Научная статья на тему 'Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике'

Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА / LABOR REGULATION / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИНДУСТРИЯ 4.0 / INDUSTRY 4.0 / ТРУД / LABOR / ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ / LABOR STANDARDS / РЕГЛАМЕНТ / REGULATIONS / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / NETWORK ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Екатерина Андреевна

Статья посвящена современной регламентации труда как практической деятельности, научному направлению и общественному явлению. Впервые сущность регламентации труда рассматривается комплексно: как с организационно-экономической и управленческой позиции, так и с юридической, технико-технологической и социально-психологической точки зрения. Особое внимание уделяется подробному раскрытию общих и специальных функций регламентации труда в современной экономике и в обществе. Среди функций регламентации труда автором выделены информационная, коммуникативная, ценностно-ориентирующая, правовая, социальная, организационно-управленческая, стимулирующая, интегративная, гносеологическая, проектировочная и экологическая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and functions of labor regulation in transition to the digital economy

The article focuses on the modern labor regulation as a practical activity, field of science and social phenomenon. It is for the first time when the essence of labor regulation is fully considered: both from the economic-organizing and managerial viewpoints and from the legal, technical, technological and socio-psychological viewpoints. We paid particular attention to general and special functions of labor regulation in respect of the modern economy and society. Among the functions of labor regulation, we headlined information, communication, value-orienting, legal, social, administrative, motivation, integrative, epistemological, engineering and ecological functions.

Текст научной работы на тему «Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике

Савельева Е.А.1

1 Независимый эксперт, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена современной регламентации труда как практической деятельности, научному направлению и общественному явлению. Впервые сущность регламентации труда рассматривается комплексно: как с организационно-экономической и управленческой позиции, так и с юридической, технико-технологической и социально-психологической точки зрения. Особое внимание уделяется подробному раскрытию общих и специальных функций регламентации труда в современной экономике и в обществе. Среди функций регламентации труда автором выделены информационная, коммуникативная, ценностно-ориентирующая, правовая, социальная, организационно-управленческая, стимулирующая, интегративная, гносеологическая, проектировочная и экологическая функции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регламентация труда, цифровая экономика, Индустрия 4.0, труд, трудовые стандарты, регламент, социально-трудовые отношения, сетевая экономика

Essence and functions of labor regulation in transition to the digital economy

Saveleva E.A.1

1 The independent expert, Russia

Введение

Принятые за последнее время в Российской Федерации документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на создание необходимых условий для развития цифровой экономики России, становление информационного общества, Индустрии 4.0, рост производительности труда, повышение качества жизни граждан [1, 2].

Сегодня нельзя игнорировать тот факт, что массовое использование сети Интернет, стремительное возрастание вычислительных и аналитических мощностей для обработки больших объемов данных, создание технологии Интернета вещей, развитие интеллектуальных производственных систем приводят к качественным изменениям, создавая базу для преобразований в индустриальной сфере и в сфере труда. При этом основанные

на аппаратном и программном обеспечении цифровые технологии, постоянно совершенствуясь и объединяясь в глобальные сети, интегрируются в различные области жизни общества и неуклонно меняют глобальную экономику. Основными сферами человеческой деятельности становятся исследования, управление, консультирование, контроллинг автоматизированных производственно-технологических процессов. Все это обуславливает рост интереса к проблемам труда, к оценке его эффективности.

На этом фоне вопросы регламентации труда, повышения качества услуг и работ, безопасности трудовой деятельности становятся предметом внимания международных организаций, государственных органов и бизнеса. В условиях усложнения производственно-технологических и социально-экономических процессов, стремительного развития мирового рынка труда возникает необходимость поиска новых инструментов проектирования трудовых процессов и методов их регламентации.

В то же время сложившаяся в нашей стране система регламентации труда во многом основывается на принципах и разработках, сформированных еще во второй половине ХХ века, в условиях неактуальной в настоящее время общественной формации и экономической системы. И хотя она учитывает отдельные аспекты конкретных видов организационной деятельности, но уже не отражает в полной мере те фундаментальные особенности, которые формируются в настоящее время в ответ на новые технические, технологические, социально-экономические, экологические и иные вызовы.

В этой связи определение сущности современной регламентации труда, выявление выполняемых ею в условиях перехода к цифровой экономике функций представляется особенно актуальным.

