ББК 4481.44 + Ю953
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ
Ю.В. Подповетная ЮУрГУ
Рассматривается управленческое взаимодействие субъектов управления образовательным процессом в вузе. Уточнены функции делового общения как вида управленческого взаимодействия в реализации задач управленческой деятельности. Уделено внимание характеристике содержания и целей управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом. Сделан вывод о необходимости взаимосогласования целей управления образовательным процессом в управленческом взаимодействии, с учетом индивидуальности каждого субъекта управления образовательным процессом.
Ключевые слова: целевые установки, управленческое взаимодействие, деловое общение.
Управление любым процессом заключается в том, что субъекты определенным образом влияют на его ход с целью получения желаемых для себя результатов. При этом под результатами управления понимается не только продукт функционирования системы, но и то ее внутреннее состояние, которое она приобретает в процессе управления. Внутреннее состояние системы во многом зависит от того, какие отношения складываются между субъектами управления. Поэтому в качестве одной из целей управления образовательным процессом в вузе следует рассматривать преобразование управленческого взаимодействия субъектов данного управления. Причем преобразование предполагает достижение определенных целей, например, повышение уровня образованности студентов, снижение риска угрозы безопасности жизнедеятельности участников образования, улучшение взаимоотношений между партнерами, условий их труда и т.д.
Управление образовательным процессом осуществляется для того, чтобы удовлетворять разносторонние и образовательные потребности людей. Студенты хотели бы учиться в таких условиях, в которых учебная деятельность служит средством удовлетворения их потребностей и склонностей. Педагогические работники стремятся к осуществлению профессиональной деятельности в таких условия, в которых каждый педагог мог бы проявить себя как специалист,
получал бы поддержку в развитии своей профессиональной квалификации [б].
Практика показывает, что не всегда удается удовлетворить потребности всех участников образования. Важным аспектом системного управления образовательным процессом в вузе является целенаправленное преобразование управленческого взаимодействия субъектов данного управления.
Взаимодействие является распространенным способом осуществления совместной деятельности участников образовательного процесса, которая проявляется при обсуждении общих проблем, при их решении, при подведении итогов совместной деятельности, а также в других аспектах [1]. Для взаимодействия людей в сфере образования, как и в других социальных сферах, является характерным наличие системы информационного обмена. Вид взаимодействия участников образования, направленный на обмен информацией, называют общением. Если общение направлено на получение информации о содержании и исполнении обязанностей субъектами, то такой вид общения называется деловым. Деловое общение субъектов управления образовательным процессом в вузе направлено на получение информации о содержании своих обязанностей, об условиях их исполнения, об ограничениях на процесс исполнения. Деловое общение имеет свои характерные признаки относительно статуса его участников. Условно можно выделить
субъектов общения одного и того же статуса (студенты, педагогические работники, управленческие кадры и т.д.) и разного статуса (учащиеся и педагогические работники, педагогические работники и руководящие кадры и т.д.). Деловое общение субъектов одного и того же статуса направлено на взаимное информирование друг друга с целью обмена опытом или взаимной поддержки. Деловое общение между руководителями и исполнителями направлено на уточнение и конкретизацию исполняемых обязанностей. Деловое общение субъектов управления образовательным процессом в вузе составляет значимый аспект их жизнедеятельности в образовательном учреждении. Поэтому полезным для субъектов управления образовательным процессом является обеспечение единства и целостности делового общения [2, 4, 9].
Рассмотрение делового общения как вида управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе не раскрывает полностью содержания данного взаимодействия.
В основе управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе лежат: опыт управленческой деятельности самих субъектов; обобщенный опыт управления других субъектов; освоенные теоретические знания об управлении образовательным процессом и об управленческом взаимодействии [1, 2,4].
В основе управленческого взаимодействия субъектов лежит антропосинергизм участников образования. Человек постоянно стремится к самовыражению своей сущности, к самореализации. Каждый из субъектов управления обладает определенный стилем управления, индивидуальной деятельностью, состоянием профессиональной квалификации и т.д. В их взаимодействии осуществляется интеграция, взаимное дополнение и усиление возможностей каждого в управлении [7].
