Научная статья на тему 'Ключевые детерминанты торможения развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг'

Ключевые детерминанты торможения развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОРМОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич, Шкурат Мария Вячеславовна

В статье рассмотрены основные проблемы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг. Рассматривается роль, значение и перспективы, основные внутренние противоречии, а также факторы торможения развития предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DETERMINANTS OF BRAKING OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE FORMS OF BUSINESS ACTIVITY IN THE SERVICES SECTOR1VPO ' Moscow state University of food production», str. Moscow

In article the main problems of development of small and average forms of business activity in a services sector are considered. The role, value and prospects, the main internal a contradiction, and also factors of braking of development of business activity in services sector branches is considered.

Текст научной работы на тему «Ключевые детерминанты торможения развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг»

12.4. КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОРМОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

Новоселов Сергей Николаевич, зав. кафедрой «Организация и планирование бизнес-процессов» д-р с.-х.н., к.э.н. ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств», г. Москва Шкурат Мария Вячеславовна, ассистент кафедры Экономики и управления на предприятии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск

nsn-maize@yandex. ru

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг. Рассматривается роль, значение и перспективы, основные внутренние противоречии, а также факторы торможения развития предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, предпринимательские структуры, малое и среднее предпринимательство, детерминанты торможения

KEY DETERMINANTS OF BRAKING OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE FORMS OF BUSINESS ACTIVITY IN THE SERVICES SECTOR

Novoselov Sergey Nikolaevich, head of the chair «Organization and planning of business-processes» Dr.-Behruz., econ.s. ФГБОУ VPO ' Moscow state University of food production», str. Moscow

Shkurat Maria Vyacheslavovna, assistant of the chair of Economics and management at the enterprise ФГАОУ VPO «North-Caucasian Federal University», Mr.. Pyatigorsk

nsn-maize@yandex. ru

Annotation: in article the main problems of development of small and average forms of business activity in a services sector are considered. The role, value and prospects, the main internal a contradiction, and also factors of braking of development of business activity in services sector branches is considered.

Keywords: services sector, enterprise structures, small and average business, braking determinants

Отечественная сфера услуг представляет собой наиболее перспективную, быстроразвивающуюся отрасль экономики, охватывающую широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до

финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Более широко сфера услуг

представлена гостиницами и ресторанами,

прачечными и парикмахерскими, учебными и спортивными заведениями, туристическими фирмами, радио- и телестанциями, консультационными

фирмами, медицинскими учреждениями, музеями, театрами и кинотеатрами.

В решение экономических проблем особое внимание уделяется предпринимательским структурам, эффективная деятельность которых является не только условием развития рынка, но и важнейшим фактором решения острейших экономических и социальных проблем1. В этой связи усиливается управленческая функция в предпринимательской деятельности во всех сферах и отраслях национального хозяйства. Однако, наибольшее значение повышению эффективности управления предпринимательством уделяется в сфере услуг, роль которой резко усиливается с поворотом России в сторону социальной ориентации рыночной экономики.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг направлена на поиск и реализацию новых видов услуг в различных отраслях хозяйства посредством удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. В результате к объекту предпринимательской деятельности относится оказанная услуга, удовлетворяющая определенные потребности и предлагаемая на рынке для приобретения, использования и потребления.

Согласно зарубежному опыту усложнение

производства и насыщение рынка товарами оказывает влияние на рост и спрос на услуги. Что же касается России, то для сферы услуг характерны обгоняющие темпы роста и появления новых видов услуг, приспособления к потребностям рынка и потребителей по сравнению с производственной сферой2.

В этой связи современный предприниматель обладает своим полем действия в общем

экономическом пространстве. В процессе эволюции предпринимательской деятельности возникает необходимость моделирования личности

предпринимателя, способного определить образ предпринимателя, что является важным фактором в сфере услуг.

Согласно данному подходу определены задачи управления предпринимательскими структурами в сфере услуг, основанные на анализе объективных потребностей населения, интересов личности,

определяющих конечные цели предприятий сферы услуг, применение которого возможно не только на микро-, но и на мезоуровнях и базирующегося на стимулировании предпринимательской деятельности, развитии кооперации и интеграции предприятий сферы услуг. Успешность предпринимательства в

сфере услуг зависит от четко поставленных целей, являющихся основой планирования и организации сервисной деятельности предприятий. Обладая определенной целью, предпринимательские структуры формируют базу сравнения, рассматривают ценность текущих контрактов и обязательств, создают мотивацию и стимулируют деятельность персонала, при этом под конечной целью понимается результат функционирования предприятий сферы услуг,

1 Гайсумова М.А.-К., Новоселов С.Н. Исследование особенностей организации и управления малыми и средними формами предпринимательской деятельности в сфере услуг/Под науч. ред. д-ра экон.наук Н.Н. Новоселовой. - Пятигорск: РИА на КМВ, 2012. - 178с.

