Научная статья на тему 'Сущность и механизмы устойчивого социальноэкономического развития горных территорий республик СКФО'

Сущность и механизмы устойчивого социальноэкономического развития горных территорий республик СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИЯ / MECHANISM / FIRM DEVELOPMENT / ECONOMY / MOUNTAIN TERRITORY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кятова З. Р., Кятов А. А.

Необходимость антидепрессивных социально-экономических программ для республик СКФО очевидна. Из этого следует необходимость специ альных исследований, методических разработок оценочнопрогнозной и перспективно-проектной работы с целью научного обоснования стратегии восстановления и развития депрессивных регионов, чему и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature and mechanisms for sustainable socio-economic development of mountainous areas republics of the North Caucasus Federal District

The need for antidepressant socio-economic programs for the republics SKFO obvious. It follows need of the special studies, methodical developments meritand perspective-design work with purpose of the scientific motivation to strategies of the reconstruction and developments region, as is dedicated to given article.

Текст научной работы на тему «Сущность и механизмы устойчивого социальноэкономического развития горных территорий республик СКФО»

СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИК СКФО

КЯТОВА З.Р.,

соискатель кафедры экономического анализа и аудита, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, 360030, КБР, г. Нальчик, пр. Ленина, 1в;

КЯТОВ А.А.,

соискатель кафедры экономического анализа и аудита, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова, 360030, КБР, г. Нальчик, пр. Ленина, 1в

Необходимость антидепрессивных социально-экономических программ для республик СКФО очевидна. Из этого следует необходимость специальных исследований, методических разработок оценочнопрогнозной и перспективно-проектной работы с целью научного обоснования стратегии восстановления и развития депрессивных регионов, чему и посвящена данная статья.

Ключевые слова: механизм; устойчивое развитие; экономика; горные территории; стратегия.

The need for antidepressant socio-economic programs for the republics SKFO obvious. It follows need of the special studies, methodical developments merit— and perspective-design work with purpose of the scientific motivation to strategies of the reconstruction and developments region, as is dedicated to given article.

Keywords: mechanism; firm development; economy; mountain territory; strategy.

Коды классификатора JEL: R11, R13.

Рассматривая проблему устойчивого развития горного региона необходимо поставить вопрос об определении граничных точек в системе. Их суть состоит в том, чтобы создать систему координат, позволяющую определять состояние системы в тот или иной момент времени (степень ее устойчивости к внешним возмущениям, способность регенерировать пострадавшие от возмущений части системы).

© Кятова З.Р., Кятов А.А., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

Разработка теории «граничных точек» системы положено теорией экономических экстремумов проф. М.М. Голанского [2]. По самому простому определению, «граничная точка» есть тот предел, который, с одной стороны, целиком принадлежит внутренней структуре системы, с другой — соприкасается с другими системами. Множество граничных точек, таким образом, «отграничивает» систему от других систем. Однако это свойство граничная точка получает лишь в том случае, если по какому-либо параметру достигнуто его полное насыщение в системе. Например, импорт зерна в качестве компенсации нехватки его внутреннего производства говорит о том, что по этому параметру граничная точка (предел, экстремум) не достигнут.

С другой стороны, чем больше достигнутых граничных точек, тем более самодостаточной становится система с дальнейшей перспективой ее выхода на широкий класс точек. Некоторые из «граничных» точек могут не иметь видимых (физических) границ с другими системами. Например, это может быть условная «точка», разграничивающая права национальных и иностранных инвесторов в данной системе, если последние не пользуются режимом, установленным для жителей страны. В данном случае граничная точка защищает внутренние элементы системы от внешней конкуренции.

Граничные точки могут иметь различную «силу», характеризующую ту жесткость (интенсивность), с которой они выполняют свои функции, — идет ли речь об ограничении проникновения «чужих» элементов в систему или жестком регулировании экспансии собственных элементов за ее пределы. Степень «жесткости» граничных точек во взаимоотношениях системы с другими системами определяется в первую очередь тем, насколько идентичны (равновелики по основным системным параметрам) соседствующие системы. У систем, параметры которых более или менее близки, защитная функция граничных точек является наименее жесткой. В качестве примера можно привести страны Европейского экономического сообщества, обладающие близким экономическим потенциалом, показателями уровня жизни, систем жизнеобеспечения, институциональных систем. Известно, что в ЕС облегчено пересечение границ для людей и товаров, действует льготный таможенный и налоговый режимы, упрощены правила трудовой миграции и т.д. Однако граничные точки систем становятся гораздо жестче, когда речь идет о государствах, не идентичных им по уровню экономического потенциала (развивающиеся страны, Восточная Европа).

В нормальных (некризисных) состояниях системы имеет место во многом спонтанное сглаживание положительных и отрицательных эффектов ограничений. Система сама, методом проб и ошибок, находит наиболее «удобные» для нее граничные режимы.

