Научная статья на тему 'Сущность и содержание управления возвратами в цепях поставок'

Сущность и содержание управления возвратами в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРИНЦИП "ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ" / ПРИНЦИПУ "ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ" / ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ / УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяпухин Алексей Петрович

В статье обоснована актуальность управления возвратами в современном бизнесе. Сделан вывод о том, что теория и методология управления возвратами развиты в недостаточной степени, несмотря на то, что многие аспекты технологии переработки отходов и готовой продукции исследованы на приемлемом уровне. Показано восемь вариантов бизнес-процесса «Управление возвратами», дано их краткое описание. Для эффективного управления возвратами в цепях поставок предложено использовать диаграмму Ишикавы, которая «применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение. Выявлены причины не качественного управления возвратами. Разработан обобщенный алгоритм управления возвратами в цепях поставок, который служит основой для формирования более детальных алгоритмов функционирования звеньев цепей поставок и/или подсистем с последующей корректировкой их организационных структур управления на основе логистического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF RETURNS MANAGEMENT IN SUPPLY CHAINS

In the article the urgency returns management in modern business. The conclusion is that the theory and methodology of management of returns developed insufficiently, although many aspects of waste processing technologies and finished products are investigated at an acceptable level. Shows the eight variants of the business process Management returns", provide a brief description. For the effective management of returns in the supply chain is proposed to use the chart, Ishikawa, which is used to graphically display the relationship between a solved problem and causes affecting its appearance. The reasons are not good returns management. Developed the generalized algorithm returns management in supply chains, which serves as the basis for the formation of a more detailed algorithms of functioning of parts of the supply chain and/or subsystems, and then adjusting their organizational structures of management on the basis of logistic approach

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание управления возвратами в цепях поставок»

Стоить отметить, что положительные тенденции в локализации производства в России присутствуют. К примеру, самарское предприятие «Авиаагрегат» планирует с 2014 года в сотрудничестве с французским холдингом Messier-Bugatti-Dowty выпускать посадочные комплекты для SSJ-100 [8]. Министерство промышленности и торговли в 2013 году объявило конкурс на разработку отечественных систем для замещения западных аналогов на SSJ-100: противообледенительной и топливной систем, системы аварийной подачи кислорода, коннекторов и проводов для бортовой сети, гидравлической системы и элементов интерьера [9]. Таким образом, импортозамещение должно стать основным направлением развития современной авиационной отрасли России, оно позволит поднять уровень смежных предприятий авиационной промышленности, мощности которых сейчас используются не полностью. Актуально наличие собственных производств высокотехнологичной продукции в России в целях снижения зависимости от Запада, особенно, в связи с вероятной угрозой санкций со стороны западных стран из-за политической ситуации на Украине.

Предпосылки для организации современных производств на мощностях российских авиационных предприятий имеются, необходима воля государства для стимулирования процесса импортозамещения, создания необходимых экономических и юридических условий для развития отрасли, которая была одним из локомотивов всей промышленности СССР.

Библиографический список

1. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? / В. Б. Кондратьев [Электронный ресурс] портал «Перспективы». - Москва 12.10.2011. - Режим досту-па:Ийр://,^^^рег8рекйуу.тГо. - 16.04.2014.

2. Мифы про Суперджет [Электронный ресурс] : «С делано у нас» - Портал о производстве в России. - Москва : 15.06.2012. - Режим доступа : http://sdelanounas.ru/blogs/18280/. -10.02.2014.

3. С миру по компоненту / П. Зверева [Электронный ресурс] : портал бизнес-авиации. - Москва : 25.07.2013. - Режим доступа : http://jets.ru. - 25.03.2014.

4. Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing [Электронный ресурс] : Новостной портал. - Москва : 2013. - Режим доступа : http://newsruss.ru. - 22.02.2014.

5. Sukhoi Superjet 100 [Электронный ресурс] : Википедия, свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org. - 02.05.2014.

