Научная статья на тему 'Сущность христианской нравственности'

Сущность христианской нравственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
930
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ХРИСТИАНСТВО / БОГОСЛОВИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полуянов Валерий Петрович

Статья посвящена основам христианской нравственности природы человека. В ней рассматриваются христианское понимание общечеловеческих нравственных основ имеющих место в самой природе человека, существование нравственного закона и его особенностей. Предпринята попытка, как можно глубже проникнуть в тайны природы человека, и дано осмысление сущности христианской нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность христианской нравственности»

Полуянов В. П., д-р хим. наук, проф. Харьковский институт экологии и социальной защиты

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

zchs@intbel.ru

Статья посвящена основам христианской нравственности природы человека. В ней рассматриваются христианское понимание общечеловеческих нравственных основ имеющих место в самой природе человека, существование нравственного закона и его особенностей. Предпринята попытка, как можно глубже проникнуть в тайны природы человека, и дано осмысление сущности христианской нравственности.

Ключевые слова: нравственность, человек, христианство, богословие, природа._

Актуальность. Необходимость проведения исследования обусловлено осмыслением проблемы христианской нравственности природы человека и проникнуть глубже в процессы, происходящие в современном обществе.

Цель работы. Определить и раскрыть христианское понимание в природе человека нравственного чувства, совести, свободы, существование естественного нравственного закона и его особенностей.

Практическая значимость. Разработка и конкретизация ключевых категорий философии, как «нравственность», «совесть», «свобода» и особенности нравственного закона с точки зрения диалектики.

Научные исследования. Данная работа посвящена исследованию христианской нравственности, природы человека, чувствам, совести, свободы, действию нравственного закона и процессам происходящие в обществе.

Задачи. Рассматриваются наиболее важные вопросы по этическим проблемам, достижению высокой нравственности, культуре и религиозному сознанию современного человека.

Об основах христианской нравственности говорит сама наука именуемая нравственное богословие. В ней показана сущность духовно-нравственной природы человека, созданного по образу и подобию Божию, как об этом говорят первые страницы Библии (Быт. 1, 25; 2, 7), а также природа семьи и Церкви, в которых человек обитает и постоянно взаимодействует.

Нравственное богословие предлагает систематическое усвоение, во-первых, христианского понимания естественных общечеловеческих нравственных основ, имеющих место в самой природе человека: нравственного чувства, совести, нравственной свободы и других, действующих в духе-душе человека и подтверждающих существование естественного нравственного закона и его особенностей.

Во-вторых, нравственное богословие говорит о сверхъестественном законе, данном человеку в Божественном Откровении. Раскрывая содержание богооткровенного закона, наука показывает его тесную внутреннюю связь с естественным нравственным законом, ибо «принципиально они - од-

но и то же» [4] и отмечает его благотворное влияние на естественный нравственный закон.

На основании Священного Писания нравственное богословие объясняет нам, каким образом падший человек примиряется с Богом через искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа и Его святую Церковь. Наука свидетельствует, что наступили времена благодати, и люди получили от Господа благодатные средства для достижения Царства Небесного. В деле спасения участвуют две силы - спасительная благодать Бо-жия и свобода самого человека.

Следовательно, нравственное богословие, излагая учение о благодатных средствах, которые пребывают в Церкви Христовой, способствует правильному пониманию и развитию нравственной природы, дабы отношения с Богом и окружающим миром стали для человека благоуспешны-ми.

Под нравственностью человека принято понимать отношение его к Богу, другому человеку и обществу людей.

В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек изучает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему добро утвердить и развить в себе, а зло удалять из своих повседневных дел.

От этого слова получает свое наименование понятие нравственность, ибо в нраве находят отображение свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувства и воли. В нраве сказываются преобладающие привычки и навыки человека.

По праву люди могут быть вспыльчивыми, горячими, беспокойными или, наоборот, мирными и спокойными. Нрав отображается в мягкости, отзывчивости, милосердии или в противоположном: грубости, жестокости, требовательности и неуживчивости. Каков у человека нрав, такова и его нравственность [1]. Если люди не приобщены к образованию, культуре, общественной жизни, а живут естественной жизнью, то нравам их соответствует и их нравственность. Люди эгоистического, недоброжелательного нрава и к другим людям относятся эгоистично, холодно, недоброжелательно. Значит,

нравственность их будет низкой и общественно вредной.

Нравственности человека свойственно возрастать и развиваться. В результате чего, он улучшает свои отношения к Богу, другому человеку и обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в его Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли.

