Научная статья на тему 'Сущность и роль бюджетов в социально-экономическом развитии'

Сущность и роль бюджетов в социально-экономическом развитии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минзатова Р.Ш.

В статье раскрыто понятие бюджета, выявлены отношения государственного и местного бюджета, раскрыта роль бюджета в формировании социальных и экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и роль бюджетов в социально-экономическом развитии»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 22 (61). 2009. № 1. С. 51-56.

УДК 336.143

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Минзатова Р.Ш.

Таврический национальный университет им. В. И.Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: minzatova@crimea.edu

В статье раскрыто понятие бюджета, выявлены отношения государственного и местного бюджета, раскрыта роль бюджета в формировании социальных и экономических отношений. Ключевые слова: бюджет, государственный бюджет, местный бюджет

Введение. Современный финансово-экономический кризис, начавшийся на территории США, в 2009 году особенно остро сказался на социально-экономическом положении Украины. Спад производства, рост безработицы и ухудшение условий жизни населения вынуждает Правительство страны обращаться за помощью к иностранным банкам и фондам, что, в свою очередь, еще больше ухудшает экономическую ситуацию в стране. Как отметил академик В.М.Геец, внешний долг Украины в начале 2009 года превысил 90% ВВП, «что угрожает масштабным кризисом, какого у нас еще не было» [1, с. 13]. Однако решать финансовые проблемы можно и за счет активизации местных ресурсов, поиска резервов наполнения бюджета на региональном уровне.

На протяжении нескольких последних десятилетий в мировой экономике произошли важные количественные и качественные изменения, связанные с процессом распространения глобализации. Как показал анализ научных исследований, главной тенденцией этих процессов является движение к единому (или интегрированному) финансовому рынку, которому присущи следующие характеристики: 1) экономические агенты в любой точке мира имеют к нему равный доступ; 2) они осуществляют выбор между вложениями в финансовые инструменты эмитентов из разных стран, руководствуясь соображениями равновесия пары «риск-доходность»; 3) на рынке действует единый набор правил; 4) практически на мировом финансовом рынке действует закон «единой цены», что особенно видно на валютном виртуальном рынке Forex [3, 4, 5].

Наряду с глобализационными процессами усиливаются процессы регионализации, которые позволяют укрепить позиции органов власти местного самоуправления, активизировать местные экономические, природные и финансовые ресурсы и тем самым снизить социальные и экономические региональные различия. Национальные экономики в большей степени подвержены финансовым кризисам,

импульсы для возникновения которых приходят извне. Финансовые кризисы имели место и до периода финансовой глобализации, но в новых условиях их действие усиливается за счет растущего влияния оттока капитала из страны, падения курса национальной валюты - гривны, а также за счет общего снижения платежеспособности населения.

Актуальность анализа понятия «бюджет» и конкретизация его роли в социально-экономическом развитии обусловлена тем, что процессы регионализации требуют научного подхода к формированию и распределению местных бюджетов, поиска путей к привлечению дополнительных средств наполнения бюджета.

Исследованию бюджета и межбюджетных отношений посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных экономистов, среди которых особенно следует отметить Дроздовскую О.С., Дирлицю А.Ю., Кадацкую О.Н., Плужникова И.А., Кириленко О.П..

Проблема заключается в том, что их исследования относились к докризисному периоду функционирования и развития финансовой системы и местных бюджетов Украины. В период кризиса необходимо находить новые решения задач формирования и распределения государственного и местных бюджетов, формировать новые механизмы и сценарии возможных вариантов функционирования системы.

Целью данной работы является определение сущности бюджета в социально-экономическом развитии, конкретизация ролей государственного и местных бюджетов в трансформационной экономике.

Результаты исследования. В экономической науке существует разная трактовка сущности бюджета, что связано с постепенным познанием этой категории, сосредоточением внимания ученых, на отдельных ее аспектах. Проделанный нами анализ развития учения о бюджете дает основание утверждать, что бюджет - это многоаспектная категория, которую можно рассматривать с точки зрения финансов, экономической теории, права, политики.

В работах О.С.Дроздовской раскрыто понятие «бюджетного устройства» или «бюджетного уклада» [2]. Понятие "бюджетный уклад" прошло историческую эволюцию, на каждом этапе общественного развития в него вкладывалось разное содержание. Так, в ХУШ-Х1Х ст. бюджетный уклад определяли как "уклад бюджета", то есть его доходы и расходы. В СССР под бюджетным укладом понимали систему построения государственного бюджета и взаимосвязь между отдельными самостоятельными бюджетами. По мнению отдельных российских и отечественных исследователей, бюджетный уклад - это организация и принципы построения бюджетной системы. Сущность понятия "бюджетный уклад" являет собой систему правовых, экономических, организационных и институциональных отношений между органами власти относительно управления публичными финансами. В правовые отношения органы публичной власти вступают по поводу определения их правового статуса, разграничения полномочий, в том числе и бюджетных, а также сферы ответственности. Институциональные отношения обусловливают распределение функций между органами исполнительной власти и

органами местного самоуправления. Экономические отношения органов власти связаны с процессом распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а также с предоставлением трансфертов. Организационные отношения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления определяют организацию их деятельности и кадровое обеспечение как самостоятельных субъектов власти, а также организацию предоставления общественной услуги, с учетом принципов разграничения ответственности, кооперации, партнерства и децентрализации.

