Научная статья на тему 'Сущность и предпосылки развития экологического менеджмента'

Сущность и предпосылки развития экологического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL AUDITING / ENVIRONMENTAL POLICY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобров Александр Львович

В статье рассмотрены вопросы становления в РФ международных стандартов экологического менеджмента, который понимается как часть общей системы управления, включающей организационную структуру, прогнозирование, планирование, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, анализа и поддержания экологической политики на предприятии любой формы собственности. Материал расширяет знания студентов в рамках курсов «Экономика природопользования» (бакалавриат экономика) и «Управление природопользованием» (бакалавриат менеджмент).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобров Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Prerequisites for Development of Environmental Management

The questions of environmental management standards formation in Russia is discussed in the article. The environmental management is as a part of the general management system, including structure of organization, forecasting, planning, processes and resources, witch are necessary for the development, adopting, analysis and supporting of environmental policy on the enterprise of any form of property. The article expands the knowledge of students on «Environmental economics» (bachelors of economics) and «Environmental management» (bachelors of management).

Текст научной работы на тему «Сущность и предпосылки развития экологического менеджмента»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 5

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А.Л. Бобров 1,

докт. экон. наук, профессор экономического ф-та МГУ

имени М.В. Ломоносова

СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В статье рассмотрены вопросы становления в РФ международных стандартов экологического менеджмента, который понимается как часть общей системы управления, включающей организационную структуру, прогнозирование, планирование, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, анализа и поддержания экологической политики на предприятии любой формы собственности.

Материал расширяет знания студентов в рамках курсов «Экономика природопользования» (бакалавриат — экономика) и «Управление природопользованием» (бакалавриат — менеджмент).

Ключевые слова: экологический менеджмент, экологический аудит, экологическая политика предприятия.

The questions of environmental management standards formation in Russia is discussed in the article. The environmental management is as a part of the general management system, including structure of organization, forecasting, planning, processes and resources, witch are necessary for the development, adopting, analysis and supporting of environmental policy on the enterprise of any form of property.

The article expands the knowledge of students on «Environmental economics» (bachelors of economics) and «Environmental management» (bachelors of management).

Key words: environmental management, environmental auditing, environmental policy of the enterprise.

Несмотря на финансовый и экологический кризисы, в развитых странах продолжают совершенствоваться системы государственного регулирования интенсивности воздействия на природную среду. При этом в большинстве случаев главным критерием выступает совмещения финансовых интересов товаропроизводителей и экологических интересов населения.

Ужесточившиеся требования учета экологических факторов и ограничений в процессе инноваций, строительства, эксплуатации и ликвидации производств обусловливают активизацию природоохранной деятельности на предприятиях и в организациях. Вместе с тем экономические механизмы в развитых странах таковы, что предприятия-природопользователи стремятся продемонстрировать свою позитивную деятельность в области охраны окружающей среды, управляя воздействием производства продукции или услуг на окружающую среду и контролируя свою деятельность в этой области.

1 Бобров Александр Львович, тел.: + 7 (495) 939-28-82; e-mail: [email protected]

Для обеспечения гарантированного уровня природоохранной деятельности, отвечающего международным и национальным требованиям, необходима определенная структурированная система управления охраной окружающей среды. Она должна быть интегрирована в общее административное управление, обеспечивающее конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и достижение других целей экономического благополучия предприятий в реальных экономических условиях конкретной страны.

Эти обстоятельства, особенно с учетом развития мирохозяйственных связей, обусловили необходимость распространения общих критериев и нормативных процедур для оценки систем управления охраной окружающей среды и их соответствия экологическим требованиям. Такие критерии и процедуры закреплены в стандартах 180-14000, разработанных Международной организацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН для охраны окружающей среды.

Стандарты 180-14000 представляют собой нормативную базу для проведения экологической сертификации производств и экологического аудита. Они направлены на обеспечение предприятий и организаций такими элементами эффективной системы управления, которые могут применяться и к административному управлению для оказания помощи в достижении экономических целей с учетом требований охраны окружающей среды.

Совокупность этих стандартов включает несколько блоков: системы управления, проверки окружающей среды (аудит); оценка показателей окружающей среды; оценка жизненного цикла.