2 Новоселов С.Н. Ресурсный и управленческий потенциал развития предприятий перерабатывающей промышленности (на примере зернопродуктового комплекса)// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.234-238.

достигаемый при наличии благоприятных условий для ее осуществления.

Однако многие предприятия преследуют главную цель - получение максимальной прибыли, в то время не стоит забывать о повышении ценностной значимости данного вида деятельности. Ориентируясь на максимизацию прибыли, предприниматель должен обращать внимание и на потенциальный рост фирмы и инвесторский риск, и рыночные факторы. В связи с чем основной целью управленческих структур в сфере услуг выступает повышение ценности предприятия за счет роста его доходов, снижения производственного, финансового и коммерческого риска, принятия рациональных управленческих решений по вопросам функционирования и развития предприятия.

Соответствуя концепции развития сервисной деятельности в Российской Федерации, совершенствование классификации сферы услуг осуществляется с учетом как производственнотехнического, так и функционально-

специализированного подхода. Существующие различные классификации можно назвать условными из-за их многофункциональной направленности.

Усиление разнообразия сервисной деятельности оказывает влияние на развитие сферы услуг посредством отражения тенденции специализации и диверсификации производства услуг, а также возрастающей роли принципа кооперации и дополнительности, на основе отражения тенденции единства и разнообразия.

Особое место занимает группировка услуг с позиции их деления на платные и бесплатные услуги, т.е. с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному (не рыночному) сектору сферы услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного бесплатного сектора сферы услуг.

Так, по характеристикам чистые общественные услуги невозможно включить в рыночные отношения, что обусловлено неэффективностью применения коммерческого принципа платности услуг.

На основе выделенных характеристик чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью можно включить в рыночные отношения. Они оказываются на основе собственности и свободной конкуренции. При этом в секторе частных услуг основой рыночного конкурентного механизма выступает равновесная цена, определяемая законом спроса и предложения на рынке услуг.

В этой связи к сектору рыночных, платных услуг можно отнести многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.

Большинство услуг по характеристикам относятся к промежуточной группе, то есть находятся между общественными (государственными) и частными (рыночными) подгруппами услуг. Среди них выделяются такие смешанные услуги, которые по свойствам находятся ближе к общественным услугам, носящие название социально значимых, смешанных услуг, основная цель которых заключается в преследовании интересов общества и общественного производства. В этой связи их роль в социальной интеграции, обеспечении социального равенства и социальной защиты людей неоспорима. Другая группа

смешанных услуг по набору свойств тяготеет к частному сектору экономики.

Являясь элементом народнохозяйственного комплекса, сфера услуг участвует в общей системе экономических отношений, подчиняясь при этом общим экономическим законам, действующим в обществе. В этой связи развитие предпринимательских структур в сфере услуг зависит от воздействия на них многочисленных факторов экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера3.

К экономическим факторам относятся масштаб рынка услуг и уровень его развития, величина доходов населения, уровень платежеспособного спроса и конкуренции, устойчивость национальной валюты, доступностью кредитов для предпринимателей и бизнесменов сервисной деятельности, состояние основных фондов и т.д. Функционирование рынка услуг благоприятно воздействует на развитие бизнеса в результате большой оборачиваемости капитала, посредством чего вовлекается больше предпринимательских структур в сервисную деятельность, что способствует занятости большего числа экономически активного населения, стимулирующего развитие среднего класса и предотвращающего экономический и социальный прессинг.

Активная деятельность предпринимательских структур в сфере услуг предопределяется наличием технологических условий, представленных уровнем

^ 4

развития науки, техники и технологий , определяющие в совокупности с социокультурными возможностями реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне.

В результате воздействия всей системы законов рыночной экономики развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности является одним из определяющих условий экономического роста,

увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, что и проявляется в системе хозяйственных отношений общеэкономической

функции. Эффективность деятельности малых и средних форм предпринимательской деятельности зависит от рационального использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, под которыми понимают все материальные и нематериальные условия и факторы, что

свидетельствует о важной роли ресурсной функции.

Экономическая сущность предпринимательской

деятельности в сфере услуг направлена на поиск и реализацию новых видов услуг посредством удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей, - инновационная функция. В результате к объекту предпринимательской

деятельности относится оказанная услуга, удовлетворяющая определенные потребности и предлагаемая на рынке для приобретения,

3Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона: электронный научноинновационный журнал .- 2011, №1// http://www.ivdon.ru

4Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в экологоориентированной экономике// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

использования и конечного потребления, - социальная функция.