Вопросам институционального регулирования бюджетного процесса посвящает свои работы А.Ю.Дерлиця [3]. Им рассмотрены исторические аспекты взаимной эволюции бюджета и политических институтов; исследована проблема институциональной трактовки бюджета отечественными и западными учеными, определена методологическая основа и выработана методика исследования государственного бюджета в условиях демократии. А.Ю.Дерлиця показал, что многочисленные общественные конфликты в странах Европы происходили именно тогда, когда выгода от функционирования государства снижалась, или же осуществлялась попытка монархов излишне увеличить налоговый груз. Нарушение общественно принятых пропорций этого "фискального баланса" вело к борьбе население за налоговые права и налоговая сфера стала первой, в которой состоялась потеря полноты власти монарха в феодальном обществе, а политические институты выступили механизмом охраны бюджетных прав населения и урегулирования процессов перераспределения. Становление конституционализма обусловило прогресс в разграничении королевской и общегосударственной казны. И с этого момента можно говорить об установлении конституционной концепции бюджета, суть которой заключается в утверждении представителями народа, как доходов, так и расходов государства.

О.Н. Кадацкая рассматривала роль государственного бюджета в условиях трансформации экономики Украины [4]. Она представляет государственный бюджет как систему денежных отношений, которые складываются в процессе образования и использования основных централизованных финансовых ресурсов, которые отображаются в виде государственных доходов и расходов, образовывая основной финансовый план государства, и используются в качестве средство влияния на макроэкономические параметры. Изучая бюджеты развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Швеция, Франция, Великобритания, Канада и Италия, и сравнивая их с государственным бюджетом Украины, О.Н.Кадацкая показывает, что в средние показатели доходов в структуре бюджета распределяются следующим образом (первый показатель - развитые страны, второй - Украина): налоговые поступления соответственно 80 и 67%, неналоговые -6,5 и 12,3%, государственные целевые фонды - 11 и 17,5%. Соответственно расходы: на социальные нужды 45 и 38,8%, на хозяйственные нужды, включая капитальные вложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям и субсидии сельскому хозяйству и затраты на государственные программы 15 и 14,5%, на оборону и международную деятельность 15 и 5%, административно-управленческие затраты 7 и 9,5%, и на погашение государственного долга 8 и 7,3%.

В связи с государственными займами 2008 - 2009 годов последний показатель для Украины значительно увеличится.

Роль местных бюджетов рассмотрена также О.П.Кириленко [5]. Она пишет, что местные бюджеты сформировались вместе с возникновением института местного самоуправления, они присутствуют как в федеральных, так и в унитарных государствах; на их функционирование значительное влияние имеет не только государственный строй страны, но и национальная особенность организации местного управления. О.П.Кириленко выделила следующие этапы развития местных бюджетов в Украине: 1) период возникновения и оформления первых земских бюджетов - от крепостной реформы в 1864 г. к октябрьскому перевороту 1917 г.; 2) период законодательной регламентации и возобновления местных финансов и местных бюджетов в советском государстве - 1918-1930 гг.; 3) период укрепления командных методов ведения хозяйства, ограничения прав местных советов, увеличения зависимости местных бюджетов, от государственного бюджета - 1930-1959 гг.; 4) период развития демократических принципов общественной жизни, подъема роли местных советов, укрепления местных бюджетов, - 1959-1990 гг.; 5) возобновление института местного самоуправления в независимой Украине, законодательное урегулирование функционирования местных бюджетов - длится с 1990 г. доныне.

В своих работах О.П.Кириленко теоретически обосновала роль местных бюджетов в условиях создания основ рыночной экономики и построения демократического общества. Во-первых, местные бюджеты становятся финансовыми гарантами демократии и гарантами предоставления населению общественных благ; во-вторых, обеспечивают финансовую стабильность и финансовую безопасности в государстве; в-третьих, оказывают значительное влияние на уровень общественного благосостояния. Данным автором сформулировано основное противоречие местных бюджетов, состоящее в несоответствии объемов собственных и закрепленных законодательством доходных источников местных бюджетов задачам, поставленным в современных условиях перед органами местного самоуправления, для которых местные бюджеты являются основным и, в большинстве случаев, единственным источником финансовых ресурсов.

