Режим доступа: http://ahey.narod.ru/sborniki/pch4/pch4-prohorova.htm (Дата обращения: 11.09.2017).
17. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие / М.Ф. Румянцева. — М.: Аспект Пресс, 2002. - 319 с.
18. Семушин Д. Европоцентристский подход к истории России - путь к формированию квазиидентичности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.rU/news/polit/1750992.html#ixzz3YAikWuyx. (Дата обращения: 11.09.2017).
19. Сич О.1. Про викладання юторп у вищш школi / О.1. Сич // У1Ж. - 1998. - №5. - С.111-117.
20. Ушмаева К.А. Внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по истории / К.А. Ушмаева // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 303. - С. 122-125.
21. Ферро М. Европоцентризм в истории: расцвет и упадок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.binetti.ru/content/482. (Дата обращения: 15.09.2017).
22. Хут Л.Р. Теоретико-методологические проблемы изучения истории Нового времени в отечественной историографии рубежа ХХ-ХХ1 вв.: монография / Л.Р. Хут; Московский педагогический государственный университет; Адыгейский государственный университет.
- М.: Прометей, 2010. - 661 а
23. Эмар М. Фах i покликання юторика (сучасш тдходи) / М. Эмар // Фшософська i сощолопчна думка. - 1995. - № 5-6. - С.72-84.
24. Яншин В.П. «Новая» парадигма истории, или мифотворчество на постсоветском пространстве / В.П. Яншин // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета.
- 2014. - Т. 14. - № 3. - С. 84-88.
Черемисин Андрей Геннадьевич
кандидат социологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
Багдасарова Диана Георгиевна
старший лаборант кафедры охраны здоровья ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.14
СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
THE ESSENCE AND COMPONENTS OF THE INTERNET CULTURE OF
THE MODERN TEACHER
В данной статье рассматривается сущность социального феномена Интернет-культуры с точки зрения образовательной деятельности, а также приводится тщательный анализ составных элементов данного явления.
Ключевые слова: Интернет-культура, информационное общество, информационная культура, преподавательская культура.
This article is devoted to the essence of the socialphenomenon of the Internet culture from the point of view of educational activities. Also a meticulous analysis of the constituent elements of the phenomenon is provided.
Keywords: Internet culture, information society, information culture, teaching culture.
Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий и реалии формирующегося информационного общества нуждаются в новых способах трансляции социального опыта и ставят перед обществом задачу объективной интерпретации происходящих процессов и прогнозирования.
Увеличение роли информационных технологий и сети Интернет в жизни современного социума оказало влияние, в том числе, и на систему образования по всему миру, изменив в целом образовательный вектор.
Все те информационно-технологические и социальные изменения в обществе, вызванные динамичным развитием новых информационных технологий, требуют нового подхода к деятельности преподавателей и использованию дидактического потенциала Интернета, предполагающего всестороннее и качественное использование информационных и коммуникационных технологий.
В условиях нового информационного общества стал формироваться и новый тип культуры личности - Интернет-культура как часть общей информационной культуры, как составляющая общей приспособленности к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества. Поэтому современный преподаватель должен быть не просто специалистом в конкретной узкой области знаний, а человеком с инновационным мышлением, готовым повышать свой интеллектуальный потенциал на протяжении всей своей жизни, следуя за изменениями, происходящими в обществе. Интернет уже на сегодняшний день имеет огромное влияние на развитие общества, а также значительный дидактический потенциал. Из этого можно заключить, что современному обществу требуется педагог, имеющий высокую Интернет-культуру, позволяющую оптимально решать как общепедагогические, так и общекультурные задачи обучения и воспитания новых членов общества.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует четкой дефиниции Интернет-культуры, что доказывает сложность, динамичность и недостаточную изученность данного социокультурного феномена.
Отечественные ученые понимают Интернет-культуру как систему ценностей, эстетических норм, традиций, систему знаков, символов и смыслов, культуру обмена и хранения информации в пространстве коммуникации, культуру взаимодействия пользователей [1, с. 99].
