Научная статья на тему 'Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций'

Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2572
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / КАЧЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОЗИЦИИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СПЕЦИАЛИСТ / DEMAND / QUALITATIVE EDUCATIONAL SERVICE / COMPETITIVENESS / MULTIPURPOSE CHARACTER / THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRIORITY POSITIONS / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / THE EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданкина Ирина Юрьевна, Шамин Евгений Анатольевич

Конкурентоспособностью обладают образовательные организации, которые активно работают и предоставляют конкурентоспособные качественные образовательные услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жданкина Ирина Юрьевна, Шамин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONCEPT OF COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Competitiveness the educational organizations which actively work possess and competitive qualitative educational services render.

Текст научной работы на тему «Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций»

УДК 378.14

И. Ю. ЖДАНКИНА, Е. А. ШАМИН

СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: востребованность, качественная образовательная услуга, конкурентоспособность, многофункциональный характер, образовательная организация, приоритетные позиции, рынок образовательных услуг, специалист.

Аннотация. Конкурентоспособностью обладают образовательные организации, которые активно работают и предоставляют конкурентоспособные качественные образовательные услуги

В современных экономических источниках понятие «конкурентоспособность» связывают с борьбой независимых объектов с целью обладания основными экономическими ресурсами. Конкурентоспособность определяет способность участника рыночных отношений решать задачи, стоящие перед ним в сложившейся ситуации. Необходимо отметить относительность понятия конкурентоспособности. Особенность конкурентоспособности заключается в том, что она относится как к предмету конкуренции готовой продукции, так и к субъекту конкуренции образовательной организации, региона и даже страны в целом.

Образовательные услуги на современном рынке так же, как и любой товар, реализуются в условиях жесткой конкуренции. Следовательно, образовательные организации должны наращивать конкурентное преимущество, достигать лидирующие позиции на рынке. В свою очередь, рынок образовательных услуг включает взаимодействие спроса на образовательные услуги со стороны основных объектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) с их предложением, которое поставляют различные образовательные организации.

Н. Л. Зайцев отмечает в своих работах, что способность образовательной организации своевременно подстраиваться к постоянно изменяющимся условиям является одним из условий конкурентоспособности.

© Жданкина И. Ю., Шамин Е. А., 2014

Таким образом, конкурентоспособность «представляет собой совокупную характеристику процесса производства и отражает уровень ее соответствия конкретной общественной полезности» [3, с. 91].

Товышева И. З. в своем определении конкурентоспособности образовательной организации указывает на сохранность «имеющихся конкурентных преимуществ» в сатистфакции определенных потребностей конкретных потребителей «в определенной совокупности общекультурных и профессиональных компетенций». Следовательно, вся совокупность конкурентных преимуществ дает возможность определить направления повышения конкурентоспособности образовательной организации и подчеркнуть отсутствие или недостаточную развитость отдельных из них [9].

Р. А. Фатхутдинов пишет, что под конкурентоспособностью образовательной организации рассматривается его способность подготавливать высококлассных специалистов, способных выдерживать «конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда», разрабатывать и внедрять конкурентоспособные инновации в своей сфере, «вести эффективную воспроизводственную политику во всех отаслях своей деятельности».

Свое определение дает И. Б. Романова, которая полагает, что конкурентоспособность является свойством образовательной организации, «определяющим долю релевантного рынка образовательных услуг», принадлежащих данной образовательной организации, и «возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов» [7, с. 53]. Следовательно, конкурентоспособность образовательной организации можно рассматривать как способность быть выделенным среди других образовательных организаций в следствие лучших показателей, таких как качество образования, ценовой фактор, методы и формы обучения, условия предоставления услуг, географическая характеристика, престиж, маркетинговые ходы и другое.

В определении Н. И. Пащенко также акцентируются данные составляющие. Он определяет конкурентоспособность образовательной организации как потенциальные возможности по оказанию «должного уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества по подготовке профессионалов, а также потребности по развитию, созданию и реализации научно-методической и инновационной продукции как в настоящее время, так и в будущем» [6, с. 67].

Таким образом, конкурентоспособность образовательной организации может рассматриваться через концепцию конкурентоспособности выпускников (их знаний, умений, навыков) на рынке труда,

«полноты реализации сформированных в процессе обучения профессиональных личностных свойств» [1].

Ряд авторов понимает под конкурентоспособностью выпускника «преимущество востребованности его труда работодателем в силу имеющихся конкурентных преимуществ». При этом востребованность выпускника означает востребованность в сформированном комплексе компетенций, а также «абсолютность их реализации в определенных условиях и местах реализации профессиональной деятельности» [1].

В настоящеей время в научной литературе встречаются определения конкурентоспособности как возможности образовательной организации удовлетворять нужды потребителей образовательных услуг в определенной совокупности профессиональных знаний, умений и навыков в условиях конкурентной среды (таблица 1).