На основе определения и анализа существенных признаков бюджета можно сформулировать определение бюджета как части стоимости валового внутреннего продукта, отделенной в форме общественного денежного фонда, который находится в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления и тратится на принятые обществом (в лице представительских органов) экономические, социальные и политические цели. С организационно-правовой точки зрения под бюджетом следуют понимать план образования и использования денежных ресурсов на общегосударственном и местном уровнях, который утверждается соответствующими представительскими органами. Бюджет является ведущим финансовым планом на центральном и местном уровнях, поскольку он универсален, потому что его показатели охватывает всю область экономической и социальной жизни; он является координирующим финансовым планом

относительно финансовых планов министерств, ведомств, предприятий и бюджетов низших уровней. В политическом аспекте бюджет — это результат компромисса различных политических сил представительского органа власти, который своим волеизъявлением утверждает объем общественного денежного фонда (бюджетного фонда) на плановый период и контролирует его использование.

Роль бюджета в финансовом обеспечении и регулировании социально-экономических процессов предопределяется ролью государства в экономической жизни. Без эффективного государства устойчивое развитие, как экономическое, так и социальное, невозможно. Анализ взглядов всемирно известных ученых засвидетельствовал, что в современном обществе роль государства является ведущей, и в будущем она останется без значительных изменений.

Выводы. Анализ теоретических основ сущности и роли бюджета в социально-экономическом развитии позволил сделать следующие выводы. Во-первых, понятие "бюджетный уклад" по своей сути является системой правовых, экономических, организационных, институциональных отношений между органами публичной власти относительно управления финансами. Во-вторых, в законодательстве Украины не в полной мере учтено, что существуют принципы формирования бюджетов, принципы взаимосвязи между бюджетами и межбюджетных отношений, которые следуют различать. К принципам формирования бюджета принадлежат: полнота, сбалансированность, единство, унификация, реальность. Принципами взаимосвязи между бюджетами является: самостоятельность, автономность, финансовая централизация или децентрализация, соответствие бюджетного уклада, государственному и административно-территориальному строям государства. Принципами межбюджетных отношений является: равенство бюджетных прав органов местного самоуправления, адекватность бюджетных расходов полномочиям и сфере ответственности органов публичной власти, прозрачность. В-третьих, существующие правовые, экономические, организационные противоречия бюджетного уклада Украины обусловливают его особенность и необходимость реформирования. В четвертых, особенностью бюджетного уклада Украины является: отсутствие унифицированной низовой бюджетной единицы; противоречивый правовой статус областных и районных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым; отсутствие четкого распределения функции и полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которое не дает возможность определить их бюджетные полномочия.

В дальнейших исследованиях необходимо рассмотреть проблемы управления региональным бюджетом с целью совершенствования его формирования и распределения.

Список литературы

1. Геец В. Макроэкономическая оценка денежно-кредитной и валютно-курсовой политики Украины до и во время финансового кризиса / Геец Валерий // Экономика Украины. - 2009. - № 3. - С. 5 - 23.

2. Дроздовська О.С. Теоретичт засади оргашзацй бюджетного устрою Украши / Дроздовська Ольга Степашвна // Фшанси Украши. - 2004. - № 4. - С. 23-29.

3. Дерлиця А. Ю. 1нституцшне регулювання бюджетного процесу/ Дерлиця Андрш Юрьевич // Фшанси Украши. - 2001. - №10. - с. 29 - 33.

4. Кадацкая О.Н. Взаимосвязь государственного бюджета с состоянием экономики/ Кадацкая Ольга Николаевна // Вюник Харювського нацюнального ушверситету iм. В.Н. Каразша. - Екожмчна серш. - №482. - Харкв, 2000. - С. 132-137.

5. Кириленко О.П. Формування шституту мiсцевих фшансгв i мiсцевi бюджети Украши / Кириленко Ольга Павлгвна// Науковi записки Тернопшьського державного педагогiчного унiверситету iменi Володимира Гнатюка. Серш «Економжа та управлшня». - 2001. - Випуск 8. - С. 76-81.

Мшзатова Р.Ш. Суть та роль бюджета в соцiально-економiчному розвитку. // Учет записки Тавршського нацiонального унiверситету iм. В.1. Вернадського. Серш «Економжа та управлшня».-Т. 22(61).- 2009.- №1. С. 51.

У статп розкрито поняття бюджету, виявленi стосунки державного i масцевого бюджету, розкрита роль бюджету у формуванш соцiальних i екон^чних стосункв. KnwHoei слова: бюджет, державний бюджет, мкцевий бюджет

Minzatova R. Nature and role of budgets is in socio-economic development. // Scientific Notes of Taurida National V.Vernadsky University. Series: Economy and Management. Vol. 22(61). - 2009. №1. - P. 51. The concept of budget is exposed in the article, the relations of the state and local budget are exposed, the role of budget is exposed in forming of social and economic relations. Key words: budget, state budget, regional budget.

Поступила в редакцию 29.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.