Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРИ АНАЛИЗЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ'

СУЩНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРИ АНАЛИЗЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ / РЕГИОН / РЕЙТИНГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамраева С.Н., Жаббарова Н.Ф.

Для изучения диспропорций в устойчивом экономическом росте регионов, структурных изменений в региональных отраслях экономики, изменения показателей эффективности производства, качественных аспектов экономического роста, а также для их решения проблем устранения различий в доходах на душу населения проводятся обширные научные исследования. В частности, особое внимание уделяется совершенствованию методологии анализа эффективности и факторов производства в отраслях экономики с учетом специфики их более продуктивного использования в целях обеспечения устойчивого экономического роста регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хамраева С.Н., Жаббарова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND ADVANTAGES OF THE RATING SYSTEM OF EVALUATION IN THE ANALYSIS OF REGIONAL COMPETITIVENESS

To study the disproportions in the sustainable economic growth of the regions, structural changes in regional sectors of the economy, changes in production efficiency indicators, qualitative aspects of economic growth, as well as to solve the problems of eliminating differences in per capita income, extensive scientific research is being carried out. In particular, special attention is paid to improving the methodology for analyzing the efficiency and factors of production in the sectors of the economy, taking into account the specifics of their more productive use in order to ensure sustainable economic growth in the regions.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРИ АНАЛИЗЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ»

UDK: 332.14.

Хамраева С.Н., д.э.н.

профессор

заведующий кафедрой «Инновационная экономика»

Жаббарова Н. Ф. студент магистратуры Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан, г.Карши

СУЩНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

ОЦЕНКИ ПРИ АНАЛИЗЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕГИОНОВ

Аннотация. Для изучения диспропорций в устойчивом экономическом росте регионов, структурных изменений в региональных отраслях экономики, изменения показателей эффективности производства, качественных аспектов экономического роста, а также для их решения проблем устранения различий в доходах на душу населения проводятся обширные научные исследования. В частности, особое внимание уделяется совершенствованию методологии анализа эффективности и факторов производства в отраслях экономики с учетом специфики их более продуктивного использования в целях обеспечения устойчивого экономического роста регионов.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность регионов, регион, рейтинг, оценка эффективности.

Khamrayeva S.N., doctor of economics

professor

head of the department of innovative economics

Zhabbarova N. F. undergraduate Karshi Engineering-Economic Institute

Uzbekistan, Karshi

ESSENCE AND ADVANTAGES OF THE RATING SYSTEM OF EVALUATION IN THE ANALYSIS OF REGIONAL COMPETITIVENESS

Annotation. To study the disproportions in the sustainable economic growth of the regions, structural changes in regional sectors of the economy, changes in production efficiency indicators, qualitative aspects of economic growth, as well as to solve the problems of eliminating differences in per capita income, extensive scientific research is being carried out. In particular, special

attention is paid to improving the methodology for analyzing the efficiency and factors of production in the sectors of the economy, taking into account the specifics of their more productive use in order to ensure sustainable economic growth in the regions.

Keywords: competition, competitiveness of regions, region, rating, performance evaluation.

В процессе глобализации усиление конкуренции и нестабильность в мире, особенно проблемы, связанные с дальнейшим распространением пандемии «COVID-19», приводят к неопределенности будущего развития мировой экономики. По данным Международного валютного фонда, в 2020 году кризис, вызванный пандемией коронавируса, привел к спаду мировой экономики на 3,3%, в том числе на 4,7% в развитых странах и на 2,2% в развивающихся и развивающихся странах.46 Также разница в доходах на душу населения между регионами мира резко увеличилась с 1980-х годов, и сейчас она составляет в развитых странах 1,7 раза, а в развивающихся странах - 3,2 раза47. Это, в свою очередь, требует эффективной региональной политики, направленной на снижение неравенства между регионами страны по уровню дохода на душу населения и ликвидацию неравенства в обеспечении устойчивого экономического роста.

Обеспечение высокой конкурентоспособности региона обеспечивается эффективным управлением социально-экономическим развитием. По результатам оценки региональной конкурентоспособности исследователи и эксперты анализируют стратегию социально-экономического развития региона и эффективность путей повышения конкурентоспособности.

