Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ В ЖИЗНИ ЕПАРХИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ)'

СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ В ЖИЗНИ ЕПАРХИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСИСТОРИЯ / СВЯЩЕННОЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ / ПРИХОД / ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Писарев Алексей Александрович

Первая половина XIX века характеризуется для Российской империи духовным подъемом под эгидой православной веры. Для успешной реализации такого шага в виду обширности территории задача властей состояла в разработке не только соответствующих указов, правил и распоряжений. Основной упор приходился на установление должного контроля епархий с поддержанием жесткой дисциплины и подробной регулярной отчетности ступенчатого характера. Сибирская провинция рассматриваемого периода, далекая от Центральной России, в полной мере возлагала надежды на поддержку такой идеи. Необходимость подразумевала, прежде всего, сглаживание негатива возникшей социальной обстановки путем приобщения местного общества к праведному христианскому образу жизни. Решение возникшей проблемы возлагалось на специальные учреждения - духовные консистории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE SPIRITUAL CONSISTORY IN THE LIFE OF THE DIOCESE (ON THE EXAMPLE OF THE TOMSK PROVINCE)

The first half of the XIX century is characterized for the Russian Empire by a spiritual ascent under the auspices of the Orthodox faith. For the successful implementation of such a step, given the vastness of the territory, the task of the authorities was to develop not only relevant decrees, rules and orders. The main emphasis was on establishing proper control of dioceses with the maintenance of strict discipline and detailed regular step-by-step reporting. The Siberian province of the period under review, far from Central Russia, fully pinned its hopes on the support of such an idea. The necessity meant, first of all, smoothing out the negativity of the social situation that had arisen by introducing the local society to a righteous Christian way of life. The solution of the problem was assigned to special institutions - spiritual consistories.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ В ЖИЗНИ ЕПАРХИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ)»

УДК 34

Писарев Алексей Александрович

аспирант,

Алтайский государственный

гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина

pisarevfortuna777@gmail.com

Alexey A. Pisarev

graduate student ,

Altai State Humanitarian Pedagogical University named after V.M. Shukshin pisarevfortuna777@gmail.com

Сущность духовной консистории в жизни епархии (на примере Томской губернии)

The essence of the spiritual consistory in the life of the diocese (on the example of the Tomsk province)

Аннотация. Первая половина XIX века характеризуется для Российской империи духовным подъемом под эгидой православной веры. Для успешной реализации такого шага в виду обширности территории задача властей состояла в разработке не только соответствующих указов, правил и распоряжений. Основной упор приходился на установление должного контроля епархий с поддержанием жесткой дисциплины и подробной регулярной отчетности ступенчатого характера. Сибирская провинция рассматриваемого периода, далекая от Центральной России, в полной мере возлагала надежды на поддержку такой идеи. Необходимость подразумевала, прежде всего, сглаживание негатива возникшей социальной обстановки путем приобщения местного общества к праведному христианскому образу жизни. Решение возникшей проблемы возлагалось на специальные учреждения -духовные консистории.

Ключевые слова: консистория, священноцерковнослужители, приход, епархия.

Annotation. The first half of the XIX century is characterized for the Russian Empire by a spiritual ascent under the auspices of the Orthodox faith. For the successful implementation of such a step, given the vastness of the territory, the task of the authorities was to develop not only relevant decrees, rules and orders. The main emphasis was on establishing proper control of dioceses with the maintenance of strict discipline and detailed regular step-by-step reporting. The Siberian province of the period under review, far from Central Russia, fully pinned its hopes on the support of such an idea. The necessity meant, first of all, smoothing out the negativity of the social situation that had arisen by introducing the local society to a righteous Christian way of life. The solution of the problem was assigned to special institutions - spiritual consistories.

Keywords: consistory, clergy, parish, diocese.

