УДК 325 ББК 67.401
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10130
Сущность и содержание миграционного учета в Российской Федерации
The Nature and Content of Migration Registration in the Russian Federation
Татьяна Сергеевна ТРОФИМОВА,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности и содержания миграционного учета в Российской Федерации. Автор комплексно исследует проблемы в данной области.
Ключевые слова: конституционное право, право, свобода, передвижение, миграция
После принятия Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3] стало понятно, насколько огромную силу имеет четкое представление властей и исполнительных органов о важности понятий, касающихся миграционной сферы.
Огромное значение имеют такие понятия, как «регистрация», «миграционный учет», «иммиграционный контроль» и другие, смежные с ними понятия.
Уточнение этих терминов не входит в перечень обязательных компонентов научного исследования. Однако важно уяснить их конституционный смысл, вложенный законом и конституционной практикой разных стран. Это необходимо для того, чтобы определить форму применения, содержание и пределы понятия «миграционный учет». Значение этого термина можно найти в Федеральном законе действующего законодательства, который был упомянут выше. Для того чтобы дать четкое определение миграционному учету, нужно рассматривать его сквозь призму смежных терминов.
Определение миграционного и иммиграционного учета и контроля. Эти термины имеют много схожего между собой, но у них разное
Abstract. The article is devoted to consideration of the nature and content of migration registration in the Russian Federation. The author comprehensively explores the problems in this area.
Key words: constitutional law, right, freedom, movement, migration
содержание, которое отличается правовой базой и механизмом осуществления. Так, иммиграционный контроль представляет собой один из видов контроля.
По предназначению контроль бывает двух видов:
1) внутренний (внутрипроизводственный, внутрифирменный и пр.), который действует в рамках конкретной организации и служит для обеспечения грамотного функционирования и управления организацией или органом;
2) внешний контроль нужен для обеспечения безопасности и защиты интересов государства. Его главная цель — защитить граждан, общество в целом и саму страну от негативных последствий несоблюдения своих обязательств или установленных норм.
Что касается миграционного контроля, то в рамках государственного управления его рассматривают как внешний вид контроля, целью которого является регулирование потока граждан из других стран, которые въезжают на территорию России законным и незаконным путем.
Миграционный учет носит уведомительный характер, не считая случаев, которые указаны в законодательных актах и упоминаются в Конституции РФ.
Что такое иммиграционный контроль?
В научной литературе иммиграционный контроль — «это деятельность государства, направленная на поддержание миграционно-правового режима и соблюдение всех правил пресечения границы, а также выезда и пребывания на территории государства мигрантов и лиц, не имеющих гражданства» [7]. Также дается определение понятию «система иммиграционного контроля», которая в рамках миграционной ситуации рассматривается как комплекс мер, необходимых для обеспечения соблюдения государственных норм и законов, имеющих отношение к внутренним и внешним аспектам миграции граждан [5]. Данная интерпретация понятия об иммиграционном контроле для большего понимания нуждается в уточнении.
Такой вид контроля осуществляется специально закрепленными за этим процессом уполномоченными органами, которые в рамках своих прямых обязанностей выполняют следующие задачи:
■ совместно с другими органами осуществляют иммиграционный контроль на границе РФ;
■ регистрируют и ведут учет переселенцев и беженцев;
■ осуществляют контроль над обеспечением действующих законов касательно условий проживания в России для иностранных граждан, пересекающих границу транзитом в другую страну с целью найти работу или постоянное место жительства;
■ создают планы и организовывают мероприятия, направленные на пресечение случаев противозаконной миграции, а также принимают меры по депортации лиц, попавших на территорию России незаконным путем.
Предлагаемая интерпретация иммиграционного регулирования может применяться в условиях современной миграционной сферы только со значительными поправками и оговорками. Это связано с тем, что с момента создания миграционного контроля произошло множество изменений на разных уровнях.
Возвращаясь к истории развития миграционного контроля на территории России, необходимо отметить, что впервые такой вид контроля начал практиковаться в декабре 1993 г. Тогда для регулирования потока людей из других стран, приезжающих в Российскую Федерацию, был издан Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» [1]. В Указе назывались первостепенные задачи, по которым
должен был осуществляться контроль. Среди них следует выделить:
■ рассмотрение ходатайства о решении предоставить жителям других стран убежище на территории России;
■ разработку мер, которые должны предупредить и предотвратить незаконно неконтролируемое пересечение российской границы.
Это далеко не все задачи, которые решал иммиграционный контроль, вступивший в силу после принятого в 1993 г. Указа Президента РФ.
Выяснение понятийного смысла миграционного учета предполагает его сопоставление с понятием публичной услуги. Данный аспект анализируемого понятия имеет важное значение.
Законодательно оформленного понятия публичной услуги не существует. В то же время в действующем законодательстве сформулировано понятие «государственная услуга». Согласно подп. «д» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [2].
В специальной литературе «публичные услуги определяют как юридические и социально значимые действия в интересах общества, государства и граждан» [4; 6].
Органы, полномочные осуществлять миграционный учет, оказывают самые разнообразные публичные услуги как российским, так и иностранным гражданам. Что касается последних, то согласно действующему миграционному законодательству, ГУВМ МВД РФ и его территориальные органы вправе выдавать разрешения по привлечению работодателями или заказчиками работ (услуг) иностранных работников, а также разрешения на работу иностранным гражданам; оформлять документы о гражданстве, а также выдавать и производить замен иных документов; вести учет по месту их пребывания, производить регистрацию.
Получает распространение на рынке труда множество частных структур, оказывающих трудящимся-мигрантам различного рода услуги,
48
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3
причем дорогостоящие. Такие структуры существует де-факто, будучи не урегулированными действующим законодательством. Необходимость активного развития деятельности негосударственных агентств занятости очевидна. По опыту зарубежных стран повышению ответственности способствовало бы лицензирование данного вида деятельности.
Таким образом, с указанной точки зрения миграционный учет правомерно рассматривать как непрерывное осуществление органами миграционного учета комплекса публично-правовых действий, призванных создать максимально благоприятные условия для реализации прав и обязанностей, вытекающих из статуса мигранта. Следовательно, миграционный учет одной из своих составляющих отображает деятельность государства и его структур, подчиненных целям национального режима пребывания, предоставляемого иностранным гражданам согласно российской Конституции.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 «О мерах по введению иммиграционно-
го контроля» (утратил силу) // Российская газета. 1993. 30 декабря.
2. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 12 апреля 2019 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта.
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Россий-ская газета. 2006. 20 июля.
4. Публичные услуги и право: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007.
5. Регент Т.М. Проблемы государственного управления миграцией в России: Дис. ... докт. экон. наук, М., 2001.
6. Тихомиров ЮА. Теория компетенции. М., 2001.
7. Харламов С.О. Иммиграционный контроль в системе функций органов внутренних дел России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Актуальные проблемы конституционного права России
Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 495 с. - (Серия «Magister»).
ISBN 978-5-238-03220-7
Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.
Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.