СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Г.И. Сметанкина, к.т.н., доцент, Н.В.Захаров, С.А.Малышев, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В последние годы в большинстве промышленно развитых стран происходит переход от жесткого нормирования требований пожарной безопасности при проектировании зданий и сооружений к гибкому нормированию. Этот подход, устанавливая цели, которым должна соответствовать система пожарной безопасности объекта, не регламентирует проектные решения для их достижения, сводя к минимуму ограничения в устройстве объекта, стимулируя использование новых подходов к обеспечению пожарной безопасности. Если при традиционном подходе проектные решения систем пожарной безопасности жестко регламентированы, то при гибком нормировании, когда возможны альтернативные проектные решения, значительно возрастает потребность в разработке и практическом использовании методов для оценки пожарной опасности объектов и пожарного риска [4].
Понятия «опасность» и «риск» являются весьма многогранными, и их определения в значительной степени зависят от контекста и области знания, в которой они вводятся и рассматриваются. Применительно к пожарной опасности и пожарному риску в настоящее время в целом сложилась терминология, используемая в научной литературе и нормативных документах.
Существующие методы оценки потенциальных последствий пожаров можно отнести к методам анализа, направленным на изучение характеристик пожара и его воздействия на людей и имущество. Известной альтернативой количественному вероятностному анализу являются методики, основанные на использовании субъективных вероятностей. Точность такой оценки тоже не очень высока, но вполне достаточна для принятия обоснованных решений по обеспечению пожарной безопасности.
Зарубежные системы надзора в основном являются государственными и имеют специальные органы, ответственные за пожарную безопасность и охрану труда. В нормативных документах этих стран детально регламентированы конкретные задачи, функции и права органов контроля и надзора. Так, оценка пожарной безопасности зданий и сооружений во Франции осуществляется экспертом по технической безопасности. Деятельность экспертов регламентируется Строительным кодексом; Законом от 20.10.1999 (члены комиссии по аккредитации); Правовой нормой NF EN 17-020 (принципы функционирования органов инспекции) [6].
Оценкой пожарных рисков в сфере общественной пожарной безопасности в Канаде занимается единственная аккредитованная для этой цели частная компания - CGJ Insurance Business Services.
В Германии, аудиторы в области пожарной безопасности осуществляют проверку соответствия зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности только на стадии проектирования. Решение о направлении проектно-сметной документации на рассмотрение и согласование в пожарную охрану или независимому аудитору принимает владелец имущества. Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации осуществляется на платной основе работниками пожарной охраны в 3-месячный срок или независимыми экспертами (аудиторами) по противопожарной защите строительных сооружений в месячный срок. Стоимость услуг по рассмотрению проектно-сметной документации утверждается правительством земли.
В Люксембурге по государственной линии в общенациональных масштабах вопросами комплексной оценки рисков в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведает Высокий комиссариат национальной защиты, который выполняет координационные функции и наделяется особыми полномочиями в случае возникновения таких ситуаций [6].
Несмотря на достигнутые успехи в области обеспечения пожарной безопасности, в сравнении со странами мирового сообщества в Российской Федерации продолжает оставаться высоким индивидуальный пожарный риск (81,0 10-6). Для сравнения, показатель индивидуального пожарного риска в США составляет - 9,810-6 , в Германии - 5,110-6 , в Великобритании - 7,810-6, во Франции - 6,2 10-6.
Причиной столь высокого показателя на территории Российской Федерации является снижение численности инспекторского состава и возрастания на них нагрузки в несколько раз. В связи с этим качество проверок заметно снижается, что негативно сказывается на противопожарном состоянии объектов защиты.
Ещё одной формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности Федеральным законом №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. определена декларация пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Собственник объекта (декларант), заполняя установленную форму декларации пожарной безопасности, получает полную информацию как о состоянии пожарной безопасности на своем объекте, так и о требованиях пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на объекте защиты. Так определено законом [1,2]. Получая информацию о выполнении или невыполнении требований нормативных документов по пожарной безопасности, декларанат может установить достаточность и полноту мер пожарной безопасности на объекте для обеспечения допустимого уровня пожарного риска.
Подведём итоги, в каких случаях осуществляется оценка пожарных рисков: - при проектировании зданий (строений и сооружений) с отступлениями от требований пожарных норм;
- в случае разработки «Специальных технических условий»;
- в качестве независимой оценки пожарных рисков;
- в случае обнаружения ранее не выявленных нарушений пожарной безопасности.
Численным выражением индивидуального пожарного риска для людей является частота воздействия ОФП на человека, находящегося на объекте. Где ОФП - опасные факторы пожара. Подробный перечень ОФП размещен в ст.9 гл.2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1].
Безусловно, в статье необходимо остановиться на независимой оценке пожарного риска. Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска, которая проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах [1] и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:
Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке, в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
Итак, независимая оценка пожарного риска - не роскошь, а необходимость для всех руководителей, владельцев недвижимости, заботящихся о сохранности объектов, здоровье и благополучии своих работников.
В заключение необходимо отметить, что выбор форм оценки противопожарного состояния объекта остаётся за собственником.
Список использованной литературы
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.
2. Приказ МЧС России от 30.06.2009 №2 382. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
3. Приказ МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. «Оценка соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2016. т. 1. № 1 (7). с. 341-343.
5. Сметанкина Г.И., Ульянов А.М. Анализ существующих форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности в России и за рубежом в сборнике: В мире науки и инноваций сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. с. 119-122.
6. Зарубежный опыт и российские перспективы аудита безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http://expert-01.com.