В настоящее время существуют различные авторские методики оценки регионов, основанные на разных целях, поставленных перед исследованием. Но при этом отмечают, что показатели, оценивающие конкурентоспособность регионов, являются системными показателями. В каждом стиле используется своя система индикаторов, наиболее распространенными из которых являются:

- система показателей, отражающих уровень экономического развития региона;

- система показателей, отражающих инвестиционную привлекательность региона;

- система показателей, отражающих конкурентные преимущества;

46Международный валютный фонд, 2021. Перспективы развития мировой экономики: преодоление неравномерного восстановления экономики. Вашингтон, округ Колумбия, апрель.

47 Увеличивающиеся разрывы: региональное неравенство в странах с развитой экономикой. Международный валютный фонд, 2019. https://www.imf.org/ru/News/Articles/2019/10/09/blog-widening-gaps-regional-inequality-within-advanced-economies

- система показателей территориальной эффективности;

- система показателей уровня и качества жизни населения региона и

др.

При оценке конкурентоспособности регионов следует обратить внимание на следующие аспекты:

- удобное географическое расположение региона;

- потенциал природных и экономических ресурсов региона;

- рациональное размещение производительных сил;

- экономическая структура региона;

- наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

- наличие развитой материально-технической и рыночной инфраструктуры;

- стабильность межрегиональных и экономических отношений;

- наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы;

- наличие механизмов государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Но в то же время наличие природных ресурсов, географическое положение, природно-климатические условия не определяют конкурентоспособность региона. Конкурентоспособность региона - это развитие экономики региона и повышение потенциала государственных и рыночных институтов за счет эффективного использования имеющихся возможностей. При этом основной задачей местных органов государственной власти является создание конкурентной среды, стимулирование спроса и т. д. с целью обеспечения роста производства.

В то же время несовершенство механизма системного контроля за своевременным принятием и реализацией целевых программ на основе точной диагностики возможностей регионов по дальнейшему ускорению темпов социально-экономического развития в нашей стране создает определенные проблемы..

Решение Президента от 1 мая 2020 года «О внедрении рейтинговой системы оценки социально-экономического развития регионов» позволяет на новом этапе развернуть работу в этой сфере и решить существующие проблемы.48.

В решении определена задача внедрения системы рейтинга социально-экономического развития регионов. Эта система основана на статистических показателях и анкетах. При этом особое внимание уделяется 8 основным критериям и оценивается каждое направление.

Во-первых, обеспечить стабильное и сбалансированное экономическое развитие регионов и эффективность экономических реформ.

48Постановление Президента Республики Узбекистан «О введении рейтинговой системы социально-экономического развития регионов». III1-4702 от 01.05.2020.

Возможно, недостаточно внимания уделяется пропорциональности экономического развития во всех регионах, а экономические реформы неэффективны. По этой причине это направление было определено в качестве основного критерия.

Второе - создание новых рабочих мест в регионах, снижение уровня безработицы и обеспечение эффективности рынка труда. В Буборе возможно недостаточное использование внутренних возможностей регионов. Специфические характеристики региональной экономики, то есть направления специализации, по-разному влияют на структуру рынка труда и эффективность этого рынка. С этой точки зрения этот процесс требует глубоких и систематических наблюдений.

В-третьих, расширение доступа к социальным услугам в регионах и повышение качества жизни населения. Качество жизни населения представляет собой конечный результат реформ, то есть является основным критерием социального самочувствия. Поэтому глубокий анализ работы в этом плане является одним из основных требований.

В-четвертых, создать необходимые условия для населения и бизнеса в регионах, обеспечить устойчивость и надежность производственной инфраструктуры. Обеспечение экономической активности населения в регионах и создание необходимых условий для предпринимательской деятельности деловых кругов зачастую зависит от усердия, инициативы, оперативности и навыков тесного взаимодействия с населением местных органов власти. Стабильность производства тесно связана с наличием хорошей инфраструктуры. В свою очередь, создание необходимых условий для местного бизнеса расширяет возможности рационального использования труда, капитала, минерально-сырьевых и других ресурсов, имеющихся в регионах. Этот критерий позволяет оценить условия, созданные для малого бизнеса и частной предпринимательской деятельности населения в регионах.

