Научная статья на тему 'Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического и религиозного конфликта'

Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического и религиозного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ЭТНОС / РЕЛИГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ГЕНЕЗИС / ПРОБЛЕМЫ / АНАЛИЗ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / СУЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминов И.Р.

В настоящее время как в общемировом масштабе, так и в границах ближнего зарубежья Российской Федерации, имеются очаги острых конфликтов (в том числе вооруженных). Данные социальные явления носят крайне деструктивный характер. Отсюда следует, что необходимость легального определения конфликта, изучение процессов генезиса, протекания и урегулирования конфликтов, опираясь на зарубежный опыт, весьма актуализируют проблему этнических и религиозных конфликтов в юриспруденции. Автором рассмотрены сущность и формы государственно-правового преодоления данных конфликтов. Вместе с тем была дана попытка обосновать генезис конфликта при помощи социально-культурных и институциональных особенностей отдельно взятого общества, включая особенности правопорядка, характера норм определенной юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и формы государственно-правового преодоления этнического и религиозного конфликта»

К 300-ЛЕТИЮ ПОЛИЦИИ РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

рушении, а также взаимодеиствие с общественными организациями и населением. Правоохранительная функция

советской милиции являлась одной из основных направлений в деятельности органов внутренних дел.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Н. Г. Основы теории государства и права. М., 1963.

2. Корельский В. М. Общая теория социалистического государства. Свердловск, 1979.

3. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

4. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3.

5. Денисов А. И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. М., 1969.

6. Петров В. С. Советское общенародное государство: основные задачи и функции // Советское государство и право. 1974. № 9.

7. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979.

8. ГКУ Республики Башкортостан. Национальный архив Республики Башкортостан. Фонд 342. Уфимский горком КПСС. Оп. 69. Д. 18. Лл. 89.

9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38.

10. Теория государства и права / под ред. А. М. Васильева. 2-е изд. М.: Юрид. лит.,

1983.

© Хисамутдинова Г. И.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 340.132:316.485(470)

И. Р. АМИНОВ, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук (г. Уфа)

I. R. AMINOV, associate professor of the department of public law of the Institute of law of Bashkir state university, candidate of law (Ufa)

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА

ESSENCE AND FORMS OF STATE LAW MANAGEMENT OF THE ETHNIC AND RELIGIOUS CONFLICT

Аннотация. В настоящее время как в общемировом масштабе, так и в границах ближнего зарубежья Российской Федерации, имеются очаги острых конфликтов (в том числе вооруженных). Данные социальные явления носят крайне деструктивный характер. Отсюда следует, что необходимость легального определения конфликта,

^

а©

S S

S

s

y

s s

I

y

S4

s

s &

0

1

У

£

«

s s

i y

»5

изучение процессов генезиса, протекания и урегулирования конфликтов, опираясь на зарубежный опыт, весьма актуализируют проблему этнических и религиозных конфликтов в юриспруденции. Автором рассмотрены сущность и формы государственно -правового преодоления данных конфликтов. Вместе с тем была дана попытка обосновать генезис конфликта при помощи социально-культурных и институциональных особенностей отдельно взятого общества, включая особенности правопорядка, х а-рактера норм определенной юрисдикции.

Ключевые слова: конфликт, этнос, религия, государство, политика, генезис, проблемы, анализ, формы, методы, сущность.

Annotation. Currently, both on a global scale and within the borders of the near abroad of the Russian Federation, there are foci of acute conflicts (including armed conflicts). These social phenomena are ex tremely destructiv e. It follows that the need for a legal definition of the conflict, the study of the genesis ofprocesses, flow and resolution of conflicts, drawing on international experience, rather actualize the problem of ethnic and religious conflicts in the law. The author considers the essence and forms of state-legal overcoming of these conflicts. At the same time, an attempt was made to substantiate the genesis of the conflict by means of the socio-cultural and institutionalfeatures of a particular society, including the features of law and order, the norms of certain jurisdictions.

Keywords: conflict, ethnos, religion, state, politics, genesis, problems, analysis, forms, methods, essence.

У

8 I

у » &

0

1

У

£ *

i у

eq

Этнические и религиозные конфликты носят крайне деструктивный характер для политико-правового пространства как отдельного взятого государства, так и в контексте региона и группы государств, затрагивая при этом глубинные уровни общественных отношений. В этой связи государству в лице своих уполномоченных органов необходимо адекватно и своевременно реагировать на проблемные аспекты межнациональных и межконфессиональных отношений, стремиться к нивелированию разногласий и созданию межкультурного диалога.

Все это не представляется возможным без эффективного и детального нормативного правового регулирования целого ряда общественных отношений: порядка регистрации, функционирования и ликвидации религиозных и культурных организаций, создания национально-культурной автономии, гарантий прав для малочисленных коренных народов, миграционного законодательства и т. д. Другими словами, необходима превентивная правовая работа и выстраивание адекватной правовой по-

литики по многим вопросам общественно-политической жизнедеятельности государства.

