8. Ozherelev V.N. Issledovanie i konstruirovanie frezernyh mashin: monografiya. Bryansk: Izd-vo Bryanskij GAU, 2019. 196 s.
9. Mostovskij, V.B. Issledovanie processa obrabotki pristvoVnyh polos v intensivnyh sadah vertikalnymi frezami i obosnovanie tipov i parametrov ih rabochih organov: avtoref. na soisk. uchenoj step. kand. tehn. nauk: 05.20.01 - tehnologii i sredstva mehanizacii selskogo hozyajstva Kiev., 1980. 22 s.
10. Blohin V.N. Opredelenie nekotoryh kinematicheskih parametrov i energeticheskih pokazatelej kombinirovannogo rabochego organa frezy // Yagodovodstvo v Nechernozem^e: sb. nauchn. trudov. M.: Izd-vo VSTISP, 1993. S. 94-107.
11. Bugajchenko N. V. Opredelenie koe ficienta treniya sornyaka na lezvii lapy kuVtivatora // Usovershenstvovanie pochvoobrabatyvayushhih mashin: materialy nauchno-tehnich. soveta VISHOM. M., 1963. S. 74-78.
12. Bugajchenko N.V. K obosnovaniyu parametrov lap kuVtivatora dlya raboty na pov-yshennyh skorostyah // Povyshenie rabochih skorostej selskohozyajstvennyh mashin i traktorov. M.: «Mashgiz», 1963. S. 18-24.
13. Shherbina P.A. E'ksperimentaVnoe opredelenie osnovnyh parametrov ploskorezhushhih lap i nahozhdenie ih silovyh harakteristik // Usovershenstvovanie pochvoobrabatyvayushhih mashin: materialy nauchno-tehnich. soveta VISHOM. M., 1963. S. 108-116.
14. Kaplan S.M. Sozdanie i issledovanie rabochih organov kul tivatorov dlya sploshnoj obrabotki pochvy na povyshennyh skorostyah // Povyshenie rabochih skorostej seVskohozyajstvennyh mashin i traktorov. M.: «Mashgiz», 1963. S. 223-232.
15. GOST 1343-82 (ST SE^V 3095-81). Lapy i stojki kul tivatorov. Tehnicheskie usloviya. M.: GK SSSR po standartizacii, 1982. 29s.
16. SeVskohozyajstvennye mashiny: uchebnik dlya sred. sel. prof.-tehn. uchilishh / Yu.I. Vo-ronov, L.N. Kovalev, A.N. Ustinov. 5-e izd. pererab. i dop. M.: Vyssh. shkola, 1983. 392s.
17. Mashiny i orudiya dlya obrabotki pochv, podverzhennyh vetrovoj e^rozii [E'lektronnyj resurs] Rezhim dostupa https://www.sinref.ru/000_uchebniM/04600_raznie_2/713_selskohozaistvennie_mashini_2004/078.htm, svobodnyj - (data obrashheniya: 06.02.2021).
18. Gasilin V.I. Issledovanie vliyaniya skorosti obrabotki pochvy na osnovnye parametry i pokazateli raboty kuVtivatornoj lapy: avtoref. na soisk. uchenoj step. kand. tehn. nauk: 05.20.01 -tehnologii i sredstva mehanizacii sel skogo hozyajstva Rostov-na-Donu, 1974. 21s.
19. Dyachenko O.V., Belchenko S.A., Belous I.N. Materialno-tekhnicheskaya baza sel-skogo hozyajstva - osnova razvitiya agrarnogo sektora Rossii (na primere Bryanskoj oblasti) // Ekonomi-ka selskohozyajstvennyh ipererabatyvayushchihpredpriyatij. 2016. № 6. S. 27-31.
