СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСУРСНОЙ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОЛЬКЕ Г.И.,
к.э.н, доцент, Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Разразившийся мировой экономический кризис изменил развитие экономической политики зарубежных стран, реализующих переход к постиндустриальному развитию. Развитые зарубежные страны с такой экономикой получают более 80% прироста ВВП за счет создания ими новых знаний, воплотившихся в новые продукты, технологии, методы организации производства и управления, являющихся основой повышения конкурентоспособности [1].
Основной целью современного российского предприятия также является обеспечение и своевременное повышение конкурентоспособности. Для достижения поставленной цели предприятия повышают свой потенциал (производственный, управленческий, технологический, ресурсный), основывающийся на внутрифирменном планировании, которое является функцией стратегического управления [5,7].
Поскольку предприятие понимается как совокупность ресурсов, то логично предположить, что разнородность ресурсной базы принципиальный признак ресурсного подхода. При низкой эффективности российской экономики и недостаточном ресурсном обеспечении предприятий, возникла необходимость более детально рассмотреть возможности эффективного использования имеющихся ресурсов предприятия и роста ресурсного потенциала (Таблица 1).
Правильно распорядиться имеющимися ресурсами для производства пользующейся спросом продукции - одна из основных целей предприятия, так как рациональное управление ресурсами предприятия способно обеспечить его финансовую устойчивость, бесперебойный и стабильный процесс производства.
В условиях усиления конкуренции именно формирование ресурсного потенциала дает возможность роста конкурентоспособности и стабильности развития предприятия [8].
Многие рекомендации российских экономистов и исследователей по совершенствованию методических подходов к формированию стратегии развития предприятий находят подтверждение идеям зарубежных ученых и практиков о роли ресурсной концепции стратегического управления.
Отметим основные положения ресурсного подхода:
Ресурсный подход к формированию и реализации стратегии основан на труднодоступных для подражания со стороны конкурентов особенностей предприятия, являющихся источниками экономической ренты. Причем, уникальность должна быть связана ни с подавлением конкурента любыми спо-
собами, а с созданием более весомых предпосылок к достижению лидерства на рынке по сравнению с другими ресурсами;
Ресурсный подход в стратегии управления основывается на допущении фундаментальных различий между предприятиями (профессиональных компетенций)
Формирование стратегии должно происходить с учетом сбалансированности между ресурсами и другими ключевыми факторами эффективности бизнеса.
Ресурсный подход к формированию стратегии развития предприятий оказался в последние годы наиболее востребованным по причине ряда новшеств в области стратегического управления:
- дано новое определение понятию конкурентного преимущества и его источника - ценные и редкие ресурсы;
- определено содержание успешных стратегий -создание собственных, оригинальных, трудно воспроизводимых другими предприятиями, организационных знаний и компетенций как основы конкурентоспособности;
- скорректирована цель процесса формирования стратегии - опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей;
- отмечена необходимость при формировании стратегии учитывать фактор времени - концепция динамических способностей.
Концепция динамических способностей, являющейся ответвлением ресурсного подхода, как отмечали Г. Хамел и К.К. Прахалад, заключается в том, что организационные способности и компетенции, представляющие собой существенную часть интеллектуального капитала предприятия, являются их уникальными ресурсами [9]. Несмотря на то, что внешняя среда нестабильна, динамические способности при любых изменениях на рынке приводят к тому, что ресурсы и компетенции предприятия всегда могут нести ценности и воплощаться в конкурентную продукцию.
Концепция управления знаниями - является еще одним ответвлением ресурсного подхода. Основой данной концепции является утверждение, что знания - трудновоспроизводимый ресурс для конкурентов. Кроме этого, постоянно пополняемые и используемые на практике знания могут дать возможность предприятию используя имеющиеся ресурсы (путем изобретательства и рационализаторства) преодолеть нехватку прочих ресурсов [4]. Другими словами, эволюции ресурсного подхода стратегического управления связана с отождествлением интеллектуального потенциала предприятия с их ресурсными возможностями.
