УДК 004.02:004.5:004.9
Сидорова О.В. студент магистратуры 2 курса кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы трудоустройства молодежи. Анализируются становление социальной политики молодежи. Приводятся причины возникновения проблемы трудоустройства. Исследуется направления политики занятости молодежи, реализация которых позволит решить рассматриваемую проблему.
Ключевые слова: политика занятости молодежи, социальная политика, направление политики, трудоустройство молодежи, молодежь, проблемы.
Sidorova O. V. master's degree student 2 course, Department of public administration
Orenburg State University Russia, Orenburg ESSENCE AND MODELS OF SOCIAL AND YOUTH EMPLOYMENT POLICY
Annotation: The article discusses the problematic issues of youth employment. The formation of the social policy of youth is analyzed. The causes of the employment problem are given. The directions of youth employment policy are studied, the implementation of which will solve the problem under consideration.
Keywords: youth employment policy, social policy, policy direction, youth employment, youth, problems.
Относительно времени вмешательства государства в процессы, связанные с молодым подрастающим поколением, то тут мнения кардинально отличаются. Так одни ученые склонны считать, что впервые подобный опыт мы можем наблюдать в Великобритании в XVI веке. Другие же, напротив считают, что попытка государства регулировать взаимоотношения с молодым поколением была предпринята еще в Германии, в частности с появлением в 1839 г. в Пруссии Регулятивной политики относительно труда молодых рабочих на фабриках.
Но откинув теории, которые переходят из крайности в крайность, мы можем смело сказать, что в среднем становление «молодежной политик» в Европе припадает на период 60-70х годов 20 века. Именно в это время многие страны столкнулись с кризисом и неспособностью старых
институтов социализации молодёжи, которые уже не могли обеспечить адекватное вхождение молодых людей в общество.
Положение ухудшалось также техническим прорывом и как следствие тотальной модернизацией, что привело в итоге к безработице. На это время как раз припадает становление молодежи как субъектов социальной жизни и закрепление возрастных критериев. Во всех индустриальных странах стал вопрос о вмешательстве государства в социальную сферу с целью помощи молодежи. В результате, уже во второй половине 1980 -х - в начале 1990-х гг., у многих стран появился чёткий курс социальной политики в сфере молодежи, а также произошло частичное становление института молодежи. Так по данным ООН уже более 82% государств-членов этой организации разработали рабочую межсекторальную политику, а в 89% стран которые являются членами ООН, были созданы координационные центры, которые занимаются урегулированием вопросов молодежи (такие как министерство, департамент, совет или комитет).
Приведя выше краткую характеристику истории становления молодежной политики, стоит обратиться к самому понятию «молодежь».
Термин «молодежь» следует трактовать как социально-демографическую группу, которая выделяется на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, а также функций и места в социальной структуре общества; их определенных ценностей и интересов. Как правило, исходя из возраста, молодежью следует считать лиц, которые достигли 14 лет, но не старше 30 лет.
Итак, следует считать, что одним из факторов развития каждого государства в настоящее время образует молодежь.
Проблемы трудоустройства молодежи обусловлено рядом проблем. При этом важно чтобы в государстве была слаженная система трудоустройства, а пока такая система будет работать неэффективно, уровень безработицы молодежи только будет расти. Стоит также обратить внимание на то, что стало распространяться мнение среди молодежи, что даже при наличии высшего образования, нет ни каких гарантия трудоустройства по профессии.
Государственная молодежная политика должна достичь основной своей цели, а именно, сформировать конкурентоспособное молодое поколение россиян, причем конкурентоспособность подразумевается экономическая, социальная и культурная.
Данное направление политики ставит перед собой целый ряд задач, ключевая из которых интерпретируется следующим образом: воспитание патриотической молодежи с независимым мышлением и созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.
В основе работы с молодежью в нашей стране лежит «Стратегия
развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе описываются вызовы и возможности развития современного молодого поколения, цели и основные принципы данной стратегии, приоритетные направления, задачи и многое другое.
В общем виде основные принципы реализации государственной молодежной политики можно представить следующим образом.
