УДК 373.5.016
ББК Ч421.2+Ч426.47+Ч426.97
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
А.Ф. Аменд
Челябинский государственный педагогический университет
ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC EDUCATION IN A SECONDARY SCHOOL
A. Amend Chelyabinsk State Pedagogical University
Представлены основные содержательные линии организации экологоэкономического образования в средней школе в виде различных дидактических моделей: однопредметной, многопредметной, полипредметной и смешанной.
Ключевые слова: эколого-экономическое образование, средняя школа, интеграция, дидактическая модель.
The basic content structures of organizing environmental and economic education in a secondary school represented by a variety of didactic models: single-disciplined, multiple-disciplined, poly-disciplined and mixed are presented.
Keywords: environmental and economic education, secondary school, integration, didactic model.
В последнее время обратил на себя внимание инновационный процесс, отражающий интеграцию экономической и экологической областей знаний и, соответственно, экономического и экологического образования. Высокий системообразующий, интеграционный потенциал экологического образования обусловливается многократным усилением потенциала экологии как научного знания и образовательной области. Это усиление накладывается на другое, которое возникает на основе проецирования экономики на область образования. В результате этого наложения в общем образовании формируется определенная область, находящаяся под воздействием мощных факторов (экологии и экономики), -эколого-экономическое образование [2, 5, 6].
Анализируя развитие теории экономического и экологического образования, можно выделить три основные тенденции [4]. Первую отличает экологизация и экономизация всех общеобразовательных дисциплин, что позволяет детям овладеть основами прикладных экологических и экономических знаний уже на начальных этапах общего образования. Разумеется, объем и глубина этих знаний обусловлены пропедевтическим их характером.
Для второй тенденции характерно изучение специальных вопросов экологии и экономики, обусловленных ролевыми функциями отдельного человека. Намечается и третья тенденция, когда в средней (полной) общеобразовательной школе дается предпрофессиональная экологическая и экономическая подготовка -как база для профессионально профилированной подготовки старших школьников. Все тенденции имеют право на жизнь, но при этом необходимо иметь в виду, что эколого-эконо-мическое образование никогда не выполнит роли образовательного феномена, если будет реализовано в качестве простой «кооперации» экологического и экономического образования на уровне междисциплинарных связей.
Эколого-экономическое образование -это структура не только междисциплинарная, но и межобластная по отношению к образовательным областям «Природа», «Общество», «Человек». Значит характеризоваться она должна как интегрированная содержательная линия, а с учетом ее непрерывности - как сквозная содержательная линия, пронизывающая все общее образование [1]. Этот процесс может вариативно выстраиваться с помощью гибких подходов к требованиям федерально-
го, национально-регионального и непосредственно школьного уровня общего образования, которые реализуются на основе учебных планов разных видов, допускающих интерпретацию содержательных линий в виде различных моделей: однопредметной, многопредметной, полипредметной и смешанной.
Однопредметная модель эколого-эконо-мического образования интегрирует (на основе дидактики) экологические и экономические знания, а также их методы в целостную систему - единый учебный курс - с целью создания комплексного средства формирования рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы. Эта модель наиболее предпочтительна в системе дошкольного образования; эффективна она и в начальной школе.
Двупредметная модель допускает изучение экологии и экономики в виде отдельных самостоятельных, взаимосвязанных лишь на уровне межпредметных связей учебных курсов. В аспекте функционального структурирования непрерывного эколого-экономического образования эта модель может быть принята в старшем звене общеобразовательной школы, она позволяет углубленно изучать конкретные вопросы экологии и экономики.
Полипредметная модель предполагает одновременную глубокую экологизацию и экономизацию всех главных аспектов основных учебных курсов в традиционной логике их построения. Экологизация в рамках данной модели понимается в трех аспектах: 1) как формирование единой и целостной, экологически обусловленной образовательной среды; 2) как раскрытие средствами конкретных учебных курсов базового понятия экологии «окружающая среда», во всем многообразии ее биосоциальных проявлений; 3) как нацеленность на формирование рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы, также реализуемая средствами конкретных учебных курсов. Аспекты экономизации при этом определяются как: 1) раскрытие средствами учебных курсов всего многообразия проявлений социально-экономической составляющей окружающей среды вообще и образовательной среды в частности; 2) нацеленность учебных курсов на формирование их средствами рационально-гуманистических
взаимоотношений в системе «человек - общество - биосфера», с учетом равной значимости входящих в нее подсистем «сфера производства» и «непроизводственная сфера». Данная модель эколого-экономического образова-
ния является наиболее целесообразной на начальном этапе образования.
