Научная статья на тему 'Существовала ли Семибоярщина в годы Московской смуты?'

Существовала ли Семибоярщина в годы Московской смуты? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1672
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУЦАРСТВИЕ / БОЯРСКАЯ КОМИССИЯ / СЕМИБОЯРЩИНА / ХРОНОГРАФ ВТОРОЙ РЕДАКЦИИ / THE SEVEN BOYARS’ RULE / THE INTER-REIGN YEARS / THE BOYAR COUNCIL / THE SECOND VERSION OF THE RUSSIAN CHRONICLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

Кульминацией Смутного времени, пережитого Российским государством в начале XVII в., стало затянувшееся примерно на два с половиной года междуцарствие. После низложения Василия Шуйского 17 июля 1610 г. верховная власть оказалась в распоряжении боярства — как часто считается — или Думы, или комиссии из семи бояр. О такой комиссии сообщается только в «русских» статьях Хронографа второй редакции и зависящих от них Иного сказания и ряда кратких летописцев. Надо думать, автору последней части Хронографа представлялось, что московское правительство в течение своего лишь двухмесячного существования, действительно, состояло из семи бояр, и мы, стало быть, вправе говорить о такой численности «земледержцев» (по выражению сочинителя «Новой повести о преславном Росийском царстве») относительно второй половины июля – сентября 1610 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Would be so called “Semiboyarschina” during Moscow Time of Troubles?1

The analysis of the «Russian» entries in the second version of the Russian Chronicle, it being the only source which provides information on the Seven Boyars’ Rule — the system of government formed after Vassily Shuysky’s deposition, — buttresses the reliability of this evidence as regards the earliest of Muscovy’s inter-reign years, whose opening stage dates back to the mid-summer of 1610.

Текст научной работы на тему «Существовала ли Семибоярщина в годы Московской смуты?»

Солодкин Янкель Гутманович,

д. и. н., заведующий кафедрой истории России,

профессор Нижневартовского государственного гуманитарного университета (Нижневартовск)

СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ СЕМИБОЯРЩИНА В ГОДЫ МОСКОВСКОЙ СМУТЫ?

Кульминацией Смутного времени, пережитого Российским государством в начале XVII в., стало затянувшееся примерно на два с половиной года междуцарствие. После низложения Василия Шуйского 17 июля 1610 г. верховная власть оказалась в распоряжении боярства — как часто считается — или Думы (Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1989. Кн. 3. Т. 12. Стб. 138, 144, 147, 148,164; Платонов С. Ф. Смутное время. СПб., 2001. С. 435; Козляков В. Смута в России: XVII век. М., 2007. С. 298, 299, 306, 311, 313, и др.), или комиссии из семи бояр (Зимин А. А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986. С. 270. Примеч. 38, и др.). О такой комиссии сообщается только в «русских» статьях Хронографа второй редакции и зависящих от них Иного сказания и ряда кратких летописцев. (По мысли В. И. Корецкого, В. Н. Татищев писал про Семибоярщину, следуя «Истории о разорении русском» (Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. М., 1986. С. 121). Но это сочинение до нас не дошло, и вполне возможно, что о «беспутном правительстве» (Татищев В. Н. История Российская. М., 1962. Т. 1. С. 367), сменившем у кормила власти «несчастливого» царя Василия, первый русский ученый-историк знал из Хронографа, которым располагал).

На взгляд Р. Г. Скрынникова, у истоков органа «боярской олигархии», возникшего с падением Шуйского, лежит забытая традиция XVI в., сложившаяся в 1533 г. Эту точку зрения, разделяемую некоторыми историками, убедительно опровергли А. А. Зимин и М. М. Кром (Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России в конце XV - первой трети XVI в. М., 1988. С. 294, 295; Кром М. М. «Вдовствующее царство»: Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.

С. 61-63). Вдобавок отметим, что в 1572 г., покидая Москву, Иван IV оставил ее на попечение князей Ю. Токмакова и Т. Долгорукого, во время царского «богомольного» похода 1588 г. столицей ведало два боярина (как нередко случалось и позднее), а выступив в Серпухов в мае 1598 г., предположительно навстречу крымской орде, недавно избранный на трон Борис Годунов поручил управлять Москвой шести боярам, одному окольничему и одному думному дворянину (Карамзин Н. М. История... Кн. 3. Т. 9. Стб. 117; Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. 2. Вып. 1. С. 45, 149; Козляков В. Михаил Федорович. М., 2010. С. 170-173, 243, и др.), т. е. Семибоярщина тогда не создавалась. Кроме того, о чем писал сам Р. Г. Скрынников, регентский совет при Федоре Ивановиче, образованный по воле Грозного, включал четверых его приближенных. Все бояре во главе с князем Ф. И. Мстиславским вместе с патриархом Иовом управляли страной в период междуцарствия начала 1598 г. (с момента кончины «блаженного Феодора» до избрания государем Бориса Годунова) (Разрядная книга... Т. 2. Вып. 1. С. 135,136; Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1981. С. 10-11, 128, 134, 135).

В. И. Корецкому думалось, что после свержения Шуйского власть перешла в руки Боярской думы, «в просторечии семибоярщины». Но думу никогда так просторечно не называли, тем более она всегда была значительно более многочисленной.

Порой Семибоярщиной, в отличие от временного правительства 1610-1612 гг. считается особая комиссия Боярской думы, отказавшаяся удовлетворить притязания Лжедмитрия II на престол, что в историографической традиции обоснования не получило.