Во-первых, взаимоответственность государства и молодежи в реализации государственной молодежной политики, то есть государство несет ответственность за соблюдение интересов молодого поколения, предусмотренных законом. Но и на молодежь также возлагается ответственность за полную реализацию своих прав и обязанностей в сферах общественной и государственной жизни.
Во-вторых, приоритет в поддержке государством отдается социально незащищенным молодым гражданам.
В-третьих, государство обязуется поддерживать деятельность молодежных общественных организаций и объединений.
И последнее, государство предоставляет возможность для разностороннего развития молодежи, а также возможности для самостоятельного выбора образования, начала трудовой деятельности, создания семьи, жизненного пути молодежью и др.
Молодежный рынок труда в России в настоящий момент переживает системный кризис, обусловленный недостаточной активностью предпринимателей во всех отраслях народного хозяйства, результатами охватившего весь мир экономического кризиса, перепроизводством специалистов отдельных направлений, в частности юриспруденции и экономики, при дефиците работников технического профиля и ряда других.
Существующая сегодня сложная экономическая ситуация в стране резко ограничивает возможности самореализации молодежи. Это характерно и для групп, обладающих высочайшим потенциалом экономической активности и ориентированных на инновационное развитие.
Молодежь должна рассматриваться в качестве стратегического ресурса социального и экономического развития России, а создаваемое новое рабочее место для молодого специалиста, инженера, рабочего - как источник получения средне- и долгосрочной экономической выгоды.
Согласно официальной статистике по безработице на 2019 год в России, количество нетрудоустроенной молодежи составило сорок три процента.
Следует обратить внимание на то, что безработица среди молодежи по сравнению с 2015 и 2018 годами, выросла на целых 7 процентов.
Некоторые авторы считают, что не стоит доверять статистике, поскольку молодежь обращается к официальным структурам гораздо реже, нежели другие категории населения. Однако, по нашему мнению, такая позиция не совсем правильная, поскольку меньше количество «необращений» связана не с тем, что молодежь трудоустроена, а с тем, что
устроиться на работу неофициально оказывается на практике гораздо легче, нежели официально путем обращения в структуры. Также, еще одной из проблем, по которой молодежь не обращается в центр занятости населения, считается распространенное мнение о том, что центр занятности производит поиск низкоквалифицированной работы. Данная проблема связана с тем, что работодатели стараются искать высококвалифицированных специалистов через специализированные частные агентства, либо по объявлению. Следовательно, для решения указанной проблемы следует налаживать связи центру занятности с работодателями, что поможет решить вышеуказанную проблему.
Можно выделить несколько причин проблемы трудоустройства молодежи на современном рынке.
Во-первых, это несоответствие уровню квалификации, который требует работодатель при приеме на работу, таких как отсутствие опыта работы в определенной сфере, способности принимать правильные самостоятельные решения, недостаточность необходимых знаний.
Во-вторых, большинство студентов при поступлении в вузы не учитывают уровень необходимости специалистов в определенной сфере, что приводит к отсутствию свободных вакансий при попытке трудоустройства.
В-третьих, большинство студентов стараются поступить на гуманитарные специальности, что приводит к избытку специалистов в одной сфере и недостатку в другой. В последние годы наблюдалось достаточно сильное снижение абитуриентов на поступление в техническую сферу [4, С. 1336].
В-четвертых, это переход российских вузов на европейскую систему. Европейская система образования предполагает первую ступень выпуска-это бакалавриат, а не специалитет, как это было ранее в России. Работодатели при приеме на работу осознают, что бакалавриат хоть и считается оконченным высшим образованием, однако освоение профессии за урезанное количество часов, по сравнению со специалитетом, сильно сказывается на профессиональных навыках работника.
В-пятых, отсутствие знаний, либо игнорирование норм Трудового кодекса самими кандидатами.
Следует обратить внимание на то, что большое количество работодателей отдают предпочтение таким работникам, которые заканчивали именно государственные вузы, а не частные. Работодатели считают, что выпускники государственных вузов получают гораздо лучшее образование, в некоторых вузах даже навыки и опыт.