В экстремальных состояниях этот спонтанный поиск затрудняется или становится невозможным ввиду более быстрой смены обстановки и неизбежного в этих условиях растущего разрыва между событиями и их эффектами. Расчет на спонтанное развитие и приспособление граничных режимов в этих условиях становится сомнительным. На первый план выдвигаются осознанные

действия общества. И в этой связи большую роль играет обеспечение эффективного государственного регулирования устойчивого развития горного региона.

Рассмотрение объекта как системы дает соответствующую программу исследования, связанную с выявлением целостности и, соответственно, границ объекта, системообразующих связей объекта и способа его функционирования [4].

Регион обладает моментом самоорганизации, способностью к процессу естественного саморазвития. Это саморазвитие носит циклический характер. Знание о регионе не может быть точным и всеобъемлющим. Это принципиальный момент, следующий из сущности региона как системы. Понимание региона как сложной динамической саморазвивающейся системы требует разработки и реализации особой методологии исследования его устойчивости.

Можно выделить следующую группу системных понятий, связанных с описанием функционирования системных объектов, — «устойчивость», «функция», «стабильность», «обратная связь», «управление», «самоорганизация» и др.

Функция системы выражает те действия, которые направлены на сохранение данной структуры системы в обстановке меняющейся ситуации, зависящей от соотношения внутренних и внешних сил.

Степень взаимодействия внутренних и внешних сил может быть различной: она может способствовать гармонии, деформировать отношения внутри системы и даже приводить к разрушению длительно существовавшей системы, т.е. надо учитывать степень воздействия, комбинацию сил, длительность воздействия.

Внешние силы обусловлены наличием других, множественных систем, каждая из которых, с одной стороны, автономна, а с другой — взаимодействует с остальными системами, что является одним из условий существования каждой отдельной системы и всех их совокупностей.

Внутренняя устойчивость региона — это такое состояние его политической, социальной, информационной, культурной, материально-ресурсной, экологической среды и человеческого потенциала, при котором обеспечивается нормальное развитие, заключающееся в нормальном воспроизводстве всех видов среды региона, в амортизации всех факторов производства и в экономическом росте [7].

Таким образом, переход к устойчивому развитию региона должен означать переход от «экономики использования ресурсов» к экономике их «системного воспроизводства».

Процессы воспроизводства в условиях рыночной экономики заметно усложняются. Да и протекают они по большей части за пределами рынка: воспроизводство трудовых ресурсов — в семье и системах образования, здравоохранения и отдыха, воспроизводство почвенного плодородия и биологических ресурсов — в соответствующих подсистемах биосферы, воспроизводство знаний и деловых установок (трудовых и предпринимательских) — в таких некоммерческих сферах деятельности, как наука и культура, и т.д.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

Поскольку приоритетом экономической политики должна стать долгосрочная стратегия создания экономической системы устойчивого развития, важнейшим аспектом этого процесса является организация взаимодействия ресурсных подсистем. Именно здесь мы выходим на роль территории как естественной арены воспроизводственного процесса. Это значит, что в экономической системе устойчивого развития роль ведущего звена должны играть уже не производственные структуры — предприятия, а воспроизводственные — регионы и города. Именно они становятся главными организаторами перехода от экономики использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства, т.е. «субъектами устойчивого развития».

Признание регионов субъектами устойчивого развития требует пересмотра региональной политики. Сейчас ее понимают довольно узко — как выравнивание различий в уровнях развития отдельных регионов. Однако действительным содержанием региональной политики должна быть территориальная организация воспроизводства ресурсов. Точнее было бы говорить не о «выравнивании», а о межрайонном равновесии [б]. Австрийский экономист Д. Бекеманн в работах, посвященных территориальному планированию в рыночной экономике, определил, что в экономической теории равновесие достигается применением к системе регионов известного правила оптимизации — «равная предельная производительность ресурсов по всем направлениям их использования» [8]. Учет социальных ограничений модифицирует эту формулу, т.е. ищется такое распределение мобильных ресурсов по территории, при котором достигается максимум прироста капитала в национальном масштабе при сохранении необходимого баланса (недопущении чрезмерных различий) между регионами и социально-территориальными общностями.

Регион как система, требующая устойчивого развития, обладает определенными признаками.

Неаддитивность. Присущая системам неаддитивность заключается в том, что макросистема не равна сумме входящих в нее подсистем. Неаддитивность приводит к появлению нового качества экономики региона как продукта интеграции, соединения в целое многих элементов и систем, их взаимовлияния. В хорошо организованной системе целое всегда будет более эффективным, чем отдельно взятые элементы. Бюджетообразующие и некоммерческие предприятия региона — это не комплекс, не просто арифметическая сумма «производство + население + среда». Это сложная, динамическая и саморазвивающаяся система. Способность этой системы к самовоспроизводству обусловлена наличием циклически связанных подсистем, где одна подсистема создает условия жизнедеятельности для другой, а последняя — поддерживает первую. В регионе, как сложной социальной системе, можно выделить такие подсистемы, как производственная, финансовая, рекреативная, социальная и другие.

