Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Открытый электронный образовательный модуль» применительно к процессу обучения иностранному языку на основе использования информационных технологий'

Сущность и содержание понятия «Открытый электронный образовательный модуль» применительно к процессу обучения иностранному языку на основе использования информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ELECTRONIC LEARNING MODULE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ. / FOREIGN LANGUAGES TEACHING AT HIGH SCHOOL.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прыгова А. С.

Аннотация. Данная статья отражает актуальные тенденции в образовании, связанные как с активным использованием информационных и телекоммуникационных технологий иноязычного образования, так и с введением новых образовательных стандартов ФГОС ВПО. Статья посвящена главным аспектам обучения иностранному языку в вузе с использованием электронных образовательных модулей. Новизна исследования заключается в многоаспектной характеристике содержания понятия «открытый электронный образовательный модуль» и в раскрытии методического потенциала данного образовательного феномена, направленного на развитие индивидуальности будущего учителя в диалоге культур. Автор обобщает содержательное наполнение термина «открытый электронный образовательный модуль», раскрывает основные его характеристики, возможности использования, а также описывает поэтапный процесс создания и реализации образовательных модулей в процессе обучения иностранному языку. Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных положений реализации электронных образовательных модулей в условиях внедрения ФГОС ВПО нового поколения. Практическая значимость статьи состоит в том, что основные положения исследования, отражающие специфику работы с электронными модулями могут найти широкое применение в процессе подготовки программ и пособий для студентов языковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прыгова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CONTENT OF THE CONCEPT “OPEN E- Learning MODULE” APPLIED TO FOREIGN LANGUAGES LEARNING BASED ON THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Abstract. This article reflects the current trends in education, related both to the active use of information and telecommunication technologies in foreign language learning and to the introduction of new state standards of higher professional education. The article is devoted to the main aspects of teaching a foreign language with the help of electronic educational modules at high school. The novelty of the study is in a multidimensional characteristic of the concept of “open electronic learning module” and in the disclosure of methodical potential of this educational phenomenon, aimed at the development of the personality of the future teacher in the dialogue of cultures. The author summarizes the substantive content of the term “open electronic learning module”, reveals its main characteristics, the possibility of using, and also describes the gradual process of creation and implementation of training modules in the process of teaching a foreign language. The theoretical significance of the research is to describe the main provisions of the implementation of e-learning modules under new state standards of higher professional education. The practical significance of the article is, no doubt, that the main provisions of the study reflecting the specifics of the electronic modules can be widely used in the preparation of programs and textbooks for students of linguistic specialties.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Открытый электронный образовательный модуль» применительно к процессу обучения иностранному языку на основе использования информационных технологий»

УДК 800: 378.02 ББК 74.5

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.С. Прыгова

Аннотация. Данная статья отражает актуальные тенденции в образовании, связанные как с активным использованием информационных и телекоммуникационных технологий иноязычного образования, так и с введением новых образовательных стандартов ФГОС ВПО. Статья посвящена главным аспектам обучения иностранному языку в вузе с использованием электронных образовательных модулей.

Новизна исследования заключается в многоаспектной характеристике содержания понятия «открытый электронный образовательный модуль» и в раскрытии методического потенциала данного образовательного феномена, направленного на развитие индивидуальности будущего учителя в диалоге культур.

Автор обобщает содержательное наполнение термина «открытый электронный образовательный модуль», раскрывает основные его характеристики, возможности использования, а также описывает поэтапный процесс создания, и реализации образовательных модулей в процессе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных положений реализации электронных образовательных модулей в условиях внедрения ФГОС ВПО нового поколения. Практическая значимость статьи состоит в том, что основные положения исследования, отражающие специфику работы с электронными модулями могут найти широкое применение в процессе подготовки программ и пособий для студентов языковых специальностей.

Ключевые слова: электронный образовательный модуль, информационные технологии, обучение иностранному языку в вузе.