Наиболее проблемной ситуацией для целей мирного сосуществования народов и конфессий в полиэтническом и многоконфессиональном государстве выступает социальный конфликт, который может перерасти в острую фазу (вооруженный межнациональный конфликт). Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и форм государственно-правового преодоления этнического конфликта, необходимо дать определение их категорий.

Так, согласно А. А. Грицанову, «сущность представляет собой совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать, и которые определяют все остальные его свойства» [1, с. 673]. Понятие формы неразрывно связано с категорией «содержание», является ее противоположением, причем их нельзя рассматривать в разрыве друг от друга. Таким образом, содержание представляет собой внутреннее наполнение явления, т. е. некоторую упорядоченную совокупность

внутренних элементов или процессов. Отсюда следует, что форма - это способ существования содержания, его внешнее проявление с учетом различных модификаций содержания или без наличия таковых вообще.

Как уже отмечалось выше, этнические и религиозные конфликты являются неотъемлемой частью мировой цивилизации с давних времен, что обусловливается многими факторами, порождающими эти конфликты. Как справедливо отмечает Н. В. Кузьмина, в последнее время российские и зарубежные ученые-социологи, юристы, политологи склоняются к признанию неизбежности социальных и этнических конфликтов. Также факторами генезиса этноконфес-сиональных конфликтов могут выступать многие явления, рассмотренные выше, но особое место среди них занимают политико-правовые факторы. Такие факторы являются одними из наиболее деструктивных, поэтому на них должно быть обращено пристальное внимание как ученых-конфликтологов, юристов, социологов, так и государственных деятелей. Не в последнюю очередь это касается и Российской Федерации - одного из наиболее полиэтнических и поликонфессиональных государств на планете [2].

Для дальнейшего изучения сущности и форм государственно-правового преодоления конфликта представляется необходимым дать определение понятия «преодоление». Так, под преодолением этноконфессионального конфликта следует понимать его снятие путем качественного изменения взаимоотношений между участниками конфликта. Категория «снятие конфликта» обстоятельно разработана в трудах советского правоведа и конфликтолога В. С. Жеребина. По его мнению, существует четыре основных свойства, присущих категории «снятие»:

1) снятие должно сопровождаться тем, что один из участников кон-

фликта пересиливает противодействие второй стороны;

2) снятие юридического конфликта должно сопровождаться его завершением;

3) преодоление юридического конфликта не означает абсолютное уничтожение всех его составных элементов;

4) снятие юридических конфликтов неразрывно сопряжено с количественными и качественными изменениями социальных признаков составляющих его структурных элементов [3].

Рассмотрим каждое из этих свойств детально.

1. Тезис о пересиливании одной стороной конфликта другую сторону представляется не совсем отвечающим реалиям этноконфессионального конфликта. Дело в том, что сущность и содержание такого конфликта предполагают, что даже самые крайние проявления силы не способны полностью погасить глубинные противоречия, которые кроются в конфликтной этноконфес-сиональной ситуации. Военно-техническое превосходство одной сто- ао роны, успешные вооруженные операции 3 и т. д. способствуют триумфу одной а стороны и даже могут разыграть кон- у фликтную карту в ее пользу, однако к ^ подлинному исчерпанию конфликта та- »В кие действия не приводят. Более того, ^ вооруженные столкновения и пораже- | ния другой стороны культивируют в ^ обществе чувства реваншизма, ирреден- | тизма, подъем крайних форм национа- | лизма. Наиболее яркой иллюстрацией к ^ вышесказанному может служить пора- § жение Германской империи в Первой ^ мировой войне, дальнейшее нарастание ДЦ реваншистских чувств в обществе, при- ^

ход наиболее крайних правых сил к вла- в

й

сти и развязывание военной агрессии в §

Европе нацистской Германией. |

Как уже отмечалось, конфликт не

может быть разрешен одними лишь си- ^

ловыми акциями. Его разрешение воз- §

можно только в совокупности политиче- |

у

ских, дипломатических, экономических вц

и иных усилий. В качестве примера можно привести возникший в первые годы существования независимой РСФСР конфликт двух титульных наций Кабардино-Балкарской АССР. Исходя из невозможности разрешения территориальных споров, большая часть кабардинского и балкарского этносов осознала невозможность дальнейшего развития конфликта. В настоящее время большинством конфликтологов и политологов данный конфликт считается практически исчерпанным, некоторые же находят его замороженным и входящим в среднюю группу риска. Как бы там ни было, данный конфликт представляет собой пример бескровного преодоления этнополи-тического конфликта.