УДК: 631.151:63:338.24
СУЩНОСТЬ И МЕСТО АГРОХОЛДИНГОВ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ В РАЗВИТИИ АГРОБИЗНЕСА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
The Nature and Place of Agricultural Holdings and Peasant Farms in the Development
of Agribusiness and Rural Areas
Васькин В.Ф., канд. экон. наук, доцент, [email protected], Кузьмицкая А.А., канд. экон. наук, доцент, Anna [email protected], Коростелева О.Н., канд. экон. наук, доцент, [email protected] Vaskin V.F., Kuzmitskaya A.A., Korosteleva O.N.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» Bryansk State Agricultural University
Реферат. В статье представлены основные положения по развитию крупного и малого агробизнеса в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены преимущества и недо-
статки субъектов крупного и малого предпринимательства в АПК. В качестве основного субъекта крупного агробизнеса рассмотрены агрохолдинги, а в качестве субъекта малого предпринимательства - крестьянские (фермерские) хозяйства. Определена их сущность и место в развитии агробизнеса и сельских территорий. Дана сравнительная характеристика некоторых элементов малого и крупного агробизнеса. Разработаны критерии оценки и представлена оценка производственно-экономической деятельности агрохолдингов и небольших фермерских хозяйств, определены плюсы и минусы деятельности данных субъектов агробизнеса. В статье также обозначены направления взаимодействия субъектов крупного и малого агробизнеса. Предложены направления перспективного развития субъектов крупного и малого агробизнеса на современном аграрном рынке.
Abstract. The article presents the main provisions for the development of large and small agribusiness in modern economic conditions. The advantages and disadvantages of large and small business entities in the agricultural sector are considered. Agroholdings are treated as the main subject of large agribusiness, and peasant farms are considered as the subject of small business. Their nature and place in the development of agribusiness and rural areas are defined. The comparative characteristic of some elements of small and large agribusiness is given. The criteria for evaluation have been developed and the assessment of the production and economic activity of agricultural holdings and small farms has been presented, and the pros and cons of these agribusiness entities have been identified. The article also outlines the areas of interaction between the subjects of large and small agribusiness. The directions for the future development of large and small agribusiness entities in the modern agricultural market are proposed.
Ключевые слова: крупный и малый агробизнес, развитие сельских территорий, плюсы и минусы агрохолдингов и небольших фермерских хозяйств, взаимодействие субъектов крупного и малого предпринимательства.
Key words: large and small agribusiness, rural development, pros and cons of agricultural holdings and small farms, interaction of large and small business entities.
Введение. В современных российских условиях развития аграрного производства основное место в АПК занимают агрохолдинги. Преимущество крупного агробизнеса очевидно: инновационные технологии, возможность диверсификации продукции, более высокий экономический результат. Однако необходимо учитывать, тот факт, что субъекты малого агробизнеса имеют большое значение с точки зрения создания рабочих мест, поддержания рынка и развития сельских территорий [1, с. 22]. В рамках формирования сбалансированной аграрной структуры экономики существует объективная необходимость создания благоприятной среды для развития малых форм агробизнеса. Регионы Российской Федерации существенно дифференцированы по уровню развития крупного агробизнеса и его конкурентного давления на малый агробизнес, что обуславливает разные темпы и направления развития малых форм хозяйствования по регионам [2, с. 61].
Как показывает опыт экономически развитых зарубежных стран уровень технологического развития и многоукладность обеспечивают эффективность функционирования экономики и способствуют развитию сельских территорий. Например, в экономике Японии функционируют 62% малых предприятий и 38% - больших, в Бельгии соотношение 70 к 30%, в Германии - 50 на 50% [3, с. 127]. Такое соотношение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения, при этом субъекты крупного агробизнеса привносят стабильность и управляемость, а субъекты мелкого агробизнеса формируют конкурентную среду, обеспечивая гибкость и индивидуализацию производства. Их эффективное взаимодействие дает возможность более полно использовать ресурсный потенциал, создаются комфортные условия ведения агробизнеса, эффективно решаются социально-экономические проблемы [4, с. 67].
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования послужили разработки научно-исследовательских учреждений, отечественных учёных, изучающих проблемы и перспективы развития крупного и малого агробизнеса. В процессе исследования использовались специальные научные методы: монографический, абстрактно-
логический, аналитический, а также общие методы научного познания: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Результаты исследования. В результате проведения реформ сформировалась новая структура сельскохозяйственного производства, созданы новые организационно-правовые формы хозяйств. Развитие в сельском хозяйстве индивидуального предпринимательства привело к возникновению и развитию крестьянско-фермерского сектора [5, а158]. Существенно изменилась роль категорий хозяйств в решении не только продовольственных, но и социальных проблем (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика некоторых элементов малого и крупного агробизнеса
Элемент сравнения Малый агробизнес Крупный агробизнес
Цель Вхождение на рынок и закрепление на выбранном сегменте рынка Доминирование на рынке
Процесс планирования Краткосрочная система планирования и проведения маркетинговых исследование Долгосрочная система планирования и проведения маркетинговых исследований
Стиль руководства Командный Преимущественно авторитарный
Взаимодействия с государственными органами Приоритет развития при отсутствии эффективных инструментов взаимодействия Неформальное взаимодействие, влияние на развитие региональных структур, личные договоренности с властными структурами
Ограничения Нестабильные налоговые условия «Договорные» условия налогообложения, ресурсы позволяют смягчить или полностью устранить административные барьеры
На современном этапе развития рыночных отношений в АПК быстрыми темпами стала развиваться экономическая и ресурсная концентрация, которая получила широкое распространение в виде агрохолдингов [6, c. 111]. Агрохолдинги не являются организационно-правовой формой юридического лица, но активно используются как способ организации крупного бизнеса в АПК (табл. 2).
