СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
© Астанин Д.М.*
Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, г. Красноярск
В статье рассматривается транспортная инфраструктура Красноярского края. Учтён мировой опыт и характеристики транспортных перевозок. Исследуется влияние инфраструктуры на рекреационную привлекательность региона.
Ключевые слова транспортная доступность, пути сообщения, транспортная мобильность, туристские перевозки.
Введение
Учитывая географическое и геополитическое положение Красноярского края, важнейшей частью социальной и туристской инфраструктуры края является транспортный комплекс, представленный всеми видами транспорта: железнодорожным, воздушным, речным, автомобильным.
Транспортная доступность края также является одним из основных факторов развития внутреннего и въездного туризма. Именно от качества транспортных перевозок, наличия развитой инфраструктуры, современного подвижного состава зависит степень и динамика развития туристской отрасли.
Существенная роль транспортных перевозок в формировании стоимости турпродукта объясняется удалённостью от Москвы - основной отправной точки по всем маршрутам.
Положение Красноярского края на пересечении существующих и перспективных межконтинентальных трасс железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта обусловливает возможность эффективного развития транспортного комплекса.
Как показано в таблице, строительство новых железнодорожных путей сообщения не ведётся, наблюдается тенденция уменьшения протяжённости железнодорожных путей. Отрицательная тенденция характеризует также водные судоходные пути, протяжённость которых к 2004 г. сократилась почти в два раза по сравнению с 1995 г. Но стоит отметить строительство новых автомобильных дорог, причём, увеличивается протяжённость дорог с усовершенствованным покрытием.
* Аспирант кафедры Архитектурного проектирования. Научный руководитель: Крушлин-ский В.И., профессор кафедры Архитектурного проектирования, доктор архитектуры.
Таблица 1
Протяжённость путей сообщения (км) общего пользования в Красноярском крае
Показатели Год
1995 2000 2002 2004
Железнодорожные пути общего пользования 2071 2068 2068 2066
Автомобильные пути общего пользования 11967 13230 13433 13421
в том числе:
с твёрдым покрытием 11452 12842 12924 12930
с усовершенствованным 5570 6063 6245 6310
Внутренние водные судоходные пути 13250 6042 7515 7515
По данным Красноярского краевого комитета государственной статистики, в 2004 г большее число пассажиров по междугородному сообщению перевезено автобусным транспортом (58,0 % от общего числа перевезённых пассажиров), по пригородному сообщению - железнодорожным транспортом (53,1 %, включая внутригородское сообщение).
Заметно снизилась транспортная мобильность населения в 2004 г. по сравнению с 1995 г. Так, по данным Красноярскстата, число пассажиров междугородного транспорта на внутреннем водном сообщении снизилось на 70 %, автобусном - на 65,7 %, железнодорожном - на 11,5 %, пригородного транспорта - соответственно на 50,0; 76,8 и 15,0 %.
Стабильному функционированию транспорта способствует развитие транспортной сети путей сообщения. В целом, в Красноярском крае достаточно разветвлённая сеть дорог, которая способствует беспрепятственному прибытию в краевой центр туристов с любых территорий края и страны на различных видах транспорта.
Вместе с тем, нужно признать, что большая часть автомобильных дорог Красноярского края не отвечает основным качественным характеристикам, слабо развита околодорожная инфраструктура - у основной массы дорог отсутствуют элементарные объекты дорожного сервиса (площадки - стоянки, моечные пункты, предприятия торговли, пункты питания, автозаправочные станции, медпункты, пункты связи, общественные туалеты и др.).
Состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта
Транспортная структура включает в себя железнодорожный транспорт, который занимает лидирующее положение на транспортном рынке Красноярского края. По насыщенности инженерными сооружениями Красноярская железная дорога занимает 2 место в России. Пассажирские перевозки осуществляются 7 поездами дальнего следования и 11 местного значения, функционируют десятки электропоездов. Крупнейшей железной дорогой по масштабам работы остается часть Транссибирской магистрали (648 км). В Крас-
ноярском крае находится самая северная в России железная дорога Дудинка -Норильск - Талнах.
Институтами Гипротрансстэп, Ленгипротранс, Сибгипротранс, Гипро-промтрансстрой прорабатывались варианты трасс Севсиба, линии связывающей Норильский комбинат с сетью железных дорог общего пользования, линии Абакан - Слюдянка и другие.
Таблица 2
Развитие железнодорожного транспорта Красноярского края до 2017г.
№ Этап строительства
1 Завершение строительства участка железной дороги от Карабулы на Богучаны.
2 Начало нового железнодорожного строительства в Нижнем Приангарье на участках: Богучаны - Кодинск с выходами в районы новых месторождений углеводородного сырья и лесосырь-евой зоны к Байкиту, Ванаваре, Мутораю
3 Строительство звена Севсиба от Усть-Илимска до Лесосибирска.
Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.). В странах ЕС железные дороги объединены в единую европейскую систему железнодорожных сообщений, которая позволяет организовать перевозки пассажиров на обширной территории европейского континента - от Великобритании до Греции. Создана сеть скоростных сообщений «Трансъевропейская система скоростных поездов» (TEE). Железнодорожный туризм берёт своё начало в 1841 г. - Томас Кук организовал путешествие на выходные дни 570 человек по железной дороге из одного города Англии в другой. Никакими иными средствами передвижения осуществить быструю транспортировку такого количеству людей тогда не представлялось возможным.
В настоящее время в Российской Федерации выделено 17 железных дорог (Московская, Октябрьская, Калининградская, Северная, Горьковская, Юго-Восточная, Куйбышевская, Северо-Кавказская, Приволжская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, ВосточноСибирская).
Железнодорожный туризм в России, начав развиваться с конца 50-х гг. прошлого века, быстро завоевал большую популярность у туристов. После распада СССР туристский поток на железнодорожном транспорте снизился с 29,8 % в 1991 г. до 14,6 % в 2003 г. в силу ряда объективных причин: значительного уменьшения числа предоставляемых Министерством путей сообщения туристских поездов; длительности поездки, низкого качества обслуживания туристов в пути следования, высоких тарифов и др. Данный вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в пограничных туристских перевозках: в Китай, Монголию, Финляндию, Польшу, Сло-
вакию, а также бывшие республики СССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. При сравнении с водным транспортом железная дорога имеет более разветвленную транспортную сеть с гораздо большим количеством остановочных пунктов.
Перевозка организованных туристских групп может осуществляться в специальных поездах, на аренду которых заключается договор. За рубежом широко используется система чартерных туристских поездов. Во многих странах Европы курсируют специальные экскурсионные поезда, расписание которых увязано с расписанием морских и речных судов.
Таблица 3
Популярные туристские поезда различных стран мира
№ | Страна | Наименование | Маршрут
Регион - ЕВРОПА
1 Испания «Al Andalus» Мадрид - Севилья - Кордова - Гранада - Рондо - Севилья.
2 Великобритания -Франция «Golden Arrow» («Золотая стрела») Лондон - Париж
3 Шотландия «Шотландский королевский экспресс» Шотландское нагорье
Регион - РОССИЯ - АЗИЯ
1 Россия «Золотое кольцо России» Москва - Вологда - Ярославль -Ростов - Кострома - Владимир -Суздаль
2 Россия - Узбекистан -Казахстан - Китай «Шёлковый путь» Москва - Ургенч - Хива - Самарканд - Ташкент - Алматы - Тур-фан - Ланьчжоу - Сиань - Пекин
3 Россия - Монголия «Транссибирский специальный экспресс» Москва - Монголия
4 Япония «Токийский туристский экспресс» Токио
5 Тайланд - Малайзия азиатский вариант «Восточного экспресса» (Luxury Train) Лучшие курорты 2-х стран
Регион - СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
1 США «Восточный экспресс» Вашингтон - Чикаго
2 США Чарлстон - Новый Орлеан - Сан-Антонио - Эль-Сано
3 США «Железная дорога Иосемистких гор сахарной сосны» (Yosemite Mountain Sugar Pine Rail Road)
4 США «Скалистые горы Монтаны» (Montana Rock Trail Tours) штат Айдахо - штат Монтана
5 Канада «Скалистые горы» Западный Мериленд
6 Канада ExpressCanadian Торонто - Великие озёра - Ванкувер - провинция Монитоба - штат Альберта - национальный парк Джаспер
Состояние и перспективы развития речного транспорта
Значение речного транспорта в крае определяется его уникальной ролью в снабжении северных регионов края - до 90 %. Практически вся система речного транспорта основана на реке Енисей и его притоках. Потенциально в Енисейском бассейне можно использовать 16,5 тыс. км водных путей. Енисей судоходен на протяжении 3487 км, Подкаменная тунгуска - на 1146 км, Ангара - на 736 км.
В настоящее время судоходство в Енисейском бассейне осуществляется главным образом компанией ОАО «Енисейское речное пароходство», которое владеет флотом около 1000 судов, имеет 19 портов (всего портов и пристаней в крае 37). Компания имеет 11 судов класса река-море и 9 судов для туристических путешествий в низовья Енисея и на острова Карского моря с посещением Норильска и вертолетными прогулками, в том числе и к месту падения Тунгусского метеорита.
Самыми крупными портами являются Красноярск, Лесосибирск, Дудинка, Игарка - на Енисее, Ачинск - на Чулыме. В связи с постройкой Красноярского гидроузла водные связи с верховьями Енисея резко сократились.
На сегодняшний день особой популярностью пользуются водные туристические маршруты: Красноярск - Дудинка, Красноярск - Леднинская Курья, Красноярск - Алинские пески, маршруты выходного дня.