На формирование и развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг оказывают влияние определенные условия: стимулирование инновационной активности в регионе; состояние ресурсной базы; качество жизни населения; объем спроса на различные услуги; ценовая политика; уровень поддержки со стороны органов власти; налоговая и кредитно-денежная политика, что обуславливает содержание экономической, управленческой, инфраструктурной, организационной функций.

Отметим, что в современной системе предпринимательства в сфере услуг наблюдаются характерные противоречия, воздействующие на его устойчивость и развитие5. Данной системе присущи следующие существенные признаки:

1) общественное признание;

2) слабый уровень государственной поддержки. Проявление первого признака отражено в макро- и микроэкономических, социальных, политических и идеологических функциях. Наличие второго обусловлено недостаточным развитием ресурсной базы, что отражается в неразвитой институциональной среде сектора предпринимательства, сокращенным периодом жизненного цикла значительной части малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг, недостаточным материально-техническим потенциалом, слабой финансовой базой, ограниченным менеджментом, сильной зависимостью от колебаний рыночной конъюнктуры и несовершенством реализуемой экономической политики.

Современный этап рыночных преобразований обусловлен усилением внимания к управлению предпринимательскими структурами, оказывающим влияния на различные стороны отечественной экономики и социальные изменения в стране и регионах. Социально ориентированная российская экономики характеризуется возрастающей ролью сферы услуг, что способствует развития системы управления предпринимательскими структурами в данной отрасли с целью повышения эффективности их функционирования.

Управление развитием предпринимательской деятельности в сфере услуг связано с решением новых задач по достижению целей, которые в сущности являются задачами управления стратегий развития в зависимости от экстенсивного или интенсивного способа развития.

При разработке стратегии развития предприятия ограничение затратами финансовых и материальных ресурсов не наблюдается, а лишь необходимо наличие большого количества информации и интеллектуальных ресурсов.

Реализуя задачи повышения эффективности системы управления по целям и результатам, целесообразно заключать целевые соглашения с каждым из управляющих различными видами услуг на

5 Гайсумова М.А.-К., Новоселов С.Н. Исследование особенностей организации и управления малыми и средними формами предпринимательской деятельности в сфере услуг/Под науч. ред. д-ра экон.наук Н.Н. Новоселовой. - Пятигорск: РИА на КМВ, 2012. - 178с.

предприятии. При этом особое внимание требуется уделять совершенствованию учета доходности, стимулированию маржинального дохода, включающих комплекс мероприятий по стимулированию сбыта и снижению себестоимости. Процесс разработки стратегии развития подразумевает необходимость формирования альтернативных вариантов, учитывающих изменения различных элементов исследуемой системы и связей между ними, что способствует применению наиболее целесообразного подхода к управлению, базирующегося на принципах системного планирования и управления.

Решения, изменяющие характер и направление развития деятельности предпринимательских структур, относятся к объектам стратегического планирования, рассматривающие в качестве главного результата определение целей развития, стратегий и планов, ресурсов для их реализации. При этом под стратегией понимается совокупность направлений в достижении целей, а стратегические планы рассматриваются в качестве мероприятий, направленных на реализацию стратегий и целей развития. Применение данного подхода позволяет определять основные направления

предпринимательской деятельности в сфере услуг в виде исходной структуризации предприятия как социально-экономической системы, зависящей от степени детальности стратегического анализа.

Рассматривая стратегическое планирование в качестве составной части стратегического управления, можно констатировать факт определения им основных направлений развития предприятия, цель которого заключается в обеспечении потенциала его успешной деятельности на долгосрочную перспективу. При этом необходимо учитывать наличие разнообразных целей. Зависимость цели развития предприятия от характера хозяйственной деятельности предопределяет его главную цель - максимизация прибыли, направленной на разработку других целей, обеспечивающих ее достижение путем необходимого вовлечения

персонала в этот процесс.

В условиях рыночной конкуренции предприятию

необходимо иметь как общий стратегический план, так и несколько ситуационных планов, способствующих устранению действий конкурентов, качество

реализации которых зависит от степени

проработанности стратегий по всем предусмотренным заранее ситуационным модификациям. При этом необходимо обратить особое внимание на возникновение возможных противодействий со стороны конкурентов, к которым стратегия должна быть устойчивой.

Предприниматель, выступающий в роли самоорганизующейся системы, является носителем инновационно-предпринимательской функции,

сопряженной с его самоорганизацией в качестве активного субъекта экономического процесса. Происходящая в деловой среде самоорганизация предпринимателя сопровождается превращением его в производителя определенной услуги (товара), поставляя ее на рынок как результат собственной деятельности. Соответствуя принципу самоорганизации, инновационно-

предпринимательская функция в сфере услуг выражается последовательностью совершаемых этапов.

