Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РИСКИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутакова А.А.

Статья посвящена аспектам государственно-частного партнерства (ГЧП) как эффективного инструмента привлечений инвестиций в экономику. Рассмотрены ключевые риски, с которыми связана реализация проектов ГЧП, представлена их классификация в зависимости от сферы их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CLASSIFICATION OF RISKS OF PROJECTS OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The article is devoted to the aspects of public-private partnership as an effective tool for attracting investments in the economy. The key risks associated with the implementation of PPP projects are considered, classification of this risk is presented depending on the sphere of their occurrence.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 338.28

Бутакова А.А. студент магистратуры 2 курса направление подготовки «Экономика» Высшая школа экономики, управления и права Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ПРОЕКТОВ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья посвящена аспектам государственно-частного партнерства (ГЧП) как эффективного инструмента привлечений инвестиций в экономику. Рассмотрены ключевые риски, с которыми связана реализация проектов ГЧП, представлена их классификация в зависимости от сферы их возникновения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, риски, риск-менеджмент, государственное управление.

Butakova A.A. master student of economics Higher School of Economics, Management and Law Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk ESSENCE AND CLASSIFICATION OF RISKS OF PROJECTS OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP The article is devoted to the aspects of public-private partnership as an effective tool for attracting investments in the economy. The key risks associated with the implementation of PPP projects are considered, classification of this risk is presented depending on the sphere of their occurrence.

Keywords: public-private partnership, risks, risk management, public administration.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является перспективным инструментом реализации крупных, значимых инвестиционных проектов, привлечения инвестиций в экономику страны и региона, также как и привлекательным способом вложения частных инвестиций.

В связи с тем, что, в основном, данные проекты носят долгосрочный характер и предполагают крупные инвестиционные вложения, ГЧП -проекты подвержены различного рода рискам как с позиции государственных и муниципальных органов, так и для частных предприятий.

Под риском ГЧП-проекта можно понимать вероятностное, потенциальное событие, которое может произойти в процессе планирования и реализации ГЧП-проекта и повлечь за собой потери различного рода и дополнительные затраты участников партнерства.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в определении государственно-частного (муниципально-частного) партнерства указывается на то, что данное партнерство основывается на распределении рисков между публичным и частным партнерами. В принципах данного партнерства, обозначенных в законе, также указывается на то, что данное распределение должно быть справедливым [1].

Риски, связанные с реализацией конкретного проекта, должны быть указаны в предложении о реализации проекта, разрабатываемым партнером-инициатором проекта (при их наличии) либо в заявке на конкурс на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (при отнесении данной информации к критериям конкурса).

При принятии решения уполномоченным на то органом о выборе того или иного проекта, наряду с оценкой его эффективности производится и оценка его сравнительного преимущества. При ранжировании проектов во внимание принимается также и объем принимаемых публичным партнером обязательств при возникновении рискового события.

Таким образом, только в процессе оценки ГЧП - проектов можно выделить такие риски, как:

- недостаточная компетентность частного партнера либо органа, уполномоченного за оценку и ранжирование проектов, в определении потенциальных рисков при реализации проекта;

- сознательное искажение частным партнером сведений о потенциально-возможных рисках с целью достижения преимущества при его оценке уполномоченным органом;

- сговор участников - потенциальных партнеров или конкурентов -при оценке проекта с целью обеспечения конкурентного преимущества конкретного проекта.

Одним из преимуществ государственно-частного партнерства является возможность распределения рисков между сторонами исходя из того, какой из партнеров может лучшим образом с ними справится, организуя наиболее эффективное управление рисками. Однако действующее российское законодательство не устанавливает правил управления и распределения рисков в ГЧП-проектах, а также не содержит исчерпывающего перечня возможных рисков. Также отсутствует и общепринятая классификация рисков проектов ГЧП.

Так как ГЧП партнерство рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса в реализации социально-значимых проектов, риски можно подразделить на те, которые несет государство и те, которые несет частный бизнес. При этом своей целью частный партнер, прежде всего, устанавливает увеличение дохода, поэтому склонен недооценивать существующие риски реализации проекта, а публичный орган стремится снизить ответственность и поэтому склонен

завышать риски, передаваемые частному бизнесу. Конкретное содержание типов рисков, входящих в каждую группу, устанавливается в каждом проекте индивидуально в соответствии с условиями реализации проектов и распределения ответственности между участниками.

Различные авторы также предлагают свое видение на классификацию рисков ГЧП-проектов. Например, Дж. Делмон подразделяет риски проектов ГЧП исходя из отраслевой принадлежности на политический риск; риск незавершения строительства в срок; правовой и регулятивный риск; риск невыполнения обязательств; операционный риск; финансовый риск; валютный риск; риск спроса; экологический и социальные риски [3].

Варнавский В.Г. предлагает похожую классификацию: политические и правовые риски; технические; коммерческие; экономические, валютные и финансовые [2].

Матаев Т.М. дает несколько классификаций рисков ГЧП - проектов.

Он подразделяет риски на:

1) Классические - риски, возникающие по ходу развития, ценовые риски и производственные риски;

2) Специальные - рыночные риски, валютные риски, процентные риски, политические риски, эксплуатационные и управленческие риски, риски нехватки сырья и материалов, риски возникновения чрезвычайных происшествий и форс-мажоров.

