Актуальные проблемы педагогики
М.И. Самохвалов
Сущность и содержание экономической культуры старшеклассника
В статье раскрывается сущность и содержание экономической культуры старшеклассника. Рассматриваются определения понятий «экономическая культура общества», «экономическая культура личности»; дается уточненное определение понятия «экономическая культура старшеклассника», выделяются компоненты экономической культуры старшеклассника (личностный, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический).
Ключевые слова: экономическая культура общества, экономическая культура личности, экономическая культура старшеклассника, компоненты экономической культуры старшеклассника.
Состояние и тенденции развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения ставят перед системой образования задачу формирования экономической культуры школьников. Выпускники общеобразовательных учреждений должны уметь ориентироваться в экономических вопросах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
В научной литературе экономическая культура рассматривается в широком и узком смыслах: как экономическая культура общества и экономическая культура личности.
Экономическая культура общества является органичной составной частью культуры в широком смысле слова, под которой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Экономическая культура общества - это воплощение общественных сил и отношений, которые дают предпосылки человеческого существования в экономической сфере. Важнейшими составляющими экономической культуры общества выступают: накопленные и создаваемые материальные ценности, продукты человеческого труда; экономические знания, взгляды и представления общества; обществен-
ные навыки экономической деятельности; способы организации экономической жизни [4, с. 62].
Под непосредственным воздействием экономической культуры общества формируется экономическая культура личности.
М.В. Владыка рассматривает экономическую культуры личности как компонент общей культуры личности. Она представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к экономике, ее предметам, средствам и результатам; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в познавательной и социально ориентированной экономической деятельности [1, с. 60].
А.С. Прутченков полагает, что сущность экономической культуры может быть рассмотрена как органичное единство развитого экономического сознания, убежденности и практической экономической деятельности [3].
Т.Е. Джагаева считает, что экономическая культура - сложная и многообразная система развития духовных, материальных, творческих способностей личности, отражающая взаимоотношения между людьми и окружающей средой, этические нормы поведения, гибкость мышления, сохранение и создание культурных ценностей или, резюмируя, экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется социально-производственная жизнь людей [2, с. 45].
Е.А. Фадеева под экономической культурой личности понимает базовый компонент культуры, включающий совокупность знаний, умений и навыков, проявляющуюся в опыте применения в экономической сфере, а также систему ценностей и потребностей, обуславливающую нравственно-ценностное поведение в экономической деятельности [5].
А.Ф. Аменд, В. Д. Попов, И.А. Сасова, Е.А. Фадеева и др. рассмотрели сущность экономической культуры через анализ выполняемых функций. Ими выделены следующие основные функции экономической культуры: а) познавательная (позволяет накапливать знания о хозяйственно-бытовой жизнедеятельности общества и отдельных индивидов; реализуется через экономические идеи, взгляды и представления, направленные на углубление знаний); б) культурообразующая (обеспечивает сохранение, воспроизводство и развитие культуры личности; позволяет человеку не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнять их в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане); в) мировоззренческая (состоит из экономических взглядов,
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
идей, идеалов, убеждений; реализуется в характере жизнедеятельности личности, направленном на осознание и преобразование себя и окружающего мира); г) ценностная (преобразует совокупность знаний в убеждения через деятельность, способствует нравственно-ценностному самоопределению личности, отражая качественное состояние экономической культуры как системы ценностей); д) воспитательная (позволяет рассматривать формирование личности, способной адаптироваться в новых социально-экономических условиях) [5].
Мы разделяем точку зрения Е.А. Фадеевой, что экономическая культура связана с экономической деятельностью людей, поэтому экономическая культура на различных этапах жизнедеятельности человека разная.
Опираясь на исследования Аменда А.Ф., Владыги М.В., Землянской Е.Н., Кудинова В.В., Новожиловой В.В., Рябининой Н.П., Смирнова И.Б., Фадеевой Е.А., Шпак А.Т. и других мы уточнили понятие «экономическая культура старшеклассника».
Мы рассматриваем экономическую культуру старшеклассника как интегративное личностное образование субъекта, включающее в себя систему экономических знаний, умений, навыков, интересов, мотивов, ценностей, значимых качеств, которые характеризуют его готовность к эффективному участию в производственно-экономической деятельности, в повседневной жизни, к успешной адаптации к изменяющимся условиям рыночной экономики.
Исходя из анализа специфики возрастных особенностей старшеклассников, мы считаем, что именно этот возрастной период наиболее благоприятен для организации процесса формирования их экономической культуры.
Содержание экономической культуры старшеклассника представляет единство личностного, мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического компонентов. Личностный компонент включает экономически значимые качества личности: предприимчивость, самостоятельность, хозяйственность, организованность, деловитость, стремление к самореализации, бережливость, конкурентоспособность, целеустремленность, настойчивость, инициативность. Мотивационноценностный компонент определяет мотивы, убеждения, интересы, ценности, социально-ценностные отношения к экономическим явлениям. Когнитивный компонент включает систему концентрированных экономических понятий, представлений, взглядов, идей. Деятельностно-практический компонент включает совокупность умений и навыков практической экономической деятельности (разработка бизнес-плана, соблюдение экономической целесообразности в организации деятельности, анализ
L
хозяйственной деятельности, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и др.).
Библиографический список
1. Владыга М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 1995.
2. Джагаева Т.Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы (на примере Республики Южная Осетия): Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.
3. Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
4. Тарарухина Н.Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000.
5. Фадеева Е.А. Курсы по выбору с математическим содержанием как средство формирования экономической культуры учашцхся IX классов : Дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.
31
Педагогика и психология