Таблица 2 - Оценка производственно-экономической деятельности агрохолдингов
Критерий оценки Плюсы Минусы
Регистрация предприятия (организационно-правовая форма) 1. Агрохолдинговые компании могут быть созданы в любой форме, допускаемой законодательством той страны, в которой они зарегистрированы. 2. Возможность быть независимым от конъюнктуры различных сырьевых рынков, изменения цен на отдельные виды сырья, оптимизировать себестоимость продукции и минимизировать возможные риски. 1. Регистрация предприятий за пределами РФ. 2. Частая смена организационной модели. 3. Высокие траты на контроль и охрану собственности.
Г родолжение таблицы 2
Бренд предприятия (компании) 1. Выделяют значительные средства на продвижение собственного ИЯ-бренда. Крупные агрохолдинги более заметны для соискателей, чем мелкие хозяйства. В большинстве случаев их сайты информативны и привлекательны, с их помощью потенциальные сотрудники могут не только узнать о компании и ее особенностях, но и направить свое резюме или заполнить корпоративную анкету. 2. Уровень потребления развитого бренда уменьшается очень медленно (даже при отсутствии рекламы). 3. Бренд повышает капитализацию предприятия. 1. Значительные финансовые затраты по формированию бренду предприятия. 2. Затруднен поиск специалистов в области брендинга.
Производство 1. Надежная производственная и сырьевая база. 2. Системный подход к возделыванию сельскохозяйственных культур, выращиванию сельскохозяйственных животных. 3. Приобретение современной техники и оборудования. 4. Внедрение современных технологий. 5. Централизованная закупка ресурсов и оборудования. 6. В агрохолдингах организованна высокоэффективная переработка продукции. 7. Внедрение цифровизации в производственный процесс. 1. Работа в большей степени с зарубежными партнерами по закупке материалов и оборудования (минимальная поддержка отечественных поставщиков).
Маркетинг 1. Отсутствие конкуренции в регионе. 2. Гоиск клиентов и поставщиков ресурсов в сети интернет. 3. Разработка маркетинговой стратегии, позволяющей находить точки роста агрохолдинга. 4. Разработка онлайн каталогов. 1. Значительные финансовые затраты на маркетинг.
Логистика 1. Скидки при приобретении средств производства (агрохолдинги чаще приобретают средства производства по оптовым ценам). 2. Централизованная продажа продукции. 3. Электронная торговля. 1. Отсутствие контрактной логистики. 2. Завышенная стоимость некоторых услуг: автотранспорт для перевозки товаров и продукции.
Менеджмент 1. Требовательность к специалистам и менеджерам. 2. Способность работать в рыночных условиях. 1. Чрезмерное централизованное управление снижает инициативу и реальную ответственность менеджеров.
Кадры 1. Перспектива карьерного роста. 2. Кандидата с богатым опытом и высокими финансовыми ожиданиями привлечь в крупный холдинг проще, чем в небольшое и малоизвестное предприятия. 3. Участие в ярмарках вакансий. 4. Грамотно разработанная программа стажировок. 5. Доставка персонала транспортом предприятия. 6. Четкое соблюдении режимов труда и отдыха. 1. Наличие «шкалы взысканий». 2. Повышенный уровень текучести персонала.
Привлечение молодых специалистов
1. Преимущество для выпускников аграрных ВУЗов.
2. Доплаты молодым специалистам.
3. Системная работа по привлечению молодых специалистов.
1. Отсутствие долгосрочных программ обеспечения молодых специалистов жильём.