Трудоустройство также во многом зависит от того, насколько хорошо вуз умеет наладить связи с работодателями и трудоустроить выпускника. Многие вузы не стремятся налаживать такие связи, тем самым практически лишая студента после окончания вуза сразу же получить работу в соответствии со полученной специальностью.
Не смотря на указанную проблему, широкая судебная практика по ней
не сложилась, поскольку, практически во всех случаях, обращаясь к работодателям, лицо не оставляет письменного заявления о приеме на работу, а обходится обычным устным диалогом.
Также, одной из причин указанной проблемы является то, что, лицо, получив отказ в приеме на работу, не интересуется причиной, не требует письменного обоснованного отказа работодателя с указанием конкретной причины, хотя данное право закреплено в статье 64 ТК РФ [2], тем самым, не защищая свои права.
В этой связи предлагается реализовать стимулирующий механизм по созданию рабочих мест для молодых граждан Российской Федерации, окончивших образовательные учреждения.
Речь идет об установлении порядка, при котором государство оказывает молодым людям содействие в трудоустройстве (а также обустройстве на новом месте в случае изменения места жительства), как в государственном секторе, так и на частные предприятия. Последним при этом оказывается государственная поддержка с помощью механизма субсидирования.
Для покрытия данных расходов п
редлагается разработка и реализация региональных программ содействия трудоустройству молодежи (далее - региональные программы), реализуемых на условиях софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Механизм содействия занятости молодежи должен работать следующим образом: субъект Российской Федерации заключает с работодателями соглашение об участии в региональной программе и выдает сертификат на трудоустройство граждан, гарантирующий оказание государственных мер поддержки.
Стоимость сертификата на привлечение трудовых ресурсов составит 225 тыс. рублей, что позволит компенсировать ему от 75% до 100% указанных затрат. При этом финансовое обеспечение указанной поддержки предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета 150 тыс. рублей на 1 человека, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации из расчета 75 тыс. рублей на 1 человека. Правительством Российской Федерации в рамках осуществляемой бюджетной политики могут быть предложены иные соотношения расходов Федерации и регионов.
Региональная программа утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом последний обеспечивает методическую поддержку региональных программ, в том числе утверждает типовую региональную программу, порядок предоставления сертификата на трудоустройство гражданина и его форму, требования к критериям отбора
работодателей, которым будет оказываться соответствующая поддержка.
Обязательным требованием реализации региональной программы является также контроль за соблюдением работодателем условий, предусмотренных соглашением о трудоустройстве и сертификатом.
В целях обеспечения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при трудоустройстве гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет, целесообразно предусмотреть специальный порядок учета указанных средств, а также освободить от обложения НДФЛ-средства, получаемые работником в рамках предоставления соответствующих мер поддержки. В этой связи представляется целесообразным в течение трех месяцев со дня вступления в силу проектируемых норм внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
При оценке финансово-экономических результатов мероприятия необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесет бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Экономический эффект от 1 рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации по последним данным оценивался Правительством РФ примерно 935 066 рублей.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит стимулировать работодателей к созданию необходимых условий для трудоустройства российской молодежи, исключить ее маргинализацию в условиях кризиса, создаст кадровые лифты и в целом будет эффективной антикризисной мерой.
Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод о том, что для решения указанной проблемы необходима не только поддержка государства, как на региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления; проведение социальной политики по трудоустройству молодежи; налаживание связи вуза с возможными работодателями, уменьшение требований при приеме на работу, но и также правовая грамотность тех лиц, которые желают устроиться на работу, не игнорирование ими норм трудового законодательства.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст.
3.
3. Харченко А.А. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях / А.А. Харченко, М.А. Бочанов, О.В. Заслонкина. -Москва, 2015. - С. 23- 29.
4. Пухова, А.Г. Проблемы трудоустройства молодежи на региональном
рынке труда / А.Г. Пухова, Т.К. Беляева, Е.Е. Варакина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-7. -С. 1336-1339.
5. Сафронова, В.А. Трудовое право России / В.А. Сафронова. - Москва: Юрайт, 2018. - 672 с.