Смешанная модель эколого-экономиче-ского образования заключается в комбинировании трех вышеперечисленных моделей именно в процессе непрерывного образования. Она предполагает предпочтительное использование на каждом из его уровней, этапов одной из трех моделей: однопредметной, двупредметной или полипредметной [6].
Основываясь на рассмотренных выше дидактических моделях, уровневое структурирование непрерывного эколого-экономиче-ского образования может выглядеть следующим образом.
Характеризуя непрерывное экономическое образование молодежи, В.А. Поляков и И.А. Сасова отмечают: «... в начальной школе, когда происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, дети приобщаются к бережливости, экономности, проявляют творческое отношение к использованию всех видов ресурсов» [3, с. 20]. Эколо-го-экономическое образование в начальной школе нацелено на решение более общей задачи - биосоциальной адаптации ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и личностными предрасположенностями. Эта идея может быть реализована на основе как однопредметной, так и полипред-метной моделей.
Опыт экспериментальной реализации последней из названных моделей показывает, что оптимальная эффективность экологоэкономического образования обеспечивается при двух учебных часах в неделю, отводимых на него. Этот лимит часов оправдывает себя вполне, если иметь в виду, что эколого-эконо-мическое образование охватывает три образовательных области - «Человек», «Общество», «Природа» - и учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом выделяются следующие сквозные содержательные линии: «Познай себя»; «Человек и общество (социальная среда)»; «Человек и природа (природная среда)»; «Природные сообщества».
«Отсутствие стандартизированных представлений о целях, роли и месте экономики в школьном образовании исключает возможность проведения единой политики» по отношению к данному виду образования. В результате многочисленные «очаги» экономического образования в России поддерживаются сейчас за счет альтруизма или оплаченного энтузиазма представителей вузовских эконо-
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 15
131
Вопросы общего образования
мических кафедр, практических специалистов в области экономики, учителей по другим предметам и т. д. [7, с. 24]. Это, разумеется, усугубляет трудности реализации экологоэкономического образования.
В эколого-экономическом образовании, формирующем взаимоотношения человека с окружающим миром во всех его проявлениях -природном и социальном, биотическим и абиотическом, - особую роль приобретает дидактический принцип обучения, основанный на приоритете личного опыта ребенка. Однако в силу объективных причин предмет классической рыночной экономики как науки имеет для российских учащихся весьма высокую степень абстракции.
В этой связи, обобщая рекомендации ряда отечественных и зарубежных педагогов-эко-номистов, мы формируем следующую последовательность содержательных аспектов экономической составляющей в системе начального эколого-экономического образования: «Человек как гражданин»; «Человек как член семьи»; «Человек как член различных коллективов»; «Человек как собственник»; «Человек как производитель (материальной и духовной культур)»; «Человек как потребитель (материальной и духовной культур)».
Эта последовательность предполагает изучение определенной гаммы функций человека и многообразия видов его взаимоотношений с социальными структурами.
Если в начальном общем образовании его эколого-экономическая составляющая проявляется как важный дидактический принцип, осознаваемый и принимаемый учителем, то в основной и средней (полной) школе сами ученики должны в полной мере осознавать значимость эколого-экономических знаний.
В V-VII классах основой для знакомства с миром экологии и экономики являются различные аспекты личной «эколого-экономиче-ской жизни»: ребята оценивают значение экономии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени. Им предстоит осознать, что здоровье человека - это условие благосостояния личности, семьи, общества. Они должны достойно оценить вклад родителей в сохранение и укрепление своего здоровья, определить свою роль в этом важном для общества деле.
В V-VII классах подростки приобретают систематические знания о природных богат-
ствах, важных для человека и общества; проникаются идеей разумного, бережного отношения к природе. Они получают элементарные представления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохранения и использования; о семейных расходах и доходах, их планировании; о карманных деньгах и рациональном их расходовании; о стоимости школьного имущества, учебников; о расходах на ремонт школы, ее оборудования; о правовой ответственности за порчу этого оборудования и т. д. Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные базовые знания о личной, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколения, которое будет принимать активное участие в экономических преобразованиях.
Школьники должны осознать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда, научиться распределять выполняемые работы по времени, организовывать рабочее место. Необходимо, чтобы подростки получили представление о рациональных приемах, повышающих качество и производительность труда, овладели основами экономической культуры.