В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства - эстетическое и утилитарное, то есть красота и хозяйственная польза. Нравственное чувство добра и зла лежат в отношении человека к человеку. По христианскому учению, человек для человека никогда не должен быть средством достижения своекорыстных целей, а должен помогать людям от силы в силу, уподобляясь Небесному Отцу.

Известно, что нравственность делится на естественную и христианскую.

Естественная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богозданной природы. Этой нравственности было бы достаточно, если человек не пал и не исказил своей духовно-нравственной природы. Достаточно было то, что Господь до грехопадения находился в постоянном общении с человеком, беседовал с ним непосредственно и говорил о том, что нужно для его развития. Книга Бытия повествует о том, что Адам имел личное общение с Богом, он не страшился Его, так как пребывал в мире с Богом [7].

По причине падения человека, её стало недостаточно, прекратилась непосредственная связь и беседы Бога с ним. Господь стал говорить людям не непосредственно, а через пророков. Сообщал Бог пророкам Свою волю и оценку тех или иных событий из жизни еврейского народа. Они сообщали людям так называемые заповеди и законы о жизни, достойной Бога и человека. Таким образом, появилось Божественной Откровение.

Оно вызвано тем, что указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа. Вот тогда на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес человеку Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение, которое составило основу христианской нравственности.

В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, Святую Церковь, церковные Таинства и «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимая и укрепляемая благодать Божия дает христианину приобрести для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и сво-

боды воли, которые он направляет на практическое осуществление намеченных им дел.

Основой христианской нравственности является Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, так как оно ориентирует человека на главную цель его жизни и правила поведения, которые указаны в Божественном Откровении.

Своей сутью, религиозное сознание человека имеет личный духовный опыт, который становится очевидным в результате живой связи человеческого духа с Божиим. Религиозный опыт открывает человеку акты веры, наполняющие его душу истинным содержанием и выстраивает отношения человека к Богу как предмет своей веры [5].

Внимание верующего человека сосредоточено на Боге, Его промыслительном отношении к миру, людям и благодатным воздействием на них. Религия связывает человека с Богом через определенный культ: богослужебные чинопоследования, священнодействия, Таинства и обряды, пастырскую проповедь и церковные установления, личную молитву, необходимые в христианской жизни. Она настраивает человека видеть Бога внутренним зрением. В результате человек верит Богу, надеется на Его благодатную помощь и рассчитывает жить по вере и при этой помощи.

Религиозно-нравственные жизненные нормы человека исходят из его сознания. Эти нормы вытекают из религиозного сознания каждого человека и определяют его нравственность: отношение к Богу, самому себе, окружающим людям и миру. Таким образом, нравственность отвечает на вопросы: как жить, какого придерживаться поведения во всех своих жизненных отношениях? А религия - во что и как веровать?

Христианская нравственность возвышает озабоченность каждого человека так, чтобы в основание его естественных нравственных стремлений было положено желание принять Бога в свою жизнь. По Его законам согласовывать свое поведение, получать от Него дар благодати и тем самым приобретать навыки и умение, которые пригодились бы человеку в этой жизни, вечности и в обителях Небесного Отца.

Поскольку нравственность коренится в самой природе человека и ее основы заложены в его существе, то они присущи всем людям. Они общече-ловечны. К ним относятся: нравственное влечение, потребность, чувство добра, зла и нравственный закон. Эти основы сообщают человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом [2].

Иисус Христос дал человеку Богооткровен-ную нравственность. В ней каждый христианин черпает знания, благодатную силу для осуществления в своей личной жизни всех нравственных правил и норм. Исходя из этого, людям становится ясно значение науки нравственное богословие. Изучение ее способствует пониманию человеческой природы и того, что она нам диктует: чувства

долга, обязанности, свободы, ответственности, чувства стыда, совести и др. Она уточняет понимание нравственных основ и открывает глаза на то, что человек несет в себе бессознательно. Особую ценность при усвоении нравственных истин имеет учение Христа Спасителя, которое помогает людям понимать существо нравственных норм как абсолютно истинных.

Нравственное богословие направляет внимание человека на внутренние процессы его естественной и духовной жизни. Тем самым оно утверждает человека в правилах христианской жизни и направляет его деятельность к высшему совершенству, выраженному в словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный» (Мф. 5, 48).

Нельзя вступить в добрые отношения с Богом, имея недобрые отношения к человеку и ближнему. Поэтому в нравственной сфере человек видит действие инстинкта добра, которое ему и надлежит всячески развивать в своей жизни. Существо нравственного инстинкта составляет влечение одного человека к другому с чувством довольства и радости. Так, например, у ребенка влечение к матери является ответом на чувства и ее участие в его развивающейся жизни.