Связь с научными и образовательными учреждениями (ВУЗами)_
1. Организация и проведение конкурсов среди студентов ВУЗов, поощрение призеров.
2. Предоставление возможности студентам для прохождения практик по различным направлениям обучения.
1. Некоторые сложности с предоставлением документации студентам для оформления отчетности.
Финансы
1. Достаточное наличие денежных средств представляет доступ к своевременному обновлению техники, внедрению достижений НТП связанных с возделыванием сельскохозяйственных культур._
1. Управление активами в режиме «удаленного доступа».
Кредитование товаро-производителей
1. Более высокие шансы получение льготного кредита.
1.Высокая стоимость обслуживания кредитных ресурсов.
Контроль
1. Проверки в агрохолдингах регулярны как документальные, так и полевые.
2. Контроль качества продукции в обязательном порядке.
1. Частые проверки способствуют созданию стрессовых (напряженных) ситуаций.
Инновационно-инвестиционная деятельность
1. Возможность привлечения крупных инвестиций.
2. Государственная поддержка агрохолдингов в виде субсидий чаще, чем небольших товаропроизводителей.
1. Желание быстрых денег.
2. Наличие стартового капитала.
3. Нестабильность дохода.
4. Необходимость контролировать капитал.
Риски и страхование
1. Оценка рисков и применение механизмов агростра-хования с господдержкой._
1. Неполное возмещение убытков._
Экология
1. Стремление производить экологически и биологически безопасную продукцию.
1. В условиях агро-холдинга сложнее получить 100-процентный экологически чистый продукт.
2. Проблемы утилизации отходов производства.
Международная деятельность (отношения)
1. Возможность поставки продукции за рубеж.
1. Сложности при оформлении договорных обязательств.
Социальная направленность 1. Создание дополнительных рабочих мест на селе. 1. Отсутствие интереса в развитии сельской инфраструктуры, сельского жилищного строительства, поддержании сельских территорий.
Перспективы развития 1. Хорошие перспективы дальнейшего развития сырьевой базы и готового продукта. 1. Требует дополнительных вложений финансовых и других видов ресурсов. 2. Требует обучение персонала (повышение его квалификации) по перспективному развитию.
По нашему мнению, под малым агробизнесом следует понимать прежде всего бизнес, который ориентируется на использование трудовых ресурсов, которые творчески подходят к поставленным целям, заинтересованы и активны [7, с.47]. Малый агробизнес можно отнести к креативному бизнесу поскольку он обладает способностью производить востребованные и качественные товары и услуги, производить поштучную продукцию, согласовывая её характеристики с требованиями заказчика (табл. 3). Малый агробизнес является основой, первоначальным этапом движения к созданию крупного агробизнеса [8, с.38; 9, с. 6].
Объективным и неотъемлемым условием развития современной рыночной экономики является конкуренция, которая предполагает соперничество хозяйствующих субъектов за объем ограниченных ресурсов и наилучшие условия купли-продажи. Задача государства заключается в формировании конкурентной среды, которая бы способствовала развитию добросовестной конкуренции со стороны всех участников рынка и препятствовала монополизации рынка и получению конкурентных преимуществ крупных хозяйствующих субъектов [10, с.175, 11, с.31].
Таблица 3 - Оценка производственно-экономической деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
Критерий оценки Плюсы Минусы
Регистрация предприятия (организационно-правовая форма) 1. Имеются льготы для регистрации и обложения налогами по сниженным процентным ставкам. 1. Законодательство в отношении крестьянских фермерских хозяйств проработано недостаточно. Многие сферы не урегулированы вовсе.
Бренд предприятия (компании) 1. Наличие фирменного стиля, учитывающего специфику про-зводства. 1. Отсутствие бренда и официального сайта.
Производство 1. Основная часть работ ведется на свежем воздухе. 2. Употребляются экологически чистые продукты без добавок и консервантов. 3. Выбор разных направлений деятельности. 4. Производство эко- и био- продуктов. 1. Затруднения в приобретении и использовании техники. 2. Бизнес фермера является сезонной.
Маркетинг 1. «Прямые продажи» по схеме: производитель - потребитель. 2. Продажи продукции непосредственно в местах её производства. 1. Фермеру непросто продать свою продукцию по доступной цене. 2. Чаще всего наблюдают сезонные продажи. 3. Отсутствие стратегии маркетинга. 4. Нет возможности контролировать и управлять движением выпускаемой продукции. 5. Жесткая конкуренция. 6. Отсутствие рекламирования.