ABSTRACT:_

The article focuses on the modern labor regulation as a practical activity, field of science and social phenomenon. It is for the first time when the essence of labor regulation is fully considered: both from the economic-organizing and managerial viewpoints and from the legal, technical, technological and socio-psychological viewpoints. We paid particular attention to general and special functions of labor regulation in respect of the modern economy and society. Among the functions of labor regulation, we headlined information, communication, value-orienting, legal, social, administrative, motivation, integrative, epistemological, engineering and ecological functions.

KEYWORDS: labor regulation, digital economy, Industry 4.0, labor, labor standards, regulations, social and labor relations, network economy

JEL Classification: J01, J80, J83 Received: 06.03.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Saveleva E.A. (martit20mail.ru)

CITATION:_

Saveleva E.A. (2018) Suschnost i funktsii reglamentatsii truda pri perekhode k tsifrovoy ekonomike [Essence and functions of labor regulation in transition to the digital economy]. Ekonomika truda. 5. (1). - 1-12. doi: 10.18334/et.5.1.38886

сущность современной регламентации труда

С точки зрения практической деятельности под регламентацией труда обычно подразумевается «установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала» [3].

Опыт стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует органичное присутствие в той или иной степени регламентации труда во всех процессах бизнес-систем: производственных, организационных, финансово-экономических, социальных и др.

Регламентация труда предстает в качестве необходимой составляющей всего цикла управления. Она является главным инструментом организации управленческих процессов, с помощью которого функционирует ориентированная на конкретные результаты управляющая система. Определение затрат труда, осуществляемое на основе нормативной регламентации, связывается с планированием, организацией, мотивацией, контролем, т.е. с ключевыми функциями, которые выполняет управление.

Опираясь на нормативную регламентацию, можно объективно оценивать эффективность труда, анализировать использование рабочего времени, обеспечивать адекватность уровня оплаты труда количеству и качеству выполняемых работ (или функций) и др.

В настоящее время в управлении бизнес-системами, характеризуемыми большим количеством связей и информационных потоков, применением сложной роботизированной техники и цифровых технологий, регламентация труда тесно связана с вопросами комплексного проектирования трудовых и производственно-технологических процессов, оптимизацией потребления всех видов ресурсов, задачами повышения производительности труда, нахождением дополнительных точек его роста и др.

На основе регламентации труда (исходя из установленных норм трудовых затрат на различные виды операций) определяется трудоемкость работ и потребность в персонале, объемы и сроки выполнения производственной программы и т. д. С помощью нормативной регламентации контролируются и оцениваются показатели заработной платы в расчете на час регламентированного нормативного и фактически отработанного времени и т.д.

Развитие новых конкурентоспособных направлений в деятельности современных российских организаций требует повышения качества производимых продуктов, работ и услуг и создания системы нормативного закрепления актуальных и четких

ОБ АВТОРЕ:_

Савельева Екатерина Андреевна, научный консультант ВНИИ труда, кандидат экономических наук (martit20mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Савельева Е.А. Сущность и функции регламентации труда при переходе к цифровой экономике // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 1-12. Сог 10.18334М.5.1.38886

требований к профессиональной деятельности работников различных квалификаций, а также формирования гибких механизмов их обновления в соответствии с техническими инновациями и социально-организационными изменениями.

И здесь особое место занимает разработка новых трудовых стандартов, а также стандартов управления и контроля качества.

Зарубежные специалисты-практики отмечают, что внедрение специальных программ комплексной регламентации труда обеспечивает предпринимателям значительный эффект, выражающийся в повышении качества производимых продуктов и услуг, конкурентоспособности за счет снижения издержек [4]. Наличие системы процессов и базы актуальных регламентирующих документов по ним придает функционированию бизнес-системе упорядоченный и открытый характер, делает работу организации «прозрачной» для собственников, персонала и инвесторов.

В настоящее время в корпорациях Германии, США, Канады и других стран базовыми методами нормативной регламентации выступает хронометраж (с анализом интенсивности труда), использование различных микроэлементных регламентирующих нормативов времени и их модификаций. Кроме того, в зарубежной практике широкое распространение получили методы линейного программирования, многофакторный регрессионный анализ, разнообразные статистические методы изучения затрат рабочего времени [5] (КотаЫт, 2002). В целях нормативной регламентации труда активно применяются и новые программные продукты для микроэлементного нормирования, интегрированные с интеллектуальными корпоративными системами планирования и организации производства, банки регламентирующих нормативных данных и т.д. [5].