Рассмотренные экономические и социальные функции субъектов малого предпринимательства

лежат в основе решения ряда важнейших государственных задач, делающих его неотъемлемой частью реформирования экономики страны. На практике характерно наиболее полное удовлетворение потребительского спроса посредством осуществления эффективной работы небольших предприятий.

Реализация мероприятий планирования и проектного управления, учитывающих цели и результаты деятельности государственной поддержки развития субъектов малого предпринимательства, базируется на разработке комплексной системы измеримых показателей состояния и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также оценивающих эффективность и результативность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере поддержки малого предпринимательства .

Среди существующего множества предприятий, функционирующих в национальной экономике, наиболее активными являются субъекты малого предпринимательства, способные адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, выбирающие эффективную стратегию поведения на рынке, активно осуществляющие внедрение инноваций в области менеджмента и имеющие высокий уровень мотивации. При этом они не способны выдерживать конкурентную борьбу с крупными предприятиями, использующими эффект масштаба.

Постепенное расширение сферы услуг сопровождается возникновением проблем

регулирования этого важного сектора экономики. Многообразие услуг и их неоднородность, а также нематериальный характер большинства видов услуг обуславливают наличие трудностей разработки универсальной системы регулирования.

Таким образом, малые и средние формы предпринимательской деятельности в сфере услуг играют важную роль в активизации деловой инициативы и обеспечении занятости различных социальных слоев населения (экономически активного, пенсионеров, молодежи, инвалидов и др.) посредством их мотивации и мобилизации, реформировании хозяйственной структуры и института собственности, развитии инфраструктуры и т.п., определяя направления социальноэкономического развития страны, региона.

Список литературы:

1. Гайсумова М.А.-К., Новоселов С.Н. Исследование

особенностей организации и управления малыми и средними формами предпринимательской

деятельности в сфере услуг/Под науч. ред. д-ра эк.наук Н.Н. Новоселовой. - Пятигорск: РИА на КМВ, 2012. - 178с.

2. Новоселов С.Н. Ресурсный и управленческий потенциал развития предприятий перерабатывающей промышленности (на примере зернопродуктового комплекса)// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.234-238.

3. Новоселова Н.Н. Направления эффективного

использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе// Инженерный вестник Дона: электронный научно-

инновационный журнал.-2011, №1// http://www.ivdon.ru

4. Новоселов С.Н. Формирование институционального механизма устойчивого развития предприятий сферы услуг в эколого-ориентированной экономике//

Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №3(2).С.238-242.

5. Новоселов С.Н. Проблемы формирования и развития рынка экологических товаров и услуг в регионе // Бизнес в законе №6, 2011, с. 265-267

6. Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Основные параметры функционирования региональной экономики // Бизнес в законе №4, 2011, с. 328-335

Reference list:

1. Gaisumova M.A.-K., Novoselov S.. Study of the peculiarities of organization and management of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity in the sphere of services/Under scientific edition of Dr. ec.s N.N.Novosyolovoi . - Pyatigorsk: RIA at CMS, 2012. -178с.

2. Novoselov S.. Resource and management capacity development of enterprises of the processing industry (for example зернопродуктового complex)// Economics, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).С.234-238.

3. Novosyolova N.N. The direction of the effective use of educational, scientific-technical and innovative potential for the solution of socio-economic problems in the region// journal of Engineering: don electronic scientific-innovative magazine . 2011, №1// http://www.ivdon.ru

4. Novoselov S.N. The formation of institutional mechanism of sustainable development of the enterprises of sphere of services in the environmental-oriented economy// Economy, statistics and Informatics. Bulletin of the EMA. 2012. №3(2).P.238-242.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Новоселова С.Н., Шкурат М.В. «Ключевые детерминанты торможения развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях под услугами понимаются все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, а ведущим критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. В практической деятельности сфера услуг можно рассматривать в виде совокупности многих видов деятельности, что вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром.

В результате динамизма развития, относительно небольших капиталовложений по сравнению с крупными предприятиями, высокой скорости оборота средств и ресурсов, сфера услуг служит весьма интересным базисом для развития малых и средних форм предпринимательской деятельности, для которых характерно стремительное освоение прогрессивных технологий сервиса, модернизация существующего и внедрение инновационного оборудования, освоение эффективных схем обслуживания потребителей. Кроме того, функционирование сферы услуг, обеспечивая устойчивое развитие бизнес-структур, обуславливает их увеличение в данной отрасли, стимулирует повышение экономического роста и занятости населения, тем самым уменьшая социальную напряженность и увеличивая качество жизни граждан.

В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры прикладной информатики

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

аграрный университет», д.э.н., профессор

А. В. Шуваев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.