Пятое - повышение уровня конкурентоспособности регионов, дальнейшая диверсификация экономики. Регионы в некотором смысле конкурируют с другими регионами на национальном рынке, в свою очередь, на региональном и международном рынках эти регионы объединяют свои возможности и потенциал, становятся теперь единой экономической силой и конкурируют на международном уровне. Также конкурентоспособность зависит от имеющихся в регионах производственных мощностей и уровня индустриализации региона. Если в регионах будет однобокая экономика, то уровень конкурентоспособности будет подорван. Диверсификация региональной экономики напрямую повышает уровень конкурентоспособности. Поэтому этому критерию придается особое значение при принятии решения.

В-шестых, повышение качества бизнес-среды в регионах, постоянная поддержка и стремительное развитие предпринимательства. Есть много

возможностей для дальнейшего развития государственно-частного партнерства между бизнес-кругами и местными властями в регионах. Однако из-за недостаточного внимания к организационно-правовым, институциональным и социальным аспектам деловой среды предпринимательский слой не может эффективно использовать свой потенциал. Кроме того, целесообразно подходить к развитию предпринимательства на основе уровней крупного, среднего и малого бизнеса, с точки зрения их интеграции. Предпринимательство должно стать постоянно активной и динамичной социально-экономической силой с большим потенциалом. Поэтому на основе этого критерия можно производить системную оценку бизнес-среды регионов.

В-седьмых, добиться финансовой независимости регионов и развивать банковско-финансовый сектор. За последние годы в этом отношении произошли существенные изменения. В то же время необходимо продолжить реформы, направленные на достижение финансовой независимости регионов. Это является важным фактором для проведения местными властями активной социально-экономической политики в регионах. В свою очередь местные бюджеты расширят возможности решения вопросов свободы и прозрачности в формировании доходов и распределении своих расходов. За счет развития банковско-финансового сектора будут созданы необходимые условия для дальнейшего совершенствования горизонтальных и вертикальных связей в хозяйственном комплексе регионов. Поэтому оценка ситуации в регионах по этому критерию станет стимулом для ускорения реформ в сфере.

В-восьмых, повысить эффективность работы с обращениями граждан органов местного самоуправления в регионах и повысить открытость информации. Известно, что коренные реформы в нашей стране начались с принятия концепции административной реформы. После этого принцип «Государственные органы должны служить народу» из года в год набирал глубокое социально-экономическое содержание. Этот критерий дает возможность оценить, насколько этот принцип более глубоко применяется к жизни в регионах.

В решении определено, что рейтинговые показатели будут определяться по областям Республики Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, районам и городам.

В целом, на наш взгляд, при оценке конкурентоспособности регионов необходимо оценивать ее исходя из того, что основным субъектом региона является человек, поэтому показатели, отражающие уровень жизни населения, также включаются в эта система оценки. К показателям, отражающим уровень жизни, относятся доля населения с доходом выше прожиточного минимума, что является «противоположным» уровню бедности населения (доля населения за чертой бедности, то есть с доходом ниже прожиточный минимум). «Обратными» показателями являются

уровень занятости («обратный» уровню безработицы) и доля прибыльных предприятий («обратный» доле убыточных предприятий). В следующей таблице представлена система показателей оценки конкурентоспособности региона.

1-таблица

Система показателей оценки конкурентоспособности регионов49

Показатели, оценивающие экономический уровень регионов Показатели, оценивающие уровень жизни населения Показатели, оценивающие инвестиционную привлекательность региона

ВРП на душу населения Средняя заработная плата населения Инвестиции на душу населения

Объем промышленной продукции на душу населения

Объем промышленной продукции на душу населения Уровень занятости населения, %

Объем розничных продаж на душу населения

Объем сельскохозяйственной продукции на душу населения Доля населения с доходом выше прожиточного минимума, % Доля прибыльных предприятий в общем количестве предприятий, %

Объем строительных работ на душу населения Объем платных услуг на душу населения

Объем транспорта на душу населения Наличие жилья м2/чел.

