забывание его отдельных элементов, вплоть до полного исчезновения (физиологический аспект).
Фундаментом для развития знаний являются информация и опыт обработки информации. Увеличение объема тезауруса - сложный информационный процесс, он зависит от качества тезауруса, т.е. от его многообразия и порядка. Если энтропия - это хаос (мера беспорядка), то тезаурус - порядок (мера упорядочения). Поэтому считают, что процесс познания
- это упорядочение мира.
Таким образом, знание можно трактовать как тезаурусный механизм формирования информации.
С точки зрения информатики, решение задачи исследования процесса восприятия информации, описывается технологической цепочкой: “реальный объект - модель - алгоритм
- программа - результаты - реальный объект”. В этой цепочке очень важную роль играет звено “модель”, как необходимый, обязательный этап решения этой задачи. Под моделью при этом понимается некоторый мысленный образ реального объекта (системы), отражающий существенные свойства объекта и заменяющий его в процессе решения задачи.
Модель - очень широкое понятие, включающее в себя множество способов представления изучаемой реальности.
Различают следующие виды моделей:
1. Вербальные (текстовые) модели. Эти модели используют последовательности предложений на формализованных диалектах естественного языка для описания той или иной области действительности (примерами такого рода моделей являются милицейский протокол, правила дорожного движения, настоящий учебник).
2. Математические модели - очень широкий класс знаковых моделей (основанных на формальных языках), широко использующих те или иные математические методы. Например, можно рассмотреть математическую модель звезды. Эта модель будет представлять собой сложную систему уравнений, описывающих физические процессы, происходящие в недрах звезды. Математической моделью другого рода являются, например, математические соотношения, позволяющие рассчитать оптимальный (наилучший с экономической точки зрения) план работы какого-либо предприятия.
3. Информационные модели - класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах самой разнообразной природы.
Граница между вербальными, математическими и информационными моделями может быть проведена весьма условно; возможно, информационные модели следовало бы считать подклассом математических моделей. Однако, в рамках информатики как самостоятельной науки, отдельной от математики, физики, лингвистики и других наук, выделение класса информационных моделей является целесообразным. Информатика имеет самое непосредственное отношение и к математическим моделям, поскольку они являются основой применения компьютера при решении задач различной при-
роды: математическая модель исследуемого процесса или явления на определенной стадии исследования преобразуется в компьютерную (вычислительную) модель, которая затем превращается в алгоритм и компьютерную программу [3].
Информационное моделирование - это метод формирования образов объектов, описания события. С помощью этого метода человек создает коллективный искусственный тезаурус: банки и базы данных и знаний, информационные системы и т. п.
Когда математическая информация из внешней среды попадает к нам, мы воспринимаем ее с помощью органов восприятия и получаем определенные сигналы. Внешние сигналы от органов чувств постоянно активируют нейроны согласно определенной структуре, соответствующей образу объектов, событий, действий или понятий.
Каждый образ, при его активации, формирует управляющий код (в теории конечных автоматов, этот код представляет выходную цепочку символов выходного алфавита).
Этот управляющий код соответствует последовательности тех сигналов, которые составили входную цепочку (сообщение) и которые обеспечили процесс их отражения. Если запомнить этот код и применить его уже как входную цепочку, можно инициировать снова запомненный процесс, т.е. отразить образ, который получился воздействием внешних сигналов. Но этот процесс уже будет мысленный.
Специфика дисциплины «математика» объясняется прежде всего высоким уровнем математической абстракции, т.е. существенной отдаленностью математических объектов от существующей реальности. Поскольку в математических понятиях отображается лишь количественная сторона предметов и процессов, постольку эти понятия представляют наиболее односторонний снимок с действительности.
В процессе математического познания осуществляется овладение все более высокими уровнями математических абстракций. Абстракции математики многоступенчаты, имеют разную степень общности. На первых этапах ее развития в понятии числа отвлекались от качественных особенностей реальных объектов, позже - от конкретных чисел и величин в результате создания алгебры и введения буквенной символики. В современном мире отвлекаются даже от конкретного содержания зависимостей, например, обычные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление), осуществляемые с абстрактными объектами математических структур, рассматриваются уже в виде абстрактных операций.