Логистика 1. Планирование производства на основе прогноза продаж. 1. Отсутствие логистической системы.
Менеджмент 1. Высокая мотивация труда. 1. Требуется высокий профессионализм. 2. Уязвимость рыночных отношений.
Кадры 1. Возможность создавать официальные рабочие места. 1. Нерациональное сочетание труда и отдыха.
Привлечение молодых специалистов 1. Обеспечение стажировок студентов- практикантов с последующем трудоустройством. 2. Найм работников без опыта работы. 1. Недостаточный уровень заработной платы. 2. Неактивная выставочно-ярмарочная деятельность.
Связь с научными и образовательными учреждениями (ВУЗами) 1. Есть возможность прохождения курсов повышения квалификации в ВУЗах, ознакомления с научными разработками. 1. Сложности с документацией и цифровой информацией для последующей обработки.
Финансы 1. Получают незначительные государственные субсидии. 2. Доступна упрощенная система налогообложения. 1. Для открытия и ведения фермерского хозяйства требуются большие затраты, в особенности это относится к разведению животных и выращиванию растений. 2. Нестабильность цен и доходов.
Кредитование товаропроизводителей 1. Льготные программы кредитования 1. Сложности в получении кредита, так как финансовые институты неохотно выдают средства, объясняя это тем, что данная сфера подвержена повышенному риску.
Контроль 1. Упрощенная форма контроля. 1. По текущему законодательству невозможно проверять малый бизнес.
Инновационно-инвестиционная деятельность 1. Реальные возможности для внедрения и развития инноваций. 1. Сложнее найти внешнего инвестора.
Риски и страхование 1. Возможность работать с физическими и юридическими лицами в части реализации продукции практически без налоговых рисков. 1. Отсутствие выгодных условий страхования.
Экология 1. Способны производить экологически чистую продукцию, биопродукцию. 1. Большое влияние факторов окружающей среды, в результате - убытки. 2. Животноводство приводит к увеличению выбросов парниковых газов.
Международная деятельность (отношения) 1. Возможность выйти на международные рынки только при активизации процессов кооперирования. 1. Сложность выхода на международные рынка.
Социальная направленность 1. Возможность развития агроту-ризма как дополнительного направления деятельности. 2. Сохранение культурных традиций на селе. 1. Недостаточая поддержка районными и областными органами власти проживающих на селе. 2. Слабая социальная инфраструктура села.
Перспективы развития 1. Развитие малого предпринимательства на селе. 2. Развитие семейного бизнеса. 3. Сохранение традиционных производств в сельской местности. 1. Повышение уровня материальных затрат на ведение бизнеса. 2. Отсутствие квалифицированных кадров на селе.
Сектор малого предпринимательства необходим для развития сельских территорий, для вовлечения в производство ресурсов, не привлекательных для крупного агробизнеса, для обеспечения самозанятости сельского населения и его доходности, для насыщения товарами местного производства локальных продуктовых рынков. Поддержание конкурентоспособности малого агробизнеса должно стать неотъемлемым элементом государственной поддержки [12, с.764; 13, с.1995]. Малым формам предпринимательства в современных экономических условиях приходится конкурировать не только между собой, но и с крупными агрохолдингами.
Заключение. Размер хозяйствующего субъекта, уровень концентрации производства и капитала определяют преимущества крупного агробизнеса над мелким агробизнесом в тех отраслях аграрного производства где за счет интенсивных технологий и высокопроизводительной техники можно обеспечить рост производства, производительности труда, снижения себестоимости продукции (например, производство зерновых и технических культур) [14, с.54]. Однако в некоторых сельскохозяйственных отраслях субъекты малого предпринимательства могут конкурировать с крупным агробизнесом как по себестоимости, так и по качеству продукции. Разно-векторная ориентация крупного и мелкого агробизнеса не только не усиливает конкуренцию на рынках отдельных видов продукции, но и способствует вовлечению незадействованных или неэффективно используемых ресурсов в производственный процесс.
В перспективе сектор малого предпринимательства не станет значимым игроком на рынках сахарной свеклы, подсолнечника, зерна, но при его кооперации и интеграции с субъектами крупного агробизнеса малый агробизнес может стать источником наращивания объемов производства таких видов продукции как молоко, картофель, овощи, плоды и ягоды, цветы.
