Научная статья на тему 'Существующая мировая транспортная система и место России в ней (железнодорожный транспорт)'

Существующая мировая транспортная система и место России в ней (железнодорожный транспорт) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
674
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА / ПЛОТНОСТЬ / ПРОТЯЖЕННОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Логвинова Р. М.

В статье дана характеристика железнодорожного транспорта в различных странах мира и континентах и место России в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Существующая мировая транспортная система и место России в ней (железнодорожный транспорт)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

УДК 338.47

СУЩЕСТВУЮЩАЯ МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА И МЕСТО РОССИИ В НЕЙ

(ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)

P.M. Логвинова, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дана характеристика железнодорожного транспорта в различных странах мира и континентах и место России в нем.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, эксплуатационная длина, плотность, протяженность, железнодорожная сеть.

Abstract. The paper presents the characteristics of rail transport in different countries and continents, and Russia's place in

it.

Key words: rail transport, operational length, density, length, the rail network.

Транспорт - важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Развитие транспорта влияет на прилегающую территорию. Так, территории, по которым пролегают железные и автомобильные дороги, имеющие развитое речное и морское судоходное движение, развитий воздушный транспорт приобретают повышенную привлекательность для развития различных видов экономической деятельности. Темпы развития транспортной инфраструктуры должны несколько опережать необходимость в грузо- и пассажироперевозках.

Единую транспортную систему железные дороги образуют в Северной Америке и Западной Европе. В странах СНГ - самостоятельная система железных дорог. В развивающихся странах железнодорожная сеть развита недостаточно. Во многих из них, например в Афганистане, Чаде, Нигере, Мальдивские островах, Буркина-Фасо, Бурунди, Йемене и др. она отсутствует.

Основными показателями характеристики железнодорожного транспорта являются: эксплуатационная длина всех железнодорожных путей, в том числе электрифицированных и плотность железнодорожных путей. (см. таблицу).

Таблица - Эксплуатационная длина и плотность железнодорожных путей в странах мира (2003 - 2014 годы), _на конец года_

Год Эксплуатационна я длина железно дорожны х путей, тыс. км из них Плотность железно дорожных путей, км путей на 1000 км2 территории Протяженност ь железных дорог на 10000 жителей, км

