Научная статья на тему 'Сущность эколого-экономического образования в профильной школе'

Сущность эколого-экономического образования в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатов А. А.

В статье рассматривается понятийно-терминологический аппарат эколого-экономического образования в профильной школе, обосновывается сущность рассматриваемого вида образования в ценностном, системном, процессуальном и результативном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность эколого-экономического образования в профильной школе»

ББК 74.200.507:74.200.53

СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.А. Саламатов ЧГПУ

В статье рассматривается понятийно-терминологический аппарат эко-лого-экономического образования в профильной школе, обосновывается сущность рассматриваемого вида образования в ценностном, системном, процессуальном и результативном аспектах.

В каждом объекте (предмете или явлении) заключены внутренние основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими объектами (предметами, явлениями). Постижение сущности, раскрытие порядка сущностей и означает раскрытие этого внутреннего основания, т.е. сущность представляет собой внутреннее содержание предмета или явления в единстве всех многообразных и противоречивых форм их бытия.

В познании и мышлении категория сущности представляет переход от многообразия реальных форм предмета к его внутреннему содержанию и существу, что является основным в формировании понятий. Таким образом, логика изучения сущности экологоэкономического образования в профильной школе определяет задачу рассмотрения поня-тийно-терминологического аппарата экологоэкономического образования в профильной школе и выявления его особенностей.

Определяя содержание понятия «экологоэкономическое образование в профильной школе», мы отдаем себе отчет, что глубокое исследование любого понятия основывается на всестороннем его анализе, позволяющем видеть его в целостности, богатстве содержания, в динамике, во взаимосвязи с другими явлениями. Это та методологическая предпосылка, которая не позволяет рассматривать объект как нечто застывшее, одностороннее, не связанное с другими многочисленными явлениями.

Понятие «эколого-экономическое образование в профильной школе» меньшее по объему, чем понятие «эколого-экономическое образование», являющееся по отношению к нему родовым, обобщающим его по системной соподчиненности, поэтому оно содержит в себе признаки понятия «эколого-экономи-

ческое образование», а также свои признаки. В то же время, «понятие эколого-экономическое образование» является видовым по отношению к понятию «образование», и соответственно, также содержит его признаки. В связи с вышеизложенным, следует иметь четкое представление о таких понятиях, как «образование», «эколого-экономическое образование», «профильная школа», которые несут различную содержательную нагрузку вследствие того, что любые представления об образовании относительны, историчны, обусловлены социокультурными нормами и стереотипами.

Существует несколько мнений в определении понятия «образование». Термин «образование» не только трактуется по-разному в различных источниках, но и употребляется для обозначения нескольких понятий. Обобщив эти определения, можно выделить следующие его основные значения: как целенаправленного процесса и как результат целенаправленного процесса овладения знаниями, умениями и навыками.

В нашем исследовании мы говорим об эколого-экономическом образовании, подразумевая его деление на виды в связи с основными социальными сферами в структуре образования, а также обращаем внимание на связь образования с различными этапами жизни человека, говоря об образовании в профильной школе. Поэтому в контексте проводимого нами исследования считаем целесообразным, вслед за Б.С. Гершунским, рассматривать образование как ценность, систему, процесс и результат [2].

Раскроем сущность эколого-экономи-ческого образования в профильной школе в каждом из четырех аспектов. Для этого, прежде всего, определимся с содержанием поня-

тия «эколого-экономическое образование», которое в последнее время также неоднозначно трактуется различными учеными.

На современном этапе развития науки и общества, в связи с выделением экологоэкономической деятельности человека и деятельности по эколого-экономическому образованию в качестве специфических сфер социальной жизни, мы можем говорить не только об интеграции экологического и экономического образования, но и об экологоэкономическом образовании как отдельном виде образования.

Важным аспектом феноменизации эколого-экономического образования является расширенное, социализированное понимание экологии и экономики, при котором экология выступает в качестве комплексного знания о взаимоотношениях человека и групп людей с окружающей биосоциальной средой во всех ее проявлениях (природных, социальных, экономических, культурных и т.д.), а экономика рассматривается во взаимосвязи как с производственной, так и непроизводственной сферами деятельности.

Таким образом, анализ современных тенденций в экологической, экономической и эколого-экономической науке, а также в соответствующих им областях образования позволил нам уточнить понятие «экологоэкономическое образование». Его результатом должно быть осознание взаимосвязи и взаимозависимости экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека и необходимости ее осуществления в рамках эколого-экономического равновесия.