THE NATURE AND CONTENT OF THE CONCEPT "OPEN E- LEARNING MODULE" APPLIED TO FOREIGN LANGUAGES LEARNING BASED ON THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

H A.S. Prygova

Abstract. This article reflects the current trends in education, related both to the active use of information and telecommunication technologies in foreign language learning and to the introduction of new state standards of higher professional education. The article is devoted to the main aspects of teaching a foreign language with the help of electronic educational modules at high school.

The novelty of the study is in a multidimensional characteristic of the concept of "open electronic learning module" and in the disclosure of methodical potential of this educational phenomenon, aimed at the develop -ment of the personality of the future teacher in the dialogue of cultures.

The author summarizes the substantive content of the term "open electronic learning module", reveals its main characteristics, the possibility of using, and also describes the gradual process of creation and implementation of training modules in the process of teaching a foreign language.

The theoretical significance of the research is to describe the main provisions of the implementation of e-learning modules under new state standards of higher professional education. The practical significance of the article is, no doubt, that the main provisions of the study reflecting the specifics of the electronic modules can be widely used in the preparation of programs and textbooks for students of linguistic specialties.

Keywords: electronic learning module, information technologies, foreign languages teaching at high school.

141

Современное иноязычное образование претерпевает серьезные изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов ФГОС ВПО, которые направлены на формирование творческой, постоянно развивающейся личности, характеризующейся особым ценностным отношением к своей будущей профессиональной деятельности, «способной к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, использованию воз-

можностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий» [1, с. 4]. В Послании Президента Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. В.В. Путин также отмечает, что «решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными

142

возможностями по здоровью» [2]. Введение стандартов ФГОС ВПО связано с изменением содержания образовательного процесса, форм, методов и средств обучения.

Огромным образовательным потенциалом обладает система средств обучения, которая является важнейшей составляющей процесса реализации информационных и телекоммуникационных технологий иноязычного образования. Теорией автоматизации и компьютеризации учебного процесса занимались В.В. Грин-шкун, Е.С. Полат, И.В. Роберт, а применение электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку раскрыто в работах Н.Е. Есениной, С.М. Кащук, П.В. Сысоева.

Особое место в данной системе средств занимают открытые электронные образовательные модули, теории и методологии применения которых в учебном процессе посвящены труды Н.Н. Гомулиной, А.В. Осина, Н.А. Поляковой, О.В. Платоновой. Открытые электронные образовательные модули являются разновидностью образовательных модулей, которые в соответствии с определением ЮНЕСКО являются «изолированными обучающими пакетами, предназначенными для индивидуального или группового изучения с целью приобрести одно умение или группу умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью» [3, с. 15]. Применительно к целям данного исследования образовательный модуль рассматривается как «организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины, включающая в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учеб-

ного материала, методическое руководство (с дидактическими материалами) и систему контроля [там же].

Реализация образовательного модуля требует осуществления ряда шагов:

• сформулировать комплексную дидактическую цель модульной программы;

• построить блок-схему модульной программы с учетом иерархии целей;

• составить перечень знаний и умений по каждому модулю;

• проанализировать содержание каждого модуля и обеспечить готовность обучаемых к изучению материала за счет использования ранее освоенных знаний;

• подготовить тезаурус учебной дисциплины и обеспечить одинаковую знаковую символику курса;

• изобразить логическую структуру модуля блок-схемой, графом или генеалогическим деревом с последующей нумерацией элементов (чтобы дать возможность обучающемуся видеть «траекторию» учения);

• представить содержание основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках модуля [там же, с. 16-17].

В процессе обучения иностранному языку образовательные модули дают следующие возможности:

1) в учебном аспекте (формирование произносительных, грамматических и лексических навыков, совершенствование указанных видов навыков, развитие коммуникативных умений, социокультурных умений, овладение ведущими видами речевой деятельности: аудированием, чтением, письмом, говорением с целью решения профессионально направлен-

ных задач, типичных для деятельности учителя иностранного языка);

2) в воспитательном аспекте (формирование универсальных учебных действий, культуры умственного труда; воспитание толерантности, этичности, уважения, личности с глобальным мышлением); воспитание нравственности, патриотизма, интернационализма, гуманизма) [4, с. 15; 5, с. 37].