Все это в итоге ведет к повышению производительности труда, росту заработной платы, т. е. комплексная регламентация труда способствует повышению уровня благосостояния и качества жизни граждан.

Также нельзя не отметить, что опора на набор юридических норм и правил, составляющих основу регламентации труда, помогает формализовать экономику, создать атмосферу доверия и обеспечить порядок, что является необходимым условием экономического роста и развития страны [6].

И это не остается незамеченным иностранными инвесторами. Последние исследования, проведенные Международной организацией труда, показывают, что, отбирая страны для вложения капиталов, иностранные инвесторы ценят качество рабочей силы и политическую и социальную стабильность выше низких затрат на оплату труда [4]. И нет никаких свидетельств того, что страны, которые не соблюдают трудовые стандарты, более конкурентоспособны в глобальной экономике [7] (Кисета, 2002).

Кроме того, наличие актуальной регламентной базы позволяет осуществлять тиражирование бизнеса при создании дочерних компаний, открытии филиалов в регионах и т.п.

Таким образом, современная регламентация труда представляет собой сложное явление, характеризуемое системой правовых, организационно-экономических, тех-

нико-технологических, социально-психологических и других аспектов. Рассмотрим их подробнее.

Так, с юридической точки зрения регламентация представляет собой «способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и возложения на них юридических обязанностей» [8] (Т1ккот1тоуа, Т1ккот1тоу, 1997).

Таким образом, правовая регламентация социально-трудовых отношений обусловлена нормативными правовыми актами о правовом статусе и компетенциях субъектов правоотношений: юридических лиц (предприятий, учреждений, организации, органов исполнительной власти и т. д.) и физических лиц (граждан). Регламенты разных уровней регулируют отношения, возникающие в процессе практической правореали-зационной деятельности субъектов правоотношений. А система регламентации труда, построенная на соблюдении действующего законодательства, выступает инструментом регулирования правореализационной деятельности участников социально-трудовых отношений.

С технико-технологических позиций регламентация труда отражает взаимосвязь производственно-технологических и трудовых процессов.

При этом регламентация труда встраивается в механизм современного технического регулирования, под которым, согласно российскому законодательству, понимается «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия» [9].

В этой связи практическая деятельность по регламентации труда предполагает разработку регламентов, учитывающих стандарты безопасности труда, требования к работе оборудования, особенности технологических процессов (операций) и др., на основе которых агенты трудовых отношений будут осуществлять предоставленные им права и выполнять возложенные на них обязанности.

Рассматривая социально-психологические вопросы регламентации труда, следует представлять ее как некий социокультурный механизм, который характеризуется своими нормами и санкциями, правами и обязанностями, способный формировать модели поведения трудовых агентов, определять социальное поле их взаимодействия. На практике это может осуществляться, например, через Кодекс деловой этики.

С организационно-экономической позиции при помощи регламентации труда устанавливаются границы экономической самостоятельности трудовых агентов в бизнес-

системах, оптимальные пропорции между имеющимися ресурсами, осуществляется закрепление рационального разделения труда, упорядочивается выполнение конкретных трудовых процессов, координируется взаимодействие всех организационных факторов в трудовой системе1.

С позиций управления регламентация труда сводится к упорядочению действий трудовых агентов исходя из интересов управляющей системы, когда для регулярных задач принимаются унифицированные способы их решения, разделяются зоны ответственности, закрепляются права на принятие решений, задаются связи кооперации и субординации.

Как мы видим, современная регламентация труда не ограничивается только оперативным направлением работы - подготовкой документов-регламентов, содержание его значительно шире. Оно включает исследовательские компоненты, направленные на изучение бизнес-архитектуры организации, производственно-технологических и трудовых процессов, структуры операций и затрат времени на их выполнение, исследование социальных и управленческих процессов в бизнес-системе, изучение правовых и экономических вопросов взаимодействия свободных агентов социально-трудовых отношений и т.д.

Таким образом, под регламентацией труда как научным направлением можно понимать теорию объективного места, роли и функций регламентов как ключевых элементов современных бизнес-систем и регуляторов социально-трудовых отношений.