Таблица 1 - Определение понятия «конкурентоспособность образовательной организации» различными литературными источниками

Автор Определение

Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршнев А. Г., Райзберг Б. А. Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [4, с. 352]

Киперман Г. Я. Конкурентоспособность образовательного учреждения - способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [8, с. 93]

Перцовский Н. И. Конкурентоспособность образовательного учреждения - это возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной практической реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости образовательного учреждения, его умения эффективно методический, финансовой,

Продолжение таблицы 1

материально использовать свой кадровый, научно-технический, информационный потенциал [5, с. 210]

Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Конкурентоспособность образовательного учреждения - способность успешно оперировать на конкретном рынке. Данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг [11, с. 36]

Димитриев М. Д. Конкурентоспособность образовательного учреждения ВПО - это способность вуза приспосабливаться к изменяющимся условиям конкуренции в определенном сегменте рынка с помощью повышения экономической эффективности своей деятельности (внутренняя экономическая конкурентоспособность) и высокой степенью удовлетворения спроса потребителей на выпускников и отдельные вузовские услуги (образовательные, научные), которые по своим качественным и стоимостным характеристикам более привлекательны, чем образовательные продукты конкурентов (внешня социальная конкурентоспособность) [2, с. 27]

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают такие образовательные организации, которые активно работают и предоставляют потребителю конкурентоспособные качественные образовательные услуги.

Таким образом, под конкурентоспособностью будем понимать набор характеристик образовательной организации и произведенной ей продукцией, т. е. услугой. Такой набор характеристик подразумевает качество производимой продукции, маркетинговые факторы, внутрикорпоративную среду и т. д.

Таким образом, эти характеристики вносят определенные изменения в сущность конкурентоспособности образовательных организаций по сравнению с их конкурентами на рынке образовательных услуг. В связи с этим возникает необходимость уточнить понятие кон-

курентоспособности образовательной организации. С нашей точки зрения, конкурентоспособность образовательной организации - это всесторонний процесс сотрудничества и борьбы между организациями-конкурентами для достижения приоритетных позиций по качеству и спектру предоставляемых образовательных услуг, а также по реализации существующих и вновь предоставленных инновационных образовательных программ, по применению современных инфокоммуника-ционных технологий и своевременной адаптации на изменяющиеся условия рынка во внутренней и внешней среде.

Предложенное нами понятие конкурентоспособности образовательной организации выделяет различные аспекты деятельности образовательной организации, уточняя, во-первых, ее многофункциональный характер, расширяя спектр деятельности, а именно предоставление услуг образовательного, консалтингового, научно-исследовательского характера, оставляя организацию в рыночной среде конкурентной борьбы с аналогичными организациями-конкурентами разных форм собственности, обеспечивая при этом расширенное воспроизводство.

В соответствии с этим одним из основных свойств, необходимых для повышения конкурентоспособности, является способность достигать в процессе реализации образовательных услуг таких результатов, которые максимально соответствуют поставленным потребностям и направлены на наиболее полное их удовлетворение. Следовательно, необходимо иметь точное знание запросов потребителей, так как без этого невозможна сатисфакция полного спектра потребностей и нужд. В данном случае поддержание конкурентоспособности образовательной услуги возможно лишь на основе применения комплекса управленческих и маркетинговых действий, направленных на удовлетворение предпочтений существующих и потенциальных потребителей.

В свою очередь, формирование конкурентной среды требует высокой конкурентоспособности организации предоставляемых образовательных услуг, а последствия мирового экономического кризиса и перехода на европейскую систему образования требуют решения проблемы интеграции в мировой рынок образовательных услуг. Следовательно, в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды необходимо использовать такие подходы и методы управления конкурентоспособностью, которые позволяют решить основные проблемы стоящие в настоящее время перед образовательными организациями [10, с. 37].

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамкина А. А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вуза: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Абрамкина Александра Анатольевна. Омск. 2011. Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a48.php

2. Димитриев М. Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в рыночных условия: автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ Димитриев Михаил Викторович. Сочи. 2009. 29 с.

3. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия / 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра. М. 2008. 414 с.

4. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО «НПО «Экономика». 2000. 362 с.

5. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова; Под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа. 2001 г. 239 с.

6. Мохначев С. А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 67-71.

7. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И. Б. Романова; Средневолж. науч. центр. Ульяновск: Средневолж. науч. Центр. 2005. 137 с.

8. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. ред. Г. Я. Кипер-мана М.: Республика. 1993. 524 с.

9. Товышева И. З. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений ВПО: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Товышева Ильмира Захитовна. М. 2011. Режим доступа: http://www.

10. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. М.: Издательский дом «Виль-ямс». 2006. № 9. С. 37-38.

11. Хруцкий В. Е., Корнеева, И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика. 2002. 528 с.

ESSENCE AND CONCEPT OF COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Keywords: demand, qualitative educational service, competitiveness, multipurpose character, the educational organization, priority positions, the market of educational services, the expert.

Annotation. Competitiveness the educational organizations which actively work possess and competitive qualitative educational services render.

ЖДАНКИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

ZHDANKINA IRINA URIEVNA - the senior teacher of the chair «Foreign Languages», Nizhny Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ШАМИН ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - к.э.н., проректор по научной работе и инновационному развитию, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгини-но, ([email protected]).

SHAMIN EVGENIY ANATOL EVICH - the candidate of economic sciences, the pro-rector on scientific work and innovative progress, Nizhny Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (Evg. shamin4 @gmail.com)._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.