электрифицированных

тыс. км в % от общей длины железно дорожны х путей

А Б 1 2 3 4 5

Россия 2014 86 44,0 51,2 5 5,88

Европа 250,1 131,9 52,7

Австрия 2012 4,9 3,5 70,9 58,3 5,76

Албания 2009 0,4 14,6 1,38

Беларусь 2013 5,5 1 18,5 26,4 5,79

Бельгия 2012 3,6 3,1 85,5 117,3 3,21

Болгария 2012 4,1 2,9 70,3 36,7 5,62

Венгрия 2012 7,9 3 38,3 84,7 7,98

Германия 2012 33,5 19,8 59,2 93,8 4,09

Греция 2012 2,6 0,4 17,1 19,3 2,30

Дания 2012 2,6 0,6 23,6 61 4,64

Ирландия 2012 1,9 0,1 2,7 27,3 4,13

Испания 2012 15,9 9,7 60,6 31,5 3,44

Продолжение таблицы

Италия 2012 17,1 12,1 71,1 56,6 3,02

Латвия 2012 1,9 0,3 13,4 28,8 9,50

Литва 2012 1,8 0,1 6,9 27,1 6,00

Нидерланды 2012 3 2,3 75,2 72,6 1,80

Норвегия 2012 4,3 2,5 58,4 11,1 8,60

Польша 2012 19,6 11,9 60,5 62,7 5,09

Португалия 2012 2,5 1,6 64,1 27,6 2,38

Республика Македония 2012 0,7 0,2 33,5 27,2 3,33

Республика Молдова 2013 1,2 - - 34,2 3,33

Румыния 2012 10,8 4 37,4 45,2 5,05

Словакия 2012 3,6 1,6 43,9 73,3 6,67

Словения 2012 1,2 0,5 41,4 59,6 5,71

Соединенное Королевство (Великобритания) 2012 16,4 5,6 34,1 67,4 2,43

Украина 2013 21,6 10,2 47,4 35,8 6,03

Финляндия 2012 5,9 3,2 53,4 17,6 10,93

Франция 2012 30,6 16,6 54,2 56,2 4,81

Чешская Республика 2012 9,5 3,2 34 120 9,05

Швейцария 2012 3,6 3,6 100 86 4,50

Швеция 2012 11,1 8,2 73,6 24,7 11,68

Эстония 2012 0,8 0,1 16,7 17,5 6,15

Азия 222,7 79,2 35,6

Азербайджан 2013 2,1 1,2 60 23 ,9 2,21

Армения 2013 0,7 0,7 100 23,6 2,33

Бангладеш 2010 2,8 19,7 0,19

Вьетнам 2011 2,3 7,1 0,26

Израиль 2011 1,1 49 1,41

Индия 2011 63,5 19,6 30,9 19,3 0,53

Индонезия 2010 4,7 0,1 2 2,5 0,04

Исламская Республика Иран 2011 8,4 0,1 1,8 5,1 1,13

Казахстан 2013 15,3 4,2 27,2 5,6 8,90

Киргизия 2013 0,4 - - 2,1 0,69

Китай 2011 66,1 34,3 52 6,9 0,49

Пакистан 2011 7,8 0,3 3,8 9,8 0,45

Республика Корея 2011 3,6 2,4 67 36,4 0,72

Таджикистан 2013 0,6 - - 4,1 0,73

Таиланд 2011 5,3 10,4 0,79

Туркмения 2013 3,6 - - 7,2

Турция 2012 9,6 2,8 29,5 12,3 1,28

Узбекистан 2013 4,2 0,7 16,7 9,3 1,38

Филиппины 2008 0,5 - - 1,4

Япония 2010 20,1 12,4 61,5 53,3 1,57

Африка 48,1 13,3 27,7

Алжир 2011 4,7 0,4 8 2 1,28

Демократическая Республика Конго 2011 3,6 0,9 23,6 1,6

Египет 2010 5,2 5,2 0,66

Марокко 2010 2,1 1,3 60,9 4,7 0,66

Нигерия 2005 3,5 - - 3,8 0,26

Объединенная Республика Танзания 2004 2,6 - - 2,7

Судан 2011 4,3 - - 1,7 1,13

Южно-Африканская Республика 2008 22,1 10,7 48,4 18,1 4,52

Продолжение таблицы

Америка 380,4 0,1 0,03

Аргентина 2007 25 9 6,35

Боливия 2008 2,9 2,6 2,90

Бразилия 2008 29,8 3,5 1,57

Канада 2010 46,6 0,1 0,2 4,7 13,65

Мексика 2009 26,7 13,6 2,47

США 2008 226,2 23,5 7,44

Чили 2009 5,5 7,3 3,25

Австралия и Океания 12,5 2 16

Австралия 2010 8,6 2 23 1,1 3,89

Новая Зеландия 2003 3,9 14,4 9,51

Всего 999,8 270,5 27,06 5,76

Из таблицы следует, что в первую десятку по длине железных дорог вошли: США, Россия, Китай, Канада, Индия, Германия, Франция, Бразилия, Мексика и Аргентина. Протяженность железнодорожной сети превышает 10000 км в Южно-Африканской Республике, Украине, Японии, Италии, Соединенном Королевстве Великобритании, Испании, Казахстане, Швеции и Румынии.

Электрофицированность железных дорог в Восточной и Западной Европе намного выше, чем в Северной Америке. По длине электрифицированных железных дорог первое место занимает РФ.

Плотность железнодорожной сети также неоднородна. Наиболее высокая плотность железнодорожной сети (более 50 км в расчете на 1000 кв. км территории в 2012 году) в странах Западной Европы. Россия по плотности железнодорожной сети занимает одно из последних мест среди стран, имеющих железнодорожное сообщение.

По протяженности железных дорог в расчете на 10000 человек населения Россия входит в первую двадцатку стран.

В Северной Америке и Западной Европе все государства связаны между собой сетью железных дорог. В Европе связь с Англией осуществляется через тоннель под Ла Маншем, со Скандинавскими странами через мосты и железнодорожные паромы.