Первая половина XIX в. знаменательна для Томской губернии открытием епархии, призванной объединить подведомственные приходы под патронажем Русской православной церкви (РПЦ). Она представляла собой административный округ под управлением Духовной консистории -учреждения, сформированного для решения социальных вопросов церковного характера. Секретарь в Журнале поступающей корреспонденции строго фиксировал отчеты, прошения и жалобы с последующей передачей их в руки полномочных священников, которые на основании Устава Духовных консисторий, выносили то или иное решение. На основании сохранившихся сведений проясняется уровень безотлагательной ответственности членов консистории по отношению к возникающей проблеме. В качестве примера проиллюстрируем фрагмент одного из дел от 20 марта 1839 г., которое гласит: «По указу ТДК (Томской Духовной консистории, прим.) слушали прошение Еланской Сретенской церкви Дьячка Прохора Попова о переведении его Ачинского ведомства в Ужурское село к Петропавловской церкви и резолюция Его Преосвященства последовавшую 6 сего марта такову: «Перевесть его, но с обязательством научиться своим предметам через год, в противном случае будет лишен получения полных доходов или вызван в монастырь на изучение надлежащее, чтоб не тупо место занимал для одного токмо хлеба». Далее следовала биография с предложением от Благочинного: «чтение знает твердо, поведения примерного, под судом и штрафом не был» [5]. К подобного рода требованиям прибегали рекомендации и внутреннего характера. Так, от 10 мая 1839 г. резолюция Его Преосвященства утверждала «принятие в число канцелярских служащих в консисторию исключенного ученика Тобольской семинарии среднего отделения Семена Ключарева. Приказали: «По хорошему почерку письма и видимой способности к составлению бумаг и делопроизводству определить его на службу в консисторию с зачислением писцовой вакансии за ним в Ачинское Духовное Правление...и вдобавок к жалованью зачислить за ним Ключаревым причетническое место в Краснореченском приходе с получением полных клиросных и других доходов» [3]. Для обеспечения необходимого контроля за населением, церковные округа дробились на благочиния, объединяющие несколько приходов под управлением благочинного. Этот доверенный священнослужитель, назначенный правящим архиереем, осуществлял надзор за исполнением добросовестных богослужений, обеспечивал бесперебойную приходскую работу, предоставлял отчетную перед консисторией документацию, следил за соблюдением нравственности и поддержанием дисциплины, как среди прихожан, так и со стороны священноцерковнослужителей. Особая роль отводилась законопослушанию -согласно «Уставу Духовных консисторий», четко регламентировались полномочия по отношению к подчиненному духовенству. В частности, в ст. 158 перечисляются проступки и преступления против должности, сана и благонравия; тяжбы о пользовании церковным имуществом; жалобы на духовенство (за исключением уголовных дел). Что касается мирян, то первостепенная статистика отображалась в показателях регулярности

посещении храма, исповедании, причащении, постном воздержании, благополучии семейных отношений, здоровом образе жизни, склонности к иноверию, блуду, сожительству, отказе в помощи нуждающимся, покушению на самоубийство, принуждения детей к вступлению в брачные отношения, либо монашество [8]. Причем, составляя какой-либо документ, указывалось «жительство имею. части прихода Церкви. (.дня .месяца. года)» для обеспечения поручительства со стороны настоятеля храма [6]. На основании поданных рапортов, такие нарушения карались, большей частью, покаянием. Что касается санкций, применяемых к провинившимся священноцерковнослужителям, то, зачастую, члены консистории прибегали к жесткой и неукоснительной системе штрафных наказаний. Типичным проступком оказалось «несвоевременное предоставление для ревизии сборной книги» одним из благочинных священников Шарыпинского села Иоанном Евтюгиным. Оно последовало по причине безграмотности служителя культа, а также «упущение и невнимательность к делу интересному, требующему всегда верного порядка и неупущения времени в ревизии.», приведшее к наложению на него пени в размере 5 руб. [1]. Достаточно распространенными случались проступки, связанные с нарушением субординации. Например, при подаче рапорта на имя консистории с просьбой «о разрешении ему (священнику Заозерного села Иоанно-Богословской церкви Симеону Ковригину, прим.) священнослужения и переведении его в другое место» был оштрафован на 5 руб. «за то, что он о частном своем деле рапортует по казенному, а не просит как должно». В другом деле этот же нерадивый священник «за присылку к Его Преосвященству незаконного рапорта на лоскуте листа оштрафован 10 рублями» [2]. Характерно, что суммы штрафных сборов перечислялись на благотворительность, преимущественным образом, на вдов и сирот духовного звания. За более серьезные провинности накладывали епитимию (временный запрет на священнослужение) с нахождением на послушании в монастыре, на приходе, либо при Архиерейском доме с учетом тяжести нарушения от 1 до 3 месяцев; земные поклоны, исключение за штат с лишением денежного довольствия и снятие духовного сана [8]. Один из важных аспектов воспитательной работы, попадавших под пристальное внимание членов консистории - борьба с торговлей спиртными напитками, пьянством, курением, бранной речью и безответственностью. Примером рапорта одного из благочинных замечаем, как за «неслужение Литургии в воскресные, праздничные и Высоко торжественные дни, и за невоздержание винопития. послать такового (священника, прим.), на основании Указа Святейшего Синода от 7 мая 1897 г. состоявшегося, в. монастырь бессрочно в клиросное послушание, для усмотрения и исправления его в поведении, и коем каждомесячно рапортовать Его Преосвященству, за отлучкою же его церковь и приход поручить ближайшему священнику с получением одной половины дохода, а другой производить семейству того.» [4]. При этом обращает на себя внимание подробное регламентированное изложение вердиктов: «Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Ачинскому Духовному Правлению. По Указу Его Императорского Величества Самодержца