В управленческом взаимодействии человек выступает как субъект. В осуществлении его управленческих отношений выражается его субъектная сущность. Вступая в управленческое взаимодействие с другими субъектами управления, человек проявляет свои внутренние качества, свои способности, степень своей готовности к взаимодействию с другими людьми. Соответственно весь спектр этих проявлений человека оказывает влияние на содержательную сторону управленческого взаимодействия.
Содержательные аспекты управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе составляют: правовые основы образовательной
деятельности; содержание и организация образования; здоровьесбережение участников образования; укрепление учебно-материаль-ной базы образовательных учреждений; подготовка и переподготовка педагогических кадров; инновации в образовании; дополнительное образование и др. [2, 7, 8].
Остановимся кратко на характеристике перечисленных сфер.
В плане создания правовых основ
образовательной деятельности управленческое взаимодействие направлено на разработки статуса образовательного учреждения, лицензирование образовательной деятельности, ее нормирование и регламентирование, составление тарифно-квалификационных требований и требований к образованности различ-
ных категорий учащихся.
В аспекте содержания образования
управленческое взаимодействие направлено на проектирование, отбор, формирование, оформление содержания образования, на придание образованию непрерывного характера.
В процессуальном аспекте это внедрение и взаимодействие форм и методов образования; определение приоритетности форм и методов, их соответствия типу образовательного учреждения, региональным особенностям и личным образовательным потребностям; видовое деление образовательных процессов.
Управленческое взаимодействие в целях обеспечения образовательных процессов -это, главным образом, проектирование и создание в практике образования соответствующих условий. Это направление охватывает документационное обеспечение; информационный обмен; обеспечение образовательного процесса учебной литературой, учебнометодическими комплексами, лабораториями и лабораторным оборудованием, техникой, средствами коммуникации, материальным обслуживанием и т.д.
Специальным предметом управленческого взаимодействия является подготовка кадров для системы образования, охватывающая: среднее профессионально-педагогичес-кое образование; высшее профессиональнопедагогическое образование; повышение квалификации кадров в системе дополнительного профессионального образования.
Дополнительному образованию придается направленность на обеспечение возможности самореализации детей, удовлетворения образовательных потребностей населения.
Каждая из перечисленных сфер является управляемой системой. Управленческое взаимодействие направлено на указанные системы как на предмет. В соответствии с сущностью предмета, а также с целью управленческого взаимодействия, направленности на этот предмет, управленческое взаимодействие образует систему, особенности и специфика которой находится и в морфологии, и в структуре, и в функциях, и в диалектике развития этой системы.
Управленческое взаимодействие субъектов управления образовательным процессом в вузе осуществляется в соответствии с определенными целями. Достижение этих целей субъектами составляет основной мотив их управленческого взаимодействия в образовательном процессе. Цели управления представляют собой единство разноплановых целевых установок. Некоторые из них устанавливаются официально (например, вышестоящими органами или учредителем образовательного учреждения). Другие целевые установки являются продуктом развития способностей педагогических работников. Третьи - определяются потребностями студентов. При этом достижение последних целевых установок является главным мотивом управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе [2].
Современная теория управления образованием опирается не такое толкование целей, которое базируется на сущности системного подхода. Это означает, что цели системного управления образованием представляют собой специфическую систему, состоящую их различных групп целевых установок. Можно выделить две большие группы целевых установок [2, 3, 6].
В первую группу включаются такие цели, которые ориентированы на учет потребностей и интересов общества. По существу целевые установки первой группы отражают социальный целевой заказ. При этом он включает:
• реализацию требований к образованности человека; причем в требованиях к образованности человека должны быть выражены потребности общества в том, чтобы его члены, усвоив содержание образования, могли
бы эффективно участвовать в общественнополезном труде;
• соблюдение нормативов социальной защиты участников образования (забота о предотвращении переутомляемости участников образования, о санитарно-гигиенических условиях реализации их деятельности);
• реализация внутриличностных потребностей и склонностей участников образования.
Вторая группа целевых установок выражает внутриличностные целевые установки участников образования и проявляется в том, чтобы последние могли:
• добиться общественного признания своего образовательного или профессионального статуса;
• стремиться к материальному благополучию, удовлетворению каких-то индивидуальных потребностей (творить, изобретать, познавать и т.д.).