Объем экспорта на душу населения Продолжительность жизни

Известно, что ряд международных организаций публикуют рейтинги, отражающие конкурентоспособность стран. В частности, с 1996 года Институт развития менеджмента (1МО) определяет рейтинг глобальной конкурентоспособности стран, а с 2004 года индекс глобальной конкурентоспособности стран определяет Всемирный экономический форум. В то время как рейтинг глобальной конкурентоспособности определяется в основном системой экономических показателей страны, индекс глобальной конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечивать благополучие своих граждан на высоком уровне. Это зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно страна использует свои ресурсы. В то же время для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянно повышать производительность труда и качество товаров или услуг.

Индекс глобальной конкурентоспособности состоит из 113 переменных, подробно описывающих конкурентоспособность стран мира,

49Разработанно авторами

находящихся на разных уровнях экономического развития. Набор переменных состоит на две трети из результатов глобального опроса руководителей компаний (для охвата широкого круга факторов, влияющих на бизнес-среду в исследуемых странах) и на одну треть из открытых источников (статистика и результаты исследований) регулярно реализуется международными организациями). Все переменные объединены в 12 критериев, определяющих национальную конкурентоспособность:

1. Качество институтов.

2. Инфраструктура.

3. Макроэкономическая стабильность.

4. Здравоохранение и начальное образование.

5. Высшее образование и профессиональная подготовка.

6. Эффективность рынка товаров и услуг.

7. Эффективность рынка труда.

8. Развитие финансового рынка.

9. Уровень технологического развития.

10. Размер внутреннего рынка.

11. Конкурентоспособность компаний.

12. Инновационный потенциал.

Выбор этих переменных связан с теоретическими и эмпирическими исследованиями, и один фактор не может обеспечить конкурентоспособность экономики. Таким образом, эффективность увеличения расходов на образование может быть снижена из-за неэффективности рынка труда, других недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия возможности обеспечить достойное трудоустройство выпускников образовательных учреждений. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут успешными только в том случае, если система управления финансами будет достаточно прозрачной, не будет допускаться коррупция и масштабные нарушения. Предприниматели внедряют новые технологии только в том случае, если потенциальные выгоды превышают требуемые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, экономики стран, способных проводить комплексную политику и в полной мере учитывать факторы и взаимосвязь между ними, являются наиболее конкурентоспособными.

Центр мировой конкурентоспособности 1МО объявил новый Индекс экономической конкурентоспособности стран за 2021 год. Лидирующие места занимают Швейцария (1 место), Швеция (2 место), Дания (3 место), Нидерланды (4 место), Сингапур (5 место) и другие государства.

В рейтинг вошли 64 страны, которые оценивались по критериям инновационности, цифровизации, социальной сплоченности,

поддерживающей государственной политики, гибкости, эффективности бизнеса и другим экономическим показателям.

По мнению экспертов, соблюдение таких критериев помогло странам-лидерам выстоять в кризис и занять высокие позиции по уровню конкурентоспособности. Таким образом, Рейтинг раскрывает экономические последствия пандемии во всем мире.

Здесь следует отметить, что Узбекистан, который в 2019 году занял 74-е место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», в настоящее время насчитывает около 34 миллионов жителей и находится в самом сердце Центральной Азии. двух стран выйти к морю не оставляет места для тревожных заявлений о значительном сокращении ее экономического потенциала. Ведь совершенно правильно сделать вывод о невозможности выхода Узбекистана в ряды развитых стран мира, несмотря на то, что выход к морю осуществляется через территорию двух стран. Поскольку Узбекистан является страной с большим потенциалом, дальнейшее укрепление экономической конкурентоспособности страны можно будет осуществить за счет эффективного использования этого потенциала, особенно возможностей регионов республики.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О введении рейтинговой системы социально-экономического развития регионов». ПП-4702 от 01.05.2020.