6. SaM146 [Электронный ресурс] : Википедия, свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/SaM146. - 18.04.2014.

7. Карнозов В. Реальный конкурент «Боингу» / В. Карнозов // «Военно-промышленный курьер». № 19/2007. - 23 мая.

8. Шасси для SSJ-100 будут делать в Самаре [Электронный ресурс] : Aviatime. - 02.12.2013. -Режим доступа : http://www.aviatime.com. - 05.01.2014.

9. Кривошапко Ю. Летать по-русски / Ю. Кривошапко // Российская газета. № 6015/2013. -22 февр.

УДК 338.242.2

А.П. Тяпухин СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗВРАТАМИ

В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация: в статье обоснована актуальность управления возвратами в современном бизнесе. Сделан вывод о том, что теория и методология управления возвратами развиты в недостаточной степени, несмотря на то, что многие аспекты технологии переработки отходов и готовой продукции исследованы на приемлемом уровне. Показано восемь вариантов бизнес-процесса «Управление

© Тяпухин А.П., 2014

Вестник Университета № 14, 2014_

возвратами», дано их краткое описание. Для эффективного управления возвратами в цепях поставок предложено использовать диаграмму Ишикавы, которая «применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение. Выявлены причины не качественного управления возвратами. Разработан обобщенный алгоритм управления возвратами в цепях поставок, который служит основой для формирования более детальных алгоритмов функционирования звеньев цепей поставок и/или подсистем с последующей корректировкой их организационных структур управления на основе логистического подхода

Ключевые слова: алгоритм функционирования звеньев цепей поставок бизнес-процесс; логистический менеджмент; принцип «вверх по течению»; принципу «вниз по течению»; технологии переработки; управление возвратами Aleksey Tiapukhin THE ESSENCE AND CONTENT OF RETURNS MANAGE-

MENT IN SUPPLY CHAINS

Abstract: in the article the urgency returns management in modern business. The conclusion is that the theory and methodology of management of returns developed insufficiently, although many aspects of waste processing technologies and finished products are investigated at an acceptable level. Shows the eight variants of the business process Management returns", provide a brief description. For the effective management of returns in the supply chain is proposed to use the chart, Ishikawa, which is used to graphically display the relationship between a solved problem and causes affecting its appearance. The reasons are not good returns management. Developed the generalized algorithm returns management in supply chains, which serves as the basis for the formation of a more detailed algorithms of functioning of parts of the supply chain and/or subsystems, and then adjusting their organizational structures of management on the basis of logistic approach

Keywords: algorithm of functioning of the links of supply chain business process; logistics management; principle "up-stream"; the principle of "downstream "; technologies of processing; returns management;

Управление возвратами (англ. - Return Management) является одним из бизнес-процессов управления цепями поставок (англ. - Supply Chain Management), включающим технологический и логистический виды менеджмента. Особенностью данного бизнес-процесса является управление потоками ресурсов по принципу «вверх по течению» (от потребителя к поставщику) в отличие от бизнес-процесса «Выполнение заказа» (англ. - Order Fulfillment), который связан с управлением потоками ресурсов по принципу «вниз по течению» (от поставщика к потребителю) [1, С. 29].

Объемы возвратов в общемировом масштабе весьма значительны. Затраты на управление возвратами составляют 4-6 % общих логистических издержек. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно определить, что средний процент возврата потребителями своих покупок составляет 7 % [1, С. 544].