Западная Европа связана с Китаем посредством Восточной Европы через дороги разной колеи. Железнодорожная сеть формировалась 200 лет, но пока не привела к единой мирохозяйственной системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Протяженность железных дорог в странах Западной Европы составляет 250,1 тыс. км, из них электрифицировано 52,7%. Все основные железнодорожные магистрали и часть второстепенных двухпутные. Грузовые перевозки выполняются при густом движении поездами небольшого веса с высокими скоростями движения. В настоящее время роль железных дорог уменьшается из-за конкуренции автотранспорта. Строятся скоростные железные дороги, на которых поезда развивают скорость 250-320 км в час.

Германия характеризуется густой железнодорожной сетью. Основное внимание уделяется реконструкции главных действующих магистралей, но ведется и строительство новых скоростных путей.

В Италии скоростные магистрали имеют меридиональное и широтное направление.

Высокоскоростные железнодорожные магистрали построены и продолжают строиться в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии.

В Испании скоростные поезда развивают скорость 350 км/ час, в Великобритании - 225 км/ час.

Общая длина высокоскоростных железнодорожных магистралей в зарубежной Европе превышает 3000 км, а численность перевозимых ими пассажиров - 50 млн. человек.

В настоящее время осуществляется соединение национальных высокоскоростных магистралей в единую европейскую международную сеть.

Таким образом, существует два общих приоритетных направления развития трансъевропейских связей: Север - Юг и Запад - Восток.

Строительство железных дорог, особенно трансконтинентальных магистралей, оказало большое воздействие на развитие и размещение производительных сил США. В 30 -ые годы 20 века в США от Атлантического до Тихого океана добирались в основном поездами. Затем роль железных дорог стала быстро

1 . Денисова И.В. География и мировая транспортная система. Краткий курс лекций, Котлас, 2012. Размещены на сайте http://www.allbest.ru/

снижаться, а общая протяженность железнодорожной сети - сокращаться. За период с 1913 г. по 2010 г. она

2

сократилась в 1,8 раза (с 413 тыс. км до 227 тыс. км).

Сокращение железнодорожной сети осуществлялось за счет ликвидации параллельных линий. Отличительная черта железных дорог США - преобладание однопутных линий и тепловой тяги. В последнее время железнодорожный транспорт стал возрождаться в грузовых перевозках с увеличением контейнерных перевозок. Высокоскоростной железнодорожный транспорт практически не развит.

Пригородное пассажирское железнодорожное сообщение хорошо развито вблизи крупных агломераций. Основа железнодорожной системы - 7 трансконтинентальных магистралей от Атлантики до Тихого океана. Половина всех железнодорожных перевозок приходится на линию Нью-Йорк - Чикаго. Она обслуживает «промышленный пояс» северо-востока и сельскохозяйственные районы Среднего Запада. Основные магистрали: 10 меридиональных и 10 диагональных линий. Наиболее важные - проходящие вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий и вдоль долины Миссисипи.

Отличительной чертой стран Латинской Америки является раннее развитие железнодорожной сети. Железные дороги строились для обеспечения подвоза минерального сырья и сельскохозяйственной продукции к портам. С начала 20 века их не обновляли. Железнодорожная сеть имеет разный размер колеи (в Аргентине 5 типов колеи, в Бразилии - 4). Достаточно высокая эффективность железных дорог в Мексике. В ней создано собственное производство подвижного состава и другого оборудования. Очень мала роль железнодорожного транспорта в Венесуэле, Гайане, Центральноамериканских странах (исключение - Панама).

Эксплуатационная длина железных дорог Азии составляет немногим более 220 тыс. км, из них электрифицировано 79 тыс. км, то есть 35,9%. В основном железные дороги имеют разную ширину колеи. По уровню развития железнодорожного транспорта выделяются Индия, Китай, Япония. Примерно половина железных дорог Индии, Пакистана; вся сеть Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Малайзии, Индонезии и Филиппин имеют метровую, капскую или узкую колею. Наибольшая протяженность высокоскоростных железных дорог в Китае. Высокоскоростные магистрали построены в Тайване и Турции. В Японии функционирует скоростная межрайонная железнодорожная линия нормальной колеи «Синкансэн».