Также ученый классифицирует риски на проектные, политические и регулятивные.

Проектные содержат коммерческие, конструкционные, риски эксплуатации.

Политические и регулятивные рассматриваются в совокупности и подразделяются на риски возникновения потенциальных конфликтов между регулирующими органами; риски адекватности государственной структуры и риск изменения в регулятивной среде; риск изменения цен и тарифов; риск изменения экономической и политической ситуации; риски перераспределения публичного управления и проведения переговоров после подписания контрактов.

Возможна классификация рисков на объективные и субъективные. Первые происходят в произвольном случае, например, от изменений в спросе или факторов, влияющих на затраты по строительству и эксплуатации.

Субъективные риски зависят от поведения партнеров, например в случае изменений норм, влияющих на величину дохода от реализации проекта.

Данная классификация важна, так как от того, к какой группе относится риск, зависит способ управления им, так как объективные риски могут быть застрахованы, а влияние субъективных рисков может быть устранено путем их грамотной оценки [5].

Различие между объективными и субъективными рисками важно,

поскольку первые могут быть застрахованы, тогда как влияние последних может быть сокращено или устранено путем правильной их оценки

В зависимости от этапа реализации проекта можно выделить:

- риски, возникающие на этапе проектирования (риск ошибок проектирования, несоответствия объекта заданным технико-экономическим показателям, риск непредоставления или недостаточности земельных участков и пр.);

- риски, возникающие на этапе строительства (риск ненадлежащего качества строительства, риск несоблюдения сроков строительства и пр.);

- риски, возникающие на этапе эксплуатации (риск спроса товаров, работ, услуг, производимых или осуществляемых партнером, риск непредоставления услуг партнером или предоставления услуг ненадлежащего качества, риск отзыва лицензий и разрешений, риски, связанные с третьими лицами и пр.);

- риски, которые могут возникать на любом этапе проекта ГЧП (риск увеличения затрат, политический риск, социальные риски (риски забастовок и волнений), риск изменения законодательства, экологические риски и пр.).

Таким образом, в целом риски ГЧП-проектов можно разделить следующим образом:

Политические риски, являющиеся следствием государственной политики, связаны с возможной сменой власти, изменениями в приоритетах деятельности органов власти как в сфере регулирования ГЧП, так и конкретной отрасли хозяйствования (развитие платных автодорог, сбора и переработки твердых бытовых отходов и т.п. Сюда можно отнести риск забастовок и волнений, риск национализации без адекватной компенсации, риск изменения политической конъюнктуры и управленческой структуры и др.

Правовые риски связаны с изменениями в законодательстве, а также с рассмотрением споров, возникающих при реализации ГЧП-проектов, защитой нарушенных прав участников партнерства.

К техническим рискам относят риск ошибок проектирования, риски несоблюдения сроков строительства и пр. Они возникают из-за ошибок в проектных решениях, использования устаревшей техники и некачественных материалов, неквалифицированной рабочей силы, из-за недостатков в управлении и т.д.

Коммерческие риски означают существенное снижение запланированного объема реализации продукции, уровня цен и других факторов, ведущих к уменьшению выручки и прибыли на стадии эксплуатации объекта.

Финансовые риски связаны с недостаточным объемом инвестиций, задержками в поступлении финансовых средств, ростом стоимости капитала, привлекаемого в проект, и при этом возможностью обесценения реальной стоимости объекта, а также ожидаемых доходов от реализации проекта в условиях инфляции.

Также целесообразно выделить экологические и социальные риски, влияющие на состояние окружающей среды и на качество жизни населения.

Несмотря на вариабельность подходов различных авторов, эта классификация является одной из самых распространенных.

Также партнеры могут классифицировать риски по вероятности их возникновения (маловероятные, вероятные и достоверные) и по последствиям наступления рискового события (несущественные, минимальные, существенные, значительные, критические). При оценке каждого конкретного проекта полезно использовать данные классификации при ранжировании рисков с использованием матрицы рисков, где риски будут распределены от маловероятных несущественных до критических, которые достоверно возникнут при реализации проекта [4].

В зависимости от принятой классификации рисков, которые могут возникать при осуществлении конкретного проекта, партнеры должны принять соответствующие меры по управлению рисками, снижению их негативных последствий. Именно поэтому в процессе управления рисками ГЧП-проектов первоочередную роль играет определение существующих и потенциальных рисков реализации проектов, их ранжирование и постоянный мониторинг, учет возникающих в процессе реализации проекта рисков с целью принятия оперативных мер по их минимизации.

Использованные источники:

1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс". -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 288 с.

3. Делмон, Дж. Государтвенно-частное партнерство в инфраструктуре [Электронный ресурс] // Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации - Режим доступа: http://www.fa.ru/org/chair/gchp/Documents/biblio/%D0%94%D0%B5%D0%BB %D0%BC%D0%BE%D0%BD%20public_private_partner.pdf (дата обращения: 16.01.2018).

4. Кондратьева, У.Д. Планирование рисков реализации проектов государственно-частного партнерства / У.Д. Кондратьева. - Управленческое кон-сультирование. - 2015. - № 6. - С. 207-205.

5. Матаев, Т.М. Типология рисков по проектам государственно-частного партнерства / Т.М. Матаев. - Российское предпринимательство. - 2015. - № 3. - С. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.