Научная статья на тему 'Сущность и факторы формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса'

Сущность и факторы формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина О. А., Лисиенкова Л. Н.

В статье раскрываются сущность, функции и факторы формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и факторы формирования профессиональных компетенций специалиста сервиса»

УДК 378

ББК 4481.44+4489.5

СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСА

О.А. Смолина, Л.Н. Лисиенкова ЮУрГУ

В статье раскрываются сущность, функции и факторы формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса.

На протяжении нескольких десятилетий развиваются в России две тенденции профессионального образования, характерные для эпохи перехода к постиндустриальному обществу: интеграция всех его уровней (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовской профессиональной подготовки и переподготовки) и развитие системы многоступенчатого профессионального образования.

Трансформация характера и содержания образования приводит к соответствующей трансформации структур организации и управления университетом. Помимо традиционных подразделений - кафедр и исследовательских лабораторий по дисциплинам, в них создаются междисциплинарные и многопрофильные учебные и научно-исследовательские лаборатории, опытно-конструкторские подразделения, инновационные предприятия, производящие и реализующие готовую инновационную продукцию исследований ученых университета. Развиваются различные формы интеграции университетов и промышленного сектора, такие, как научно-производственные предприятия, технополисы, совместные исследовательские программы и центры и т.д. Особое значение приобретает данная работа в «малых» городах России, где высшее учебное заведение является научным центром для подготовки и переподготовки кадров градообразующих предприятий.

В результате многолетних усилий ряда вузов в России уже появилось несколько крупных учебных научно-инновационных университетских комплексов, включающих в себя как образовательные учреждения различного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры послевузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, инновационно-

технологические центры, исследовательские и проектные организации, объекты инновационной инфраструктуры. В таком направлении работают Уральский, Саратовский, Курский, Орловский государственные технические университеты, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет и многие другие. В итоге, достигнуты важные результаты, наблюдается повышение качества образования на базе интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, сосредоточение всех этапов инновационной деятельности в рамках вуза, консолидация усилий вузов, региональных властей и заинтересованных предприятий и организаций в активизации инновационной деятельности в регионах. Именно высшие учебные заведения через свой главный продукт - квалифицированных специалистов - могут в наибольшей степени влиять на общество, прививать определенную культуру и систему ценностей.

От того, насколько успешно российская система высшего образования справится с поставленной задачей, зависит, насколько быстро она перейдет на новый этап развития, при котором обеспечивается максимально возможное позитивное воздействие на жизнь, развитие всего нашего общества.

При анализе работы российской системы образования за последние 10 лет, отмечается одна из положительных тенденций: разработана Концепция непрерывного образования, рассматривающая процесс обучения как постоянный континуум, учение длиною в жизнь.

В России сложилась и функционирует определенная система профессиональной подготовки кадров. В каждом регионе профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли народного хозяйства.

В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования. Ценностей классического образования, базирующегося на передаче обучающимся знаний, умений навыков, в современных условиях российского общества явно недостаточно. Возникло несоответствие между целостностью культуры и технологией ее фрагментно-го воспроизводства через объяснительноиллюстрированный тип обучения. В этой ситуации обострилось противоречие между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными условиями овладения ими в рамках традиционной образовательной системы. Разрешение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры.

Подобная ситуация характерна не только для России. Во всех развитых странах мира вторая половина XX столетия ознаменовалась ориентацией в создание и развитие системы непрерывного образования как глобального мирового явления и глобального мирового процесса. Непрерывное образование является необходимым условием жизнедеятельности человека. Не будет преувеличением утверждение, что непрерывное образование - это объективный императив третьего тысячелетия, которому неумолимо будет следовать все человечество, но это также нравственный императив каждого отдельного человека.

В работах Б.С. Гершунского, Е.В. Калин-кина, В.О. Леднева, Ю.А. Кустова, В.Б. Миронова и других обосновывались предпосылки и объективная необходимость становления систем непрерывного образования, закладывались теоретико-методологические основы их прогнозирования, проводился системноструктурный анализ ближайших перспектив их развития. В этом контексте изучалось соотношение общественных, личных и профессиональных интересов, рассматривались проблемы преемственности и структурирования содержания образования, разрабатывались организационно-экономические механизмы взаимодействия различных образовательных учреждений.

К настоящему времени результаты работ целого ряда отечественных исследователей: П.Ф. Анисимова, С.М. Годника, В.А. Ермо-

ленко, Ю.А. Захарова, Н.Э. Касаткиной, Б.П. Невзорова, А.М. Новикова, А.Н. Орлова, С.И. Осиповой, В.Н. Скворцова, Т.М. Чуреко-вой и др. позволили сформулировать концепцию реализации содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования. Данный подход обеспечивает целостность и непрерывность содержания образования во всех видах образовательных учреждений России, перспективы их интеграции в мировую образовательную среду.

В педагогической теории непрерывное профессиональное образование выступает одним из приоритетных направлений (И.Д. Бе-лаеновская, В.Ф. Глушков, М.Б. Ермоленко, В.П. Ковалевский, Т.Ю. Ломакина, Ж.Г. Пискунова, и др.). Непрерывность образования обеспечивает мобильность и гибкость решения проблем инженерного образования, расширяет виды профессиональных профилей, позволяет интегрировать содержание образования, интенсифицировать учебный процесс, проводить комплексные научные исследования, решать методические и экономические вопросы, повышать мотивацию и качество подготовки специалистов технического профиля.