Под профильным обучением мы понимаем такую организацию учебного труда, которая предусматривает изучение образовательных областей, содержащих типичные знания, умения и навыки, характерные для определенной сферы деятельности, профессии, специальности. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [5], профильная школа есть институциональная форма реализации профильного обучения. При этом отмечается, что это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения (сетевое профильное обучение).

Говоря об эколого-экономическом образовании в профильной школе как ценности, прежде всего отметим, что, по результатам исследования А.Ф. Аменда, экологоэкономическое образование как феномен выступает особой категорией ценности, которая характеризуется следующим:

-личностная ценность - утверждение человека в качестве гражданина Земли, базирующееся на идее рационально-гуманистических, «партнерских» взаимоотношений человека, общества и природы;

-общественная ценность - утверждение жизни (рассматриваемой как биосоциальное явление) в качестве высшей ценности земной цивилизации, основным признаком, критерием которой является физическое, духовное и социальное благополучие человека, устойчивое развитие общества и природы;

- цивилизационная ценность - утверждение поколения землян в качестве основного фактора устойчивого развития общества и природы, которое обеспечивает благополучие следующим поколениям и земной цивилизации в целом [1].

Опираясь на вышеизложенные положения, мы пришли к необходимости рассмотрения ценностной характеристики экологоэкономического образования в профильной школе в трех взаимосвязанных блоках: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциалы государства самым непосредственным образом зависят от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Государственная ценность эколого-экономического образования в профильной школе обусловлена основными современными тенденциями мирового развития, в аспекте которых российское образование должно претерпеть существенные изменения:

-ускорение темпов развития общества, обусловливающих необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- возникновение и рост глобальных проблем, требующих формирования современного мышления у подрастающего поколения;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в профессиональной ква-

Теория и методика общего образования

лификации и росте профессиональной мобильности работников;

- рост значения «человеческого капитала», который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, обусловливающий интенсивное, опережающее развитие образования молодежи.

Реальный вклад России в обеспечение устойчивого развития мира в обозримом будущем может быть связан с решением ее собственных проблем, в том числе и в области образования - для страны, занимающей восьмую часть суши и восьмое место по численности населения в мире, это немало.

В мире, где изменчивость стала чертой не только научно-технического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательная школа, а особенно ее подсистема - профильная школа, обязана передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде еще никогда не сталкивались. Мы полагаем, что выходом из сложившейся кризисной ситуации может послужить эколого-экономическое образование, являющееся одним из факторов реализации концепции устойчивого развития.

Общественная ценность экологоэкономического образования в профильной школе обусловлена следующим. Развитие профессиональной карьеры существенно зависит от жизненной ориентации школьников, в значительной степени обеспечивающей их будущую профессиональную активность. Жизненная ориентация и ценностные подходы молодого человека формируются в школе, во всяком случае, в школьные годы. В связи с этим, одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. стала разработка специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Согласно одному из положений Концепции, «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества...» [4, с. 101]. При этом в первую очередь необходимо облегчить социализацию молодого поколения в рыночной среде через формирование ценностей - ответственности за собственное благосостояние и состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.

Мы полагаем, что перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, эколого-экономическое образование является необходимым условием для того, чтобы дать обществу возможность продвигаться к социальной справедливости, благополучию и безопасности своего существования, т.е. устойчивому развитию. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого человека.

Личностная ценность эколого-экономи-ческого образования в профильной школе определяется индивидуально мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Мы придерживаемся мнения, что внутренние интересы собственно системы образования вторичны и должны быть подчинены интересам развития личности. Эколого-экономическое образование в профильной школе является средством реализации интересов обучающихся, которые в целом сводятся к необходимости быть конкурентоспособным и мобильным на рынке труда. Если образование конкурентоспособно, оно дает возможность человеку более свободно вступать в отношения конкуренции на рынке труда, способствует тому, чтобы работать качественно, преодолевать с меньшими усилиями возникающие затруднения. Поэтому любой вопрос в области содержания образования и педагогических технологий необходимо рассматривать и решать с учетом конечного результата, т.е. конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Кроме этого, эколого-экономическое образование в профильной школе может стать не только эффективным средством формирования эколого-экономических ценностных ориентаций, но и средством формирования экологической культуры. Во-первых, понятия эколого-экономических ценностных ориентаций и экологической культуры неразрывно связаны между собой, формирование одних неизбежно приводит к развитию других, и наоборот; во-вторых, в силу современных политических и социально-экономических отношений эколого-экономическое образование обладает для школьников большим мотивационным потенциалом к его изучению, нежели экологическое; и в-третьих, в связи с введением в общеобразовательные учреждения

профильного обучения появляется возможность организации эколого-экономического образования не только за счет соответствующих элективных курсов, но и путем открытия профильных эколого-экономических классов.