2. В. С. Жеребин рассуждает о том, что снятие юридического конфликта должно сопровождаться его завершением. Представляется, что данное утверждение далеко от истины. Исходя из данного тезиса, результатом преодоления каждого конфликта должно быть ^ его окончание и разрешение. Этнокон-ад фессиональные конфликты, происходя-3 щие на более высоком, отличном от лона кального уровне (арабо-израильский и | некоторые другие), охватывают гораздо с^ большее количество участников кон-^ фликта и занимают гораздо больший ® отрезок времени, поэтому и являются | более деструктивными. Глубина проти-^ воречий и взаимных претензий участ-| ников конфликта здесь существенно § больше, чем в рассматриваемом нами ® выше кабардино-балкарском конфликте, | а следовательно, речь может идти не о ^ «разрешении», а об «урегулировании» „Ц конфликта.

^ Так, согласно Н. В. Кузьминой

| «причины длительности протекания эт-| нического конфликта состоят, по всей | вероятности, в большой значимости ^ психологических механизмов этниче-^ ского конфликта (роль негативных ге-а теростереотипов в этносоциальной па-| мяти, этноцентризм, национализм и др.), что обусловливает наличие до-

полнительных трудностей при завершении данного вида конфликта. Следовательно, лучше говорить не о «разрешении» этнического конфликта, а об его «урегулировании».

3. Вопрос о количестве и качестве составных элементов конфликта среди конфликтологов является спорным. Однако отметим, что среди элементов юридического и этнополитического конфликта, в число которых традиционно включают субъекты, объект, среду конфликта. Существуют как минимум два элемента, отсутствие которых исчерпывает конфликт: субъекты конфликта и его объект. Очевидно, что при двух контрсубъектах вывод одного из них автоматически прекратит существующий конфликт. Также дело будет обстоять и в случае, когда объект конфликта (то, на что направлены контрсубъекты, по поводу чего возник конфликт) исчерпает себя. Например, такая ситуация может возникнуть в случае оккупации спорной для двух или нескольких этносов территории третьей стороной и изгнания с этих территорий контрсубъектов. Если исходить из предположения, что объект конфликта действительно объективно не может быть выведен из конфликта, а все остальные элементы конфликта исчерпали себя (стороны пришли к консенсусу, составили соглашение, устраивающее обе стороны и т. д.), то в данном случае можно согласиться с В. С. Жеребиным в том, что преодоление юридического конфликта не означает абсолютное уничтожение всех его составных элементов.

Помимо концептуальных разработок В. С. Жеребина существуют и другие, более конкретные процедуры разрешения этноконфессионального конфликта. На необходимость разграничения понятий «разрешение», «преодоление», «урегулирование» этнокон-фессиональных конфликтов указывают и другие исследователи. Так, согласно Ю. А. Тихомирову:

1) под разрешением конфликта в широком смысле стоит понимать устранение или минимизацию противоречий, разделяющих стороны конфликта и включающих в себя урегулирование конфликта; в более узком понимании разрешение стоит трактовать как устранение противоречий самими контрсубъектами - участниками конфликта;

2) урегулирование конфликта представляет собой деятельность, направленную на прекращение (исчерпание) конфликта с участием третьей стороны, непосредственно в конфликте не участвующей;

3) преодоление конфликта - это не что иное, как деятельность, направленная на скорейшее прекращение, а не на разрешение противоречия, которое лежит в основе конфликта. Под прекращением конфликта, судя по всему, следует понимать окончание его «горячей» фазы, введение режима прекращения огня и т. д. В этом смысле, согласно Ю. А. Тихомирову, преодоление конфликта близко по своему содержанию к пресечению конфликта [4, с. 11].

Одной из форм преодоления конфликта может служить силовой метод. Его сущность заключается в насильственном либо дискриминирующем в каком-то определенном отношении внедрении в конфликт и силовом его подавлении. Одним из инструментов такого преодоления этноконфессио-нального конфликта является институт введения чрезвычайного положения. Так, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении» (далее - ФКЗ «О чрезвычайном положении») чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций не-

зависимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Одним из оснований введения режима чрезвычайного положения являются «межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями» (п. «б» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении») [5]. Подобные правовые акты существуют и на современном постсоветском пространстве: Закон Азербайджанской Республики от 8 июня 2004 г. № 681-Г^ «О чрезвычайном положении», Закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении», Закон Республики Молдова от 24 июня 2004 г. № 212-ХУ ао «О режимах чрезвычайного, осадного и «2 военного положения». а

Мирное урегулирование кон- у фликта в тех ситуациях, когда был при- ¡5 менен силовой метод и допускалось ¡3 кровопролитие, чрезвычайно затрудни- ^ тельно. К примеру, в Приднестровье и | Южной Осетии вооруженные столкно- ¡^ вения окончились довольно давно и не | были по своему характеру такими кро- а вопролитными, как в некоторых других в

