Научная статья на тему 'Сущность и особенности судебной реформы в России 1864 года и её роль в становлении института мировых судей'

Сущность и особенности судебной реформы в России 1864 года и её роль в становлении института мировых судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
734
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности судебной реформы в России 1864 года и её роль в становлении института мировых судей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ с последующими изменениями

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

5. Гришин Д.А. Вопросы законодательной и юридической техники закрепления норм уголовного закона в сфере освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - с. 150 - 156

6. Гришин Д.А. Свобода человека как основание освобождения от уголовной ответственности // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 3. - С. 172-175.

© Анисимова В.С., 2016

УДК 34.096

А.В. Бессалов

студент 2 курса юридического факультета Российский государственный университет правосудия г. Ростов-на-Дону Российская Федерация

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ 1864 ГОДА И ЕЁ РОЛЬ В

СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ

Российские реформы второй половины XIX в. определили основное содержание всей внутренней политики государства. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. потребовало от России проведения комплекса преобразований. Началась подготовка отмены крепостного права, реформы: местного самоуправления,образования,финансовая,судебная,военная,полицейская.

Особая роль в системе реформ отводилась правительством судебной реформе. Судебная реформа 1864 г. была самой демократичной среди преобразований 60-70-х гг. XIX в. в России. Однако нельзя в то же время преувеличивать конституционные начала реформ в целом,и судебной в частности. Многие ученые-юристы, рассматривая правовую природу реформ,отмечали их половинчатость и сословный характер.

В России проекты создания института мировых судей появились уже в начале XIX века. Так, например, в проекте конституции декабриста Н.М. Муравьева предлагалось в качестве судов первой инстанции учредить «совестных судей», которые бы избирались на должность населением уезда. Асудебный процесс у совестного судьи, согласно проекту, должен был проводиться гласно, открыто и по возможности устно [1, с. 180].

Научной основой для создания мирового суда послужили работы С.И. Зарудного, который впервые выдвинул вопрос об учреждении должности

мирового судьи в России [2, с. 124].

В основу судебной системы реформаторами были положены мировые и общие судебные органы. Местнымисудебными органами сталимировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскимисобраниямии городскими думамии действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (имел образование илистаж службы на определенных должностях, отвечал довольно высокому имущественному цензу и др.).

Список кандидатов мировых судей предварительно санкционировался губернатором. Мировые судьи утверждались в должности Сенатом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. Мировым судьям были подсудны дела о неисполнении законов, распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных и судебных органов: о нарушении благочиния во время богослужения [3].

По гражданским дела ммировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб. Дела в мировом суде возбуждались по жалобе частных лиц, инициативе полицейских и других административных органов, по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был платными публичным, допускалось участие поверенных.

Мировые судьи округа (по судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа, которые не должны былитерриториально совпадать с губерниями) образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов (апелляционный порядок обжалования судебных приговоров) и предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения [4].

Судебные уставы поставили мировой суд на особенное место, предоставив населению близкое, доступное, не связанное особыми формальностями рассмотрение споров и правонарушений. Главное достоинство такого суда состояло в том, что он пользовался доверием населения.

Председателем данного суда, согласно судебным уставам, являлся единолично мировой судья. Мировой судья должен был быть посредникоммежду сторонами, и, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Он обязан был пользоваться большим доверием населения, должен был быть хорошо знаком с условиями местной жизни, с бытом и нравами окружающих его людей. Кроме того, он должен был обладать мудростью и образованием, так как судье приходилось применять законы, которые он обязан был знать.

Для того, чтобы население относилось с доверием к мировым судьям, судебные уставы предполагали их выборность [5, с. 58]. Мировой судья являлся, таким образом, не чужым для населения чиновником, назначенным свыше, а «лучшим», наиболее честным и справедливым человеком, возведенным самим населением в высокое звание судьи. Выборы производились не всем населением непосредственно, а его представителями - земскими собраниямии, городскими думами. Срок избрания мировых судей определялся - 3 года, по истечении которого судья мог быть избран снова, если он оправдал доверие своих избирателей [5, с. 63]. Мировые судьи должны были избираться из числа местных жителей, окончивших среднее учебное заведение, или прослуживших не менее 3 лет в должностях, при исполнении которых они могли приобрести нужные для судьи практические сведения.

