Научная статья на тему 'Сущность этического идеала'

Сущность этического идеала Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
845
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мораль / нравственность / ценность / диалектический метод / этический идеал / синергетика / тезаурус / селектор / детектор

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Минкинен Людмила Дмитриевна

Проблема морали – одна из фундаментальных философских проблем, которая не теряет своей актуальности с течением времени. Данная работа представляет собой попытку показать диалектическую природу морали, единство субъективных и объективных факторов влияющих на определение добра и зла, исходя из материалистических принципов. Также автор пытается проследить все этапы развития этического идеала, начиная с момента его формирования и заканчивая его разрушением в результате развития имеющихся внутри идеала противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность этического идеала»

Содержание

196

Анализ результатов предварительного тестирования показал, что статистически значимых различий между группами не наблюдалось.

ТАБЛИЦА 4. Показатели сформированности рефлексивных умений учащихся в ЭГ и КГ в конце эксперимента (%)

Виды рефлексии Уровни рефлексии Высокий Средний Низкий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Предметная 56,3 13,7 33,9 54,5 9,8 31,8

Межличностная 87,5 18,6 12,5 70,1 - 11,3

67,0 13,8

3. Заключение

Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы и задач, поставленных в исследовании.

Литература:

Педагогика /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мщенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997. Казанцев С.Я., Казанцева Л.А. Фундаментализация обучения в вузе как основа повышения его качества. // Педагогическое образование и наука. 2002. № 5.

Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций // Школьные технологии. 1998, №3.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. -М.:Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.

Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. Учебно-справочное пособие. М.: МПА, 1999.

Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.2. - Таллин: ВАлгус, 1971. - 227с.

Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. №4. - С.24-28.

Колесникова И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. Проблемы интеграции в естественно научном образовании. Часть 2. - СПб., 1994.

УДК 87

СУЩНОСТЬ ЭТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

Л. Д. Минкинен

Аннотация

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

197

Проблема морали - одна из фундаментальных философских проблем, которая не теряет своей актуальности с течением времени. Данная работа представляет собой попытку показать диалектическую природу морали, единство субъективных и объективных факторов влияющих на определение добра и зла, исходя из материалистических принципов. Также автор пытается проследить все этапы развития этического идеала, начиная с момента его формирования и заканчивая его разрушением в результате развития имеющихся внутри идеала противоречий.

Ключевые слова: мораль, нравственность, ценность, диалектический метод, этический идеал, синергетика, тезаурус, селектор, детектор.

Введение

Проблема соотношения морального и аморального волнует не одно поколение мыслителей, независимо от их узкой специализации. Не смотря на многочисленные исследования, вопрос о соотношении добра и зла остается до конца не решенным, а актуальность его ни сколько не ослабевает, а наоборот возрастает с каждым днем. Сегодняшняя ситуация в мире позволяет сформулировать многие «вечные» вопросы по-новому, в полной мере это касается этической проблематики. В связи с общей тенденцией глобализации, происходит усложнение взаимоотношений между различными этическими категориями, появляются новые направления в этической философии, например в последнее время в моду входит этика ненасилия (Гусейнов А.А., 2003).

1. Онтологические основания этического идеала

Мораль развивается не случайно, а имеет свои закономерности, связанные с развитием общества. Морально-нравственные нормы нельзя рассматривать в отрыве от их носителя. Не существует абсолютной, одинаковой для всех морали, так же, как не существует индивидуальной морали, присущей каждому конкретному человеку. Нет ни всеобщей, абсолютной морали, ни индивидуальной. Человек - существо социальное

и, следовательно, сознание - феномен социальный. В государственном обществе мораль развивается в рамках классовых противоположностей, т.

к. при выработке нравственных норм, человек опирается, в первую очередь, на практические, экономические отношения. Как и все формы общественного сознания, мораль является, прежде всего, отражением бытия. Отсюда разные моральные нормы у разных классов, социальных групп, людей живущих в разных обстоятельствах. Добро и зло, нравственное и безнравственное не существуют сами по себе, безотносительно действия, поскольку мораль - это не только сфера духовного, моральным или аморальным может быть только поступок. Так как объективным основанием всякой морали является бытие, оно