122
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016
Таблица 1. Научные подходы к определению понятия «ресурсный потенциал»
Подход Автор Определение
Ресурсный Большая советская энциклопедия; А.Н. Азрилиян; A.Н. Люкшинов; B.А.Свободин; Ю.Н.Клепиков; А.Г.Комаров. Ресурсный потенциал-система ресурсов, взаимосвязанная совокупность материально-вещественных, финансовых, информационных средств, а также самих работников, которые используют их в процессе производства материальных благ
Ресурсно-результативный К.М. Миско; Т.Ф.Рябова; Т.Г.Храмцова. Ресурсный потенциал предприятия представляет собой совокупность всех ресурсов организации, обеспечивающих возможность получения максимального экономического эффекта в заданный момент времени и развития системы в заданном направлении.
Л.Г. Окорокова. Ресурсный потенциал - совокупность используемых первичных ресурсов и способов их соединения для получения новых видов ресурсов или большей их стоимости [3]
Ресурсно-вероятностный B.Д. Маркова; C.А. Кузнецова. Ресурсный потенциал- совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии организации, зависящих от внешних, постоянно изменяющихся условий деятельности
С.Ю Стексова. Ресурсный потенциал - совокупность накопленных ресурсов хозяйствующего субъекта, характеризующих возможности системы по осуществлению целенаправленной деятельности с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды [6]
Системный ресурсный лет 10 большелет 10 до 6 отлет 5 до года 1 отгода 1 меньше39132523 подход А.Н. Ковалев. Ресурсный потенциал - это не только сложившаяся система ресурсов, но и альтернативные ресурсы и их источники, т.е. новые виды ресурсов, ранее не существовавшие (или не используемые), возможность использование которых научно обоснована и получение (или использование) предусмотрено в рассматриваемом периоде перспективно [2]
Обобщая отличительные особенности ресурсного подхода автором сформулированы следующие принципы ресурсного подхода:
- необходимость четкого определения конкурентных ценностей каждого ресурса предприятия;
- необходимость разработки стратегии, направленной на достижение оптимального сочетания ресурсов, с целью обеспечения конъюнктуры рынка;
- создание условий для сбалансированности между ресурсами и другими ключевыми факторами эффективности бизнеса, направленных на создание конкурентных преимуществ;
- обеспечение надежности функционирования ресурсов предприятия, их защищенности от внешних факторов (неопределенности внешней среды);
- обеспечение условий неповторимости воспроизводства (имитации) ресурсов конкурентами предприятия;
- необходимость учитывать, что при возрастании количества специфических для данного предприятия ресурсов возникает угроза потери гибкости в его использовании;
- создание оптимального сочетания уникальных ресурсов предприятия (в связи с их интеллектуализацией) и условий для эффективного их использования.
По мнению автора, основные усилия при разработке стратегии промышленного предприятия должны быть направлены на максимальный учет факторов рыночной среды, как оказывающих наибольшее влияние на экономическую эффективность предприятия. Вместе с тем, успешная адаптация предприятия к рыночным условиям может быть достигнута при максимальной отдаче ресурсного потенциала предприятия. Следовательно, подход к внутрифирменному планированию производственных ресурсов предприятия должен основываться не только на учете факторов внутренней среды предприятия, но и внешних.
Литература:
1. Азимов Ю.И., Назаренко А.В. Ресурсная концепция модернизации экономики // Вестник КГ ФЭИ. 2011. № 3 (24). С. 22-25.
2. Ковалев А.Н. Ресурсный потенциал торговых организвций и эффективность его использования [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. экон.наук: 08.00.05. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
3. Окорокова Л.Г. Методология и принципы эффективного использования и формирования ресурсного потенциала промышленных предприятий: [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра экон.наук : 08.00.05. -М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016
123
4. Романова А.Н. Принятие решений по производству и продаже продукции при колебании цен // Менеджмент инноваций. 2008. №4. С. 284-287.