Процесс абстрагирования в обычных науках заключается в мысленном отвлечении от несуществующих сторон изучаемого предмета. Однако в математике все оказывается на много сложнее. Чтобы понять, что соответствует математическому знанию в реальном мире, или, иначе говоря, каков тот специфический объект, который служит предметом исследования математики, надо понять, какую сторону действительности отображает математика, как совершается процесс абстрагирования именно в этой науке. В математической информации практически отсутствуют такие исходные понятия, которые отображали бы реально существующие свойства и стороны предмета, явления, процесса.
Невозможность представить, увидеть математические объекты в реальности порождает определенные трудности в усвоении курса математики. Профессиональный язык символов и формул часто непонятен учащимся, особенно не физико-математических профилей. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные виды наглядности - от предметной, до абстрактной, условно-знаковой. Именно визуализация математического материала, с нашей точки зрения, поможет облегчить понимание математики и повысить качество знаний по данной дисциплине.
Поэтому поиск форм представления математических абстракций разного уровня очень актуален в настоящее время.
Интенсивное развитие и внедрение средств вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование, обусловливают необходимость пересмотра учебно-методиче-
ских материалов. Уровень оснащенности большинства школ и вузов вычислительной техникой позволяет рассматривать компьютер не только как объект изучения в курсе информатики, но и применять его как средство обучения, диагностики и контроля. Для визуализации математической информации
компьютер представляет собой одно из наиболее эффективных средств.
На основе проведенных исследований и анализа литературных данных [4 - 6] была получена следующая модель восприятия математической информации (рис. 1):
Код
представление
математическик
текстов
Программная зона
Н
знакомые коды
Знакомые коды (слова,
НК символы, формулы, тексты)
Образы математическик понятий
простые
сложные
очень сложные
Образы мате мат. объектов
ПООСТЫе
сложные
очень сложные
Рис.1. Модель восприятия математической информации
Поступающая извне информация формируется в виде кода. Если запомнить этот код и применить его уже как входную цепочку, можно инициировать снова запомненный процесс. Но этот процесс уже будет мысленный.
Как видно из модели и проведенных исследований, уровень восприятия информации напрямую зависит от формы ее представления.
Математическая информация в основном представляет собой текст: определения, теоремы, доказательства, формулы и т.п. К основным формам представления
Текст является двухмерным, он отображает код динамического сообщения в виде устной речи. Устная речь или звуковое сообщение - это трехмерное отображение объективной реальности, а значит, при его кодировании в текст мы проецируем его на плоскость. Трехмерные объекты дают более реалистическую картину и более полное восприятие (формирование образа).
Пример:
образы .это
фор»*3
Информация - это отображенной материи
Трехмерный текст - это текст, сопровождаемый всплывающими контекстными объектами (появление на плоскости текстовых или мультимедийных фрагментов из третьей размерности) с целью визуализации понятий плоского текста.
Третью размерность можно использовать для компактности представления сложного текста, который можно разложить на главные и уточняющие сообщения (что главное, что второстепенное - вопрос относительный!) [3].
Кроме двухмерного, привычного нам, и трехмерного представления текста существует еще одна форма - графическая. Очень часто математическую информацию удобно представлять в виде блок-схем.
Таким образом, проведенные исследования привели к выводу, что для повышения уровня восприятия и запоминания математической информации необходимо представлять учебный материал в виде трехмерного текста, а для увеличения объема запоминаемой информации - использовать несколько способов передачи информации одновременно, учитывая тип канала восприятия каждого студента.
Для проверки полученных выводов в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева разработан тест, определяющий скорость восприятия и объем запоминаемой математической информации, представленной в разных видах.
Тест предназначен для работы со студентами младших курсов нематематических факультетов. Он содержит три математических текста одинакового объема и уровня сложности, но представлен-разной форме:
(двумерный)
графической форме, трех- мерный текст. При
этом для двумерного текста использовались две формы передачи: зрительная и слуховая.