Что же касается Интернет-культуры с точки зрения образования, то ее сущность состоит в использовании педагогических возможностей глобальной Сети в процессе межличностного взаимодействия преподавателей и обучающихся, а также необходимые умения эффективного поиска, отбора и применения информации [3, с. 237].
В рассмотрении сущности Интернет-культуры преподавателя можно выделить в качестве основных структурных составляющих этого феномена элементы когнитивные, технико-практические, аксиологические, профессионально-деятельностные и личностно-ориентированные.
Когнитивный элемент определяется общими представлениями преподавателя о современном знании в области Интернета, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области преподавателя.
Когнитивный компонент предполагает наличие у педагога фрагментарных представлений об информационной среде и взаимодействиях в ней, ситуативно обеспечивающих опыт деятельности и ориентировку в информационной среде, оценивания явлений и процессов в ней.
Технико-практический компонент представляет собой компетенцию преподавателя в области организации разнообразных видов своей информационной деятельности: использование в педагогической деятельности универсальных Интернет-технологий; обладание навыками поиска, обработки, управления и хранения информации; развитость речевой культуры и владение правилами сетевого общения и этикета; отбор и аккумулирование необходимых сведений о возможностях Интернет-технологий в удовлетворении профессиональных потребностей; владение эргономическим и эстетическим подходом к созданию комфортных условий осуществления информационной деятельности; знание основных принципов взаимодействия в системе «человек - компьютер».
Этот компонент проявляется во владении преподавателем информационной и технической грамотностью, в умении рационально организовывать процесс обучения с помощью Интернет-технологий, в творческом подходе к организации своей деятельности, а также в
мобильности, гибкости и адаптивности в постоянно меняющейся информационной среде.
Аксиологическая составляющая Интернет-культуры преподавателя определяется выработкой у него собственной нравственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям динамичной информационной среды, формированием мировоззрения об информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников.
Этот компонент связан со знаниями преподавателя о границах применимости техники и Интернета и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Аксиологическая составляющая проявляется в понимании преподавателем мотивов, смыслов, целей, качества и результатов своей информационной деятельности как с пользой для других и общества, так и в интересах креативности и личностной самореализации - то есть преподаватель должен представлять собой исключительно положительный пример для обучаемого.
Профессионально-деятельностный компонент представляет собой связь информационной деятельности непосредственно с профессией педагога, а также использование в профессиональной деятельности дидактических возможностей сети Интернет. Воспитывать в обучающихся Интернет-культуру преподаватель может непосредственно в своей профессиональной деятельности: для облегчения подготовки учащихся к занятиям педагог может разместить необходимую информацию, например, в социальных сетях, наметить пути поиска необходимых источников, указывая адреса определенных учебных сайтов, познавательных порталов. Задача преподавателя - привить правильное отношение учащихся к использованию ресурсов Интернета, извлекать полезные знания, расширять эрудицию и интеллект обучающихся.
Личностно-ориентированная составляющая проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных, культурных, профессиональных и др.) контактов и отношений преподавателя
с людьми, окружающим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем типам Интернет-диалогов; опыте цивилизованного разрешения конфликтных и сомнительных ситуаций педагогического характера в Интернет-коммуникации, целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в сетевой среде и формировании его у обучаемых.
Однако в исследовании феномена Интернет-культуры преподавателей существуют следующие проблемы [2, с. 350]:
1. Формирование системы информационных понятий, обеспечивающей общую и специальную ориентировку педагогов в окружающей информационной среде.
В данном случае особую важность приобретают количественные и качественные характеристики знания, обеспечивающие комфортность существования субъектов образовательной деятельности в современных условиях, его уровни, стадии развития, возможности управления этим процессом.
2. Умение педагогом осуществлять информационную деятельность, то есть адекватно формулировать свои информационные потребности и запросы, владеть навыками оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, качественно обрабатывать найденную информацию, вступать в информационные контакты с ученической аудиторией и т.д.
3. Готовность педагога к постоянному самообразованию в сфере Интернет-технологий и эффективному использованию электронных источников информации.
4. Разумное регулирование своего информационного поведения в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм с учетом специфики преподавательской деятельности, а также использование нетикета - особого поведения в Сети. Нетикет преподавателя предполагает неприемлемость оскорблений, перехода на личности, целенаправленного отступления от предметов обсуждения, дезинформации, клеветы и т.д.