3) в развивающем аспекте (активизация критического и творческого мышления; развитие познавательных способностей и умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие потребностно-мотивационного отношения к изучению ИЯ, исследовательских рефлексивных умений) [5, с. 15; 6, с. 14].

4) в познавательном аспекте (предоставление страноведческой информации, знаний об особенностях преподавания, направленность на профессионально-ориентированное обучение, знакомство с культурой страны изучаемого языка, с культурным многообразием мира, включая язык как неотъемлемый компонент этой культуры в её диалоге с родной культурой) [5, с. 15; 6, с. 37].

Электронный образовательный модуль основан на системе использования информационных и телекоммуникационных средств. Основными характеристиками электронных образовательных модулей является открытость, «т.е. возможность дополнять ее, вводить новую информацию, адаптировать программу к конкретным задачам обучения» [7, с. 40], полифункциональность, гибкость, целостность, ин-тегративность. К инновационным качествам электронных образовательных модулей А.В. Осин относит интерактивность, мультимедийность, модифицируемость, кроссплатформен-

ность, позволяющая работать с модулями как в среде MS Windows, так и в среде операционных систем семейства Linux (с 2010 г.) [8, с. 107].

Наиболее приоритетным для реализации электронных образовательных модулей является компе-тентностный подход, проблемно-дея-тельностный подход и центрированный на обучающемся подход (Learner's Centered Approach).

Открытые электронные модули могут быть направлены на формирование компетентной творческой личности будущего учителя иностранного языка, способного успешно реали-зовывать свою индивидуальную образовательную траекторию в условиях взаимодействия различных языков и культур. Целью использования открытых электронных образовательных модулей, на наш взгляд, является развитие индивидуальности будущего учителя в диалоге культур.

Содержание открытых электронных образовательных модулей отражает все аспекты иноязычного профессионального образования: учебный, развивающий, познавательный, воспитательный.

Применение модулей способствует реализации расширяющихся образовательных возможностей дисциплины «Иностранный язык».

Электронные образовательные модули могут применяться как в организации аудиторной, самостоятельной, так и научно-исследовательской работы студентов, и обеспечивать тесную интеграцию всех составляющих процесса иноязычного образования и выводящую его на новый уровень.

Создание открытых электронных образовательных модулей требует реализации следующих шагов:

143

144

1) проанализировать требования ФГОС ВПО и соотнести их с содержанием образовательного модуля;

2) разработать разделы модуля в соответствии с дисциплиной и ее целями;

3) отобрать типы упражнений, соответствующие целям обучения;

4) расположить упражнения в логической последовательности (по принципу нарастания трудности);

5) выбрать способ презентации текстовых файлов в соответствии со специальностью, продумать, в каких разделах будут задействованы видео-, аудиоматериалы, изображения или текстовые файлы;

6) предусмотреть материалы и упражнения для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;

7) обеспечить реализацию принципов открытости (все компоненты программы могут изменяться и дополняться) и модульности (осуществляется свободный переход от одного компонента к другому, а также быстрый отбор материала по функциональным или тематическим блокам);

8) обеспечить наличие обратной связи, учитывая принцип интерактивности (наличие упражнений с полной автоматической или частичной проверкой).

Использование электронных образовательных модулей существенно расширяет объем контролируемого материала, иллюстративную базу образовательного процесса, повышает оперативность контроля знаний, системность, структурированность и качество знаний, ориентировано на деятель-ностное обучение учащихся, развивают у учащихся навыки самообразования через использование методик опережающего обучения и самоконтроля [9].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование, квалификация (степень «бакалавр»)» № 46 от 11 января 2011 г. [Текст] - 25 с.

2. Послание Президента Федеральному Собранию от 12. 12. 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/transcri pts/19825, (дата обращения: 23.12.2013).

3. Кускова, И.Б. Принципы модульного обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asms.ru/kompet/2009/062009/03 _062009_kuskova15.pdf (дата обращения: 14.11.2013).

4. Симонова, Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ж.Г. Симонова. - Курск, 2009. - 25 с.

5. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» [Текст] / Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 2000.