Различают понятия «устойчивость системы» и «устойчивое состояние экономики». Устойчивое состояние экономики — состояние, когда все агрегатные показатели стабильны.

Принципиальная особенность горного региона как системы состоит в том, что изолированное, длительно устойчивое состояние региона невозможно.

Это объясняется тем, что регион — открытая система и его невозможно представить себе как замкнутую систему. Вследствие этого регион подвержен различным влияниям извне. Экономика региона является открытой системой, и именно внешние взаимосвязи во многом определяют структурные сдвиги и направления развития большинства регионов. Поэтому регион должен приспосабливаться к изменяющимся условиям, развиваться.

У региона, как у любой сложной экономической системы, есть пределы устойчивости, за рамками которых процесс саморегуляции невозможен.

Регион как система подвержен циклическим колебаниям, что связано с возможностью удовлетворения им определенных социальных потребностей.

Под развитием региона мы понимаем изменение функций, в первую очередь, бюджетообразующих предприятий, модификацию их структуры, социальной сферы и т.п., которое в конечном итоге приводит к новому его качественному состоянию. То есть развитие — это изменение системы, необходимое для ее устойчивости, «конкурентоспособности». Таким образом, для устойчивости региона важна его способность к развитию. Устойчивость круга бюджетообразующих предприятий как системы и потенциал их развития тем выше, чем больше общественно значимых функций способен реализовать регион. Экономическая устойчивость служит залогом выживаемости и основой стабильного функционирования региона.

Процесс развития тесно коррелирует с процессом цикличности. Фазы циклов непосредственно отражаются на развитии системы, а кризисы являются поворотной точкой нового экономического развития.

Подход к регулированию развития региона и достижению устойчивости, базирующийся на принципе цикличности, помогает лучше понять суть экономических процессов, позволяет выйти на более оптимальные стратегии регулирования экономики региона.

Экономической наукой определена взаимосвязь между темпами развития экономики региона и амплитудой колебаний. При повышенных темпах роста наблюдается меньшая амплитуда колебаний.

В период осуществления экономических реформ в результате относительно быстрой и радикальной смены хозяйственного режима в стране и ее регионах произошли такие сдвиги, которые приняли характер крупнейших системных деформаций экономического цикла, как страны, так и регионов.

Начиная с 1991 г., в республиках Северного Кавказа произошли крупные структурные изменения, которые круто изменили траекторию их экономического и социального развития. К ним мы относим такие действия, как приватизация, либерализация цен, уход государства из многих областей социальной и экономической жизни. Структурные изменения произошли вслед и во многом благодаря проявлению существовавших деформаций и появлению новых. Исследование системных деформаций, их причин, масштабов, «глубины проникновения» в структуру системы представляется крайне важным для выявления условий перехода социально-экономической системы России и регионов на траекторию устойчивого развития.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

За годы реформ социальным и экономическим деформациям уделяется недостаточное внимание в государственной политике, что во многом объясняет ее малую эффективность в таких существенных вопросах, как стимулирование инвестиционных процессов, развитие экономической самодеятельности населения, ориентация потребительских предпочтений и др.

Проявления деформаций имеют различный характер, что, соответственно, вызывает необходимость выработки разнообразных подходов к их устранению. В долгосрочной стратегии развития наибольшее значение имеют «критические» деформации, или слишком резкий отход системы от траектории устойчивого поступательного движения, затрудняющий или делающий невозможным ее возврат на эту траекторию.

В связи с этим представилось необходимым обозначить некоторые закономерности динамики региональной системы.

Это, во-первых, понятие граничных точек системы, эти точки во многом определяют границы экономической безопасности региона. Это позволяет выявить те пределы, в которых система способна спонтанно противостоять «возмущениям» и возвращаться в исходное состояние.

Во-вторых, влияние управленческих сред на взаимодействие элементов в системе, оценка их роли в процессе социально-экономического развития. В пореформенный период крупным препятствием для развития систем стало наличие таких сред, которые искусственно затягивают и затрудняют процедуры принятия решений, создают множество бюрократических препон или приводят к невозможности реального осуществления эффективной экономической дея тельности.

В-третьих, концептуальная интерпретация понятия и характеристик критических «системных деформаций» в экономике региона.

Устойчивость является одним из важнейших требований осуществления восходящей траектории развития системы. Какие бы радикальные сдвиги ни происходили в последней, качество устойчивости не дает системе выйти за пределы «конуса допустимости» (допустимые «раскачивания» траектории развития), что, соответственно, позволяет избежать больших потерь и непредвиденных возмущений. При этом по мере достижения системой более высокого уровня развития эти пределы расширяются, делая систему более маневренной и гибкой. Однако это происходит лишь в достаточно устойчивой системе.