5. Романова А.Н. Роль планирования в современных условиях //От синергии знаний к синергии бизнеса. Сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. Омск, 2015. С. 242-245.
6. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4 С. 83 - 86.
7. Стрик Л.А. Совершенствование организации управления процессом планирования доходов и расходов в судоходных компаниях : автореф. дис канд. экон. наук: 08.05.03/ Л.А.Стрик; науч. рук.проф. И.И. Яновский; НГАВТ. - Новосибирск,- 2006. - 23 с.
8. Стрик Л.А. Инструменты тактического планирования в строительстве // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплекса и освоение стратегически
важных территорий Сибири и Aрктики: вклад науки. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 214-216.
9. Хэмел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: Пер. с англ.- М.: ЗAО «Олимп-Бизнес», 2002.- 288 с.
10. Метелев С^., Воловиков Б.П.Ушакова Т.В.Производственный менеджмент . Омск: Издатель ИП Васильев В.В., 2008. - 128 с.
11. Метелев С^., Чижик В.П., Eлкин С^.Калинина Н.М.Инвестиционный менеджмент. Москва: из-во ФОРУМ: ИHФРA-М,2015 - 288 с.
12. Метелев С^., Eлкин С^. Sustainable of economic development: management and strategy. Россия и Eвропа: связь культуры и экономики: Материалы IV международной научно-практической конференции (29 октября 2012 года). - В 2-х частях.-Ч.2./Отв. Редактор Наумов A^. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2012, c. 264-270.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ -МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
ДЕМЧЕНКО Л.И.,
к.т.н, доцент
ТУПИКИНА ЮВ,
внештатный маркетолог, Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,
Стремление выглядеть красиво было свойственно человеку на протяжении всей истории. Не важно, кто мужчина или женщина - желание выглядеть красиво и индивидуально не имеет пола. Стильная стрижка, модная укладка, ухоженные руки и светящиеся счастьем и здоровьем лицо всегда привлекают внимание [1].
Парикмахерский и салонный бизнес на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих в стране. Рост объемов оказания услуг в нем составляет 15-20% в год. По мнению специалистов, причин такой популярности несколько. Во-первых, рынок салонов красоты обладает высокой рентабельностью и сравнительно малым периодом окупаемости -в среднем необходимо около 1,5-2 лет для возврата инвестиций и выхода на стабильную прибыль. Это означает, что показатель доходности на рынке превышает 60 % годовых, что намного больше, чем «банковский процент» или большинство инвестиционных инструментов на рынке. Далеко не все предприятия малого бизнеса могут похвастаться такой высокой степенью доходности. Во-вторых, общий уровень конкуренции на рынке салонов красоты ниже, чем, к примеру, на рынке розничной торговли или общепита. На территории г.Оренбурга, по данным отдела по
координации бытового обслуживания и услуг комитета потребительского рынка, в 2015 году функционировало более 620 парикмахерских, салонов красоты и косметологических центров, а также заведений, в которых представлены отдельные виды услуг: например, пирсинг - салоны, солярий - клубы, тату - салоны, ногтевые студии и другое.
Учитывая, что только в областном центре проживает порядка 600 тыс. человек, и спрос на услуги «салонного бизнеса» постоянно растет, становится понятно, что 620 точек - это весьма скромная цифра. Следует учесть факт, что по неофициальной статистике число «салонов на дому» в 3 раза превышает число зарегистрированных и вставших на учет в налоговую инспекцию салонов.
В-третьих, по сравнению с тем же рынком продуктовой розницы, аптек, электроники, для которого характерно наличие сильных сетевых компаний (примерно 50 %), довлеющих над остальными игроками, в салонном бизнесе доля действительно известных фирм не превышает 20% рынка. Кроме того, развитие индустрии красоты, появление новых процедур и косметических препаратов приводит к популяризации услуг среди населения, повышает денежный приток и, как следствие, доходность бизнеса.
124
СИБИРСКИЙ TОРГОВО-ЭКОHОМИЧEСКИЙ ЖУРHAЛ №1 (22) • 2016