УДК 338.2
Ланин А.С.
начальник производственно-технического отдела ООО СЗ «Жилье Плюс» (Россия, г. Стерлитамак)
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: вопрос об определении стратегии - это довольно распространенный вопрос в области стратегического управления. Изначально им задавался один из ученых, внесший большой вклад в развитие этой области науки, М. Портер. Стратегическое управление охватывает несколько дисциплин, и поэтому может быть несколько определений этого термина.
Ключевые слова: стратегия; развитие; предприятие; ресурсы; виды стратегий.
Наиболее распространенными определениями являются следующие:
- Стратегия - это определение долгосрочных целей и задач предприятия, принятие действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
- Стратегия означает сознательный выбор другого набора видов деятельности для обеспечения уникального сочетания ценности.
Существуют разные типы стратегий, такие как:
- Корпоративная стратегия - определяет, в каком бизнесе и на каком рынке компания предлагает свои услуги и продукты [1, с. 54].
- Бизнес-стратегия - определяет, как компания опережает конкурентов в борьбе за выбранный рынок.
- Операционная стратегия - дает информацию об объеме ресурсов компании и достижении целей бизнеса и корпоративных стратегий.
М. Портер утверждает, что компания должна определить позицию на рынке и выстроить стратегию исходя из этого. Позиция - это выбор из нескольких общих стратегий [2, с. 54].
Стратегия проникновения на рынок. Данная стратегия предусматривает увеличение рыночной доли на старых рынках посредством существующей продукции.
Таким образом, разрабатываются меры, направленные на усиление существующих стержневых компетенций либо создание новых. Эти меры обуславливают улучшение качества обслуживания и/или качества продуктов, что в свою очередь приведет к повышению репутации компании (гудвилл), что выделить ее среди конкурентов.
Вместе с тем, при разработке данной стратегии можно акцентировать внимание на снижение затрат (ниже уровня конкурентов) и увеличить производительность.
Стратегия освоения рынка предусматривает вступление новые рынки/сегменты старых рынков посредством существующей продукции. Вхождение на новые рынки связано с усилением существующих и созданием новых компетенций. Для проникновения на новые сегменты существующих рынков необходимо в первую очередь разработать новые компетенции, обслуживающие специфические запросы покупателей указанных сегментов.
Стратегия разработки продукта. Данная стратегия связана с разработкой новой продукции для существующих рынков. Ключевая цель данной стратегии заключается в привлечении новых покупателей, в сохранности старой клиентуры и в увеличении рыночной доли. Разработка новой продукции может создаваться как на базе имеющихся компетенций, так и потребовать создание новых. Конкурентным преимуществом стратегии разработки продукта является то, что организация уже имеет опыт работы с покупателями на существующем рынке.
Стратегия диверсифицированного роста. Одна из самых распространенных и действующих стратегии является стратегия
диверсификации, которая заключается в развитии компании посредством новой продукции для новых рынков.
Конгломератная диверсификация предусматривает новое направление деятельности компании, никак не связанные с существующими направлениями.
Стратегии интегрированного роста. Данная стратегия предусматривает расширение компании с помощью добавления новых структурных подразделений. Компания может применить данную стратегию в период роста жизненного цикла компании.
Мотивирующие факторы в теории мотивации, предложенной Хакманом и Олдхемом, говорят о том, что усилению мотивации и стимулирования труда могут способствовать только те условия, которые позволяют людям удовлетворять потребности только высшего уровня - потребности в ответственности и содержательности работы [3, с. 54].
На рисунке 1 представлена данная классификация стратегий в обобщенном
виде.
Рисунок 1 - Виды стратегий развития бизнеса [4, с. 268]
Таким образом, укрепление позиции компании на рынке связано с получением лучшего положения на рынке, пока сохраняются существующие продукты. Развитие рынка связано с изучением новых рынков сбыта существующих неизменных продуктов. Например, рассматриваются новые сегменты и новые каналы сбыта. Стратегия развития продукта связана с производством новых продуктов для продажи на рынках сбыта, на которых работает компания. При этом добавляются дополнительные характеристики, расширяются многие продукты, разрабатываются новые товарные группы, улучшается качество, оптимизируется ассортимент продукции. При этом каждый элемент находится в одном из существующих или новых возможных состояний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Болдырева Т. В., Ивер Н. Н., Шиндряева А. П. Технологии развития маркетинговой коммуникативной стратегии предприятия на основе зарубежного опыта //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - №. 3 (77).
Бояркина А. М., Иванова Ю. В. SWOT и PEST анализ как средство выявления путей повышения экономической эффективности предприятия //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №. 5-2 (45).
Буланова Е. В., Соменкова Н. С., Ягунова Н. А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса //Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9. - №. 2. Горностаева А. Н., Горностаева И. Н. Формирование и реализация стратегии экономической безопасности промышленного предприятия //Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов. - 2019. - С. 268-276.