В самом общем виде устойчивость экономической системы (в том числе и региональной) может быть определена как способность сравнительно быстро возвращаться в исходное состояние либо достигать новой, более высокой точки на траектории развития. Таким образом, важным для исследования устойчивости региона, на наш взгляд, является изучение, во-первых, механизмов возвращения к устойчивому состоянию основных элементов системы, во-вторых, проблемы обеспечения экономического роста в регионе.

Показателями социальной устойчивости региональной экономической системы являются следующие: способность системы быстро возмещать материальные потери, возникающие при возмущениях; благоприятная динамика бюджета региона и денежных сбережений населения.

Для устойчивой системы характерны высокие темпы роста доходной части бюджета и денежных сбережений населения, непрерывное повышение их доли в семейных бюджетах.

Реальным путем повышения эффективности затратного механизма является усиление государственного регулирования в ряде макроэкономических сфер, что, в свою очередь, приведет и к росту степеней свобод у других участников экономической сферы. Это, например, активизация роли государства в развитии крупных инфраструктурных объектов (ГЭС, магистральных дорог, линий электропередач, геологоразведочных работ).

В пользу усиления государственного регулирования для устойчивого развития экономики говорят и новые проблемы, появившиеся на рубеже XX-XXI вв. у всех развитых государств, решение которых должно быть заложено в их современные затратные механизмы. Это — экологические проблемы, захоронение или утилизация вредных отходов, развитие космических технологий. Формирование эффективного затратного механизма становится, таким образом, важнейшим рычагом государственного управления и одновременно — повышения устойчивости каждой национальной системы.

Важной частью теории устойчивости является определение концептуального подхода к проблеме критических изменений в системе.

Это понятие является крайне емким, в современной экономической литературе допускаются самые разнообразные определения критических изменений.

Приводимый ниже перечень наиболее существенных деформаций в экономике региона впитал в себя многие негативные аспекты всех приведенных определений.

1) Экономика регионов не готова к широкомасштабному переходу к современным (авангардным) технологиям. Не одно десятилетие, возможно, придется потратить на восстановление производства и минимально необходимое заполнение собственного внутреннего рынка.

2) Платежеспособный спрос населения за 20 лет реформ не стал главным двигателем производства в соответствии с законами рыночного хозяйствования. Непрерывное повышение цен на топливно-энергетические товары и услуги все более увеличивает разрыв между потребностями населения в этих продуктах и возможностью оплатить их. Рыночный подход к экспорту сырьевых материалов предопределил использование «остаточного принципа» в распределении этих продуктов между внутренним потреблением и экспортом в пользу последнего. В результате этих и других аналогичных действий платежеспособный спрос на протяжении последнего десятилетия сужался.

3) Не проведены необходимые преобразования в отраслевой структуре экономики большинства регионов. По-прежнему доминирует ситуация, когда отрасли создают мало «предшествующих» связей (backward linkages), которые обеспечивают рынок для продукции других отраслей и тем самым — их выживание.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

4) Продолжают оставаться нестабильными отношения между государственным и частным секторами экономики, что ведет к потере управляемости экономическими и социальными процессами.

5) Государство не может полноценно исполнять стабилизирующую роль в экономике регионов ввиду отсутствия института стабилизационных фондов в их финансовой системе и перманентной дефицитности региональных бюджетов.

6) Стали особенно заметными деформации, обусловленные характером управления. В первую очередь, это негативное влияние, резко снижающее или вообще элиминирующее эффективность государственной политики.

7) В пореформенный период не был обеспечен достаточный импульс развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости населения, которые практически во всех рыночных экономиках являются мощным средством сбалансирования экономики (рост производства товаров и доходов населения, обеспечение дополнительных рабочих мест). Наряду с острой проблемой обеспечения стартовых условий малому и среднему бизнесу крайне актуальной является необходимость создания ему адекватной социальной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войтов А.Г. Фундаментальная экономика. М.: Экономика, 2003.

2. Голанский М.М. Будущее мировой экономики и перспективы России: Современ.

видение versus постулаты Маркса. М.: Наука; Изд. фирма «Вост. лит.», 1994.

3. Гуманистические ориентиры России. М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 97.

4. Лэйард Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей. М.: Джон

Уайтли энд Санз, 2002.

5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

6. ШниперР.И., ОрловБ.П. Экономическая реформа и территориальное планирование.

М.: Экономика, 1968.

7. Шнипер Р.И. Региональные предплановые исследования. Новосибирск, 1978.

8. Boeckemann, D. Theorie der Raumplanung. Muenchen-Wien: R. Oldenbourg Verlag,

1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.