DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_148
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE PROCESS OF RESOCIALIZATION OF CONVICTS
ГАМАНЕНКО Леонид Иванович,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России». 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: gamanenko1960@ yandex.ru
ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,
старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;
GAMANENKO Leonid Ivanovich,
Associate Professor of the Department of Criminal and Penal Enforcement Law,
Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Candidate of Law, Associate Professor.
125 Karpinsky str., Perm, Perm Krai, 614012, Russia.
E-mail: gamanenko1960@ yandex.ru;
DENISOV Alexey Dmitrievich,
senior researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, Narvskaya str., 15 «a», p. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru
Краткая аннотация. В статье предпринята попытка определения сущности процесса ресоциализации. В заключении авторы приходят к выводу, что процесс ресоциализации осужденных состоит из трех этапов, а также раскрывают функции данного процесса.
Abstract. The article attempts to determine the essence of the process of resocialization. In conclusion, the authors conclude that the process of resocialization of convicts consists of three stages, and also reveal the functions of this process.
Ключевые слова: исправление, осужденные, реадаптация, реинтеграция, ресоциализация, социальная адаптация.
Keywords: correction, convicts, readaptation, reintegration, resocialization, social adaptation.
Для цитирования: Гаманенко Л.И., Денисов А.Д. Сущность и функции процесса ресоциализации осужденных // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_148.
For citation: Gamanenko L.I., Denisov A.D. The essence and functions of the process of resocialization of convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 148-150. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_148.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2023
Несмотря на кажущуюся простоту (от лат. re - приставка, означающая повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный), в науке встречаются различные подходы к определению сущности ресоциализации. Будучи сложным и противоречивым процессом, она может быть рассмотрена с субъективной и объективной точек зрения. В первом случае ресоциализация предстает как вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от характерного для него прежде, в результате постепенного освоения предметов окружающего мира и социума, выработки социально приемлемых форм поведения и жизнедеятельности.
С объективной точки зрения ресоциализация предстает как специально организованный процесс возвращения осужденного в право-послушное общество, что требует определения конечных и промежуточных целей такой деятельности, соответствующих им стадий ресоциализации, а также выработки критериев оценки полученных результатов.
Рассмотрение сущности ресоциализации предполагает выделение этапов ее осуществления, которые определяются в науке по-разному. М. С. Рыбак относит к ним установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной социальной группе, создание условий для разрыва негативных связей, исправление, воспитательную работу и социальную адаптацию [1. С. 29-30].
И. И. Евтушенко считает необходимым детализировать его содержание и делит его на такие стадии, как: типологизация осужденных; сохранение их социально полезных связей; исправление осужденных; подготовка их к освобождению; исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; трудоустройство и бытовое устройство по месту жительства; контроль за выполнением условий условно-досрочного освобождения [2. С. 146].
Ю. В. Баранов, положив в основу дифференциации процесса ресоциализации степень биолого-психологического приспособления личности к условиям общественной жизни, выделил стадии реадаптации, индивидуализации и реинтеграции осужденного [3. С. 188-252].
Результаты анализа научной литературы показали, что большинство исследователей выделяют два этапа ресоциализации: пенитенциарный, заключающийся в первичной адаптации к условиям исполнения уголовного наказания, исправлении и подготовке осужденного к освобождению и постпенитенциарный, предполагающий социальную адаптацию после него.
Однако некоторые ученые (Н. А. Крайнова, В. Е. Южанин) предлагают выделять, помимо этого, допенитенциарный этап, который включает вынесение в установленном порядке приговора и назначение наказания, а также формализацию отношения к нему осужденного, что создает условия для противодействия асоциальной деградации личности осужденного. Не отрицая значимость такого подхода для комплексного
Уголовно-правовые науки
решения проблемы ресоциализации осужденных, считаем, что акцент все же должен быть сделан на пенитенциарном и постпенитенциарном этапах, на которых действует целый ряд факторов, препятствующих успешной ресоциализации и провоцирующих повторные преступления.
Определению сущности ресоциализации способствует рассмотрение вопроса о соотношении данного понятия с понятиями «реабилитация», «социальная адаптация», «реадаптация», «исправление» и «реинтеграция». В зарубежной литературе ресоциализация нередко рассматривается как синоним реабилитации, для чего существуют определенные исторические предпосылки. Считается, что термин «реабилитация» впервые был употреблен французскими легистами для обозначения института помилования осужденного, предполагавшего восстановление его в правах.
Похожую точку зрения высказывали и некоторые российские специалисты, отмечая, что именно восстановление социального статуса личности включается в понятие ресоциализации [4. С. 11]. Высказывалось также мнение о том, что социальная реабилитация, заключающаяся в восстановлении утраченного гражданского и социального статуса, выступает как один из аспектов ресоциализации личности. В частности, В. М. Бочаров рассматривает социальную реабилитацию освобождаемых из исправительных учреждений как «процесс подготовки лиц, у которых заканчивается срок отбывания наказания в исправительных учреждениях, к жизни на свободе, а также оказание им постпенитенциарной помощи, реализуемые в виде комплекса мероприятий правового, воспитательного и криминологического характера, направленные на восстановление, а при необходимости приобретение этими лицами личностных качеств, позволяющих им вести осознанно законопослушный и социально полезный образ жизни» [5. С. 8]. Полагаем, что употребление понятия «социальная реабилитация» по отношению к осужденным совершенно неприемлемо, ввиду того, что в современной России термин «реабилитация» ассоциируется преимущественно с восстановлением прежнего статуса невиновного лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности, а, следовательно, вряд ли может признаваться синонимом ресоциализации.