Эксплуатационная длина железных дорог Африки составляет немногим более 48 тыс. км, из них 28% электрифицированных. По протяженности железных дорог Африка занимает последнее место в мире. Транспортная подвижность населения в Африке самая низкая в мире. Транспортная сеть Африки отличается непропорциональностью. Железные дороги связывают районы добычи полезных ископаемых или плантационного сельского хозяйства с портами вывоза их продукции и с трубопроводами. Лидером в отношении дорог и дорожной инфраструктуры является ЮАР.

Существует два проекта трансконтинентальных железных дорог, пересекающих материк с запада на

восток:

- Дорога, связывающая ангольский порт Лобиту с мозамбикским портом Бейра. Проходит через территории Анголы, ДР Конго, Замбии, Зимбабве и Мозамбика.

- Дорога, соединяющая порт Людериц в Намибии с портом Дурбан в ЮАР.

Для транспортной системы Австралии характеры переходные черты: переселенческая колония, аграрно-сырьевой придаток и позднее объединение нескольких британских колоний в федерацию.

Развитая железнодорожная сеть, электрифицировано 23%. Имеются межрегиональные железные дороги: Великая Южная железная дорога и Компания СоиП^Ьшк.

В настоящее время все материковые столичные города Австралии соединены линиями стандартной колеи. В разных штатах и городах работают различные частные и государственные компании, обслуживающие железнодорожный транспорт.

Сложившаяся транспортная система России включает 86 тыс. км железнодорожных путей, из которых 44 тыс. км или 51,2% электрифицировано.

Основные направления:

1) широтное направление «восток-запад»;

2) меридиональное направление «север-юг» (центрально-европейское направление с выходом в страны ближнего и дальнего зарубежья) и Поволжско-Кавказское направление, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, европейским Севером и Уралом.

В настоящее время необходимо строительство новых железных дорог для обеспечения надежных транспортных связей между Центром и Северным Кавказом и Центром - Сибирью, Дальним Востоком,

2 . Денисова И.В. География и мировая транспортная система. Краткий курс лекций, Котлас, 2012. Размещены на сайте http://www.allbest.ru/

3 . Денисова И.В. География и мировая транспортная система. Краткий курс лекций, Котлас, 2012. Размещены на сайте http://www.allbest.ru/

поскольку Транссиб отдельным участком проходит по территории суверенного Казахстана, не говоря о СреднеСибирской и Южно-Сибирской магистралях и строительство высокоскоростных магистралей.

Таким образом, состояние и развитие железнодорожного транспорта на разных континентах и в разных странах зависит от географического положения данных стран, их географического, исторического и экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова ИВ. География и мировая транспортная система. Краткий курс лекций, Котлас, 2012. Размещены на сайте http://www.allbest.ru/ (дата обращения 14.06.2016).

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22.11. 2008 № 1734-р.

3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)». Утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 05.12.2001 № 848.

4. Россия и страны мира. 2014.: Стат.сб. / Росстат. M., 2014. 382 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. Р76. М., 2015. 728 с.

6. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ», 2016 г. 146 с.

7. Богачев А.И, Гальянов ИВ, Студенникова Н.С., Полухина М.Г., Панарина В.И., Резвяков A.B., Логвинова P.M., Климов Р.В., Булгакова КВ., Кузнецов А.Л., Саран А.Ю., Небытов В.Г., Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н., Пыталев A.B., Дорофеева Л.Н., Ковалева Т.В. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина» 2016 г. 296 с.

8. Полухина М.Г. Методический подход к оценке социального развития сельских территорий / М.Г Полухина, А.И. Богачев // Образование, наука и производство. 2015. №1. С. 40-44.

9. Логвинова P.M. Анализ состояния автомобильного транспорта регионов Центрально-Черноземного района и предложения по его развитию / Логвинова. P.M. // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016, №2-10. С. 10-15.

10. Логвинова P.M. Муниципальный уровень автотранспортной инфраструктуры ЦентральноЧерноземного района / Логвинова. P.M. // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016, №1. С. 2430.

11. Шмигель В.В. Анализ современного состояния транспорта [Текст] / В.В.Шмигель, Е.В.Соцкая // Вестник АПК Верхневолжья. 2016. №1. С.82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.