На основе нравственного инстинкта, пробудившегося у человека, возникает так называемый социальный инстинкт. Его суть состоит в том, что через общение с одним у человека начинает развиваться влечение вступить в общение с другими людьми. При удовлетворении этого влечения человек формирует так называемый закон психического соответствия с другими людьми или же несоответствия, инстинктивно улавливаемый им.

Устанавливая свои отношения с людьми, человек пользуется интуитивной моральной оценкой. Чтобы вступил в действие закон психического соответствия, нравственное влечение должно быть удовлетворено соответствующим добрым его поведением по отношению к другому и принесло ему удовольствие и радость [8].

Религиозно-нравственный опыт состоит в том, что человек утверждает в себе известные объективно-ценные жизненные содержания. Религия, как связь с Богом, несет человеку свободные внутренние переживания по поводу нисходящего к нему от Бога Откровения. Принимая его от Бога созерцание, любовью и верой, человек своим сердцем восходит к Нему через молитвы и согласные с нею дела, нравственные поступки. Следователь, этот опыт дает человеку возможность узнать истинное Откровение по его божественному совершенству и вменять его себе в закон, наполняя его положениями свою жизнь, исполняя их своим сочувствием, поддержкой и служением. Единственным источником Откровения является благодать Божия, и потому человек взывает к ней. Истинная нравственность есть не что иное, как молитва о благодати Божией и об Откровении. Поэтому христианское нравственное учение в понятие о нрав-

ственности вносит уточнение. Оно говорит, что отношение человека к Богу и людям качественно меняется через усвоение благодати Божией. Это отношение обретает святое содержание через причастность к благодатной жизни, присущей Богу и Его Царству. Естественная нравственность сама не входит в состав понятия святости. Служит она частично одним из благоприятных условий благодатного посещения Божия. Основанием для христианской нравственности служит Божественное Откровение и благодатная жизнь Церкви [12].

Господь Иисус Христос учит нас, что без Него мы не можем сделать ничего истинно доброго. Христианская жизнь не есть простая цепь добрых дел, но постоянное ожидание освящения от Бога и восхождение к Нему. В этом восхождении Он всегда с нами и помогает нам. Спасение наше заключается в призывании и единении со Христом.

Христианская жизнь - это не просто некое добропорядочное поведение, соответствующее внешним правилам, исполняемым из страха наказаний. Она действительно богочеловеческая, вдвоем с Богом. Человек вопрошает, Бог отвечает; человек скорбит, Бог утешает; человек заблуждается, Бог указывает путь. В иге и бремени Христовых сокрыто блаженство свободной любви, но для этого необходимо отречься от всего зла, напрасных развлечений, забот и даже от своего имущества: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21). Надо любить людей самих по себе, а не ради пользы или удовольствия, которые они нам приносят. Любовь такая не прочна и удаляет от Бога.

В настоящей жизни христианин должен явственно ощутить радость облагодатствования, иначе он не обретет её и в будущем веке. Святые люди в этой жизни не только освобождались от греха, но и исполнялись духовной радости и света. Для чистого ока все чисто и святые видят всех людей и весь мир прекрасным, предвкушая блаженство рая. Все, чего они лишились ради Господа, возвращается им в преображенном виде. Святой Марк Подвижник пишет: «Ничего не потеряешь ты из того, что оставил для Господа, ибо в свое время оно придет к тебе многократно умноженным».

Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа говорит о Его совершеннейшем нравственном характере. Он был от начала и до конца чист, непорочен, безгрешен, исполнителен и послушен воле Небесного Отца Своего. Христос «не имел греха» (Ин. 8, 46). Пилат не нашел в нем «никакой вины» (Лк. 2,3-4), а Иуда признался, что «предал кровь неповинную» (Мф. 23, 4).

Иисус Христос является образцом всех добродетелей христианских, был смиренным и послушлив Отцу Своему Небесному. Вся жизнь Его свидетельствовала об смирении. Он и Сам указал на это, когда говорил: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Будучи кротким и смиренным, Иисус Христос жил постоянной связью с Богом Отцом. Его пищей являлось «творение воли пославшего Его Отца и совершение дел Его» (Ин. 4, 34). Он совершил искупительную жертву за род человеческий и «благовествовал мир дальним и близким» (Евр. 2, 17). Возносясь на Небо к Своему Отцу, Христос Спаситель «мир Свой оставил нам» (Ин.14, 27), чтобы очистить нас от греховной скверны, приблизить к Себе и уподобить наш жизненный путь Своему.