Всероссийского Томская Консистория слушали сообщение Томского Губернского Суда о предании церковному покаянию за небытие у исповеди и Святого Причастия Боготольской волости деревни Вагиной Василия Васильева и сына такового же Василия Афанасьева. И для того, с утверждения Его Преосвященства Агапита Архиепископа Томского и Енисейского и Кавалера Всех Орденов по справке Приказали: На означенных лиц за небытие на исповеди и в причастии по статье 9 Правила Святых Апостолов, 2 пункта 2 части Духовного Регламента в примечании на 23 статью 14 тома Свода Законов Российской империи и параграфа 30 Проекта Устава Духовных Консисторий по учинению справки из исповедных росписей, наложить епитимию за каждый год небытия по одной неделе, впрочем, не более 6 недель, которую и исполнять им при приходской церкви на основании указов, прежде бывших по подобным делам; к исполнению чего и предписать указом Ачинскому Духовному Правлению. Августа 31 дня 1839 г. Консистории Член Иерей Павел Соболев. Секретарь Силин. За Столоначальника Климовский» [4]. Следует обратить внимание на тот факт, что за время нахождения под епитимией семья виновника, во-первых, теряла кормильца, во-вторых, частично лишалась фиксированного дохода, который, в зависимости от должности и исполняемых обязанностей, в процентном содержании переходил в руки лица, временно исполняющего данные функции. Соответственно, нарушители старались в минимальный срок исправиться, находясь в безукоризненном исполнении послушания, и вернуться к прежней службе. В то же время, для достойных священноцерковнослужителей применялась система поощрений, выражающаяся в пожаловании чинами, наградами, элементами церковного одеяния, вручением похвальных листов, переводе в более благополучный приход [7]. Указанные меры оказались высоким стимулом к ответственному выполнению служебных обязанностей представителями духовенства и укреплению приходской жизни.

Таким образом, консистория разносторонними методами укрепляла православные устои и традиции. Действуя по четко выработанным правилам, законам и постановлениям с применением строгой снисходительности, она вырабатывала необходимые нравственные качества священно-церковнослужителей, повышая значимость христианских устоев, характерных для имперского статуса страны и зарождающихся новых общественных настроений, утверждавшихся в обширной Томской епархии. Разработанная система методов контроля за деятельностью духовенства и ее неукоснительное проведение в жизнь привела к улучшению морально-нравственного состояния священно-церковнослужителей. Данное обстоятельство положительно отразилось и на прихожанах, которые старались перенимать качества своего пастыря. Все эти меры, несомненно, подняли планку авторитета православного духовенства на более высокую ступень культурной сферы общества, укрепив его положение в российских провинциях.

Литература:

1. Дела по указам Томской Духовной консистории за 1839 г. Указы Священного Правительствующего Синода и Томской Духовной консистории //

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 11. Д. 124. Л. 126, 58, 728 об.; Л. 30-31; Л. 421.

2. Дела по указам Томской Духовной консистории за 1839 г. Указы Священного Правительствующего Синода и Томской Духовной консистории // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 11. Д. 124. Л. 126, 58, 728 об.; Л. 30-31; Л. 421.

3. Документы об осмотре церквей //ГАТО. Ф. 170. Оп.2. Д. 1772. Л.226-226 об.; Л. 2-12.

4. Документы об осмотре церквей //ГАТО. Ф. 170. Оп.2. Д. 1772. Л.226-226 об.; Л. 2-12.

5. Предложение Его Преосвященства (секретно) о некоторых недостатках в принтах Томской епархии, замеченные во время обозрения епархии 26 октября - 31 декабря 1895 г. //ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3127. Л.109-109 об.; Л. 2 - 4.

6. Семашко А.Г. Секулярная русская православная церковь XIX века (историко-правовой аспект). - М.: б/и, 2008. 198 с.

7. Система церковных наград священников со времен Российской империи. URL: http://www.orthodox-book.ru (Дата обращения: 27.02.2021).

8. Устав Духовных консисторий. - СПб.: Синодальная типография, 1841. 97 с.

Literature:

1. Cases under the decrees of the Tomsk Spiritual Consistory for 1839. Decrees of the Holy Governing Synod and the Tomsk Spiritual Consistory // State Archive of the Tomsk Region (GATO). F. 170. Op. 11. D. 124. L. 126, 58, 728v.; L. 30-31; L. 421.

2. Cases under the decrees of the Tomsk Spiritual Consistory for 1839. Decrees of the Holy Governing Synod and the Tomsk Spiritual Consistory // State Archive of the Tomsk Region (GATO). F. 170. Op. 11. D. 124. L. 126, 58, 728v.; L. 30-31; L. 421.

3. Documents on the inspection of churches // GATO. F. 170. Op.2. D. 1772. L.226-226v.; L. 2-12.

4. Documents on the inspection of churches // GATO. F. 170. Op.2. D. 1772. L.226-226v.; L. 2-12.

5. Proposal of His Eminence (secretly) about some shortcomings in the clergy of the Tomsk diocese, noticed during the review of the diocese on October 26 -December 31, 1895 // GATO. F. 170. Op. 2. D. 3127. L. 109-109 v.; L. 2 - 4.

6. Semashko A.G. Secular Russian Orthodox Church of the 19th century (historical and legal aspect). - M.: b / i, 2008. 198p.

7. The system of church awards for priests since the time of the Russian Empire. URL: http://www.orthodox-book.ru (Date of access: 02/27/2021).

8. Charter of Spiritual consistories. - St. Petersburg: Synodal Printing House, 1841. 97p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.