Таким образом, в условиях интенсификации использования глобальной Сети в современном образовании остро стоит вопрос формирования Интернет-культуры педагогических кадров, которая благоприятствовала бы всестороннему развитию интеллектуального и креативного потенциала молодежи, налаживанию конструктивных и крепких коммуникаций с аудиторией обучающихся, а также безопасному и эффективному
использованию широких дидактических возможностей, которые предоставляет Интернет, а именно:
- доступности, предполагающей возможность качественного усвоения учебного материала;
- высокой значимости в плане формирования единой научной картины мира у будущих специалистов;
- аксиологической важности в контексте формирования информационной культуры.
Обеспечение высокого уровня Интернет-культуры, необходимой для работы в образовательной деятельности, является социальным заказом и насущной необходимостью современного информационного общества для системы высшего образования.
Преподавателю стоит помнить, что цифровой этикет (или нетикет — существует. Это совокупность правил, которые могут сделать Интернет более удобным для вас и других людей. Эти правила поведения обычно созданы на основе опросов и исследований, для того чтобы упростить и гомогенизировать поведение пользователей онлайн. Проблема подобных универсальных парадигм заключается в том, что они редко берут в расчет культурные различия пользователей. Из-за этого их соблюдение и применение, вероятно, никогда не будет полностью эффективно.
В отчете, опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе в 2017 году, одним из основных рисков, с которыми придется столкнуться людям в ближайшем будущем, названа возрастающая киберзависимость, которая может повлечь за собой риски нового характера: социокультурного, экономического, технологического. ЮНЕСКО подчеркивает роль медиаграмотности как важнейшей компетенции цифровой эпохи.
Медиаграмотность - это способность опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные сообщения, которые они передают, улучшая качество человеческой жизни. Медиаграмотность включает в себя совокупность компетенций: получать доступ, анализировать, оценивать, отражать, создавать и производить различные медиа. Впервые концепцию медиаграмотности стали развивать в контексте массмедиа, а именно ее трансляционной модели, сфокусированной на пассивном потреблении медиа. Однако сегодня пассивный зритель уступает место просьюмеру (слово, состоящее из слов «производитель» и «потребитель/консьюмер», предложенное Элвином Тоффлером в 1980 году), который участвует в процессах создания/производства медиа. Такая реальность предполагает
появление совокупности навыков и практик (нетворкинг, ремиксинг, sharing, загрузка контента и так далее), которые отражают использование новых медиа: цифровых медиа, мобильных медиа, социальных сетей и так далее. В такой ситуации возникли новые понятия, которые лучше описывают экосистему новых медиа: цифровая грамотность, новая медиаграмотность, мультимедиаграмотность и так далее.
Медиаграмотность чрезвычайно важна для современного преподавателя: она делает возможным критическое мышление. Медиаграмотный работник образования способен различать надежные источники информации, определять роль медиа в образовательном пространстве и быть ответственным за свое понимание влияния средств массовой коммуникации, переключаясь между различными медиаплатформами.
На протяжении последнего десятилетия медиаграмотность стала традиционным школьным предметом во всем мире. В таком случае учителя являются авторитетами в данном предмете, а ученики учатся у них. Однако современная экосистема новых медиа требует добавить к институционализированным способам изучения более неформальный опыт — вроде того, который можно получить через YouTube, онлайн-форумы, блоги, влоги и так далее. Когда мы имеем дело с комбинацией институционализированных и неформальных практик обучения, преподаватель выступает посредником, который способствует включенному и сотрудничающему обучению. Это то, что происходит с различными трансмедийными инициативами в образовании, которые предполагают, что различные медиаплатформы распространяют контент и знания, вовлекая студентов во включенный процесс обучения.