Вера является искусством держаться тех убеждений, с которыми наш разум согласился независимо от того, как меняется настроение. Христианские убеждения не закрепляются в человеческом уме автоматически. Их нужно питать. Поэтому «каждому необходимо позаботиться о том, чтобы каждый день на какое-то время сознательно возвращаться разумом к его основным доктринам. Вот почему ежедневные молитвы, чтение религиозной литературы и посещение храмов составляет неотъемлемую часть христианской жизни» [10]. Религиозная вера в христианстве имеет свою особую психологическую направленность, содержание и значение. «Вера, - по слову преподобного Симеона Нового Богослова, - есть дар всеблагого Бога. Он вложил его в наше естество и подчинил самовластию нашего произволения» [13]. Во всех случаях она дает человеку право быть в общении с Ним, хотя и невидимым. По апостолу, религиозная вера «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Основная психологическая суть религиозной веры - в уверенности, что «Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). В сердце человека вера воспринимается и усиливается благодатью Божией и является даром Божиим. Ум помогает человеку уяснить для себя веру в духе учения Церкви Христовой.

Христианская надежда имеет тесную связь с верой. Она следует за ней, как действие за своим основанием. В своем существе христианская надежда есть та же вера, только обращенная в будущее. Будучи добродетелью, надежда несет в себе радостное желание и постоянное ожидание обещанных Богом благ [9]. Данное ожидание связано с твердой уверенностью, что Небесный Отец по Своей благости даст нам все обещанное, если мы приготовим себя достойно встретить Его. Путь ведущий к подлинной христианской надежде нелегок, на нем неизбежны скорби, страдания с внутренним и внешним крестом. Спаситель прямо указывает: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Надежда имеет промежуточное значение между верой и благим результатом. Вера и надежда, сплетаясь в подвиге всей нашей жизни, делает её наделенной плодами Духа и святости (Гал. 5, 22).

Особенность Христианской любви заключается в том, что она готова простираться на всех

людей. «Любовь есть влечение к Божественному и осуществление этого влечения» [11]. Выражается влечение в любви не только к Богу, но и к человеку. Такая любовь простирается на всех людей без различия племен, народностей и религий по заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 31).

Со времен Христа в основу отношений между людьми полагается уже не любовь к себе, а жертвенная любовь, как наиболее соответствующая христианскому новозаветному учению. Такая любовь есть высшая норма отношений христиан друг к другу. Следовательно, христианину надо заботиться не о любви к себе, а о своих обязанностях перед Богом и ближними. Выполняя их, человек может правильно и по-христиански разрешить все вопросы о себе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1Авва Исаия //Отечник : Избранные изречения св. иноков и новости из жизни их, собранные епископопом Игнатием Брянчаниновым. 4-е изд. / Авва Исаия. - СПб., 1903. - С. 101 - 114.

2Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть.. / Антоний, митр. Сурожский. - Хр. ж., Клин, 2004. - С. 57 - 104.

ЗБронзов А. проф. Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним. / А. Бронзов. // Христианское чтение. 1897. Ноябрь. -С. 237 - 263

4Беляев А., проф. Любовь Божественная. / А. Беляев. - М., 1880. - С. 47

5.Владимирский Ф.С. Немезий, епископ Эмес-ский. О природе человека. / Ф.С. Владимирский. -Почаев.1905. - 208 с.

6.Гордеев П. прот. Нравственное богословие. / П. Гордеев. - СПб., 1907. - С. 1

I.Никольский В.А. Данность нравственности вместе с природой человеческой личности. / В.А. Никольский. // Православный Собеседник. 1915. Декабрь. - С. 703 - 129

8.Петр Дамаскин, сщмч. Творения. / Петр Дамаскин. - Ч. 1. - С. 22 - 48

9.Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. / Павел Флоренский. //Богословские Труды. - М., 1977. 17. - С. 105 - 108

10.Селенин К.Б. свящ. Живая уверенность в Боге. / К.Б. Селенин. - Православное Обозрение. 1863. Т. 11. - С. 173 - 188

II.Симеон Новый Богослов, преп. Творения. / Симеон Новый Богослов. - Св. - Тр. Серг. Лавра, 1993. Т. 1. - С. 126

12.Страхов С. свящ. Несколько слов о христианской любви в ее отношении к духовной природе человека. / С. Страхов. - М., 1893 , № 1 - С. 110.

13. Тареев М. Церковность как принцип нравственного богословия. / М. Тареев. - Богословский Вестник. 1909. Сентябрь. - С. 24 - 93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.