Научная статья на тему 'Сущность и особенности глобального общества'

Сущность и особенности глобального общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
500
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности глобального общества»

,ЗАВТРА

Добреньков Владимир Иванович

доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва

ННОСТИ ЕСТВА

лобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ.

Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы, и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом.

Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом.

Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация - всемирно-исторический процесс. Определение «исторический» указывает на хронологическую, или диахронную, составляющую процесса глобализации. Определение «всемирное» показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого-либо качества на все или большинство элементов данного класса.

Зарождение глобалистского видения мира, или, как его еще называют, миристорического видения, более точно может указать нам на дату появления глобализма как особого взгляда на мир, спо-

собы мышления, как некоего алгоритма, при помощи которого люди раньше и сейчас пытались решать для себя какие-то жизненно важные проблемы. В связи с этим целесообразно различать два среза, два понимания глобализма: 1) глобализм как онтологическое явление; 2) глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносеологический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих столетий формировавшийся в недрах теоретической мысли, соединился с онтологическим, означавшим, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.

Вместе с тем глобализация - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относится угроза термоядерной катастрофы, тесно взаимосвязанная с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Все это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешенность этой проблемы ведет к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т. д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис, в свою очередь, связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идет интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

£

Одновременно обостряется проблема «Север-Юг», т. е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами третьего мира. Все большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом.

Сегодня специалисты ООН определили три первоочередные глобальные проблемы для всего человечества:

климатические изменения, вызванные деятельностью человека;

исчезновение биологических видов; продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления.

Поскольку именно нищета является той движущей силой, которая провоцирует действия, нарушающие окружающую среду, то ее можно причислить четвертой глобальной проблемой. Именно в бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограниченными являются запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то время именно отставшие в техническом развитии страны продолжают интенсивно вырубать леса и загрязнять природу.

Прошлое общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру.

Нынешнее общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как Тойота, Макдо-нальд, Пепси-Кола или Дженерал Моторс, утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молниеносностью.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, мил-

лионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или по крайней мере общепринятый разговорный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла. В глобализованном мире история протекает иначе, у нее новые движущие силы, механизмы и направления. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

В современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделению труда. При этом большинство продукции, потребляемой на Западе, не просто производится в других частях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные взаимосвязи. Так, отдельные телевизионные детали могут производиться в одной стране, другие детали - в другой, сам телевизор собираться в третьей, а продаваться в совершенно другом месте.

В соответствии с собственными представлениями о глобализации каждый трактует происходящие в современном обществе сдвиги по-разному. Одни - как безграничные возможности и перспективы, открываемые информационными технологиями перед человечеством, другие - как историческую победу принципов свободного рынка, третьи - как виртуализацию реальности, четвертые - как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий.

Однако глобализация не сводится к сумме всего сказанного. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформации старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое многие социологи предлагают называть мегаобществом. Фактически речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц1.

Исследование мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов: понятий, категорий, языка. Возможно, обществознанию предстоит пережить такую же революцию, как в свое время точным и естественным наукам в связи с созданием неэвклидовой геометрии или теории относи-

Кувалдин В.Б. Глобализация - светлое будущее человечества? // http:// scenario.ng.ru/interview /2000-1 0-11/5_future.html

7

ЗАВТРА

тельности.

Движущей силой процесса глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают: 1) мультинацио-нальные предприятия (МНП) и мультинациональ-ное предпринимательство; 2) неправительственные организации (НПО), которые являются межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектр весьма широк - от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно активна их деятельность в странах третьего мира. Уже в 1992 г. насчитывалось более 23 000 международных не-I бааёоаёйпоаа í ио Т баМ ёдаоёё1.

Особая заслуга в интеграции мирового общества принадлежит коммуникативным техникам. Изобретение книгопечатания в Европе происходило одновременно с началом экспансии европейс-коатлантической цивилизации на другие регионы. На протяжении 400 лет книгопечатание оставалось единственной из самых распространенных коммуникативных техник.

Изобретение телеграфа в XIX в. и быстрый рост новых телекоммуникативных техник ХХ в., начиная с телефона и заканчивая компьютерной коммуникацией, считаются началом радикальных перемен. Их смысл заключается в отторжении телекоммуникации от транспортных техник. Распространение коммуникации больше не зависит от использования средств транспорта, как это было с печатной продукцией.

Происходит моментальное преодоление пространственных и временных барьеров: за событиями следят в одно и то же время миллиарды людей в разных уголках Земли. Такого не было ни в одну предшествующую историческую эпоху. Речь должна идти также о возросшей частоте межконтинентальных телефонных разговоров и дальних путешествиях.

В мировом сообществе моментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Государства заимствуют у других государств программы социальной защиты, структуры школьной системы и т. д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения.

В 1960-е гг. канадский социолог Маршалл Маклюэн выдвинул концепцию перехода современного общества от «галактики Гутенберга» к «галактике Маклюэна». Если культурным символом традиционного общества выступали книгопечатание и печатное слово, превратившие европейское население в поголовно грамотное, то сегодня главным ка-

налом информационного обмена выступают телевидение, радио, кино, Интернет. Изобретение фото, кино-, видеоизображения делает визуальный образ ключевой единицей новой культурной эпохи. Апофеозом «галактики Маклюэна» можно считать повсеместное распространение телевидения, изменившего не только среду массовых коммуникаций, но привычки и стиль жизни значительной части человечества. По мнению другого известного социолога М. Кастельса, сегодня рождается новая культура -«культура реальной виртуальности»2. Реальная виртуальность - это система, в которой сама физическая реальность погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся жизненным опытом.

