3. Рахдмзода Ш. Муомилоти пулй ва к,арз. Китоби дарсй - Душанбе, «Эр - граф», 2008.
4. Ыонуни Жумхурии Тожикистон «Дар бораи Бонки миллии Тожикистон». № 383 аз 2.12.1996
5. Ыонуни Жумхурии Тожикистон «Дар бораи бонкхо ва фаъолияти бонкй». № 648 аз 23.03.1998.
6. Ахбори Бонки миллии Тожикистон. № 5-6, - Душанбе - 2004.
РАХМОНОВ Р.В.
ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА ТАДЖИКОВ
В статье дается краткий обзор возникновения банковского дела в Таджикистане, излагается история появления первых банковских учреждений на территории современного Таджикистана, а также история становления и развития современной банковской системы республики.
RAHMONOV R. V.
FROM THE HISTORY OF TAJIK BANK AFFAIRS
The author introduces the reader with the brief review about the first appearance of bank offices, the history of establishment and development of bank system in Tajikistan
ТУРДИМАТОВА ПАРВИНА МУХАММАДОВНА,
аспирант ТГУПБП. СУЩНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в
незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.
Антикризисное управление - это процесс предотвращения или преодоления кризиса. В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.
В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления.
Решение первой задачи антикризисного управления -предотвращение кризиса- предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.
Антикризисное управление в широком смысле - это сохранение и укрепление конкурентного положения. Управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае антикризисное управление
применяется в любом месте независимо от его экономического положения и от стадии его жизненного цикла.
Решение второй задачи - преодоления кризиса - всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле - это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• кризисы в определенной степени можно ускорять, предварять и отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определенной степени управляемы, управление процессами выхода из кризиса способно ускорить эти процессы и минимизировать их негативные последствия;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, инструментов, знаний и навыков.
Проблематику антикризисного управления можно представить в виде четырёх групп
Проблемы распознания предкризисных ситуаций
Проблемы предотвращения кризисов
Проблемы жизнедеятельности предприятий в кризисных ситуациях
Проблемы выхода из кризиса
Проблемы ликвидации последствий кризиса
Методологические проблемы АУ
Финансово -экономические проблемы АУ
Правовые проблемы АУ
Проблемы организации АУ
Социальнопсихологические проблемы АУ
Антикризисное управление (АУ)
Поиск информации
Проблемы
прогнозирования
кризисов
Управление рисками
Анализ и оценка
кризисных ситуаций
Инновационные
стратегии
Конфликты
Маркетинг: поведение в условиях
Банкротство
Оценка, селекция, мотивирование персонала
Инвестиционное проектирование
Рис. 1.1. Проблематика антикризисного управления
Методология антикризисного управления (в широком смысле) находит выражение в его функциях, цели, основном принципе, стратегии, этапах и свойствах.
Цель антикризисного управления - нейтрализация наиболее опасных явлений.
На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на выход из кризиса -таковы его задачи. Оно обладает как общими свойствами для процесса
управления предприятиями, так и отличается специфическими чертами от традиционного управления предприятиями.
Основной принцип антикризисного управления - постоянный мониторинг внутренней и внешней среды с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса; своевременное улавливание сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения.
Существуют ли специальные стратегии антикризисного управления? Да, потому что у антикризисного управления есть свои специфические черты. Но выделить (вычленить) антикризисные стратегии из организационных (корпоративных) стратегий сложно, иногда невозможно. Организационная стратегия, носящая опережающий характер, органично содержит в себе элементы (черты) антикризисного управления. Другими словами, всякая успешная стратегия является антикризисной.
Управление кризисами и антикризисное управление- это одно и то же? К. Ру-Дюфор определяет управление кризисами как совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов. Т.К. Пошан и Э.М. Морэн отмечают, что стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления:
1) управление кризисами: ограничение его последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей ситуации;
2) подготовка к кризисам: в частности, формирование отдела кризисов и необходимых резервов;
3) предупреждение кризисов: снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки различных сторон деятельности предприятия;
4) предотвращение контрпроизводства, под которым понимаются деструктивные последствия производства, как в нормальных, так и в кризисных условиях.
Управление кризисами - это управление изменениями. Под изменениями понимаются все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры организаций.