Одним из отличий от других регионов мира для стран СНГ может считаться доминирование телевидения. При этом культуру участия в производстве контента у российских потребителей медиа все еще предстоит развивать. Сейчас в стране намного больше «лентяев», чем реальных просьюмеров. Факторам, влияющим на медиаграмотность, посвящен отдельный раздел этой дисциплины. Важны такие факторы, как уровень образования и возраст, а также доступность медиа, состояние медиаиндустрии и гражданское участие. Считается, что большое влияние на медиаграмотность у нас оказывает государство и сильный корпоративный контроль основных источников информации. Значимость цифровой включенности основывается на том, что цифровые технологии могут привести к социальным изменениям и, более того, к экономическому, политическому и культурному развитию. Во
времена распространения Интернета проблема заключалась в «цифровом расколе», разделяющем тех, у кого был доступ в Интернет, и тех, у кого его не было. По мере того как проникновение Интернета в различных странах мира росло, исследовательский фокус сместился с проблемы цифрового раскола на проблему цифрового неравенства. Цифровое неравенство относится к целой совокупности различных форм неравенства: в оборудовании, автономности, навыках, поддержке, охвате тех, кто уже онлайн. В этом смысле цифровое неравенство является своего рода вторым шагом, последствием, вызванным цифровой включенностью.
К. Сколари определяет трансмедийную грамотность как совокупность навыков, практик, ценностей, приоритетов, чувств и стратегий обучения, которые развились и стали применяться в контексте новой, партиципаторной культуры образования. Эта совокупность навыков охватывает нетворкинг, игры, ремиксинг, представление, навигацию и так далее. ЮНЕСКО представляет пять правил информационной грамотности и медиаграмотности. Среди них есть критическое отношение к медиаконтенту. Критически относиться к содержанию медиа означает воспринимать контент, используя критическое мышление, для того чтобы анализировать качество, достоверность, надежность и перспективу конкретного послания, принимая во внимание влияние медийного контента. Для того чтобы справляться с большими объемами информации, необходимо быть избирательным. А в том, чтобы понять, какой источник информации является стоящим, может помочь медиаграмотность.
В эпоху Интернета традиционные принципы медиаграмотности -доступ, анализ, оценка, рефлексия, действие, производство — сохраняют свое значение. Также к ним добавляются новые компетенции: нетворкинг, ремиксинг, sharing, performing, playing и так далее.
Для новой эпохи характерна гиперсоединенность - она означает, что всё и все общаются между собой: люди с людьми, люди с машинами, машины с машинами. Со всеми преимуществами и недостатками, вызванными вездесущей связанностью, медиаграмотность преподавателя становится еще более релевантной, так как традиционный набор навыков расширяется. Знания о больших данных, приватности персональных данных, об алгоритмах, применяемых в Интернете, а также умение соблюдать баланс между включенностью в медиа и выключенностью являются компонентами новой медиаграмотности преподавателя. Именно такой баланс может помочь нам чувствовать себя более комфортно в цифровой среде.
Уходят ли вопросы развития навыков медиаграмотности и социального неравенства в правовое поле? Ведь среди базовых человеческих ценностей часто называют свободу слова и свободу самовыражения.
Свобода слова в интернете - это очень актуальная и сложная тема, которая обсуждается технологическими компаниями, правительствами и гражданским обществом. Например, критики обычно утверждают, что Кремниевая долина использует монополию власти, чтобы подавить свободу слова в Интернете, и требуют от правительства вмешаться, чтобы восстановить базовые права. В США складывается тенденция того, что гарантировать свободу слова будут рынки. В Германии в настоящее время развивается дискуссия вокруг нового законодательства, предлагающего штрафовать Facebook за hate speech. Немецкий аргумент заключается в том, что свобода самовыражения заканчивается там, где начинается сфера действия уголовного законодательства. Недавние законы о цензуре в России тоже имеют огромное влияние на свободу слова. В любом случае это очень сложный вопрос, который пока далек от разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ляшенко Е.С. Семиотический аспект интернет-культуры / Е.С. Ляшенко // Гуманитар. вектор. Сер. Педагогика. Психология. - 2011. - № 2. - С. 99-105.
2. Хрулева А.А. Формирование информационной культуры как необходимое условие повышение уровня высшего профессионального образования / А.А. Хрулева // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 45-1. - С. 348-355.
3. Якутова Ю.А. Интернет-культура: сущность, структура, основы формирования / Ю.А. Якутова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 9. - С. 235241.