Некоторые ученые полагают, что глобализация в узком понимании - как определенный тип мировой идеологии, а именно либеральный глобализм, - по существу, представляет собой форму манипуляции массовым сознанием. Причем эта манипуляция осуществлялась и осуществляется поныне в интересах вполне определенных социальных групп, которые, в конечном счете, выражают интересы стран «золотого миллиарда» в той мере, в какой развитие этих стран и остальной части человечества осуществляется по произволу некоего «мирового правительства». По поводу деятельности последнего стоит обратиться к опубликованным признаниям бывшего сотрудника британских спецслужб Джона Колемана.

По словам Колемана, обращенным к американцам с предупреждением о тайных намерениях мирового правительства как надгосударственного образования, намерения и цели этого правительства (в литературе оно упоминается еще и как «Комитет 300») сводятся к следующему:

посредством болезней, войн и голода население мира должно сократиться до 1 млрд и приносить пользу правящему классу в четко определенных областях деятельности;

социальный состав населения мира будет представлен правителями и слугами, а среднего класса не будет;

юридические законы будут едиными для всего человечества, и действовать в интересах мирового правительства;

единой будет и религия в форме «церкви единого мирового правительства», на месте мировых религий утвердятся сатанизм, люциферианство и черная магия;

будут искоренены национальная гордость и расовая принадлежность, каждому человеку будет внушаться, что он - создание «единого мирового правительства»;

должны быть уничтожены промышленность и атомная, энергетика, лишь мировое правительство вправе будет распоряжаться природными ре-

1 Штихве Р. К генезису мирового общества - инновации и механизмы / / Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. №3. С. 67-77.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

8

сурсами и сельским хозяйством1.

Колеман много внимания уделяет тому, как мировое правительство осуществляет манипулирование общественным сознанием. В связи с этим Колеман приводит выдержку из вышедшей еще в 1928 г. книги Э. Бернейза «Пропаганда»: «По мере того, как цивилизация становится все более сложной и когда необходимость невидимого правительства становится все более очевидной, изобретаются и развиваются технические средства, с помощью которых можно контролировать общественное мнение... Нами управляют, наши сознания целенаправленно формируют, наши вкусы унифицированы, наши идеи навязываются нам людьми, о которых мы никогда не слышали»2. В своей книге3 известный российский ученый С.Г. Кара-Мурза анализирует множество приемов, с помощью которых происходит манипуляция массовым сознанием: размывание и подмена понятий, подмена имени и предмета, прямая ложь, умолчание, ложная мудрость и т. д.

Манипуляция сознанием преследует цель формирования искаженного представления о настоящем и рассматривает будущее как «конец истории». Говоря о «бомбе западнизации», которая была взорвана в нашей стране, А.А. Зиновьев определил социальный строй, сформировавшийся в России после этого взрыва, как постсоветизм, т. е. своеобразный гибрид советизма (коммунизма), запад-низма и фундаментализма (национально-русского, дореволюционного). Западнизация по своим последствиям оказалась для нашей страны наиболее мощным и разрушительным оружием. «Бомба западнизации, взорванная в России, - утверждает Зиновьев, - произвела в ней неслыханные ранее опустошения не только в сферах государственности, экономики, идеологии и культуры, но и в самом человеческом материале общества. В таких масштабах и в такие сроки это до сих пор еще не удавалось сделать никаким завоевателям, и ни с каким оружием»4.

Одним из следствий развития глобального

общества является формирование так называемого этнопланетарного мышления. Под ним подразумевается способность людей представлять себя жителями Земли прежде, чем жителем определенной страны или наряду с этим, нести заботу, хотя бы в мышлении, за всю планету. Этнопланетарное мышление - новый термин, неизвестно, кто его придумал, но известно, кто взялся реализовать его принципы на практике. Это президент Калмыкии К. Илюмжинов, поставивший цель экономического и духовного возрождения республики, превращения ее во второй Кувейт. Он тратит миллионы долларов на то, чтобы пригласить мировые известности: Боби Фишера, ансамбль «Бони-М», Майкла Джексона. Ранее отсталая республика, занимавшая в СССР 70-е гг. место по уровню жизни, ныне рвется к высотам мировой цивилизации. Условием экономического возрождения Калмыкии он поставил духовный прогресс. Президент стремится сформировать у каждого школьника и у каждого взрослого такого рода мышление: убежденность в том, что его маленькая страна - часть мировой системы, что она -не провинция, но может стать ее центром, чтобы можно было гордиться своей республикой, чтобы каждый болел не только за экологию дома, но и за голодных детей в Африке.

Таким образом, глобализация - уже не только, а может быть и не столько модная тема, сколько предмет для глубоких и обстоятельных размышлений. Пора неумеренного восхищения авангардными технологиями и интернет-культурой, кажется, прошла. Наступило время серьезно разобраться в положительных и отрицательных сторонах информационной эпохи, определиться с той системой социальных и политических координат, которые задают тон и ритм повседневной жизни людей, направляют ход истории, а самое главное - будущее России, вектор происходящих в ней процессов, ее место в мировом сообществе, роль в интеграционных процессах, которые охватили буквально все страны мира.

9

1 Цит. по: Кефели И.Ф. Проблемы формирования идеологии гуманизма в условиях глобализма // Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005. С. 140.

2 Колеман Дж. Комитет 300, Тайны мирового правительства. М., 2003. С. 202-205, 250-251.

3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001. С.123.

4 Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. М., 2003. С. 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.