Эколого-экономическое образование как система характеризуется нами исходя из основных положений системного подхода. Выделим специфические черты эколого-экономического образования как системы, опираясь на положения системного подхода, выдвинутые Г.Н. Сериковым [7].

1. Каждый элемент эколого-экономического образования в профильной школе рассматривается как система, которой присущи все существенные признаки педагогических систем. Эколого-экономическое образование в профильной школе представлено как целостность, осуществляющая определенные функции, поэтому с точки зрения системного подхода внутренние особенности данной системы не имеют значения - единственную значимость приобретают ее системные свойства.

2. Эколого-экономическое образование в профильной школе является элементом среднего (полного) общего образования - системы более высокого порядка, поэтому при проектировании данной системы учитываются и ее внешние связи. Не только свойства элементов системы, но и ее внешние связи в значительной степени обусловливают характер ее функционирования. Тем самым, с точки зрения системного подхода, среда, в которой функционирует система, является системно организованной.

3. Функционирование эколого-экономического образования в профильной школе как системы обусловливается сущностью соответствующих оснований, которые предопределяют проявляемые системой свойства и задают целесообразную направленность ее функционирования. Типичными основаниями функционирования эколого-экономического образования в профильной школе как системы являются его исходные основания - предпосылки, которые во многом предопределяют характер этого функционирования.

4. Характеризуя эколого-экономическое образование в профильной школе как систему, целесообразно учитывать генетические свойства системы. Изменения состояния рассматриваемой системы могут стать настолько существенными, что ранее существовавший компромисс между ее составляющими нарушится. С позиции системного подхода такое

положение объясняется теми качественными изменениями, которые произошли в соответствующей системе, при этом дальнейшее ее использование становится нецелесообразным

- требуется своеобразная замена (или реконструкция) соответствующей системы на другую, чтобы восстановилось утраченное соответствие.

5. Эколого-экономическое образование в профильной школе обладает потенциальными возможностями, которые являются ограниченными. Следует учитывать эти возможности, и вряд ли целесообразно ожидать каких-то последствий, которые выходят за пределы возможностей данной системы.

Таким образом, в системном аспекте эколого-экономическое образование в профильной школе является педагогической системой, представляющей собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов (цели, содержания, методов, средств и организационных форм эколого-экономического образования школьников), характеризующих в наиболее общем, инвариантном для предпро-фильной подготовки и профильного обучения виде все составляющие педагогической деятельности в данных социальных условиях.

Переходя к рассмотрению эколого-экономического образования как процессу, отметим, что в педагогической литературе понятие «образование» часто относят к процессу передачи и усвоения знаний, умений, навыков, формирования познавательных интересов и способностей, к специальной подготовке к профессиональной деятельности [6].

Поведение человека, как известно, реализуется в конкретных проявлениях его жизнедеятельности. Но чтобы эта жизнедеятельность проявилась, человек должен внести в общество личный вклад, который наиболее соответствует его призванию, требующему постоянной «подпитки» знанием. В силу этого образование, имея только воспитание при отсутствии знаний, остается абстрактным, идеализированным. Реальным же оно становится тогда, когда сопровождается упорной учебой, получением знаний и в общекультурных сферах, и по конкретному предмету, а также формированием навыков в избранной узкой специальности. Образование требует умелого и гармоничного сочетания воспитания, обучения и приобретения практических навыков. Следует особо подчеркнуть, что игнорирование воспитания образно (по К. Лоренцу) называют одним из «смертных грехов»

Теория и методика общего образования

человечества. Отсутствие воспитания является разрушительным фактором как для самой личности, так и для общества.

В связи с вышеизложенным можно констатировать, что в процессуальном аспекте наиболее адекватно современным тенденциям термин «образование» определен в Законе РФ «Об образовании», в котором образование, будучи исключительно многоплановым понятием, отражает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].