Рассмотрение сущности регламентации труда будет неполным без раскрытия выполняемых ею функций.

Функции регламентации труда на этапе перехода к цифровой экономике

На этапе перехода к цифровой экономике можно выделить общие и специальные функции регламентации труда (рис.).

К общим функциям регламентации труда автор статьи относит: информационную, коммуникативную и ценностно-ориентирующую функцию.

Реализация информационной функции обеспечивает фиксацию, хранение и передачу информации, содержащейся в регламентах. При этом информативность регламента определяется количеством и качеством информации. Главными критериями информативности регламента выступают достоверность, своевременность, достаточность.

Характер усвоения информации, содержащейся в регламентах, зависит от их способности передавать свое содержание от одних участников социально-трудовых

1 Под трудовой системой (системой «человек-техника-знания-среда») автор статьи понимает открытую динамическую, социально-техническую систему, преобразующую совокупность ресурсов в совокупность результатов, взаимодействующую при этом с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя полученные результаты.

ФУНКЦИИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА

Общие

Информационная

Коммуникативная

Ценностно-ориентирующая

1

Специ эльные

Правовая Интегративная

Социальная Гносеологическая

Организационно-управленческая Проектировочная

Стимулирующая Экологическая

Рисунок. Общие и специальные функции регламентации труда Источник: составлено автором.

отношений к другим. В этом проявляется коммуникативная функция регламентации. Традиционно движение информации происходит в двух направлениях: в вертикальном - от руководителя к исполнителю; и в горизонтальном - между партнерами одного уровня.

Кроме того, коммуникативная функция регламентации труда играет важную роль не только в распространении информации, но и в организации социальных связей. Развитие глобальных компьютерных сетей, делающих возможным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации, способствует полноценной реализации коммуникативной функции регламентации.

Также необходимо отметить, что сама система регламентации труда как совокупность знаний о принципах отношения человека к труду в то же время представляет собой набор оценочных критериев, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, осуществляемая на основе осведомленности людей о предлагаемых регламентацией труда критериях оптимальности, полезности тех или иный действий, выступает в качестве средства ориентации человека в социуме. Таким образом, регламентация способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию, предоставляя трудовым агентам возможность сформировать у себя отвечающее необходимым требованиям мировоззрение, на базе которого возможна их эффективная деятельность.

Далее рассмотрим специальные функции регламентации труда, к которым автор статьи относит правовую, социальную, организационно-управленческую, стимулирующую, интегративную, гносеологическую, проектировочную и экологическую функции.

Одной из основных является правовая функция регламентации труда, которая проявляется посредством юридического закрепления на централизованном нормативном, локальном нормативном или договорном уровнях разработанных норм, пра-

вил, стандартов и т. д. В ходе реализации этой функции осуществляется предоставление работодателю совокупности юридических средств по обеспечению исполнения работниками регламентов.

Другой важной функцией является социальная функция регламентации труда, которая находится в неразрывной связи с правовой функцией и направлена на установление социальной справедливости и соблюдение обоснованных гарантий в сфере труда. Социальная функция регламентации труда проявляется главным образом в виде мер защиты интересов и прав работников.

Организационно-управленческая функция регламентации труда проявляется в закреплении форм разделения труда, установлении связей кооперации и субординации, разделении зон ответственности и т. д.

Стимулирующая функция регламентации труда обеспечивает заинтересованность работников в индивидуальных и коллективных результатах труда.

Наряду с правовой, социальной и стимулирующей функциями можно выделить интегративную функцию регламентации труда.

Как известно, в процессе разработки регламентов обобщаются и систематизируются накапливаемые знания, интегрируются в единую систему. Это позволяет говорить об интегративной функции регламентации труда по отношению к знаниям.

Нельзя не отметить, что посредством регламентации труда формулируются общие принципы поведения людей в процессе труда, а также требования к отношениям человека к обществу и самому себе. Будучи усвоенными участниками социально-трудовых отношений, такие принципы обеспечивают формирование у них близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегративной функции регламентации труда.

Гносеологическая функция (от греч. gnosis - знание) заключается в возможности посредством регламентов передавать знания. Регламенты, разработанные на основе актуальных исследований, снабжают специалистов знаниями о лучших практиках. Кроме того, система регламентации - это важная составляющая интеллектуального капитала любой организации. Регламентированный процесс допускает тиражирование, анализ и улучшение, облегчает привлечение и обучение персонала.