Актуальность управления возвратами в современном бизнесе продолжает возрастать, что обусловливается следующими причинами:

- увеличивающейся обеспокоенностью общественности за состояние природной среды и создание благоприятных условий для жизни будущих поколений;

- экономической эффективностью создания безотходных производств и вовлечения ранее неиспользуемых отходов для удовлетворения первичных потребностей населения;

- несовершенством технологических процессов и процессов управления производством, что приводит к повышенному расходу ресурсов и росту материалоемкости и энергоемкости продукции и услуг;

- приоритетом интересов и постоянным изменением потребностей конечных потребителей продукции и услуг и, как следствие, ориентацией современного менеджмента на создание и доставку ценности, предназначенной для данных потребителей;

- созданием условий для внедрения принципов бережливого производства, основу которого составляют идеи, заложенные в концепции «Toyota Production System», и, в первую очередь, идея сокращения запасов в цепях поставок.

В то же время можно сделать вывод о том, что теория и методология управления возвратами развиты в недостаточной степени, несмотря на то, что многие аспекты технологии переработки отходов и готовой продукции исследованы на приемлемом уровне.

Основные варианты управления возвратами характерны как для поставщика ресурсов (варианты «А»), так и для их потребителя (варианты «В»). Для их обоснования целесообразно использовать следующие классификационные признаки:

1) для вариантов «А»:

- структура объектов бизнес-процесса: постоянная и переменная;

- место объектов бизнес-процесса в цепях поставок: внутри и вне цепей поставок.

Указанные выше классификационные признаки позволяют выделить следующие варианты бизнес-процесса «Управление возвратами»:

- А1.1: отзыв из эксплуатации или замена изделия (с последующим его возвратом потребителю);

- А1.2: переработка отходов;

- А2.1: получение изделия от одного потребителя с последующей его передачей другому потребителю, в том числе в форме благотворительности;

- А2.2: утилизация;

2) для вариантов «В»:

- структура объектов бизнес-процесса: постоянная и переменная;

- тип материального потока: основной и вспомогательный.

Использование данных признаков позволяет обосновать следующие варианты «В» бизнес-процесса «Управление возвратами»:

- В1.1: организация ремонта (реставрации) изделия посредством замены его компонентов;

- В1.2: модернизация изделия;

- В2.1: создание запасов для ремонта (использование компонентов одного изделия для ремонта другого изделия);

- В2.2: возврат оснастки, транспорта, тары и др.

Таким образом:

1) существует восемь вариантов бизнес-процесса «Управление возвратами», что позволяет уточнить его понятие. По нашему мнению, управление возвратами - бизнес-процесс управления цепями поставок, основанный на использовании технологического и логистического менеджмента, ориентированный на управление потоками ресурсов, начиная от конечного потребителя и заканчивая начальным поставщиком, и направленный на отзыв (сбор), замену, ремонт или модернизацию изделий, переработку отходов, их утилизацию и захоронение, а также на создание запасов (запасных частей) и повторное получение тары, транспорта, оснастки;

2) в рамках варианта А1.1 выполняются четыре вида работ: устранение брака, плановый и внеплановый ремонт (на территории поставщика), профилактика и техническое обслуживание;

3) в рамках варианта А1.2 можно выделить четыре вида переработки ресурсов: повторная, модифицированная, первичная и диверсифицированная;

4) в рамках варианта А2.1 используются четыре вида получения изделия от одного потребителя с последующей его передачей другому потребителю в рамках следующих акций, в том числе благотворительности: эпизодической, многократной, текущей и стратегиче-

185

Вестник Университета № 14, 2014_

ской. Напомним, что «благотворительный - 1. безвозмездный и направленный на общественную пользу, 2. направленный на оказание материальной помощи неимущим» [2, С. 50]. В данном случае речь идет о продукции, которая по тем или иным причинам возвращена конечными потребителями, но по-прежнему может быть востребована, если не покупателями, то малоимущими гражданами и социально незащищенными слоями населения бесплатно или за символическую плату;

5) в рамках варианта А2.2 могут выполняться четыре вида утилизации: прямая утилизация, утилизация с извлечением полезных веществ, прямое захоронение, захоронение с предварительной переработкой и/или консервацией;

6) варианты «В» бизнес-процесса «Управление возвратами», выполняемого потребителем, ориентированы на два компонента управления ценностью в цепях поставок: качество и количество;