Стандарт 180-14001 выделяет те требования, которые могут быть объективно проверены при сертификации (регистрации) и (или) декларации заявителя. Он основан на тех же принципах системы управления, что и стандарты 180-9000, относящиеся к управлению качеством. Поэтому организации могут использовать системы качества в соответствии со стандартами 180-9000 как основу для своей системы управления окружающей средой. В то же время необходимо отметить, что имеются различия в заинтересованности сторон: если системы управления качеством рассматривают нужды потребителя, то системы управления окружающей средой предназначены для широкого круга заинтересованных сторон и вызваны необходимостью обеспечить защиту экологических интересов общества в целом.

Переход на рыночные отношения в экономике России, интеграция нашей страны в мировое хозяйство определяют актуальность внедрения стандартов 180-14000 в отечественную практику. Это нужно для решения вопросов эффективного функционирования предприятий, включая экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование, экологическую экспертизу

Отечественные предприятия, начавшие работу по реализации природоохранных мероприятий на основе стандартов ИСО серии 14000, прежде всего ГОСТ Р ИСО 14001-98 и 14004-98, обеспечивают себе базу для получения сертификата на систему управления охраной окружающей среды. Отсутствие такого сертификата существенно осложняет проведение экологической проверки, предшествующей получению инвестиций, кредитов и экологическому страхованию.

Общие требования к системе экологического менеджмента основаны на концепции, предусматривающей периодическое проведение организацией анализа и оценки системы управления охраной окружающей среды. Результатом совершенствования системы должно быть улучшение экологических показателей, для чего предлагается модель управления из пяти элементов: экологическая политика, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок и корректирующих действий, анализ со стороны руководства. Таким образом, необходимо соблюдение требований к системе управления, основанной на динамичном и цикличном процессе «план — внедрение — проверка — анализ».

Реализация указанной модели позволяет организации решать следующие задачи: выявлять экологические аспекты с учетом прошлой, текущей или планируемой деятельности организации, идентифицировать нормативно-правовые требования, устанавливать экологическую политику и разрабатывать структуры и программы ее внедрения, адаптировать системы к изменяющимся обстоятельствам.

Первостепенное значение для внедрения всех элементов процесса усовершенствования системы управления окружающей средой имеет определение экологической политики организации.

Экологическая политика направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления окружающей средой в целях улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды.

Разработка и соответствующий пересмотр экологической политики должны осуществляться на самом высшем уровне руководства.

Высшее руководство, определяя экологическую политику организации, должно обеспечивать ее соответствие масштабу и характеру воздействия на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг; выполнение законодательных и нормативных актов в области охраны окружающей среды; создание специальной структуры для определения целевых и плановых экологических показателей, а также обязательное документирование экологической политики и ее доступность для персонала и для общественности.

Планирование системы управления окружающей средой является важнейшим условием ее успешного функционирования.

В нашей стране каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, осуществляет разработку экологических программ и планирует их реализацию исходя из своих финансовых возможностей, а также проходит процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы управления окружающей средой предполагает адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000. В соответствии с этими требованиями планирование должно включать определение экологических аспектов своей деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, разработку программ управления окружающей средой.

Процесс определения экологических аспектов должен охватывать различные условия их изменения, включая обычные условия производства, условия производства при осуществлении ремонта, пуска или наладки, а также потенциальные условия несчастных случаев и аварийных ситуаций.

По требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законодательных и других требований, которые непосредственно применимы к экологическим аспектам и деятельности организации.

В качестве самостоятельного направления планирования систем экологического менеджмента в положениях ГОСТ Р ИСО 14001-98 выделено формирование целевых и плановых экологических показателей. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели по всем своим подразделениям и на каждом уровне в рамках организации. При определении и анализе целевых показателей организации следует учитывать законодательные требования, важнейшие экологические аспекты деятельности, технологию, финансы, свои производственные и деловые условия, намерения заинтересованных партнеров.

Для достижения целевых и плановых экологических показателей организации необходимо разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии программу управления охраной окружающей среды. В программу должно быть включено определение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей по всем подразделениям, установлены средства и сроки их достижения.