6. Кожухов, К.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К.Ю. Кожухов. - Курск, 2008. - 23 с.

7. Лукошкина, Н.Л. Методические принципы создания профессионально ориентированных автономных обучающих компьютерных курсов для взрослых по чтению на иностранном языке (на примере французского языка): дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.Л. Лукошкина. - М., 2000. - 243 с.

8. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Текст] / А.В. Осин. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с.

9. Гомулина, Н.Н. Технология применения открытых образовательных модулей по физике и естествознанию для системы дистанционного обучения / RELARN-

ЕК

2008. Тезисы доклада [Электронный ресурс] / Н.Н. Гомулина, Е.А. Тимакова, Т.В. Новикова. - URL: http://www.relarn.ru/ conf/conf2008/section4/4_ 07.html (дата обращения: 23.12.2013).

REFERENCES

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazo-vaniya po napravleniyu podgotovki «050100 Pedagogicheskoe obrazovanie, kvalifikatsiya (stepen' «bakalavr»)» [Federal state educational standard of higher professional education in the speciality «050100 Pedagogical education, qualification (Bachelor's degree], № 46 ot 11 yanvarya 2011 g., 25 p.

2. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 12.12.2013 g. [The message from the President to the Federal Assembly 12. 12. 2013], URL: http://www.kremlin.ru/transcrip ts/19825 (data obrashcheniya: 23.12.2013).

3. Kuskova I.B. Printsipy modul'nogo obu-cheniya [Principles of modular training], URL: http://www.asms.ru/kompet/2009/062 009/03_062009_kuskova15.pdf (data obrashcheniya: 14.11.2013).

4. Simonova Zh.G. Formirovanie poznavatel'noi aktivnosti studentov-kul'turologov v protses-se izucheniya inostrannogo yazyka na osnove epistemicheskogo podkhoda [Forming of cognitive activity of students culturologists in the course of foreign language learning on the basis of epistemic approach]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Kursk, 2009, 25 p.

5. Passov E.I. Programma-kontseptsiya kom-munikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur» [Program- concept of communicative foreign language education. «Development of iden-

tity in the dialogue of cultures»], M.: Pros-veshchenie, 2000.

6. Kozhukhov K.Yu. Pedagogicheskaya model' primeneniya distantsionnykh tekhnologii v protsesse formirovaniya metodicheskoi kom-petentnosti budushchego uchitelya (na mate-riale distsipliny «Teoriya i metodika obu-cheniya inostrannym yazykam» [Pedagogical model of application of remote technologies in the course of a future teacher methodical competence forming (on the discipline material «The theory and methods of teaching foreign languages»]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Kursk, 2008, 23 p.

7. Lukoshkina, N.L. Metodicheskie printsipy soz-daniya professional'no orientirovannykh av-tonomnykh obuchayushchikh komp'yuternykh kursov dlya vzroslykh po chteniyu na inostran-nom yazyke (na primere frantsuzskogo yazyka) [The methodical principles of creation of professionally focused autonomous training computer courses for adults on reading in a foreign language (on the example of French)]: dis. ... kand. ped. nauk, M., 2000, 243 p.

8. Osin A.V. Otkrytye obrazovatel'nye modul'-nye mul'timedia sistemy [Open educational modular multimedia systems], M.: Agentstvo «Izdatel'skii servis», 2010, 328 p.

9. Gomulina N.N., Timakina E.A., Novikova 145

T.V. Tekhnologiya primeneniya otkrytykh obrazovatel'nykh modulei po fizike i estest-voznaniyu dlya sistemy distantsionnogo obucheniya [Application technology of open educational modules on physics and natural sciences for the system of distance learning], RELARN-2008. Tezisy doklada [Elek-tronnyi resurs]. URL: http://www.relarn.ru/ conf/conf2008/section4/4_07.html (data obrashcheniya: 23.12.2013). ■

Прыгова Анастасия Сергеевна, аспирантка кафедры методики преподавания иностранных

языков Курского государственного университета, [email protected] Prygova A.S., Post-graduate Student, Language Teaching Methodology Department, Kursk State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.