Научная статья на тему 'Сущность адаптивного подхода к обучению педагогов в области безопасности жизнедеятельности'

Сущность адаптивного подхода к обучению педагогов в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивный подход / адап- тивная подготовка / педагогическая система / адаптация студента / индивидуальные особен- ности и способности студентов / адаптивное содержание. / adaptive approach / adaptive training / pedagogical system / adaptation of the student / individual characteristics and abilities of students / adaptive content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояров Евгений Николаевич

Целью статьи является теоретиче-ское обоснование адаптивного подхода к обу-чению педагогов в области безопасности жиз-недеятельности. Основное содержание иссле-дования составляет анализ адаптации в широ-ком смысле применительно к образовательно-му процессу. Особое внимание уделено рас-крытию содержания понятия «адаптация» в по-нимании сущности образовательных систем исред. Затрагиваемая в статье проблема при-менения адаптационного подхода в образова-тельном процессе мало изучена и требуетдальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояров Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF ADAPTIVE APPROACH TO TRAINING TEACHERS IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

The aim of the article is a theoretical substantiation of adaptive approach to training teachers of life safety. The main content of the study is an analysis of adaptation in a broad sense in relation to the educational process. Particular attention is paid to the disclosure of the content of the concept of «adaptation» in understanding the essence of the educational systems and environments. The problem of application of adaptive approach in the educational process affected in the article is poorly understood and requires further research.

Текст научной работы на тему «Сущность адаптивного подхода к обучению педагогов в области безопасности жизнедеятельности»

УДК 37.011

Бояров Евгений Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент e.boyarov@mail.ru

Сущность адаптивного

ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Evgenii N. Boyarov

candidate of pedagogical Sciences e.boyarov@mail.ru

The essence of

ADAPTIVE APPROACH TO TRAINING TEACHERS IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

Аннотация. Целью статьи является теоретическое обоснование адаптивного подхода к обучению педагогов в области безопасности жизнедеятельности. Основное содержание исследования составляет анализ адаптации в широком смысле применительно к образовательному процессу. Особое внимание уделено раскрытию содержания понятия «адаптация» в понимании сущности образовательных систем и сред. Затрагиваемая в статье проблема применения адаптационного подхода в образовательном процессе мало изучена и требует дальнейших исследований.

Annotation. The aim of the article is a theoretical substantiation of adaptive approach to training teachers of life safety. The main content of the study is an analysis of adaptation in a broad sense in relation to the educational process. Particular attention is paid to the disclosure of the content of the concept of «adaptation» in understanding the essence of the educational systems and environments. The problem of application of adaptive approach in the educational process affected in the article is poorly understood and requires further research.

Ключевые слова: адаптивный подход, адаптивная подготовка, педагогическая система, адаптация студента, индивидуальные особенности и способности студентов, адаптивное содержание.

Keywords: adaptive approach, adaptive training, pedagogical system, adaptation of the student, individual characteristics and abilities of students, adaptive content.

Особенностью современного образования в общем, и высшего педагогического образования, в частности, заключается в необходимости подготовки высококвалифицированного специалиста, способного ориентироваться в изменяющихся социально-экономических и политических условиях. В условиях быстро меняющегося мира, динамичного и непредсказуемого времени, комплекс внутренних и внешних факторов, влияющих на образовательную среду, таких как уровень социально-экономического развития общества, доступа к мировым информационным ресурсам, острой потребности в подготовленности профессиональных кадров, возможности социальной и академической мобильности и др., представляет возможность системе образования рефлексивно реагировать на подобные трансформации структурными, содержательными, функциональными и методическими изменениями.

Кроме того, комплекс вызовов, угроз и опасностей, сопровождающих развитие общества, выраженных в перманентном изменении ценностных ориентиров, экономической и социальной целесообразности освоения уровней высшего образования и др., не обходит стороной и систему высшего педагогического образования, также внося в содержательно-процессуальный компо-

нент образования актуальные проблемные вопросы.