Целевые установки этих двух групп естественным образом связаны друг с другом. Например, стремление общества к повышению уровня образованности своих граждан без существенного роста учебной нагрузки способствует увеличению перспектив для профессиональной карьеры специалистов. Внедрение новых методик и технологий реализации образовательных процессов может сопутствовать тому, что создаются условия для проявления творческой активности и более высокой результативности в образовании.
Имеют место и противоречия между внутренними целевыми установками различных субъектов образования. Например, одни стремятся к материальному благополучию, а другие, связанные с первыми по работе, видят главное свое назначение в удовлетворение неких духовных потребностей.
Наличие противоречий между различными целевыми установками является объективным препятствием для реализации управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе. В частности, это связано с тем, что противоречивые цели мало связаны друг с другом, а их достижение предполагает порой взаимоисключающие действия субъектов. В результате чего эффект управленческой деятельности будет зависеть от того, какое из противоречивых воздействий окажется наиболее сильным. Поэтому в теории управления образованием можно выделить некоторые
цели, которые провозглашаются целями управления образовательным процессом в вузе.
В основе целей системного управления образовательным процессом в вузе можно выделить три группы. Каждая из групп целевых установок системного управления образовательным процессом с разных сторон характеризует основные направления управленческого взаимодействия субъектов управления.
В первую группу входят такие целевые установки, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей общества. Это целевые установки, в единстве описывающие направления приложения субъектами управления усилий, в результате которых появляется нечто общественно полезное (например, присвоенная человеком образованность или средство обеспечения образовательных процессов). Все эти установки одного плана в том смысле, что они ориентированы на достижения, которые полезны обществу.
Во вторую группу входят такие целевые установки, в которых обобщены и представлены в уравновешенном виде потребности партнеров по образованию. В этой группе сосредоточены целевые установки, в которых выражены личные потребности всех субъектов управления образовательным процессом в вузе. В результате их совместного действия предполагается удовлетворение потребностей участников образования. Целевые установки этой группы связаны с установками первой группы так, что каждый участник образования, будучи сориентированным на удовлетворение своих потребностей, активно включается в достижение целевых установок первой группы.
В третью группу входят такие целевые установки, которые выражают намерения содействовать развитию у участников образования целеустремленности, заключающейся, например, в проявлении у них потребности и способности в достижении взаимосвязанного единства целевых установок первых двух групп. Эта группа целевых установок направлена на побуждение участников образования к сотрудничеству, партнерству и самовыражению каждого из них. Целевые установки этой группы можно развертывать в специальные системы педагогического содействия, направленного на стимулирование участников образования к тому, чтобы целеустремленно добиваться достижения системы целей, образованной в резуль-
тате систематизации целевых установок первых двух групп.
В таком случае все три группы целевых установок образуют такую систему, которая в единстве определяет интегративное направление развития образования. Таким образом, выделенные компоненты целей системного управления образовательным процессом в вузе в единстве образуют систему. Ее развитие проявляется в осуществлении управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом.
Учитывая значимость управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе, мы вынесли этот вопрос для обсуждения в данной статье. В результате чего рассмотрели деловое общение как вид управленческого взаимодействия, определились с содержанием управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе, выделили цели управления образовательным процессом в вузе и сделали вывод о необходимости взаимосогласования этих целей в процессе управленческого взаимодействия субъектов управления образовательным процессом в вузе.
Литература
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236с.
2. Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-344 с.
3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.
4. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение: практические советы / А.Ю. Панасюк. -М.: Экономика, 1990. -193 с.
5. Рузавин, ИГ., Синергетика и системный подход / ИГ. Рузавин // Философские науки. -1985. -N9 5.- С. 48-55.
6. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
7. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: В 4-х ч. -
Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. -Часть 1. - 169 с.
8. Сериков, Г.Н. Здоровъесбережение в гуманном образовании: Монография / Г.Н. Се-
риков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧПТУ, 199. - 242 с.
9. Шмидт, Р. Искусство общения: пер. с нем. / Р. Шмидт. - М.: СП «Интерэксперт», 1992.-345 с.
Поступила в редакцию 7 апреля 2008 г.