Эколого-экономическое образование в профильной школе, будучи специфической областью двух интегрирующих видов образования, является составной частью общего процесса образования. Соответственно, его теоретической базой служит общая теория дидактики и воспитания. С другой стороны, являясь производным от составляющих его компонентов, эколого-экономическое образование в профильной школе подчиняется специфическим принципам как экономического, так и экологического образования. Кроме этого, являясь специализированной областью интегрирующих видов образования, целым, взаимодействующим со своими составляющими частями на новом уровне, оно имеет специфическую интерпретацию уже известных теоретических положений. Однако совокупность частей еще не есть целое, в силу чего цель эколого-экономического образования в профильной школе не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено взаимодействием составляющих компонентов и его целого. Мы полагаем, что этим новым является формирование на уровне отдельной личности новых ценностных ориентаций, основанных на осознании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости экономической деятельности человека, ее последствий для природы и самого человека как части природы и необходимости ее осуществления в рамках эколого-экономического равновесия.

Эколого-экономическое образование в профильной школе может быть представлено как процесс, заключающийся в обеспечении профильного эколого-экономического образования, эколого-экономического образования в процессе профильного обучения и предпро-

фильной эколого-экономической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Исходя из общей цели, сущность данных элементов эколого-экономического образования в профильной школе может быть представлена следующим образом.

Профильное эколого-экономическое образование - целенаправленный и организованный в классах соответствующего профиля процесс усвоения учащимися общеобразовательных учреждений экологических, экономических и эколого-экономических знаний, умений и навыков, развития эколого-экономического мышления и формирования эколого-экономической направленности личности с целью реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов в экологической, экономической и эколого-экономической сферах профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными эколого-экономическими ценностными ориентациями. Эколого-эконо-мическое образование в процессе профильного обучения отличается от профильного эколого-экономического образования тем, что данный процесс организуется в классах различных профилей.

Предпрофильная эколого-экономичес-кая подготовка - целенаправленный и организованный на старшей ступени основного общего образования процесс формирования у школьников потребности и интереса к изучению предметов эколого-экономического профиля с целью реализации ими своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов в экологической, экономической и эколого-экономической сферах профессиональной деятельности.

Образование в своей качественной характеристике - это не только ценность, система или процесс, но и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы - государства, общества, каждого человека.

Осуществление эколого-экономического образования в профильной школе как и любого другого вида образования без прогнозирования ожидаемых и желательных результатов невозможно. Более того, необходимая конкретика данной стратегии напрямую зависит

от степени конкретизации ожидаемых результатов эколого-экономического образования в профильной школе в соответствии с возможно более конкретными критериями результативности.

Результативный аспект эколого-эконо-мического образования в профильной школе определяется изменением качества эколого-экономического образования школьников -совокупности социально обусловленных показателей эколого-экономической обученности, эколого-экономического мышления и экологоэкономической направленности личности, представляющей нормативный уровень эколого-экономического образования школьников.

Взаимосвязь и взаимозависимость формирования эколого-экономической направленности, эколого-экономических знаний и умений (эколого-экономическая обученность) и развития эколого-экономического мышления проявляется в их основных связях с высшей формой психического отражения, интегрирующей все другие свойственные ему формы, - сознанием. При этом отметим, что данный факт полностью согласуется с основными положениями системного, синергетического и аксиологического подходов, служащими общенаучной основой и теоретико-методоло-гической стратегией нашего исследования. Так, формирование эколого-экономических знаний и умений, обеспечивающих динамику форм отражения, предполагает необходимость осознания прошлого; при развитии эколого-экономического мышления, являющегося формой психического отражения, достаточно осознания настоящего; формирование эколого-экономической направленности, показывающей отношение к отражаемому на основе опыта, предполагает, в основном, осознание будущего.

Таким образом, теоретическое осмысление сущности эколого-экономического обра-

зования в профильной школе подтвердило нашу мысль о том, что эколого-эконо-мическое образование обладает соответствующим педагогическим ресурсом, потенциал которого, на наш взгляд, должен быть направлен не на обеспечение учащихся фактическим материалом, а на формирование у них соответствующих ценностных ориентаций, которые характеризуется как направленность личности на те или иные ценности. Особый смысл данный вопрос приобретает в профильной школе, где ученик, делающий выбор в пользу той или иной профессии, осуществляет его на основе эколого-экономического приоритета.

Литература

1. Аменд, А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / А. Ф. Аменд. - Екатеринбург, 1997. -58 с.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практикоориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Изд-во «Ось-89», 2005. - 64 с.

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. - 2002. -№ 1,- С. 97-126.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М.: Изд-во АПКиПРО, 2003. - 22 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - Т. 2. -672 с.

7. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.