Данная тенденция наиболее значима при рассмотрении содержания подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности, поскольку именно ему предстоит формировать знания, умения, УУД у подрастающего поколения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В современной педагогике и методике активно ведется поиск форм, способов и средств обучения, которые позволили бы повысить качество образовательного процесса. В связи с этим характерным явлением времени в образовании в последнее десятилетние стало активное развертывание инновационных процессов, направленных на обновление образовательных систем. В современных образовательных системах, наряду с их текущим повседневным функционированием, наблюдается вектор развития, позволяющий им активно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, последовательно развиваясь и совершенствуясь в направлении все более полного удовлетворения запросов, пожеланий и требований потребителей образовательных услуг в лице студентов, с одной стороны, и

107

потребителей образовательного продукта в лице заказчиков и общества, с другой стороны.

Вышесказанное подтверждает актуальность изучения адаптивных возможностей образовательных систем и сред, которым, как и любым незамкнутым системам, присущи адаптивные свойства и адаптивный характер. Следовательно, в качестве подхода к функционированию современных образовательных систем и сред целесообразно рассмотреть адаптивный подход, поскольку его идеи в аспекте дальнейших перманентно осуществляемых перемен в обществе направлены на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей всех объектов образовательного процесса.

Научная актуальность идеи адаптивного подхода к подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности определяется тем, что в современных условиях изменяется взгляд на саму систему педагогического образования как адаптивную систему, способную более адекватно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия её развития, определяемые, в том числе, политикой Российской Федерации в сфере образования [1; 3; 7].

Для адекватного понимания сути адаптивного подхода приведем краткий анализ применяемых в науке трактовок дефиниции «адаптация».

В своих исследованиях И.К. Кряжева называет адаптацией взаимодействие личности и социальной среды, при котором происходит идентификация целей и ценностей личности и ее социального окружения, отождествление себя с коллективом или социальной группой при одновременном самоопределении личности во всем многообразии ее индивидуальных особенностей [4].

В трудах Д.П. Деревицкого, А.Л. Фрадкова определено, что адаптивной считают такую систему, которая может приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий [2].

Несмотря на широкую распространенность в различных науках и частое использование понятия «адаптация», все определения основываются на взаимных прямых и обратных причинноследственных связях с целью согласования реакции объекта адаптации на некое внешнее или внутреннее воздействие.

Наиболее общее определение адаптации к авторскому пониманию сущности образовательных систем и сред примем определение, сформулированное и употребляемое в кибернетике, в соответствии с которым адаптация - это накопление и использование информации для достижения оптимального в некотором смысле состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях [6].

Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной школы сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение и рассматривает адаптивную школу как школу, спо-

собную оберегать физическое, психическое и нравственное здоровье детей [8].

Тем самым, при управлении адаптационными процессами в образовательной системе учет индивидуальных особенностей и способностей студентов в значительной степени может определять успех адаптации образовательного процесса - темп, уровень, устойчивость процессуально-содержательного компонента образовательной среды.

Следовательно, сущность адаптивной подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности может представлять собой адаптивный процесс обучения, построенный с учетом адаптивного содержания, и направленный на получение желаемых результатов в виде развития профессиональной компетентности.

Итак, адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современного образовательного процесса реализует « идею приспособляемости » как главной отличительной черты живых организмов. Исходя из логики нашего исследования, адаптивной моделью образовательной системы будем называть такую модель, в которой в результате изменения характеристики внутренних и внешних свойств и факторов происходит соответствующее изменение структуры и параметров с целью обеспечения стабильности функционирования образовательной системы.

Адаптивный подход предполагает приспособление всех элементов педагогической системы (целей, задач, содержания, форм организации обучения, методов, способов, средств и технологий обучения, форм организации практической и самостоятельной деятельности, планирования и диагностики достижения результатов обучения, роли преподавателя) к современным требованиям, предъявляемым государством, педагогическим сообществом и лично педагогом к экономической деятельности руководителя образовательного учреждения [3]. Адаптивный подход опирается на систему общих дидактических принципов (научности, индивидуализации учебной деятельности, сознательности и активности, системности, последовательности и др.) и системы специфических принципов (динамичности, осознанной перспективы, вариативности методического обеспечения, паритетности), которые коррелируют с общими дидактическими.

Следует отметить, что в рамках адаптивного подхода применимы принципы управления в образовании, которые интегрируют в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, а также определяют требования к содержанию, структуре, организации процесса управления [5; 7].

К ним следует отнести принципы гуманизации, гибкости, деликатности, индивидуализации, оптимального сочетания управления и самоуправления, мотивации и стимулирования, природо- и социосообразности, конструктивного взаимодействия и сотрудничества, антропологический принцип, здоровьесберегающего управления и др.