Согласно судебным уставам 1864 года апелляционные жалобы на решения мировых судей рассматривались мировым съездом, состоящим из мировых судей округа. Председателем мирового съезда являлся один из мировых судей, входящих в состав съезда по выбору остальных [6, с. 19].

Таким образом, совершенно новым институтом для России стали мировые судьи. Особенностью их становления явилось то, что они порождены были сверху законодателеми, в тоже время, впитали в себя давнюю христианскую идею справедливого суда, а также и российские традиции «мирового» рассмотрения конфликтов, восходящие ещё к земскому народоправству, когда на основе авторитета сообщества вершился праведный суд.

Список использованной литературы:

1. Ефремова Н.Н. Судоустройство в России в XVIII - первой половине XIX в. М., 1993. С. 180.

2. Джаншиев Г. С.И. Зарудный и судебная реформа: Историко-биографический эскиз. М.,1889. С. 124.

3. Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. 1.// Судебные уставы. СПб. , 1892.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

4. Судебные уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны. Ч.1. Уст. Гражд. Суд. СПб., 1867. С. XXXVIII.

5. Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. 1.// Судебные уставы. СПб. , 1892. С. 58, С. 63.

6. Коц Е.С. Местный суд и его реформа. / Под ред. А.А. Леонтьева. СПб.: Изд. Журн. «Земледелец», 1913. С. 19.

© Бессалов А.В., 2016

УДК 347

Е.А. Богаткина, Е.С. Шеина

Студентки 2-го курса юридического факультета Уральский финансово-юридический институт г. Екатеринбург, Российская Федерация

«НАВЯЗЫВАНИЕ» СТРАХОВЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА

Аннотация

В связи с широким распространением кредитования среди населения банки все чаще навязывают страховые продукты при оформлении кредитов. Тем самым нарушая права граждан.

Ключевые слова

Гражданское право, заключение кредитного договора, «навязывание» страховки, нарушение прав граждан

В настоящее время кредитование в России очень популярно среди населения, так как это способствует людям воплотить в жизнь свою мечту - приобрести желанную вещь, даже не имея на нее денег. Все что нужно сделать для получения кредита - это оставить заявку на кредит непосредственно в банке либо на сайте банка. Людям кажется, что это довольно просто, но существует множество «подводных камней». Для того чтобы банк одобрил заявку на кредит, зачастую необходимым условием является оформление страховки (страхование жизни и здоровья). А в ряде случаев при заключении кредитного договора заемщики нередко даже не знают, что одновременно получают страховку, которая включена в стоимость кредита.

В соответствии со статьей 31 Федерального Закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» страхование имущества, заложенного по договору об ипотеке, является обязательным условием кредитного договора. Если в кредитном договоре не прописано данное условие, то заемщик обязан застраховать свое имущество самостоятельно. Следовательно, кредитор только в данном случае может отказать на законных основаниях в выдаче кредита.

По данным Банка России за период с 2009 по 2013 гг. общая сумма портфеля кредитов, предоставленных населению российскими коммерческими банками, увеличилась более чем в 2 раза (с 3,5 трлн. руб. - на 1.01.2009 г. до 7,5 трлн. руб. на 1.01.2013 г., без учета кредитов предпринимателям) [8].

Рост количества выданных кредитов, по нашему мнению, привел к «навязыванию» страховых продуктов при кредитовании и это серьезная проблема, которая стала особенно актуальной несколько лет назад. Данная проблема еще является малоизученной, в связи с чем актуально рассмотреть ее с точки зрения различных источников российского права.

В связи с этим, следует согласиться с мнением Гришина Д.А., который считает, что с точки зрения законодательной техники в процессе регулирования определенных общественных отношений государству необходимо дополнительно вносить изменения с целью обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.