Проблемы уголовно-исполнительного права
УДК 343.8 ББК 67.409.18 П54
E.A. POLYAKOVA*
STAGES OF PRISONERS RE-SOCIALIZATION PROCESS
Аннотация: в статье на основании анализа теоретических подходовк проблеме ресоциализации осужденных предлагается трактовка данного явления и этапы его реализации.
Ключевые слова: пенитенциарная ресоциализация, этапы ресоциализации, объект ресоциализации, социальная адаптация.
Annotation: in the article the issue of prisoners resocialization on the basis of the analysis of the theoretical approaches is considered. The stages of its realization are offered.
Key words: penal re-socialization, stages of resocialization, object of re-socialization, social adaptation.
ЕЛЕНА
АЛЕКСАНДРОВНА
ПОЛЯКОВА*
СТАДИИПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Термин «ресоциализация осужденных» довольно часто встречается в научных работах, посвященных вопросам исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. При этом даже поверхностный анализ свидетельствует о расхождении во мнениях отдельных ученых относительно содержания данного понятия, его этапов и сущности.
По нашему мнению, деление ресоциализации на этапы весьма условно, так как она есть единый процесс, протекающий непрерывно. Выделение в нем этапов или стадий представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как позволяет «индивидуализировать применение мер ресоциализирующего воздействия к осужденным на разных этапах уголовной ответственности»1.
Вместе с тем в научной литературе нет единства мнений относительно временного периода ресоциализации осужденных, его начала и окончания.
По мнению некоторых ученых, анализируемый процесс состоит из двух этапов: пенитенциарного и постпенитенциарного, при этом элементами ресоциализации обладает также профилактическое воздействие на лиц с отклоняющимся поведением2. Так, А.Ф. Степа-нюк и В.М. Трубников, рассматривая процесс ресоциализации , выделяют пенитенциарный (во время отбывания наказания) и постпенитенциарный (после освобождения от наказания) этапы. Пенитенциарный этап ресоциализации осужденных данные авторы рассматривают как подготовительную стадию к последующему постпенитенциарному этапу3. Таким образом, ресоциализация осужденных представляет собой процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов, на которых различные субъекты должны осуществлять комплексное воздействие на лиц, совершивших
преступление.
* Адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России). E-mail: misspolYakova@mail.ru
С. М. Рыбак, рассматривая ресоциализицию осужденного к лишению свободы как процесс реструктуризации и корректировки свойств его личности, называет пять стадий ресоциализации осужденнога
1) установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств;
2) создание условий для разрыва негативных связей с социально опасной группой, асоциальной средой;
3) исправление осужденного как средство ресоциализации;
4) воспитательная работа с осужденным как средство ресоциализации;
5) социальная адаптация лишенного свободы4.
Рассматривая данную попытку выделить
этапы ресоциализации, стоит согласиться с мнением Ю.В. Баранова, который отмечает; что критерий подразделения на стадии является весьма спорным вследствие как наличия оценочных понятий «положительные группы» и «отрицательные группы», так и рассмотрения процесса исправления осужденного в качестве средства ресоциализации последнего5.
Более широкая трактовка в понимании процесса ресоциализации представлена у В.Е. Южанина, по мнению которого в структуре ресоциализации осужденных следует выделять: допе-нитенциарный, пенитенциарный и постпенитен-циарный этапы. Первый этап начинается с момента десоциализации лица, которая привела его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний - заканчивается возвращением в общество и адаптацией в нем. На допенитенциарном этапе на обвиняемое в совершении преступления лицо оказывается довольно мощное нравственно-психологическое давление со стороны дознавателя, следователя, суда, других участников уголовного процесса, друзей, родственников, знакомых, формируется общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитен-циарном этапе ресоциализации осужденного идет его приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать трудности6.
Стадии ресоциализации осужденных самостоятельны, у каждой существуют определенные системные характеристики, однако у всех один и тот же объект воздействия - лицо с делинквентным поведением, на которое оказыва-
ется внешнее воздействие с целью возвращения его в общество, изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, восстановления общественно полезных связей.
Как отмечает Ю.В. Баранов, при осуждении лица и помещении его в пенитенциарное учреждение запускаются механизмы адаптации к экстремальным с точки зрения возможностей че-ловеческогоорганизма условиям. При успешном прохождении стадии адаптации в пенитенциарном учреждении осужденный полностью приспосабливается к условиям учреждения, а затем начинается процесс индивидуализации, выражающийся в стремлении к персонализации. При успешном прохождении стадии индивидуализации в рамках пенитенциарного учреждения осужденный переходит к стадии интеграции в сообщество, существующее в пенитенциарном учреждении. В рамках ресоциализации лица, освобожденного от наказания в виде лишения свободы, Ю.В. Баранов выделяет стадии реадаптации, индивидуализации и реинтеграции освобожденного к условиям жизни на свободе7.