Для использования 16,5 тыс. км вместо 7,5 тыс. км водных путей необходимо:
- 1 этап - увеличить глубины на участках Красноярск - Абалаково, Атаманово - устье Ангары, Ярцево - устье Подкаменной Тунгуски.
- 2 и 3 этапы - увеличить глубины на Подкаменной Тунгуске и Ангаре.
В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различной форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств).
Удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта, ввиду малого сопротивления движению судов. Эта особенность присуща водному транспорту в целом.
Таблица 4
Отрицательные факторы развития речного транспорта
№ Фактор
1 Меридиональное направление перевозок
2 Сезонный характер перевозок, ограничения погодными условиями, временем суток
3 Продолжительность навигации от 145 суток на востоке и северо-востоке страны до 240 суток на юге и юго-западе
Таблица 5
Судоходные реки Красноярского края
Наименование реки Участок Длина реки
Общая Для судоходства
Енисей Шагонар - Игарка 3487 3487
Ангара 1179 654
Туба 119 99
Сыда 150 33
Чулым Ачинск - Линёво 1800 400
Тасеево Исток - Устье 106 44
Бол. Пит Брянка - Устье 415 183
Подкаменная Тунгуска Ванавара - Устье 1865 1146
Нижняя Тунгуска Кислокан - Устье 2990 1152
Кан 264 120
Сым 694 134
Дубчес 433 60
Елогуй 464 170
Турухан 639 270
Хантайка 174 63
Бол. Хета 646 100
Пясина 818 818
Курейка 700 100
Вельмо 400 16
Состояние и перспективы развития автотранспорта
В Красноярском крае автотранспорт выполняет 75,1 % пассажиропере-возок и 38,7 % пассажирооборота - по Московскому тракту федерального значения протяженностью 620 км, по Абаканскому тракту федерального значения (286 км), являющего частью дороги «Енисей». Трасса продолжается Усинским трактом (Абакан - Минусинск - Кызыл - Государственная граница), проходящим по территории Минусинского, Шушенского, Ерма-ковского районов. Вся трасса дороги «Енисей», пересекающая несколько ландшафтных зон, часть Восточного Саяна и Западный Саян, исключительно живописна и вполне может представлять самостоятельный туристский маршрут.
Таблица 6
Важные автодороги местного значения Красноярского края
№ Участок Протяжённость, км
1 Шарыпово - Ужур - Балахта 206
2 Заозерный - Агинское 86
3 Канск - Тасеево - Троицкое 53
4 Ачинск - Бирилюссы 109
5 Галанино - Пировское - Троицкое 90
Важным направлением развития автомобильного транспорта является развитие сети автомобильных дорог районов Нижнего Приангарья, в том числе строительство краевых автомобильных дорог общего пользования и мостов, соединяющих районы Нижнего Приангарья с центральными районами края и ближайшими железнодорожными станциями.
Таблица 7
Первоочередные объекты строительства автомагистралей Красноярского края
№ Участок
1 Формирование автомобильной магистрали Канск - Абан - Богучаны - Кодинск
2 Продолжение строительства автомобильной дороги Мотыгино - Первомайский - Кулаково -Стрелка
3 Автомобильная дорога Красноярск - Енисейск.
4 Разработка инженерного проекта мостового перехода через реку Ангара у пос. Ярки Богучан-ского района
Таблица 8 Положительные факторы автомобильного транспорта
№ Фактор
1 высокая маневренность и подвижность
2 способность обеспечить доставку без дополнительных пересадок в пути следования
3 высокая маневренность передвижения
4 меньшие капиталовложения в строительство автодорог при малых потоков грузов и пассажиров
Таблица 9
Отрицательные факторы автомобильного транспорта
№ Фактор
1 Высокая себестоимость перевозок
2 Высокий уровень загрязнения окружающей среды
3 Большая трудоёмкость
4 Большая металлоёмкость и энергоёмкость
Для эффективного использования автотранспорта России необходимо значительное увеличения дорог первой и второй категории, так называемых автобанов с соответствующим оборудованием: станциями заправки автомобилей и технического обслуживания, кемпингами, дорожными гостиницами, специальными автостоянками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожными знаками и т.д. Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость перевозок на 30-50 %, расход горючего возрастает в 1,5 раза, стоимость эксплуатации автомобиля увеличивается в 2-3 раза, а срок службы уменьшается на 30 %.
Таблица 10
Популярные направления автотуризма
Регион Район, страна
Россия 1. Города «Золотого кольца»
2. Алтайский край
3. Краснодарский край
4. Карелия
Европа 1. Страны Скандинавии
2. Италия
3. Германия
4. Испания
5. Франция
6. Австрия
Состояние перспективы развития воздушного транспорта
Воздушный транспорт Красноярского края представлен 58 аэропортами местного значения. Аэропорты Красноярска, Норильска и Хатанги имеют федеральное значение.