108

Адаптация процесса обучения базируется на таких фундаментальных личностных качествах обучающихся, как индивидуальность, личность, рефлексия. Индивидуализация процесса обучения заключается в построении индивидуальной образовательной траектории каждого студента, что впоследствии найдет отражение в сформи-рованности конкретных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальным заказам и требованиями будущего работодателя.

Таким образом, адаптивный подход к обучению педагога в области безопасности жизнедеятельности подразумевает также адаптацию личности каждого студента к освоению всех содержательных линий в собственном её (личности) темпе, с учетом её способностей. Речь идет об ориентации в обучении на личность студента, всестороннем учете его личностных характеристик. В процессе обучения в условиях адаптивной системы обучения очень важно, чтобы каждый студент, продвигаясь по индивидуальной траектории обучения, постоянно ощущал и осознавал, как проходит процесс обу-

Литература:

1. Абрамова С.В. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 3 (2), 2012. С. 569-573.

2. Деревицкий Д.П. Прикладная теория дискретных адаптивных систем управления / Д.П. Деревицкий, А.Л. Фрадков. М. : Наука, 1981.

3. Заруба Н.А. Адаптивный подход в управлении образованием : принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 75-79.

4. Кряжева И.К. К вопросу о взаимосвязи социально-психологической адаптации с развитием индивидуальности личности // Личность в системе коллективных отношений; Под ред. А.А. Бол-даева, Г.М. Андреевой и др. М. : Изд. АПН СССР, 1980. С. 132-133.

5. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга I. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Под ред. д.п.н.; проф. В.И. Подобеда, д.п.н., проф. А.П. Марона СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 406 с.

6. Скурихин В.И. Проектирование систем адаптивного управления производством / В.И. Скурихин, В.А. Забродский, Ю.В. Копейченко. X. : «Вища школа», 1984.

7. Станкевич П.В. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода / П.В. Станкевич, С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 246-250.

8. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. М. : PerSt, 2004. 366 с.

чения и все ли резервы и потенциал его личности используются. При адаптивной системе обучения предполагается осуществление контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы обучающихся. В данной системе работает многоканальная обратная связь: преподаватель - обучающийся, обучающийся - обучающийся, преподаватель - группа обучающихся, обучающийся - группа обучающихся.

Рамки статьи ограничивают возможность детального представления сути адаптивного подхода и рассмотрения роли и места его в обучении педагогов в области безопасности жизнедеятельности. Однако, по нашему мнению, статью можно рассматривать как некую научную позицию в понимании того, что адаптивный подход как научный подход к обучению педагогов в области безопасности жизнедеятельности, в условиях динамично меняющихся социальноэкономических условий функционирования российского образования является актуальным и требует дальнейшей более глубокой разработки.

Literature:

1. Abramova S.V. The general laws of development of educational space «Safety» / S.V. Abramova, E.N. Boyarov // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Vol. 14, № 3 (2). 2012. Р. 569-573.

2. Derevitskaya D.P. Applied theory of digital adaptive control systems / D.P. Derevitskaya, A.L. Fradkov. M. : Science, 1981.

3. Zaruba N.A. Adaptive approach to education management: management principles // Vocational training in Russia and abroad. 2012. № 6. Р. 75-79.

4. Kryazheva I.K. On the question of the relationship of social and psychological adaptation to the development of the individual personality // Personality in the system of collective relations; ed. A.A. Boldaeva, G.M. Andreeva et al. M. : APS USSR Publishing House, 1980. Р. 132-133.

5. Practical andragogy. Manual. Book I. Modern adaptive systems technology and adult education / ed by prof. V.I. Podobed, prof. A.P. Maron. SPb. : SSI «IAE RAE», 2003. 406 p.

6. Skurikhin V.I. Design of adaptive management / V.I. Skurikhin, V.A. Zabrodskii, Yu.V. Kopeichenko. Kharkov : «Higher School», 1984.

7. Stankevich P.V. Teaching discipline «Life Safe-ty» for students, based on a modular approach / P.V. Stankevich, S.V. Abramova, E.N. Boyarov // «Vector of Science» of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2013. № 3 (14). Р. 246-250.

8. Yamburg E.A. Development of adaptive management of the school. M. : PerSt, 2004. 366 p.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.