N

горячих точках планеты. В связи с этим § добиться политико-правового урегули- |

рования и некоторого политического Дь

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компромисса для мирного соглашения в ^

дальнейшем в данных регионах оказа- в

лось намного проще, чего нельзя ска- §

зать, например, о конфликте в Чечен- У

ской Республике, Нагорном Карабахе и ^

Таджикистане (1992-1997 гг.). В неко- ^

торых регионах количество накопив- §

шихся и укоренившихся противоречий, §

подогреваемых политическими и воо- ед

У и

§ I

З4

I

О ¡1

руженными столкновениями, настолько велико, что говорить о категории «разрешение конфликта» в отношении данных регионов пока не приходится. В то же самое время в тех регионах, где конфликт начал развиваться по мирному сценарию и удалось избежать введения силового метода (на территории СНГ -Гагаузия, в пределах Российской Федерации - Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария), можно говорить о нахождении политического компромисса и сближении участников конфликта.

Метод переговоров, или медиативный метод, заключается во введении процедуры переговоров и консультации между участниками конфликта. На российском конституционном уровне помимо медиации между субъектами Федерации и самой Федерацией (в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ) можно выделить медиацию между национально-культурными автономиями, государством и другими субъектами как административным, так и судебным путем. Медиация широко применима и в области международных конфликтов. Так, путем переговоров часто удается достигнуть определенного консенсуса (например, соглашение о прекращении огня, соглашение о перемирии). Дальнейший процесс медиации, вероятно, позволит прийти к более масштабному и глубокому урегулированию конфликта вплоть до его полного снятия.

На территории постсоветского пространства в качестве актов медиации можно рассмотреть Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года, Соглашение о

прекращении огня с 12 мая 1994 года в Нагорном Карабахе, Минский протокол от 5 сентября 2014 года и др.

Таким образом, с учетом вышесказанного, мы можем прийти к выводу о том, что, во-первых, сущность урегулирования этноконфессионального конфликта сводится к его преодолению путем устранения противоречий между субъектами конфликта. Во-вторых, к формам урегулирования конфликтов стоит отнести силовой и медиативный методы, которые различаются как по своему содержанию, так и по политико-правовым последствиям своего применения.

Не будет выглядеть преувеличенным утверждение о том, что этнические конфликты представляют международную глобальную социально-политическую и правовую проблему. На современном этапе зафиксирована эскалация этнических конфликтов в Восточноевропейском регионе и странах третьего мира, продолжаются межэтнические трения в Западной Европе. Эт-ноконфликтный процесс затронул и США, где во второй половине XX века актуализировались этнорасовые проблемы. В этот период в науке начинают формироваться понятия и концепции «этнического возрождения» и «этнического парадокса современности», изучаются вопросы усиления роли национализма и националистических установок в массовом сознании современных людей. В этой связи вопрос о действенном и эффективном механизме правового урегулирования этнических и религиозных конфликтов остается сверхактуальным.

£ *

К

I

ЛИТЕРАТУРА

1. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

2. Кузьмина Н. В. Правовое регулирование этнического конфликта: дис. ... канд. юрид. наук. Кострома, 2004.

3. Жеребин В. С. Проблемы правовой конфликтологии: дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2001.

4. Тихомиров Ю. А. Юридические конфликты: механизм анализа и преодоления // Административное право и процесс. 2017. № 2.

5. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66446/ (дата обращения: 17.04.2017).

© Аминов И. Р.

УДК 347.23:321.01

А. А. СТЕПАНОВА, старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

A. A. STEPANOVA, senior lecturer of the department of constitutional law of the Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of law (Ufa)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF PROPERTY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Аннотация. В статье рассматриваются общие комплексные проблемы, характеризующие как трансформацию соотношения государства и собственности, так и особенности форм государственно-правового регулирования института собственности в период формирования гражданского общества в России.

Ключевые слова: государство, собственность, глобализация, национальное государство, властвование.

S S

У

О

S

Annotation. The article discusses the overall complex problem of characterizing the transformation ratio of the state and of property, and particular forms of state-legal regulation of the institution of property in the period of formation of civil society in Russia. Keywords: state, property, globalization, the nation-state, dominion.

Проблема государства и собственности в контексте глобализации сравнительно новая. В современных отечественных исследованиях, специально посвященных анализу государственности, должного внимания ей пока не уделяется. Например, такие крупные работы, как «Государствоведение» В. Е. Чиркина (М., 2000), «Государство

и государственная власть» И. Н. Гомерова (М., 2011), практически не освещают этот вопрос.

Глобализация уже на наших глазах превращается в один из тех факторов, которые оказывают очень большое влияние на современное государство: на его свойства, функции и организацию, вектор его эволюции и т. д. Г. И. Иванец

и s s

I

у »

s

s &

0

1 У

£ *

s s

i y

eq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.