Программу следует составлять с учетом возможных изменений в развитии производства. Если планируются новые проекты, виды деятельности, продукция или услуги, то в программу следует внести изменения.

В отечественной практике программы предприятий по охране окружающей среды разрабатываются, как правило, на длительный период. Характер и сроки программных целей оказывают влияние на взаимоотношения предприятия с уполномоченными природоохранными органами (в частности, позволяют применять временно согласованные нормативы воздействия на природную среду, превышающие предельно допустимые сбросы и выбросы), а также на формирование региональных экологических приоритетов. С другой стороны, разработка и реализация программ охраны окружающей среды на предприятии должны осуществляться в соответствии с приоритетами, утвержденными на национальном и региональном уровнях. В этом случае возможно привлечение дополнительных финансовых средств для локальных программ управления окружающей средой на предприятии.

Важным условием успешного внедрения системы экологического менеджмента является рационализация структуры предприятия с четким определением полномочий, ответственности и распределением обязанностей. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 ответственность и полномочия персонала должны быть документально оформлены и должен быть обеспечен обмен информацией на всех уровнях предприятия.

Предприятию необходимо учитывать отношение сторонних организаций к своей деятельности, воздействующей на окружающую среду, и быстро реагировать на их сигналы.

Связи с государственными органами экологического контроля могут быть установлены с помощью соглашений, на основании которых предприятия сами сформируют экологические нормативы, обеспечивающие приемлемый уровень качества окружающей среды и отвечающие интересам территорий и производителей. В нашей стране развитие благоприятных отношений предприятий-природопользователей с государственными органами экологического контроля невозможно без предоставления информации об интенсивности фактического воздействия на окружающую среду и заключения специальных договоров или оформления лицензий на сбросы (выбросы) загрязнений в окружающую среду с учетом фактического состояния природоохранной деятельности.

Принципиальное значение для управления операциями имеет учет потоков продукции и услуг, поступающих на предприятие от поставщиков. Необходимо учитывать их соответствие требованиям системы управления окружающей средой и иметь документацию по их использованию, где должны быть отражены расходы на возможный вывоз отходов. Об этих требованиях нужно проинформировать поставщиков и подрядчиков.

При внедрении системы экологического менеджмента в части управления операциями практический интерес может представить опыт экологической паспортизации предприятий в отечественной промышленности, методической основой проведения которой является ГОСТ «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения».

Экологический паспорт предприятия ориентирован на оценку эколо-гичности производства с точки зрения рационального использования природных ресурсов и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции. Кроме того, он должен содержать (наряду с общими сведениями о предприятии и краткой природно-климатической характеристикой района его расположения) описание технологии производства и сведения о продукции, балансовую схему материальных потоков, характеристику материальных и энергоресурсов, данные об отходах, выбросах в атмосферу, водопотреблении и водоотведении, сведения о транспорте предприятия. Однако на практике при разработке экологических паспортов не удавалось в полной мере задействовать баланс материальных потоков, когда масса используемого сырья плюс масса природных ресурсов должна быть равна массе товарной продукции плюс масса отходов.

Неотъемлемой частью системы экологического менеджмента является управление экологическими рисками. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций обусловливается существованием источников потенциальной опасности, действием факторов риска (веществ, энергии) от этих источников, наличием определенного уровня факторов риска (когда известны пороговые величины), а также временем воздействия (экспозицией) на людей и окружающую среду.

Понятие риска подразумевает возможность опасной ситуации (аварии и ее последствий), но не саму ситуацию. Однако управление в чрезвычайных ситуациях предполагает как предотвращение, или уменьшение вероятности таких ситуаций, так и непосредственные действия в условиях экстремальной ситуации. Поэтому в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии, анализировать и пересматривать процедуры идентификации возможно-

сти возникновения аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и ослабления воздействий на окружающую среду. Для каждого вида потенциальных ситуаций с повышенным риском необходимо иметь конкретный план действий, основанный на анализе всех возможных случаев. Для этого следует использовать информацию о проверке продукции на «входе—выходе», так как необходимо знать, какие материалы были использованы для производственного процесса, насколько они токсичны для человека, какой является конечная продукция.