7) организация ремонта предполагает, с одной стороны, разборку вышедшего из строя или отслужившего свой срок изделия и использование его компонентов для обеспечения работоспособности аналогичных изделий, а, с другой стороны, отзыв этих самых изделий из эксплуатации;

8) модернизация изделия (вариант В1.2) может осуществляться либо потребителем самостоятельно, либо на основе консультаций с поставщиком, либо непосредственно у поставщика. В любом случае данная модернизация осуществляется в рамках управления возвратами, поскольку:

- изделие возвращается на фазу «повторного изготовления» с привлечением ранее используемых типов оборудования и технологической оснастки;

- осуществляется по инициативе или по согласованию с потребителем;

9) возврат оснастки, транспорта, тары и др. (вариант В2.2) может осуществляться как внутри, так и вне звена цепи поставок. Данный вариант необходим для возобновления производственного процесса, в том числе при реализации вытягивающих концепций управления предприятиями и цепями поставок, например, при реализации концепции «точно вовремя».

Управление возвратами предполагает изменение роли предприятия в цепях поставок. Если при выполнении бизнес-процесса «Выполнение заказа» данное предприятие выступает в роли поставщика продукции и услуг для последующих звеньев цепи поставок, то при выполнении бизнес-процесса «Управление возвратами» указанные выше звенья являются поставщиками для предприятия, а само предприятие - потребителем направляемых в его адрес изделий.

Для эффективного управления возвратами в цепях поставок целесообразно использовать диаграмму Ишикавы, которая «применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение» [4].

К причинам некачественного управления возвратами в цепях поставок относятся причины, связанные с человеком, с методом работы, с механизмами, с материалом, с контролем, с внешней средой. Представляется целесообразным:

1) классифицировать данные причины по трем укрупненным группам:

- персонал (человек);

- управление (метод работы, контроль, внешняя среда);

- технология (механизмы, материал);

2) исследовать эффективность управления возвратами в цепях поставок по принципу «от простого к сложному», используя такие классификационные признаки как «технология», «управление» и «персонал», что позволяет выявить следующие причины, влияющие на возникновение проблем с управлением возвратами в цепях поставок:

- первая причина касается неэффективной деятельности персонала и проявляется в наличии брака в работе, опозданиях (прогулах), нарушении трудовой дисциплины, невнимательности и др.;

- вторая причина связана с характеристиками системы и процесса управления возвратами, такими как неверно поставленные цели, некорректно сформулированные задачи, неправильно выбранные методы, несогласованные функции управления, неэффективная организационная структура управления, низкая квалификация управленческих работников;

- третья причина кроется в недостаточном качестве найма персонала, повышения его квалификации и управлении карьерой, низкоэффективной системе стимулирования, ошибках в использовании интеллектуального потенциала, просчетах в организации труда и плохой командной работе;

- четвертая причина обусловлена неверно выбранной технологией обработки объектов обратного материального потока, неэффективным использованием оборудования и технологической оснастки, несвоевременным их ремонтом и обслуживанием;

- пятая причина касается несоответствия технологических возможностей оборудования и квалификации персонала, что приводит к росту себестоимости переработки ненужной продукции и отходов, снижению фондоотдачи, уменьшению оборачиваемости оборотных средств предприятия;

- шестая причина связана с не согласованностью выполнения технологических операций во времени, излишними запасами в цепях поставок, простоями оборудования, затянутыми сроками технологической подготовки производства;

- седьмая причина является комплексной, поэтому для ее конкретизации необходим тщательный анализ функциональных областей управления предприятием, а также цепями поставок, поскольку неэффективная работа предприятия во многом обусловлена невыполнением договорных обязательств предприятиями-смежниками.