Критерием для определения уровня восприятия и объема запоминания математической информации служат правильность ответов на вопросы по каждому тексту и фиксированная скорость прохождения теста (рис. 2).
^пивная реальной
ных
в
обычный
текст,
в
—ооычныи Т№СТ
ГрафБЧ^СкЕСІЇ ■- T-flK-CT
В] ГІ2. П.ІІГГЛ |]Н' В LI] U LL j[ I
тенет
устный ТВИСТ
и смы iy t* мыи
Рис. 2. Скорость восприятия текстов представленных в разной форме
Данный тест позволяет выявить ведущий канал восприятия информации студентов и оценивать каждого учащегося по общей результативности его работы.
В тестировании принимали участие студенты первого курса факультетов естествознания, специальной педагогики, физкультуры и спорта, филологического. Результаты тестирования показали, что 58% студентов уверены, что представле-
Библиографический список
ние информации в виде визуального трехмерного текста является наилучшим способом для восприятия математического материала, 8% предпочитают обычный способ представления информации в виде устного текста. Для 20% студентов графическая форма представления является наилучшей для восприятия. И 14 % тестируемых предпочитают визуальную форму двумерного текста.
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.
2. Дмитриев, Е.В. Диалектика содержания и формы в информационных процессах. - Минск: Наука и техника, 1973.
3. Пак, Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс. - Красноярск, 2008.
4. Психология и физиология восприятия информации - http://psihotronika.ru
5. Закономерности восприятия информации человеком - http://www. anuashvili.ru/ 33/1/3/1-3.Цш
6. Кульков, В.Н. Психологические закономерности восприятия визуальной информации. - http://psyafei.narod.ru/page2.html.
Статья поступила в редакцию 26.02.10
УДК 378:613.4
И.Л. Орехова, канд. пед. наук, научный сотрудник ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе актуализирована проблема диверсификации профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза, раскрыта содержательно-методологическая типология диверсификации эколого-валеологической подготовки будущих педагогов общего образования к оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: модернизация образования, диверсификация, эколого-валеологическое образование, эколого-валеологическая подготовка, здоровьесберегающее образование.
Современная трансформация образования, охватившая все цивилизованные страны мира, выражается в России в виде «модернизации образования» и реализации инновационного проекта «Наша новая школа». В этих условиях определяющая ставка делается на подготовку педагогов общего образования. Однако, как показывает статистика, таких педагогов-новато-ров пока что не более 10 %. При этом теория и практика адекватного целенаправленного обновления педагогического корпуса разработана недостаточно.
Необходимость «другого», «нового» образования объясняется тем, что современное традиционное российское массовое общее образование является глубоко здоровьезатратным. Проведенный в ходе диссертационного исследования анализ объективного состояния современного отечественного образования позволяет сделать вывод о том, что ситуация со здо-ровьезатратностью его обостряется и усугубляется с середины XX века и обусловливается следующими факторами: во-первых, неадекватностью традиционного общего образования достаточно массовой психофизиологической акселерации детей; во-вторых, неподготовленностью педагогов к реализа-
ции упреждающе созданного нового образования, нацеленного на прибавление здоровья субъектов образования - с учетом личностно-возрастных особенностей, возможностей, обучаемости, потребностей и устремленностей подрастающего человека, а также развития потенциала активной деятельности и восстановления возможностей.
Средствами нынешнего здоровьезатратного общего образования в принципе невозможно сформировать здорового подрастающего человека.
Таким образом «новое» образование должно быть, прежде всего, здоровьесберегающим, а затем и здоровьеразвивающим, здоровьетворящим и здоровьесозидающим. На пути к оздоровлению традиционного российского массового общего образования проведены, начиная с последнего десятилетия XX века, значительные научно-прикладные исследования; наиболее яркими и широко известными являются среди них научные работы И.И. Брехмана [1], В.П. Казначеева [2-3], Т.Ф. Ореховой [4], В.П. Петленко [5], А.И. Субетто [6], Л.Г. Татарниковой [7], З.И. Тюмасевой [8] и других.