Этапы антикризисного управления:
• анализ внешней среды и выбор миссии;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации - создание системы сканирования внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения сигналов приближения кризиса;
• стратегический контроллинг фирмы (система обеспечения долгосрочного существования фирмы на рынке) и выработка стратегии предотвращения её несостоятельности; выживание фирмы на рынке позволяет поддерживать своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества как реакцию на сигналы о возможной утрате существующего конкурентного преимущества;
• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства)-оперативный контролинг;
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учёт рисков предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Основные свойства системы антикризисного управления:
• гибкость и адаптивность, основывающиеся на отслеживании слабых сигналов о наступающей кризисной ситуации, мобильности и динамичности использования ресурсов (резервов), высокой скорости принятия и реализации решений;
• высокая целенаправленность действий за счет концентрации ресурсов на основе проектного управления;
• диверсификация управления и снижения уровня централизма в управлении, матричные организационные структуры;
• тщательный отбор людей, способных эффективно действовать в условиях высокой неопределённости, нехватки ресурсов и времени;
• сильная мотивация управленческой команды и персонала на проведение изменений, командная работа.
Если дать операциональное определение антикризисного управления, то антикризисное управление -это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному направлению.
Антикризисный менеджмент (в узком смысле) включает в себя, как считают специалисты Государственного университета управления, следующие элементы.
1.Диагностика финансового состояния.
1.1 Оценка бизнеса: недвижимости (в том числе земли), машин и оборудования, ценных бумаг, нематериальных активов (в том числе интеллектуальной собственности).
1.2 Анализ финансового состояния.
2. Маркетинг.
3. Инвестиции: собственные и привлечённые.
4.Управление персоналом.
5.Производственный менеджмент.
6.Процедуры банкротства.
Факторы эффективности антикризисного управления в современных условиях. Чаще всего эффективность антикризисного управления оценивается по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.
В качестве основных факторов, определяющих эффективность антикризисного управления, можно выделить:
* профессионализм антикризисного управления и специальную подготовку кадров
* искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе подготовки;
* методологию разработки рискованных решений;
* анализ ситуации и прогнозирование тенденции;
* корпоративность персонала - понимание и принятие всеми работниками целей организации и проводимых изменений;
* опору на лидерство;
* оперативность и гибкость управления;
* стратегию и качества антикризисных программ;
* человеческий фактор;
* мониторинг кризисных ситуаций.
Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуации, практическая ценность предвидения кризисов.
Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, т.е. с наличием специалистов, определением функций их деятельности, вынесением рекомендации или решений, взаимодействием в системе управления. Предполагается подготовка и наличие не только так называемых антикризисных менеджеров, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.
Распознавание и предвидение кризисных ситуаций сегодня в связи с большой сложностью управления увеличивающимися масштабами производственной деятельности должны быть поставлены на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методики анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления должен проявляться не только в нормальных, обычных условиях, но и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций кризиса.
Ключевые слова: процессы, управляемые и неуправляемые, антикризисное управление, предотвращение кризиса, предотвращение банкротства, конкурентоспособность, проблематика, методология, нейтрализация опасных явлений, постоянный мониторинг, своевременное улавливание сигналов.
Литература:
1. В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин Антикризисное управление: теория и практика. Москва-2007г.
2. Антикризисное управление // Учебник под ред. Проф. Э.М. Короткова. Москва. Риор-2009г.
3. Е.П. Жарковская, Б.Е.Бродский, И.Б. Бродский. Антикризисное управление.// 6-ое издание, исправленное и дополненное. Москва. Омега-л. 2009г.
4. Антикризисное управление // Учебник под ред. проф. Э.М. Короткова// издание 2-ое, дополненное и переработанное Москва. Инфра-М. -2009г.
ТУРДИМАТОВА П.
МО^ИЯТИ ИДОРАСОЗИИ ЗИДДИБЩРОНИ ДАР ШАРОИТИ ИМРУЗА
Дар мацола баъзе масъалауои моуияти идорасозии зиддибууронй дар шароити имруза дида баромада шуда, мавцеи муаллиф оиди цщати назариявии масъала тазаккур дода шудааст.
TYRDIMATOVA P.
THE ESSENCE OF AGAINST CRISIS MANAGEMENT IN MODERN
CONDITIONS
Author in this research paper discusses some issues connected with the nature of crisis management in the light of financial crisis. And she also determines her position about conceptual foundations of the given situation.