В соответствии с представленным выше определением понятия «управление возвратами» его ключевыми подпроцессами являются:

- технологический менеджмент - подпроцесс, направленный на изменение геометрических размеров и массы ненужной продукции и отходов, их состава и конфигурации;

- логистический менеджмент - подпроцесс, обеспечивающий движение объектов обратного материального потока и сопутствующих ему потоков от конечного потребителя до начального поставщика («вверх по течению»).

Выполнение данных подпроцессов осуществляется системой менеджмента предприятий (цепей поставок), включающей цели, задачи, принципы, функции и методы. С учетом рекомендаций работы [5, С. 248-249]:

а) цели системы управления возвратами в цепях поставок: извлечение дополнительной прибыли; соблюдение требований охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности;

б) задачи данной системы: организация взаимодействия с конечными потребителями продукции и услуг; отзыв (сбор) ненужной продукции и отходов; замена, ремонт или модернизация продукции; переработка отходов производства; утилизация и захоронение ненужной продукции и отходов; создание запасов (запасных частей); повторное получение тары, транспорта, оснастки; выполнение логистических операций: транспортировки, складирования, хранения, консолидации, разукрупнения, сортировки, маркировки, упаковки; обмен информацией с субъектами внешней среды; финансирование подпроцессов управления возвратами; обслуживание подпроцессов управления возвратами;

в) принципы управления возвратами: научности, экономической оптимальности, эко-логичности, заботы о будущих поколениях, целесообразной гибкости, целевого, технико-экономического и правового единства, системности и комплексности, пропорциональности, принцип максимальной экономии времени и согласованности работ во времени, превентив-ности, надежности, параллельности, вариантности;

г) функции системы управления возвратами: целеполагание, планирование, организация, мотивация и стимулирование, координация, контроль, анализ и синтез, регулирование, учет, нормирование;

д) методы, используемые при управлении возвратами:

- административные методы (организационные и распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная и административная ответственность и др.);

- экономические методы (плановое ведение хозяйства, коммерческий расчет, рыночное ценообразование, оплата труда, формы собственности, ценные бумаги и др.);

Вестник Университета № 14, 2014_

- социологические методы (личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, конфликты, переговоры и др.);

- психологические методы (тип личности, темперамент, характер человека, интеллектуальные способности, способы психологического воздействия и др.)

Эффективная реализация технологического и логистического менеджмента в цепях поставок при управлении возвратами предполагает использование основных подсистем предприятия [5, С. 201-202]: материальных потоков, станков и технологического оборудования, технологической оснастки, маршрутов движения предметов труда, транспорта, хранения, тары, нематериальных ресурсов, энергоресурсов, персонала и субподрядчиков.

Перемещение объектов обратного материального потока (ненужной продукции и отходов) обеспечивают:

а) в рамках технологического менеджмента: подсистемы станков и технологического оборудования, технологической оснастки, маршрутов движения материальных потоков;

б) в рамках логистического менеджмента: подсистемы транспорта, хранения и тары;

в) в рамках обоих видов менеджмента: подсистемы нематериальных ресурсов, энергоресурсов, персонала и субподрядчиков.

Исходя из этого:

1) цепь поставок удобно представить в виде двух смежных звеньев - поставщика и потребителя ненужной продукции и услуг;

2) процесс переработки ненужной продукции и отходов на промышленном предприятии предусматривает следующую последовательность использования подсистем предприятия - подсистемы: хранения (центральный склад) - тары - транспорта - хранения (рабочее место) - технологической оснастки - станков и технологического оборудования - хранения (рабочее место) - тары (в случае использования передаточных партий) - транспорта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) процесс переработки ненужной продукции и отходов на коммерческом (торговом) предприятии предусматривает следующую последовательность использования подсистем предприятия - подсистемы: хранения (центральный склад) - тары - транспорта - хранение (рабочее место) - консервации/комплектации - хранения (рабочее место) - тары (в случае использования передаточных партий) - транспорта;