В. Г. Ананьев затрудняется решить, отражал ли термин, встречающийся в двух хронографических статьях (точнее, там говорилось о семи боярах, которые «прияша власть» «по обнажении царския диадимы», «седьмочисленных» боярах), реальное количество членов временного правительства (исследователь склоняется к этому выводу) или же был «фигурой речи». В представлении В. Н. Козлякова, повествуя «о боляр-скомъ державстве Московского государства», анонимный публицист писал о наследниках царя Василия «в ироническом, а не в буквальном смысле». Возможно, выражение «седьмочисленные бояре» «должно было подчеркнуть, что их было много и они не могли справиться с принятой на себя властью», и в таком случае «семибоярщину» следует рассматривать «в том же семантическом ряду, что и известная русская пословица про

“семь нянек”» (Козляков В. Смута в России... С. 475. Примеч. 4). Видный историк, однако, не указывает, бытовала ли в то время эта пословица, зафиксированная в знаменитом «Толковом словаре» В. И. Даля.

Быть может, интересующее нас выражение, действительно, являлось «фигурой речи». Вспомним, что еще у Геродота семь является священным числом, а согласно Библии, евреи из Египта семь недель шли к горе Синай, где получили Тору. По словам Авраамия Палицына, через год после опричного разгрома Новгорода Москве «седмицею злейши... разтление бысть» (Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955. С. 278). В глазах ряда русских книжников Царьград возник на месте, где располагались семь гор, отчего его нарекли Седмохолмым. В Ефросиновском хронографе читаем о семи временах. С 1610-х гг. в России получила распространение «книга Дей римскихъ от древнихъ повестей, глаголемая Семь мудрецовъ, како избавиша в седмь дней сына цесарева от седми смертей». В одном позднем хронографе семилетней представлена осада Пскова войсками Стефана Батория, продолжавшаяся в действительности четыре месяца. В Хронографе второй редакции, подобно многим кратким летописцам, сказано о семилетнем строительстве Белого (Царева) города в Москве, которое, если следовать другим источникам, оказалось отнюдь не столь длительным. (Во многих нарративных сочинениях при описании событий часто говорится о семи верстах, поприщах, днях, месяцах, летах, однако наверняка нельзя определить, вкладывался ли в эту цифру какой-то символический смысл или нет).

О. И. Петрова пришла к заключению, что вопреки показанию Хронографа редакции 1616/17 г., численность боярского правительства периода междуцарствия не оставалась постоянной. Неизвестный «пове-стописец», впрочем, заметил, что бояре «точию два месяца власти насла-дишася». По его свидетельствам, умирая. Грозный назначил опекунами Федора Ивановича бояр Н. Р. Юрьева и И. П. Шуйского, вместе с константинопольским патриархом Иеремией в Москву прибыли митрополит и два епископа, после учреждения московского патриаршества в России появились четыре митрополита, во главе земских ополчений находились Д. Трубецкой, П. Ляпунов и И. Заруцкий, а затем К. Минин и Д. Пожарский. Публицист говорит о двух убийцах царевича Дмитрия и двух днях, проведенных на Котле крымским ханом, перечисляет многочисленных предков Василия Шуйского, называет три города, уступленные «ливонскими немцами» России при «освятованном» Федоре Ивановиче, и четыре, державших сторону московского правительства в пору его противостояния с лагерем

«Тушинского вора». Автор заключительных хронографических статей, упомянувший про семь вселенских соборов, определяет продолжительность царствований Ивана Васильевича и его преемников, жизни Бориса Годунова и его сына Федора, а также оккупации Москвы, сообщает о хлебных ценах в годы великого голода при царе Борисе, поясняет, что такое четверик, осмина, и вместе с тем пишет о множестве (однажды бесчисленном) людей, многих (многочисленных) людях, поляках, воинах, мятежниках, полках, летах, городах, местах, «многодревной дубраве», третьем часе, первом, втором, четвертом, пятом летах царствования Шуйского. Кроме того, в последней части Хронографе мы читаем о «больших боярах» и вельможах. (Если верить создателю рассматриваемых статей — одного из самых ранних повествовательных сочинений начала царствования Михаила Федоровича, посвященных Смуте, Москва находилась во власти поляков и «литвы» два с половиной года. Точнее, почти столько времени длилось междуцарствие. Говоря о приглашении на русский престол Станислава, близкий к «верхам» публицист, видимо, спутал королевича с гетманом Жолкевским, о котором в отличие от многих современников умалчивает).

Надо думать, автору последней части Хронографа представлялось, что московское правительство в течение своего лишь двухмесячного существования, действительно, состояло из семи бояр, и мы, стало быть, вправе говорить о такой численности «земледержцев» (по выражению сочинителя «Новой повести о преславном Росийском царстве») относительно второй половины июля - сентября 1610 г.

Ключевые слова: Междуцарствие, боярская комиссия, Семибоярщина,

Хронограф второй редакции

Information about the article:

Author: Solodkin, Yankel’ Gutmanovich, Doctor in History, Nizhnevartovsk state humanitarian university, hist2 @yandex.ru

Title: Would be so called “Semiboyarschina” during Moscow Time of Troubles? Summary: The analysis of the «Russian» entries in the second version of the Russian Chronicle, it being the only source which provides information on the Seven Boyars’ Rule — the system of government formed after Vassily Shuysky’s deposition, — buttresses the reliability of this evidence as regards the earliest of Muscovy’s inter-reign years, whose opening stage dates back to the mid-summer of 1610.

Key word: The inter-reign years, the Boyar Council, the Seven Boyars’ Rule, the second version of the Russian Chronicle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.