Людмила БУЛКИНА, Екатерина НИКОЛАЕВА
СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Данная статья представляет обзор сложившихся к настоящему моменту дискурсов развития российского государства, позволяющих выявить особенности восприятия проблем развития в сознании современной политической элиты.
The given article provides an overview of existing discourses concerning Russian state development, which allow revealing particularities of perception of the developmental problems in the consciousness of modern political elite.
Ключевые слова:
Россия, дискурс модернизации, поиск национальной идентичности, инструмент публичной политики, риски отставания; Russia, discourse of modernization, search for national identity, instrument of public policy, risk of political lag.
Вопрос формирования модели развития российского госу -дарства является сегодня доминирующем в общественно -политическом пространстве РФ.
Еще в Послании Президента 2009 г. была представлена идея модернизации как новой стратегии развития. Обращение к этой идее заставляет говорить о том, что через двадцать шесть лет после начала демократического транзита в 1985 г. государственная власть снова провозглашает «модернизацию» на базе ценностей и институ -тов демократии и признает тем самым проблему отставания и необ ходимость перехода от традиционного общества к современному.
Международная практика применения теории модернизации выявила тенденции к редукции ее нормативности, эмпирически доказанной в Латинской Америке и в данный момент — в Африке и на Ближнем Востоке (на примере Египта, Ливии и Ирака), которые проявились лишь в остатке политической функции легитимации. Однако с позиции политической ангажированности она оказыва -ется востребованной в России как в период демократизации социа -листического строя в 1985 г., в период неолиберального реформи -рования при государственном кризисе, так и в настоящее время. Она продолжает выигрывать у коммунистической ориентации и в способности собственного цивилизационного осмысления.
Факт заимствования теории модернизации можно объяснить исторически, даже, скорее, психологически — традиционным поис -ком ассоциированности с европейской культурой. Отказ от совет -ской идентичности образовал пустоту, и под воздействием внеш -него контекста теория модернизации заполнила не только менталь -ную нишу, но и научную, и политическую. Она дала возможность быстрого обретения международной субъектности, но лишила ее качества этой субъектности. Соответственно, в связи с незавершен -ностью процесса поиска национальной идентичности эта проблема оказалась возрожденной в Послании 2009 г. в виде «необходимо -сти и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе»1.
На момент заимствования теории модернизации, пытаясь адап -тировать общество и власть образца 1990 -х гг. к ее стандартам и
1 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации //http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/psl_prezident_medvedeva/4293-poslanie -prezidenta-rossii - dmitriya-medvedeva.html (дата обращения 20.11. 2011 г.)
БУЛКИНА Людмила Вячеславовна — к.и.н., доцент кафедры прикладной политологии факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского l.bulkina@mail.ru
НИКОЛАЕВА Екатерина Валерьевна — аспирант кафедры прикладной политологии факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского ekaterina_nikolaeva@ mail.ru
требованиям успешной демократиче -ской консолидации, разработанным Г. Алмондом, С. Вербой, Р Инглхартом, Д. Растоу, С. Липсетом, С. Хантингтоном, Х. Линцем и др., российские политологи формулируют модели модернизации в России.
Современный дискурс модернизации в России представлен в формуле четы рех «и»: инновации, инвестиции, инфраструктура и институты. В статье прези -дента «Россия, вперед!» определены пять стратегических векторов ее применения: внедрение нового вида топлива, развитие ядерных технологий, совершенствование информационных технологий, развитие космической инфраструктуры, производ ство отдельных видов медицинского обо -рудования1. Таким образом, можно гово -рить о «технологической» интерпретации понятия «модернизация» в современных российских условиях.
Подобное понимание возникло вслед -ствие предшествующего цикла отдельных тактик развития: 1) ускорение, 2) либерали -зация, 3) приватизация, 4) экономический рост, 5) стабилизация. Они объединены общей политической направленностью развития «сверху», которая подтверждает архетипическое восприятие вопроса раз вития государства. В настоящее время этот цикл дополнился еще одним дискурсом развития — «новая индустриализация»2. Общим свойством всех перечисленных дискурсов оказывается их единая политико мифологическая база ведущей роли власти в процессе изменений и раз вития.
Так, власть создала модель «суверен ной демократии», которая совместила и представление об особом пути и особой российской, или русской, цивилизации, и стремление демократизироваться, сделала из модернизации конъюнктурный, практический инструмент публичной поли тики. Некритически восприняв западную модель модернизации, российские поли -тики разобрали и взяли наиболее гибкие, технологические определения и превра -тили ее в вечную цель реформирования. Модернизация становится конструкцией с самым широким содержанием.
1 Медведев Д. Россия, вперед! // Ы!р:/Дгет1т. гu/news/5413#se1= (дата обращения 20.11.2011 г.)
2 Путин В. России нужна новая индустриали -зация // Ш:р://оЫ.ег.тДех1^ЫтГ?20/5441,110027 (дата обращения 20.11.2011 г.).
Современная политическая элита тем самым превратилась в единствен ного носителя и реализатора ценностей модернизации/демократизации, абсолютно лишая других политических акто ров возможностей к выдвижению аль тернативы.
В аналитическом докладе экономистов группы «СИГМА» представлены четыре сценария развития: «рантье», «мобилиза ция», «инерция», «модернизация»3. При этом стратегия «модернизация» предусма -тривает поэтапное формирование демо -кратической общественно политической системы с эффективной рыночной эко номикой, что достигается через развитие производственно финансовой, научно образовательной, информационной, социальной инфраструктуры. Это под -твердили и участники международного дискуссионного клуба «Валдай - 2011». Но в аналитическом докладе «Индекс раз вития России 2010—2011» была отмечена тенденция стагнации в сферах политиче ского и экономического развития, науч ных исследований и культуры4.
Таким образом, данная стратегия пред полагает комплексное институциональное преобразование общества, государства и экономики. Однако в связи с вероятно -стью фрагментарной реализации данный сценарий содержит риск срыва модерни зационного процесса.
Проблема заключается в том, что во прос развития понимается современной политической элитой исключительно в границах патримониального, авторитар ного сознания, которое несовместимо с направлением инновационного развития с использованием собственных цивилиза ционных источников.
Таким образом, официально разрабо -танные современные дискурсы модерни зации, или новой индустриализации, в качестве стратегий оперируют архаичной терминологией политического управ ления процессами развития и содержат позиционные риски экономического, социального и политического отстава ния.
3 Коалиции для будущего. Стратегии развития России: коллектив экономистов «СИГМА». — М. : Изд-во «Промышленник России», 2007, с. 69—73.
4 Russia Development Index 2010-2011 [Valdai Index] // http://vid-1.rian.ru/ig/valdai/Index_2010-2011_eng.pdf (дата обращения 20.11.2011 г.). С. 3.