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

198

обеспечивает устойчивость нравственных норм. По сравнению с правовыми нормами, моральные являются более консервативными и часто не совпадают с первыми. Нет абсолютных, действующих для всех времен и народов моральных норм, но в определенной общественноэкономической формации, цивилизации единство бытия, единство экономической жизни определяет единство и устойчивость ценностей и нравственных норм. Единство бытия детерминирует единую систему табу, единые ритуалы, традиции, язык и, конечно, единые, воспроизводящиеся во всех своих изменениях ценностные ориентации и моральные нормы. Эти нормы никогда не бывают абстрактными, всегда опираются на принцип относительности конкретного: врага убить - благо, друга - зло. Объективные законы человеческого общежития невозможно изменить никакими заповедями, уставами, моральными кодексами. Однако почему же так долго живут сами заповеди? Видимо потому, что они отражают объективную потребность в такого рода поведении людей друг относительно друга. Постулирование возможности такого общественного бытия оспаривается как утопическая коммунистическая идея.

2. Г носеологические основания этического идеала

Человек отличается от остальных природных существ тем, что способен к волевой саморегуляции поведения, т. е. человек обладает определенной свободой в выборе ценностных установок. В этом смысле проблема морали связана с проблемой свободы личности, ибо мы можем дать нравственную оценку поступку только в том случае, если он был совершен в условиях свободного выбора. Энгельс в свое время определил свободу как «свободу действий в соответствии с познанной необходимостью» (Маркс К., Энгельс Ф., 1955). Мир является результатом диалектического единства свободы и необходимости Человек может быть свободным только тогда, когда познал относительную необходимость объективной реальности, предоставляющей человеку варианты выбора. Осознанный выбор имеет гораздо более высокую нравственную оценку, чем выбор необходимый, не зависящий от свободной воли выбирающего субъекта. Чем свободнее человек, совершающий добрый или злой поступок, тем большую нравственную ценность этот поступок имеет. Имея представление об окружающей его реальности и о возможном ходе развития событий в результате своего действия, человек склоняется к доброму или злому, ориентируясь на свои ценностные установки. Это значит, что свобода имеет и «объективное основание - вероятность процессов, и субъективное - степень познания, его истинность, умение управлять данными процессами» (Огородников В., 1997). Акт

осуществления свободы амбивалентен, как и любое человеческое действие

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

199

- объективным его основанием является наличие множества тенденций -путей, субъективным - знание этих путей и их оценка в отношении принятых норм деятельности - нравственная и правовая. Важно одно -действие должно сопровождаться знанием того, какие последствия оно будет иметь. Только в этом случае можно говорить об осознанном выборе. Истина сами по себе аксиологически нейтральна, оценивать как добрые или злые можно только поступки человека, т.е. применение истинных знаний на практике. И, следовательно, критерием морали, также как и критерием истины выступает практика. Свободный выбор является условием объективности моральной оценки. Оценивая поступок, необходимо учитывать множество моментов, начиная от замысла и заканчивая полученным результатом. Природа «морального» как таковая не имеет единого основания и должна рассматриваться не только как субъективная оценка, но и как объективное событие. Обладая некой истиной, человек может использовать ее как на благо, так и во вред. Давая нравственную оценку поступку с точки зрения добра или зла необходим диалектический подход, единство субъективных и объективных факторов (степень владения информацией, намерения, целесообразность действий, принадлежность к определенной культуре и классу, к определенной системе ценностей и т. д.). Человек может делать осознанный выбор в пользу добра или зла только в том случае, если обладает адекватной информацией и действует целесообразно.

3. Аксиологические основания морали

Идеал - то, что лежит в основе системы ценностей данной культуры на конкретном этапе ее развития. Кант определял его как «представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее» (Кант И., 1966). Идеал порождает канон, который реализуется с помощью ритуала. В результате мы получаем какую-то идеологическую систему, которая реализуется через идеологический культ. Именно реализация идеала определяет всю систему ценностей конкретного общества в определенный момент времени. На каждом этапе развития культуры мы можем обнаружить свой идеал, определяющий как специфические черты культуры, так и направление ее дальнейшего развития. Идеал не является отражением объективной реальности, наоборот - он соответствует тому, какой она должна быть согласно нашему желанию, идеал можно определить как точное представление о желаемом изменении реальности (Ильин В.В., Юлдашев Л.Г., 2003). Всю историю человеческой деятельности можно рассматривать как зарождение, развитие, деградацию и смену различных идеалов. Развитие любого идеала, в том числе и этического, включает в себя следующие моменты: формирование идеала, связанное с познанием