Перспективы развития воздушного транспорта связаны с реализацией проекта создания международного транспортного узла в Красноярске. Главными инвестиционными составляющими проекта в среднесрочной перспективе являются: реновация самолетного парка и развитие наземной базы аэропорта. Для освоения прогнозируемых объемов потребуется значительная реконструкция аэропортового хозяйства. Для обеспечения перевозок туристов при организации рыболовных и охотничьих туров, а так же для доставки к местам начала сплавов по горным рекам необходимо создавать специализированные предприятия малой авиации.
Таблица 11
Технико-экономические особенности воздушного транспорта
№ Особенность
1 Большая скорость перевозок грузов и пассажиров
2 Высокая мобильность и автономность в полёте
3 Большая беспосадочная дальность полёта
4 Отсутствие сложной транспортной инфраструктуры
5 Открытие новых авиалиний не требует соответствующих строительных работ и не вызывает больших финансовых затрат
6 Значительность сокращение пути следования (прямые трассы полёта)
7 Наличие сквозных беспересадочных сообщений
8 Малая грузоподъёмная и пассажировместимость
В настоящее время в России функционирует более 300 авиакомпаний, 496 аэропортов, из которых 69 имеют федеральное значение и 76 - статус международных.
Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы создания пула, соединяющего авиакомпании, действующие на определённых международных маршрутах.
Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обуславливается всё большим расширением географии путешествий и устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост количества краткосрочных туров на дальние расстояния). Всё это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам.
Главными международными организациями гражданской авиации, определяющими правила, процедуры, рекомендаций по стратегическим направлениям, являются 1САО и 1АТА. Из отечественных авиакомпаний членами 1АТА являются «Аэрофлот», «Трансаэро», «Пулково», «Сибирь», «Волга - Днепр».
В мире насчитывается около 1000 международных аэропортов, Аэропорты в Чикаго и Атланте (Хартсфилд) обладают самой высокой пропускной способностью - более 70 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным является аэропорт Хитроу близ Лондона.
Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растёт пас-сажироёмкость, развивается инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания.
В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский.
Выводы
Транспортные услуги - один из основных видов обслуживания в туризме. На них приходится и основная цена тура: 40-60 %. Различные виды транспорта используются туристскими учреждениями для организации путешествий.
Спрос на транспортные туристские услуги внутри России за 2003-2005 гг. сократился в среднем на 10 %, в том числе на авиационные перевозки - на 12 %, железнодорожные - на 10 %, речные и морские - на 15 %, автобусные -на 8 %. Исключение составляют лишь сезонные железнодорожные и авиационные перевозки в приморские города России и стран СНГ, где спрос остаётся стабильным.
В Западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских путешествий тяготеет к высокомфортабельному автомобильному и авиационному транспорту. В последние годы значительно выросла популярность железнодорожного транспорта.
Проведённый анализ транспортной инфраструктуры Красноярского края показал перспективную возможность края принимать российских и иностранных туристов на высоком уровне и занять достойное место в числе регионов активно развивающих индустрию туризма.
Однако, для реализации этой перспективы необходим научный подход при оценке туристско-рекреационного потенциала региона, а также плановое выполнение государственных проектов, перечисленных в статье.
Список литературы:
1. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 336 с.
2. Васильева А.Е. Территориальная организация рекреационного хозяйства. - 2008.
3. Пестряков Б.В. Пути развития туризма в Центральной Сибири / Мин-во природных ресурсов Российской Федерации. - Хатанга, 2001. - 27 с.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ «СОПРЯЖЕННОГО» ТУРИЗМА «МОРЕ - ГОРЫ» В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
© Джамалудинова Н.М.*
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
В статье обосновывается необходимость развития единственного на юге России альтернативного варианта приморского туризма на дагестанском побережье Каспийского моря и сочетание ее горнолыжным туризмом нагорной части Дагестана. На примере реализации сопряженного туризма «море - горы» раскрываются возможности нового направления в туризме для российских условий хозяйствования.
Ключевые слова: региональный турпродукт, инвестиционный проект, туристический потенциал, специализированный туризм.
Туризм и рекреация - одно из перспективных направлений долгосрочной стратегии развития регионов России. Туристический продукт как экономическая составляющая востребован на мировом рынке.
Грядущий передел всего мирового экономического пространства несет в себе возможности для занятия российскими туристическими компаниями и целыми регионами с их уникальным туристическим и рекреационным потенциалом новых конкурентных позиций.
Для того чтобы сделать российскую туриндустрию более современной, необходимо развивать новые виды туризма, которые бы одновременно соответствовали специфике российских условий и были востребованы широким
* Соискатель кафедры «Мировая экономика».