4) процессы переработки ненужной продукции и отходов на обоих типах предприятий сопровождается использованием подсистем: нематериальных ресурсов, энергоресурсов, персонала и субподрядчиков (в случае передачи части или всей работы на аутсорсинг);

5) сокращение времени переработки ненужной продукции и отходов обеспечивается на основе параллельного или последовательно-параллельного способов перемещения данной продукции и отходов, в том числе на основе синхронизации технологических и логистических операций;

6) поскольку загрузка представленных выше подсистем предприятия, как правило, является неравномерной, при управлении возвратами в цепях поставок возникает необходимость:

- с одной стороны, передачи части работ на аутсорсинг (в случае недостатка производственной мощности подсистем);

- с другой стороны, получения части работ со стороны (в случае избытка производственной мощности подсистем).

Данный аспект управления возвратами в цепях поставок предполагает разработку и внедрение гибкого механизма реагирования на запросы рынка, что можно обеспечить на основе адаптивных или органических организационных структур управления предприятиями [5, С. 275].

Представленный выше материал позволяет разработать обобщенный алгоритм управления возвратами в цепях поставок, который служит основой для формирования более детальных алгоритмов функционирования звеньев цепей поставок и/или подсистем с последующей корректировкой их организационных структур управления на основе логистического подхода (рисунок).

Рис. Обобщенный алгоритм управления возвратами

Вестник Университета № 14, 2014_

В ходе дальнейших исследований предполагается:

- разработать варианты системы менеджмента предприятий (цепей поставок) при управлении возвратами для различных концепций их развития;

- определить перспективы использования процессного подхода к управлению возвратами в цепях поставок;

- обосновать содержание организационных структур управления возвратами в цепях поставок;

- предложить методику оценки эффективности управления возвратами в цепях поставок.

Библиографический список

1. Тяпухин, А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А.П. Тяпухин. - М.: Юрайт, 2012. -568 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.

3. Тяпухин, А.П. Дистрибьюция: понятие, структура и место в коммерческой деятельности предприятия / А.П. Тяпухин, А.А. Клецко // Экономика. Управление. Право. - 2013. - № 10 (46), С. 18-21.

4. Менеджмент качества. Диаграмма Исикавы. Режим доступа: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Ishikawa_Chart.htm.

5. Тяпухин, А.П. Производственный менеджмент: учебное пособие / А.П. Тяпухин. - СПб.: ГИОРД, 2008. - 384 с.

6. Тяпухин, А.П. Логистический менеджмент в цепях поставок: монография / А.П. Тяпухин. - Deutschland, Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 465 c.

7. Аникин, Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник /Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин.- М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2005. - 432 с.

УДК 005.2 «313»

РАЗВИТИЕ МАТРИЦЫ АНСОФФА «ТОВАР-РЫНОК» И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ

Аннотация: В статье рассматриваются стадии развития бизнеса и отмечается важная роль технологии для развития организации в современных условиях. Рассматривается известная матрица И.Ансоффа «Товар-рынок» и ее модификации, обосновывается необходимость развития существующих методов генерации стратегических альтернатив. Предлагается модифицированная матрица «товар-рынок-технология», в которой представлены существующие и новые рынки, подразделяемые на целевые, связанные и несвязанные с существующими рынками; существующие и новые (модифицированные, инновационные) товары и услуги; существующие технологии и новые технологии, связанные и несвязанные с существующими. Использование данной матрицы позволяет расширить множество генерируемых альтернатив и конкретизировать рекомендуемые стратегии роста, предложить стратегию «голубого океана» как альтернативу традиционным стратегиям роста, основой которой могут быть модифицированный или инновационный товар, новая технология, новый рынок и их различные комбинации. Для генерации стратегических альтернатив применительно к конкретной организации предлагается использовать модифицирован-

© Шаламова Н.Г., Колосова Э.В., 2014

Н.Г. Шаламова, Э.В. Колосова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.