Библиографический список
1. Борисенко М.А., Кузьмицкая А.А. Особенности развития инновационной деятельности в АПК Брянской области // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы состояния и перспективы инновационного развития экономики: сб. ст. 2019. С. 21-24.
2. Васькин В.Ф., Коростелева О.Н. Современные особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области // Вестник Брянской ГСХА. 2020. № 3 (79). С. 59-65.
3. Добрунова А.И., Сидоренко А.А., Гупалова Н.А. Сохранение и развитие сельских территорий на основе интеграции крупных агропромышленных предприятий и малых форм хозяйствования // Успехи современной науки и образования. 2017. № 6. С. 125-129.
4. Васькин В.Ф., Васькина Т.И. Состояние и перспективы инновационного развития аграрного сектора экономики // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. ст. Х междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2019. С. 63-68.
5. Кузьмицкая А.А. Развитие малых форм агробизнеса в птицеводстве // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сб. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. В 4 ч. 2017. С. 157-162.
6. Васькин В.Ф., Коростелева О.Н., Потребление продуктов питания и состав расходов на продовольствие жителей Брянской области // Вестник Курской ГСХА. 2020. № 2. С. 110-118.
7. Ториков В.Е., Подобай Н.В. Анализ и перспективы развития экономики Брянской области // Агроконсультант. 2017. № 4. С. 45-48.
8. О реализации крупных инвестиционных проектов в сфере АПК Брянской области / С.А. Бельченко, В.Е. Ториков, И.Н. Белоус, С.Н. Поцепай // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 1 (65). С. 35-40.
9. Актуальные задачи по развитию продовольственной сферы АПК Брянской области / С.А. Бельченко, А.В. Дронов, В.Е. Ториков, И.Н. Белоус // Кормопроизводство.
2016. № 9. С. 3-7.
10. Дьяченко О.В. Особенности развития АПК Брянской области // Аграрная наука-сельскому хозяйству: сб. ст. XII междунар. науч.-практ. конф. В 3 кн. Барнаул: Изд-во Алтайский ГАУ, 2017. С. 174-176.
11. Дьяченко В.В., Дьяченко О.В. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в Брянской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2018. № 1 (17). С. 30-32.
12. The effectiveness of chemicals in the cultivation of winter rye on soil contaminated by radiation / I.N. Belous, V.F. Shapovalov, G.P. Malyavko, E.V. Prosyannikov, G.L. Yagovenko // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8, № 23. С. 759-766.
13. Crop growing under the conditions of radioactive contamination of the environment / I.N. Belous, N.M. Belous, V.F. Shapovalov, E.V. Smolsky, D.D. Dobronravov // Ecology, Environment and Conservation. 2017. Т. 23, № 4. С. 1991-1997.
14. Сорговые культуры в зелёном и сырьевом конвейерах регионального кормопроизводства / А.В. Дронов, В.В. Дьяченко, С.А. Бельченко, В.Ю Симонов // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 2 (54). С. 52-58.
15. Храмченкова А.О., Чирков Е.П. Стимулирование труда и производства в молочном скотоводстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
2017. № 11. С. 23-28.
16. Ожерельев В.Н., Ожерельева М.В., Подобай Н.В. Специализация и перспективы развития фермерских хозяйств Брянской области // Международный научный журнал. 2012. № 1. С. 24-28.
17. Белоус Н.М., Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах Брянск, 2014. Ч. 1.
18. Белоус Н.М., Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах Брянск, 2014. Ч. 2.
19. Белоус Н.М., Нестеренко Л.Н., Ториков В.Е. Эффективное фермерство в вопросах и ответах Брянск, 2014. Ч. 3.
References
1. Borisenko M.А., Kuz'mitskaya А.А. Osobennosti razvitiya innovatsionnoj deyatel'nosti v АPK Bryanskoj oblasti // Nauchnaya diskussiya sovremennoj molodyozhi: aktual'nye voprosy sos-toyaniya iperspektivy innovatsionnogo razvitiya ehkonomiki: sb. st. 2019. S. 21-24.
2. Vas'kin V.F., Korosteleva O.N. Sovremennye osobennosti funktsionirovaniya krest'yan-skikh (fermerskikh) khozyajstv v Bryanskoj oblasti // Vestnik Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skokho-zyajstvennoj akademii. 2020. № 3 (79). S. 59-65.