Учащиеся У-У11 классов знакомятся с видами сбережений, способами защиты их от инфляции, с частным предпринимательством, семейными вкладами в собственное дело, со спецификой ценных бумаг. Важно обсудить возможности заработка подростков, моральной и правовой оценки разных форм «добывания» денег, предупредить излишнее увлечение вещизмом и возможные последствия этого явления. Полезно познакомить ребят с опытом зарубежных сверстников.
На наш взгляд, содержание экономического образования в У-У11 классах целесообразно представить следующими курсами: У класс -«Экономика семьи»; У1 класс - «Экономика школы»; У11 класс - «Экономика ближайшего окружения».
Учащиеся У111-1Х классов в ходе реализации экономической составляющей эколо-го-экономического образования знакомятся с экономическим устройством общества, его богатством и благосостоянием, основами бизнеса, формами предпринимательской деятельности. Они познают значение экономики в жизни общества, отвечая на вопросы: Что производить? Из чего, сколько и как? Каким способом производить и для кого?
На этом этапе обучения школьники предметно рассматривают: виды собственности;
экономическую природу и факторы производства, его специализацию и кооперирование; структуру производства (сферы, подразделения, отрасли, предприятия и т. д.); денежные системы и финансовые институты; экономическую роль государства; сущность рыночной модели хозяйствования, требования ее к личности.
Экологическая составляющая экологоэкономического образования в основной общеобразовательной школе предполагает изучение следующего материала: V класс: тела, вещества и явления природы; вода и воздух; подземные богатства; богатства почвы; жизнь и ее многообразие на Земле; живые организмы; условия жизни организмов; пути и способы сохранения природы родного края. VI класс: мир растений; экология вокруг нас. VII класс: мир животных; валеология. VIII класс: человек, его здоровье; благополучие окружающей среды; взаимосвязь между здоровьем человека и благополучием окружающей среды. IX класс: основы рационально-гуманистических взаимоотношений в системе «человек -общество - биосфера».
Глубинная экологизация и экономизация общего образования на основе феномена эко-лого-экономического образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие предыдущие этапы экологического и экономического образования в начальной и основной общеобразовательной школе, способны к продуктивному усвоению основ экологии и экономики. Это усвоение может быть достигнуто через реализацию следующих содержательных линий: «История взаимоотношений человека, общества и природы»; «Социоэкосистемы и социальная экология»; «Сущность экологических проблем - локальных и глобальных»; «Культурно-исторические истоки экологического кризиса»; «Биосферная роль человека»; «Учение о ноосфере»; «Концепция устойчивого развития»; «Альтернативные пути развития системы «человек - общество - биосфера»; «Экологический манифест»: культура и мораль новой цивилизации»; «Политическая
экология»; «Экологическое право»; «Экологическая информатика»; «Инженерная экология»; «Малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы»; «Экологическое образование».
Данный уровень эколого-экономического образования может быть реализован на основе смешанной его модели, которая предполагает
интеграцию основных, специальных и факультативных учебных курсов.
Таким образом, непрерывность системы эколого-экономического образования обеспечивается преемственностью образовательных программ разного уровня и направленности, в частности, непрерывностью содержания образования разных уровней (ступеней) соответствующих образовательных областей: «выход» из одной программы естественным образом «стыкуется» с «входом» в последующую. При этом образовательные программы представляют собой совокупность определенным образом структурированных знаний, овладение которыми обеспечит продолжение образования [2].
В свете реализации общей задачи, которую решает эколого-экономическое образование, изучаемый вид общего образования поднимается до уровня значимости общего образования в целом, выступая в качестве образовательного феномена и эффективного средства содержательно-технологической интеграции не только экономического и экологического, но и других основных видов общего образования.
Литература
1. Аменд, А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: дис. ... д-ра пед. наук/А.Ф. Аменд. -Екатеринбург, 1ЯЯ7. - б0 с.
2. Аменд, А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: моногр. / А . Ф. Аменд. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1ЯЯб. - 152 с.
3. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В. А . Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. - 1ЯЯ4. - № 4. -С. 1Я-2б.
4. Реймерс, Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. - М., 1ЯЯ4. - Зб7 с.
5. Рябинина, Н. П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук /Н.П. Рябинина. -М., 1ЯЯ8. - ЗЯб с.
6. Саламатов, А.А. Интеграция экологического и экономического образования в средней школе: моногр. / А.А. Саламатов. - М.: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - З4б с.
7. Экономическое образование в школе: материалы Междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1ЯЯ5. - С. 24.
Поступила в редакцию Ї2 ноября 20ЇЇ г.
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 1S
133