Цель непрерывного профессионального образования - не подготовка узких специалистов для конкретной области деятельности, а развитие личности каждого человека, расширение его профессиональной и социальной компетентности и повышение общей культуры. Целью же непрерывного технического профессионального образования является формирование творческой, саморазвиваю-щейся, созидающей личности специалиста. В этих условиях главные задачи средней и высшей школы - научить будущего специалиста учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, мыслить самостоятельно, критически и творчески. Более эффективно эти задачи могут быть решены при единстве довузовской, вузовской подготовки и послевузовской системы непрерывного технического профессионального образования.

Развитие рыночных отношений за последнее десятилетие привело к росту потребностей в специалистах сервиса различного профиля, подготовка которых не может быть полностью обеспечена только гуманитарным или техническим (инженерным) базовым образованием.

Рассматривая и анализируя структуру оказания образовательных услуг региона, можно отметить, что образовательные учреж-

Смолина О.А., Лисиенкова Л.Н.

Сущность и факторы формирования профессиональных компетенций специалиста...

дения имеют основную гуманитарную или техническую направленность, а специалисту по сервису необходимо овладеть социокультурными компетенциями функционального, частно-конкретного уровня с учетом основных видов профессиональной деятельности, регламентированной ГОС ВПО, к которым относятся:

- социокультурно-образовательные компетенции;

- социально-психологические компетенции;

- личностные компетенции;

- исследовательские компетенции специалиста [2].

Сервис - довольно молодая отрасль экономики России, в том числе и региональных субъектов. Существуют различные варианты определения категорийного понятия «сервис». Ведущие специалисты МГУ сервиса предлагают наиболее объективную и определенную формулировку, положенную в основу квалификационной характеристики выпускника - специалиста по сервису согласно ГОС ВПО [4].

Сервис - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя посредством оказания индивидуальных услуг. Объектами профессиональной деятельности специалиста по сервису является человек и его потребности в индивидуальных услугах; способы и методы выявления и формирования этих потребностей с доведением их до устойчивого спроса в отношении различных индивидуальных услуг; методы моделирования, диагностики и разработки материальных объектов и услуг по индивидуальным заказам потребителя; технологические процессы, посредством которых выполняются индивидуальные заказы на услуги; оборудование, машины, приборы и их системы для осуществления технологических процессов сервиса [1].

В отличие от гуманитарной или технической (инженерной) подготовки профессиональная деятельность специалистов по сервису, кроме производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской включает, социальную сервисную составляющую. Это связано с функциями, выполняемыми специалистом сервиса:

- организация процесса обслуживания клиентов;

- анализ заказов на услуги;

- проведение экспертизы и диагностики системы и процессов сервиса;

- разработка технологии и качества оказания услуг;

- доведение услуги до потребителя;

- принятие компромиссных решений в условиях многокритериальное™ процесса оказания услуг;

- организация контактной зоны для общения с потребителем услуг;

- подбор и расстановка сотрудников, обладающих психологической устойчивостью для работы с потребителем услуг.

Исследуя особенности профессиональной деятельности и квалификационные требования к специалисту по сервису, одним из основных факторов повышения качества профессионального образования в этом направлении мы считаем непрерывное образование в рамках вуза.

Однако в совместной деятельности различных ступеней образования специалистов по сервису отсутствуют достаточные научные разработки, обеспечивающие механизм взаимодействия образовательных программ всех уровней образования. В результате неэффективно используются потенциальные возможности различных форм и методов обучения.

Поэтому научное исследование в направлении совершенствования непрерывного образования - как фактора формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису, является актуальным, имеет несомненную научную новизну и практическую значимость.

Особо актуальна указанная выше тематика для региональных образовательных структур, и в частности - для вузов Челябинской области.

Перспективным и инновационным направлением является разработка системы непрерывного профессионального образования специалистов по сервису в рамках Южно-Уральского государственного университета и Челябинского технологического колледжа сервиса, входящего в структуру вуза. Для разработки эффективной взаимосвязи образовательных программ различных уровней среднего профессионального образования в колледже и вузе требуется проведение научного исследования и решение следующих задач:

- повышение качества подготовки специалистов;

-разработка авторских программ;

-написание учебников и учебных пособий по дисциплинам специальности 100101 -«Сервис»;

-взаимоувязка образовательных программ всех уровней образования;

-разработка новых форм и методов обучения;

-развитие дифференциации и индивидуализации образования на основе образовательных учреждений в области сервиса и вариативности образовательных программ;

-углубление интеграционных и междисциплинарных программ;

- институциональная перестройка образования с учетом специфики функционирования сферы сервиса.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 100101 «Сервис» / Министерство образования РФ - М.: Минобр. - 2000. — 23 с.

2. Дуранов, М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) / М.Е. Дуранов. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2006. - 337 с.

3. Посеренин, С.П. Новые формы и методы подготовки специалистов для сферы сервиса: материалы международной научно-методической конференции МГУС/С.П. Посеренин. - М.: МГУС, -2003.-147 с.

4. Смирнова, ЕЛ. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): учебное пособие / Е. Т. Смирнова. - М.: МГУС, 2004. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.