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

200

истины и ее модификацией, т.е. деформацией с намерением изменить мир; распространение идеала; его реализация; и, наконец, крушение. В результате мы получаем «диалектическую спираль» в ходе смены поколений в процессе формирования и развития идеалов (Бранский В.П., Пожарский С.Д., 2002). Каждому идеалу соответствует конкретный канон, который в свою очередь порождает соответствующий ритуал -идеологический культ. Формы его могут быть самыми разнообразными: от всевозможных парадов до публичных казней и транспарантов. Все эти на первый взгляд излишние действия и атрибуты служат средством воспитания и укрепления в массах веры в идеал. Потому как, существует он именно благодаря вере, которая заменяет ему доказательства. Существование идеала невозможно без жертвы. Она является мерой веры в идеал: чем больше вера, тем на большие жертвы готов пойти ради нее человек. Т.о. конкретному идеалу соответствует конкретная мораль, которая определяет масштабы жертвенности, допустимые в данных условиях. Моральный закон, соответствующий определенному идеалу может быть совершенно неприемлемым с точки зрения другого идеала. Любая теория морали, порождаемая конкретным идеалом, определяет, что есть добро и что есть зло, она задает верхнюю и нижнюю границы допустимой для данного идеала жертвы, определяет ее оптимальность.

Анализируя социальную жизнь, можно выделить семь основных видов деятельности: производство материальных благ, экономическая деятельность, политическая, педагогическая, мировоззренческая, художественная, научная и техническая. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и необходимо вытекают одна из другой, начиная с материального производства. Каждому из перечисленных видов деятельности соответствует свой идеал. Этический идеал определяет, что является нравственным или безнравственным для культуры, созданной новым идеалом. Совокупность идеалов образует «стройную самосогласованную систему, которую естественно назвать социальным идеалом». Т.о., многообразие различных форм государственности, концепций морали, теорий воспитания, художественных стилей и направлений является только проявлением многообразия социальных идеалов. Источником идеализации является потребность в преодолении противоречий на конкретном этапе развития общества, что и приводит к разделению “сущего и должного”. В развитом обществе, где уже имеются определенные идеалы, происходит их критический пересмотр и анализ, в результате чего создаются новые. Различные виды идеалов влияют на формирование друг друга. Этический идеал выступает в роли селектора при выборе нового эстетического идеала, роль селектора по отношению к этическому идеалу выполнят политический идеал. Социальный идеал, в

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

Содержание

201

конечном итоге, порождается существующей до и независимо от него социальной системой, но, так же существует и обратный процесс, т. е., сама эта система является результатом реализации идеала. Реализация любого идеала, устраняя одни противоречия, неизбежно приводит к появлению новых, поэтому любая система ценностей содержит в себе скрытый “порок”, избавиться от которого с помощью самого идеала невозможно. Тогда идеал подвергается некоторому пересмотру. Сначала появляются различные толкования одних и тех же символов веры, различные вариации идеала, которые постепенно становятся самостоятельными идеалами, что приводит к распаду всей системы ценностей. Скрытые противоречия становятся явными, происходит обострение борьбы, общество погружается в состояние кризиса. В данной ситуации постепенно зреет потребность в новом глобальном идеале. Новый идеал также как и предыдущий изначально кажется очищенным от всех внутренних противоречий, но и его ждет впереди подобная судьба. Постоянная смена идеалов и соответствующая переоценка ценностей объясняется с точки зрения закона дифференциации и интеграции идеалов, согласно которому любой идеологический монизм неизбежно сменяется со временем идеологическим плюрализмом, противоречия которого в свою очередь преодолеваются новым монизмом.

4. Заключение

Мораль всегда вырабатывается в практике и обращена к ней. Опираясь на тезис “бытие определяет сознание”, необходимо исследовать каким образом те изменения, что происходят в мире сегодня, влияют на изменение морально нравственных установок. Меняется бытие -изменяются формы практики, некоторые исчезают, появляются новые, вместе с ними меняется система ценностей и оценка человеческих действий, в том числе и нравственная. Вся история этики представляет собой систему сменяющихся идеалов, и способы реализации этих идеалов далеко не всегда принимают мирный характер.

5. Литература

Гусейнов А.А. Философия. Мораль. Политика. - М. 2003.

Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. - СПб, 2002. Ильин В.В., Юлдашев Л.Г. Современная научная философия: негеоцентрический подход. - М, 2003.

Огородников В.П. Цель, смысл, истина и свобода в жизни человека. - СПб, 1997.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч. - М. 1955.

Кант И. Критика способности суждения. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М. 1966.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.