Н. А. Крайнова предлагает следующую структуру процесса ресоциализации:
1) вынесение в установленном порядке наказания и отношение к нему осужденного;
2) адаптация к условиям исполнения уголовного наказания;
3) исправление;
4) подготовка осужденного к освобождению;
5) освобождение и социальная адаптация к условиям жизни на свободе.
При этом Н.А. Крайнова первый этап называет допенитенциарным, второй, третий и четвертый - пенитенциарными, пятый - постпени-тенциарным. На допенитенциарном этапе ресоциализирующее воздействие на осужденного оказывает вид и размер назначенного судом наказания, а также вид исправительного учреждения, если назначено наказание в виде лишения свободы. Чрезмерно суровые наказания ожесточают осужденного, препятствуют нормальной адаптации к жизни в условиях лишения свободы. Слишком легкие наказания дают ложное представление о безнаказанности собственных противоправных действий что, как следствие, приводит к невозможности достичь цели исправления и возращения в общество законопослушного гражданина8.
В рамках пенитенциарного этапа ресоциализация личности осуществляется также в исправительном учреждении. От того, как бывший преступник подготовленк жизни в обществе, как изменились его ценностные ориентации, зависит
Проблемы уголовно-исполнительного права
Проблемы уголовно-исполнительного права
его дальнейшая жизнь как законопослушного гражданина. Социальная адаптация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, пройдет тем успешнее, чем эффективнее будет их подготовка к освобождению. Завершающим этапом ресоциализации осужденных - постпенитенциар-ным - является социальная адаптация к условиям жизни после отбытия уголовного наказания. Этот период показывает, насколько успешно прошел процесс ресоциализации. Адаптация освобожденных охватывает собой комплекс вопросов психологическойи практической подготовкиосуж-денных к освобождению, восстановления полезных социальных связей, усвоения ими новых социальных ролей после отбытия наказания, активного управления этим процессом со стороны государственных органов и общественных организаций , устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению отбывших уголовные наказания лиц к полезной деятельности. Это предполагает комплексный подход к изучению проблемы адаптации отбывших наказание с позиций не только социальной психологии, но и педагогики, криминологии и права9.
Таким образом, Н.А. Крайнова в пенитенциарный этап ресоциализации осужденных включает адаптацию к условиям исполнения уголовного наказания, исправление и подготовку осужденного к освобождению.
Представляется, что все приведенные подходы не находятся в противопоставлении между собой, а дополняют друг друга. Каждый из авторов стремится раскрыть лишь отдельные этапы единого процесса.
Мы понимаем пенитенциарную ресоциализацию как длительный процесс, в основе которого находится сложный комплекс организационноправовых, социально-психологических, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на формирование у осужденного установок социально одобряемого поведения, способности и готовности к включению после отбытия наказа-
ния в условия жизни в обществе, создание предпосылок к правопослушному поведению путем устранения первичных бытовых трудностей.
Согласимся с мнением авторов, выделяющих в процессе ресоциализации три основных этапа: допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный, которые связаны между собой едиными содержанием и целями. На каждом из этапов ресоциализации достигаются свои промежуточные цели с помощью присущих только им специфических средств воздействия на преступника. Вместе с тем единство процесса ресоциализации обусловлено тем, что на всем его протяжении существует один и тот же объект воздействия - лицо с отклоняющимся поведением.
В рамках пенитенциарного этапа ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, предлагаем выделить следующие стадии:
1) адаптация осужденного к условиям жизни в исправительном учреждении, в ходе которой происходитизучение личности осужденного и его жизненной ситуации службами учреждения (оперативной, психологической социальной и др.);
2) организация комплексаправовых, организационных, психолого-педагогических, социальных мер со стороны администрации учреждения, государственных и общественных организаций, под воздействием которых происходит модификация личности осужденного, изменение его взглядов, ценностей, установок. Данное воздействие направлено на приобретение осужденными общественно полезных качеств, формирование у них уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческогообщежития, на восстановление социально полезных связей;
3) подготовкаосужденного к освобождению, которая включает психологическую, социальную, юридическую работу с ним, направленную на успешную социальную адаптацию в обществе после освобождения.
1 Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократносудимыхлиц: Дис. ... канд. юрид. наук Владивосток, 2002. С. 18.
2 См.: СтручковН.А. Курс исправительно-трудовогоправа. Проблемы общей части. М., 1984. С. 161.
3 См.: Степанюк А.Ф., Трубников В.М. Исполнение наказания в виде лишения свободы и особенности постпенитенциарнойадаптации освобожденных: Учеб. пособие. Киев, 1992. С. 3-5.
4 См.: РыбакМ.С. Ресоциализация осужденныхк лишению свободы проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. С. 52-56.
5 См.: Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 41.
6 См.: Южанин В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечениев уголовномсудопроизводствеРязань, 1992. С. 25.
7 См.: Баранов Ю.В. Указ соч. С. 269.
8 См.: Крайнова Н.А. Указ соч. С. 20.
9 См.: ШмаровИ.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (проблема социальной адаптации). М., 1974. С. 3.