Достаточно противоречиво в литературе решается вопрос о соотношении ресоциализации с социальной адаптацией. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить следующие подходы:
1) отождествление ресоциализации и социальной адаптации;
2) понимание ресоциализации как условия социальной адаптации, означающего переход личности в новую социальную среду, восприятие нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций этой среды;
3) рассмотрение ресоциализации как способа адаптации;
4) понимание социальной адаптации как особой стадии ресоциализации, реализуемой после освобождения из мест лишения свободы. Из подобной трактовки, насколько можно судить из содержания ст. 2 и 121 УИК РФ и региональных законов о социальной адаптации, исходит и законодатель.
При рассмотрении такого соотношения возникает закономерный вопрос о целесообразности выделения понятия реадаптации, которое характеризует повторное приспособление индивида к новым или изменившимся условиям жизни. На наш взгляд, его использование особенно актуально к неоднократно судимым лицам, поскольку для ранее осужденного их нельзя назвать, безусловно, новыми.
По этой причине трудно рассуждать о процессе реадаптации, присущем лицам, осужденным впервые. Правда, по мнению Ю.В. Баранова, осужденным не стоит адаптироваться к условиям пенитенциарного учреждения, поскольку это снижает эффективность процесса ресоциализации [6. С. 192-197]. Однако с подобных категоричным заявлением трудно согласиться, учитывая, что речь идет в том числе о повторной адаптации к режимным требованиям пенитенциарного учреждения, которые создают условия для исправления осужденного и его последующей ресоциализации.
Говоря о реадаптации к условиям жизни на свободе, следует учитывать, что, как справедливо отмечает О.Б. Панова, «роль среды, в отношении которой может реально осуществляться приспособление осужденных сегодня, по сути, выполняет некая идеальная модель, как будто воспроизводящая социальную реальность», но на самом деле таковой не являющаяся [7. С. 223-225]. Очевидно, что общество не всегда готово принять осужденного, создать необходимые условия для его жизнедеятельности. Поэтому выстроенные для него адаптивные модели поведения могут оказаться бесполезными. Готовность реагировать на вызовы общества должна опираться на прочный фундамент общечеловеческих ценностей, который может быть сформирован только в процессе ресоциализации. В этом смысле ее следует рассматривать как более глубокое изменение структуры личности осужденного, поэтому реадаптацию можно рассматривать лишь как стадию ресоциализации. Это позволяет не согласиться с мнением Т. Н. Волковой, полагающей, что такие дефиниции, как социальная адаптация, реадаптация, социализация и т. д., по своей сути представляют один и тот же процесс [8. С. 103].
Говоря о соотношении понятий ресоциализации и реинтеграции, следует отметить, что авторы, использующие его, справедливо рассматривают реинтеграцию как важный компонент процесса ресоциализации. При этом Ю.В. Баранов считает, что реинтеграция присутствует как на пенитенциарном, так и постпенитенциарном этапе ресоциализации и, наряду с реадаптацией, входит в общий процесс ресоциализации осужденных в качестве отдельной стадии, на которой помощь освобожденному лицу даже не нужна. В то же время, поднимая вопрос о возможности или невозможности применения основных средств исправления осужденных к лишению свободы к процессам ресоциализации и реинтеграции, фактически рассматривает их как относительно обособленные. Считаем, что подобный подход не вполне корректный, поскольку он стирает различия между указанными явлениями. Как представляется, реинтеграцию, наряду с реадаптацией, следует рассматривать как неотъемлемые составляющие полноценной ресоциализации личности на постпенитенциарном этапе.
По-разному решается в науке и вопрос о соотношении понятий «ресоциализация» и «исправление», где можно выделить следующие
подходы:
1) отождествление указанных понятий, что подвергается обоснованной критике при всеобщем признании ресоциализации основным элементом не только системы профилактики преступлений, но и системы исправления и «перевоспитания» осужденных, где ресоциализация составляет сущность их исправления;
2) рассмотрение исправления лиц, осужденных на отбывание наказания в виде лишения свободы, как более широкого понятия, включающего в себя понятия ресоциализации и неосоциализации, как результат формирования новой, не криминальной социализационной траектории;
3) определение исправления как стадии ресоциализации, на которой реализуется принудительное управляющее воздействие с целью выработки правопослушного поведения.