3. Dobrunova Á.I., Sidorenko А.А., Gupalova N.Á. Sokhranenie i razvitie sel'skikh territorij na osnove integratsii krupnykh agropromyshlennykh predpriyatij i malykh form khozyajstvovaniya // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017. №6. S. 125-129.
4. Vas'kin V.F., Vas'kina T.I. Sostoyanie i perspektivy innovatsionnogo razvitiya agrarnogo sektora ehkonomiki //Аktual'nye voprosy ehkonomiki i agrobiznesa: sb. st. KHMezhdunar. nauch.-prakt. konfi Bryansk. 2019. S. 63-68.
5. Kuz'mitskaya А.А. Razvitie malykh form agrobiznesa v ptitsevodstve // Áktual'nye voprosy ehkonomiki i agrobiznesa: sb. st.. VIIImezhdunar. nauch.-prakt. konf. V4 chastyakh. 2017. S. 157-162.
6. Vas'kin V.F., Korosteleva O.N., Potreblenie produktov pitaniya i sostav raskhodov na prodovol'stvie zhitelej Bryanskoj oblasti // Vestnik Kurskoj sel'skokhozyajstvennoj akademii. 2020. № 2. S. 110-118.
7. Torikov V.E., Podobaj N. V. Ánaliz i perspektivy razvitiya ehkonomiki Bryanskoj oblasti // Аgrokonsul'tant. 2017. № 4. S. 45-48.
8. O realizatsii krupnykh investitsionnykh proektov v sfere АPK Bryanskoj oblasti / SА. Bel'chenko, V.E .Torikov, V.F. Shapovalov, O.V. D'yachenko, I.N. Belous // Vestnik Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skokhozyajstvennoj akademii. 2018. № 1(65). S. 35-40.
9. Áktual'nye zadachi po razvitiyu prodovol'stvennoj sfery АPK Bryanskoj oblasti / S.А. Bel'chenko, Á.V. Dronov, V.E. Torikov, I.N. Belous//Kormoproizvodstvo. 2016. №9, S.3-7.
10. D'yachenko O.V. Osobennosti razvitiya ÁPK Bryanskoj oblasti // Ágrarnaya nauka-sel'skomu khozyajstvu: sb. st. XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 3 knigakh. FGBOU VO «Áltajskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». 2017. S. 174-176.
11. D'yachenko V.V., D'yachenko O.V. EHffektivnost' ispol'zovaniya sel'skokhozyajstvennykh ugodij vBryanskoj oblasti // Vestniksel'skogo razvitiya i sotsial'nojpolitiki. 2018. № 1(17). S.30-32.
12. The effectiveness of chemicals in the cultivation of winter rye on soil contaminated by radiation / I.N. Belous, V.F. Shapovalov, G.P. Malyavko, E.V. Prosyannikov, G.L. Yagovenko // Amazonia Investiga. 2019. T. 8. № 23. S. 759-766.
13. Crop growing under the conditions of radioactive contamination of the environment / I.N. Belous, N.M. Belous, V.F. Shapovalov, E.V. Smolsky, D.D. Dobronravov //Ecology, Environment and Conservation. 2017. T. 23. № 4. S. 1991-1997.
14. Sorgovye kul'tury v zelyonom i syr'evom konvejerakh regional'nogo kormoproizvodstva / Á.V. Dronov, V.V. D'yachenko, S.Á. Bel'chenko, V.Yu. Simonov // Vestnik Bryanskoj gosudarstvennoj sel'skokhozyajstvennoj akademii. 2016. №2(54). S. 52-58.
15. Hramchenkova A.O., CHirkov E.P. Stimulirovanie truda i proizvodstva v mo-lochnom skotovodstve //Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriya-tij. 2017. № 11. S. 23-28.
16. Ozherel'ev V.N., Ozherel'evaM.V., Podobaj N.V. Specializaciya iperspekti-vy razvitiya fermerskih hozyajstv Bryanskoj oblasti //Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2012. № 1. S. 24-28.
17. Belous N.M., Nesterenko L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v vo-prosah i otvetah Bryansk, 2014. CH. 1.
18. Belous N.M., Nesterenko L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v vo-prosah i otvetah Bryansk, 2014. CH. 2.
19. Belous N.M., Nesterenko L.N., Torikov V.E. Effektivnoe fermerstvo v vo-prosah i otvetah Bryansk, 2014. CH. 3.