При высоких показателях риска следует разработать систему мероприятий, которые уже опробованы в условиях аварийной ситуации. К основным действиям в поставарийной ситуации относятся: оказание первой медицинской помощи и оповещение противопожарной службы, специальных войск по химической защите или защите от радиоактивного облучения и т.д., в случаях загрязнения водных ресурсов, являющихся источником водоснабжения, оповещение о несчастном случае соответствующих служб ЖКХ.

Действенность системы экологического менеджмента определяется ее эффективным контролем за соответствием деятельности организации экологическим требованиям и возможностью своевременно провести корректирующие действия при выявлении несоответствий. В противном случае система управления окружающей средой оказывается неэффективной.

Проведение проверок и корректирующие действия в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-98 должны включать мониторинг и изменения, выявление несоответствий системы, регистрацию данных и собственно аудит системы управления окружающей средой.

Под экологическим мониторингом понимают совокупность регулярных наблюдений в пространстве и во времени за определенными компонентами биосферы для оценки и прогнозирования параметров окружающей среды, определения степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявления факторов и источников воздействия. Экологический мониторинг имеет несколько уровней: глобальный, национальный, региональный, локальный (на уровне предприятия). Наиболее детально параметры окружающей природной среды могут быть определены на локальном уровне, где целью мониторинга является обеспечение стратегии, которая не выводит уровень определенных антропогенных воздействий за допустимый диапазон.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 организации следует документировать процедуры мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые оказывают существенное воздействие на окружающую среду. Документация должна содержать данные для оценки взаимодействия с окружающей средой, управления операциями и проверки на соответствие систем целевым и плановым экологическим показателям.

Помимо осуществления мониторинга, организация устанавливает, поддерживает в рабочем состоянии и периодически проводит документированную процедуру оценки соответствия своей деятельности законодательным и нормативным требованиям по охране окружающей среды. В случае выявления несоответствий нормативно-правовым актам по охране окружающей среды необходимо проведение корректирующих и

предупреждающих действий. ГОСТ Р ИСО 14001-98 требует от организаций разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, устанавливающие ответственность и полномочия по выявлению и изучению несоответствий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.

При устранении последствий отклонения необходимо различать устранение дефектов (погрешностей) и корректирующие действия. Корректирующие действия предпринимаются сразу после обнаружения проблем, ведущих к нежелательным воздействиям на окружающую среду, и призваны блокировать или исключить нежелательные факторы. Предупреждающие действия применяются исходя из предположения о возможности возникновения проблемной ситуации.

Результаты экологического мониторинга и все изменения, зарегистрированные после выполнения корректирующих и предупреждающих действий, должны быть учтены и внесены в документацию предприятия. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-98 организации необходимо устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных по охране окружающей среды (включая записи о результатах мониторинга), проведенных анализов и проверок. Записи о состоянии окружающей среды должны быть четкими, легко идентифицируемыми по соответствующим видам деятельности, продукции или услуг, надежно защищены от повреждений, износа или утери. Сроки их хранения должны быть зафиксированы.

Данные регистрации по охране окружающей среды необходимы для решения внутренних задач организации и для выполнения требований государственного учета и контроля. Во всех развитых странах законодательно установлены формы отчетности и меры наказания за отказ от предоставления информации или за предоставление ее в искаженном виде.

Особое место в экологическом менеджменте занимает аудит систем управления окружающей средой. ГОСТ Р ИСО 14001-98 указывает, что организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой для определения соответствия системы запланированным мероприятиям, для контроля уровня реализации, для поддержания системы в рабочем состоянии, а также для представления руководству информации о результатах проверки. Программа аудита должна основываться на анализе значимости проверяемой деятельности организации для окружающей среды и результатах предыдущих аудитов. Для полноты процедуры проверки в программу аудита нужно включать область распространения проверки, периодичность и методологию его проведения, требования к проведению аудитов и регистрацию результатов.

Результатом анализа может быть преобразование экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации вследствие изменившихся обстоятельств и обязательств по улучшению системы управления окружающей средой.

Таким образом, реализация требований и принципов экологического менеджмента может дать существенное улучшение показателей состояния окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.