При этом высказывается мнение, что «процесс исправления осужденного в рамках исправительного учреждения и после его освобождения напрямую не связан с успешностью или не успешностью его ресоциализации», что отчасти справедливо, поскольку процесс исправления не всегда формирует самостоятельно мыслящего и позитивно действующего индивида, способного найти свое место в обществе. Не случайно О. В. Павленко говорила о необходимости изменения цели применения наказания в виде лишения свободы с исправления осужденных на их ресоциализацию [9. С. 8], с чем, однако, можно согласиться лишь отчасти, поскольку за рамками этой цели окажется постпенитенциарный этап ресоциализации. Корректней было бы говорить о создании необходимых условий для ее полноценного осуществления.
Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, о том, что ресоциализация состоит из трех этапов: допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный. Допенитенциарный этап - это период до вступления приговора в законную силу. Проводятся мероприятия, направленные на сбор информации о данном лице, предыдущих судимостях, его поведении при отбывании прежних наказаний и после освобождения. Основные субъекты - следственные органы, суд, сотрудники оперативных отделов, психологических лабораторий. Пенитенциарный этап - с момента прибытия в исправительное учреждение и до освобождения. Субъектами являются сотрудники воспитательных, оперативных, отделов, психологических лабораторий, групп социальной защиты осужденных. В этот период применяются меры исправительного воздействия, направленные на исправление осужденного. Осуществляется подготовка к освобождению, оказание материальной, психологической и иной помощи перед освобождением.
Постпенитенциарный этап начинается после освобождения лица и может длиться длительное время. Основные субъекты - работники службы пробации, местных органов власти, сотрудники полиции, члены общественных, религиозных, организаций и объединений, персонал центров ресоциализации. На этом этапе оказывается помощь в трудоустройстве, получении необходимых документов, устанавливается административный надзор.
Сущность процесса ресоциализации позволила раскрыть его функции, среди которых можно выделить:
1) образовательно-познавательную, обеспечивая формирование знаний о нормах права и правила поведения, а также чувство ответственности за совершенные правонарушения;
2) личностно-детерминирующую, предопределяя направленность мировоззрения личности на осознание соответствия правовых норм ее интересам, жизненному самоопределению, переориентации ценностей;
3) регулятивно-корректирующую, корректируя отношение к окружающему миру, формируя целостную жизненную позицию;
4) стимулирующую, акцентируя внимание на положительных чертах освобожденного от наказания лица, эффективно влияет на ее перевоспитание, способствует интеллектуальному развитию, мобилизации творческих сил;
5) диагностико-прогностическую, обеспечивая глубокое понимание субъектом сущности и взаимосвязи явлений окружающей социальной среды и возможность предвидения тенденций их развития, своего предназначения и роли в социуме;
6) трансформационную, способствуя превращению правовых, этических, моральных знаний во внутренние убеждения и принципы личной жизни бывшего осужденного.
Библиогра фия:
1. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001.
2. Евтушенко И. И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография. Волгоград. 2005.
3. Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии : дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008.
4. Волкова Т. Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.
5. Бочаров В. М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений : авто-реф. дис.....канд. юр. наук. Краснодар, 2001.
6. Баранов Ю. В. Проблемы стадий ресоциализации осужденных к лишению свободы (вопросы теории и практики) // Реализация уголовной ответственности: история, современность и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции (31 марта-1 апреля 2019 г.). Костанай: КУИС МЮ РК, 2005.
7. Панова О. Б. Научные подходы к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5.
8. Волкова Т. Н. Ресоциализация осужденных как мера профилактики преступности и цель уголовного наказания // Правовая культура. 2007. № 2 (3).
9. Павленко О. В. Постпенитенциарное поведение лиц, отбывших наказание за корыстные посягательства : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003.
References:
1. Rybak M. S. Resocialization of prisoners sentenced to imprisonment: problems of theory and practice. Saratov, 2001.
2. Yevtushenko I. I. Conditional early release of convicts to imprisonment and their resocialization : monograph. Volgograd. 2005.
3. Baranov Yu. V. Stages of resocialization of convicts in the light of new socio-anthropological views and social philosophy: dis. ... doct. jurid. M., 2008.
4. Volkova T. N. Problems of serving sentences and re-socialization of women sentenced to imprisonment : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 1995.
5. Bocharov V. M. Penal enforcement and criminological aspects of social rehabilitation of those released from correctional institutions : abstract. dis..... Candidate of
Legal Sciences. Krasnodar, 2001.
6. Baranov Yu. V. Problems of the stages of resocialization of prisoners sentenced to imprisonment (questions of theory and practice) // Implementation of criminal responsibility: history, modernity and prospects : collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (March 31 -April 1, 2019). Kostanay: KUIS MU RK, 2005.
7. Panova O. B. Scientific approaches to the legal re-socialization of pupils of children's correctional institutions // Historical and socio-educational thought. 2011. № 5.
8. Volkova T. N. Resocialization of convicts as a crime prevention measure and the purpose of criminal punishment // Legal culture. 2007. № 2 (3).
9. Pavlenko O. V. Post-penitentiary behavior of persons who have served a sentence for mercenary encroachments : dis. ... cand. jurid. sciences'. Omsk, 2003.