2. Malecki E. J. Knowledge and regional competitiveness (Wissen und regionale Wettbewerbsfähigkeit) //Erdkunde. - 2000. - С. 334-351.

3. Khamraeva S. N., Furkatovna N. D. Scientific and Theoretical Basis for Assessing the Competitiveness of Territories //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 161-166.

4. Самиева Г.Т. (2022). Понятия бедности, неравенства и социальной изоляции. Международный журнал по экономике, финансам и устойчивому развитию, 4(3), 122-126. Получено с https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877.

5. Самиева Г.Т. (2022). Важнейшие аспекты изучения уровня жизни населения. Академический журнал цифровой экономики и стабильности, том 16, апрель 2022 г., страницы 79-83.

6. Эргашев Р.Х., Равшанов А.Д. «Пути стратегического развития и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий». Журнал NX, том. 7, нет. 1, 2021, с. 99-105.

7. Эргашев, Р. Пути управления рыбными хозяйствами и развития производственной деятельности / Р. Эргашев, Ю. Беглаев // Международный журнал научно-технических исследований. - 2020. - Вып. 9. - № 2. - С. 919-921.

8. Рахматулла Хидирович Эргашев, Зухра Джабборова Значение инновационной деятельности в туризме European Scholar Journal (ESJ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступно на сайте: https://www.scholarzest.com Vol. 2 Нет. 4, апрель 2021 г., ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554

9. А.Б. К., Н.М. Дж. Инвестиционные направления и принципы развития предпринимательской деятельности в регионах //Журнал современных проблем бизнеса и власти| Том. - 2021. - Т. 27. - нет. 2. - С. 4047.

10. Курбанов А. Б., Джалилова Н. М. Роль малого бизнеса в национальной экономике // Американский междисциплинарный журнал

11. Bobaqulovich, Ravshanov Alisher. "Problems of reflecting the cost of goods and material resources." ijodkor o'qituvchi 2.19 (2022): 151-159.

12. Ikramovich, R. Z. Z., Shukhratovna, Y. S., To'lqinovich, S. B., & Ibragimovna, B. L. (2021). Monetary Policy Of The Uzbekistan And Its Improvement Ways In Implementing. Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 27(1), 1551-1557.

13. Berdiyarovich B. S. Analysis of total product sales benefits and factors influencing their changes. - 2021.

14. Бутунов ш. б. Влияние макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //economics. - №. 3. - С. 33-42.

15. Бегимкулов Ф.Э., Шодиев Б.Т. Сочетание управленческих навыков преподавателя и инновационной деятельности в педагогическом процессе // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-upravlencheskih-navykov-prepodavatelya-i-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 07.10.2022).

16. Файзиева Ш. Ш. Роль сельскохозяйственных агрокластеров в повышении экономической эффективности //Gospodarka i Innowacje. -2022. - Т. 22. - С. 465-470.

17. Shodmonovna F. S. State Support is A Key to Increasing the Economic Efficiency of the Enterprise //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2022. - Т. 4. - №. 3. - С. 153-159.

18. Baymamatovna, Taylakova Dilafruz. "The Importance of the Service Sector in Increasing the Living Standards of the Population." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 165-170.

19. Alimova, M. "Мева-сабзавот ва узум ишлаб чикаришнинг ракобатбардошлигини оширишнинг асосий йуналишлари". Iqtisodiyot Va Innovatsion Texnologiyalar, no. 3, June 2021, pp. 183-90,

20. О.Дж.Хусаинов. Socio-economic characteristics of the development of the infrastructure system providing services to the livestock network in the conditions of innovative economy. "Экономика и социум" №12(79) 2020

21. KHUSAINOV O. Ways of developing the livestock sector, taking into account the fodder base and infrastructure services // International Journal of Management, IT & Engineering. Published: Vol. 12 Issue 02 February 2022. USA, 82-89 pages. Journal Homepage: http://www.ijmra.us

22. Увеличивающиеся разрывы: региональное неравенство в странах с развитой экономикой. Международный валютный фонд, 2019. https://www.imf.org/ru/News/Articles/2019/10/09/blog-widening-gaps-regional-inequality-within-advanced-economies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.