С рассмотренными выше функциями регламентации труда связана еще одна — проектировочная. Процесс создания бизнес-систем (в т. ч. производственных) требует участия регламентации труда, которая совместно с другими научными направлениями призвана разрабатывать принципы, стандарты и правила, составляющие нормативный каркас функционирования таких систем. В этой связи необходимо отметить, что регламенты, являясь неотъемлемой частью организационного проектирования, позволяют не только закрепить выработанные проектные решения, но и более эффективно производить процесс их внедрения, становясь действенным средством контроля.

Таким образом, создание регламентов выступает не только как завершающий этап организационного проектирования, но и используется в самом его процессе, причем

сначала в роли средства исследования, а затем средства проектирования деятельности организационных систем.

В узком плане проектировочная функция регламентов реализуется при разработке моделей трудовых процессов и их описании.

В заключение необходимо отметить, что на современном этапе развития общества особое значение приобретает противостояние вызовам и угрозам экологической безопасности. Так «на фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств...» [10]. В этой связи необходимо выделить экологическую функцию регламентации труда, которая, на наш взгляд, выражается в том, что при разработке регламентов должны быть предусмотрены такие методы выполнения работ (предоставления услуг), которые обеспечивали бы разумное потребление всех видов ресурсов, сохранение здоровья человека в различных условиях, учет факторов экологического риска, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

Основная цель экологической функции регламентации труда состоит в принятии своевременных мер, направленных на нейтрализацию угроз жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия человеческой деятельности, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.

Такая цель достигается путем разработки и внедрения регламентов, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии человека и природы, устанавливающих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду.

заключение

Рассмотрение сущности и функций современной регламентации труда является иллюстрацией той масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, которую она играет в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях становления цифровой экономики повышение уровня управляемости свободными трудовыми агентами в рамках сетевых структур во многом зависит от создания действенной системы регламентации. Именно регламентация труда становится одним из ключевых элементов в системе организационно-экономического управления. Ведь именно структурирование трудовых процессов путем регламентации труда является основой снижения издержек и повышения эффективности бизнес-систем.

ИСТОЧНИКИ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «КонсультантПлюс»». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd=4C1C7035C49ADC49B879A73E2BE0B378.

2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информацион-

ного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home &rnd=4C1C7035C49ADC49B879A73E2BE0B378.

3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и дру-

гих служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd=4C1C7035C49ADC49B879A73E2BE0B378.

4. Правила игры. Международные трудовые нормы: краткое введение / Группа тех-

нической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - М.: МОТ, 2016.

5. Кораблин М.В. Совершенствование регламентации труда государственных служа-

щих системы арбитражных судов. / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экон. наук. - М.: ОАО ВЦУЖ, 2002.

6. Международная конференция труда: доклад V (1), 103-я сессия. - Женева: Международное бюро труда, 2014.

7. Kucera D. Core Labour Standards and Foreign Direct Investment // International Labour

Review. - 2002. - № 1-2. - p. 31-69.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М.: Юринформцентр, 1997. - 525 c.

9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=home&rnd=4C1C7035C49ADC49B879A73E2BE0B378.

10. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd=4C1C703 5C49ADC49B879A73E2BE0B378.

REFERENCES:

Mezhdunarodnaya konferentsiya truda: doklad V (1), 103-ya sessiya [International

Labor Conference: Report V (1), 103rd Session] (2014). (in Russian). Pravila igry. Mezhdunarodnye trudovye normy: kratkoe vvedenie / Gruppa tekhnicheskoy podderzhki po voprosam dostoynogo truda i Byuro MOT dlya stran Vostochnoy Evropy i Tsentralnoy Azii [Rules of the game. International labor standards: a brief introduction / The ILO Decent Work Technical Support Team and Country Office for Eastern Europe and Central Asia] (2016). (in Russian). Korablin M.V. (2002). Sovershenstvovanie reglamentatsii truda gosudarstvennyh sluzhaschikh sistemy arbitrazhnyh sudov [Improving regulation of labor of civil servants of arbitration courts system] (in Russian).

Kucera D. (2002). Core Labour Standards and Foreign Direct Investment International Labour Review. (1-2).

Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. (1997). Yuridicheskaya entsiklopediya [Legal encyclopedia] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.