Научная статья на тему 'Сурки Челябинской области'

Сурки Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
604
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARMOTS OF CHELYABINSK REGION

Decline in steppe marmots number in Chelyabinsk region is caused by human activities. Current resources are not more than 50000 animals including 13100-13200 ind. in Bredinsky reserve.

Текст научной работы на тему «Сурки Челябинской области»

СУРКИ ЧЕЛЯБИНСКОМ ОБЛАСТИ

В. И. Машкин

Вятская ГСХА, г. Киров, mashkin_v_i@mail.ru

В конце ХІХ века периферийные колонии обширного ареала степного сурка отмечались на территории, занимаемой современными районами Челябинской области: Брединский, Кизильский,

Карталинский, Варненский, Чесменский, Троицкий и Октябрьский (Кириков, 1959). Исчезновение сурков было обусловлено исключительно деятельностью человека: распашка земель, а главное - прямое преследование. Здесь на возделываемых полях до сих пор видны светлые пятна выброшенной на сурчины земли нижних горизонтов. Оценка ресурсов сурков на этой территории в то время не проводилась.

Современная оценка численности сурков в Челябинской области различными авторами в последние 40 лет производилась в основном экспертно - 22,7 тыс. особей (Бибиков, Руди, 1987), либо методом грубой экстраполяции - 40890 особей на территории Брединского заказника и 450000 сурков в Бредин-ском районе (Ле-Бер и др., 1992).

Впервые попытка определить запасы байбаков на территории Челябинской области была предпринята в 1984 году при проведении Всероссийского учета сурков (учет проводили по инициативе и методике В.И.Машкина). По единой методике силами работников госо-хотинспекции области в трех районах были выявлены сурчиные поселения. В Брединском районе на площади 30614 га учтено 25773 сурка, в Кизильском районе на площади 1566 га - 1253 сурка и в Карталинском на 575 га 165 особей.

По исследованиям в 1994 года А.П. Таранухина (Дворникова, Та-ранухин, 2000), заселенная сурками площадь и численность зверей в Брединском районе за 10 лет практически не изменились, в Ки-зильском районе заселенная байбаками площадь сократилась до 249 га, а численность - до 130 особей. Исчез сурок в Карталин-ском районе.

Обследование нами поселений и учет численности сурков в мае-июне 2002 года показало, что во всех отмеченных выше семи районах имеются пригодные для обитания этого грызуна стации. В основном это непригодные для распашки необлесенные увалистые и скло-

новые участки со злаково-разнотравной растительностью, где регулярно выпасается скот Отдельные семьи сурков отмечены в юго-восточной части Карталинского района. В основном их встречали на возделываемых полях, где звери наименее доступны для браконьеров и бродячих собак. Вероятно, в Карталинском районе сейчас насчитывается несколько десятков зверьков, которые могут служить основой формирования жизнеспособных поселений. Скорее всего, пополнение идет за счет мигрирующих зверьков из Кустанайской области Казахстана и Брединского района.

В Кизильском районе имеющиеся семьи сурков локализованы в наиболее выровненных увалистых восточной и южной частях, граничащих с Брединским районом и Оренбургской областью. Здесь также зверьки живут обособленными семьями, что не свойственно этому виду. Снижение численности сурков в этом районе обусловлено исключительно браконьерством, поскольку экологические предпочтения зверьков здесь соответствуют потребностям вида. Некоторое ухудшение обзорности обусловлено снижением интенсивности выпаса скота, который, выедая высокотравье, благоприятствует жизнедеятельности сурков.

Наиболее выровненный, пересекаемый долинами и неглубокими лощинами, Брединский район. Плотность распределения семей по территории повышается с северо-запада на юго-восток от 2-3 до 22 семей на 1 км2. Относительно равномерно семьи сурков рассредоточены на целинных участках, площадь которых составляет около 1200 км2. На возделываемых сельскохозяйственных полях, занимающих около 2000 км2, зверьки живут в основном в полосе 100-300 м от кромки поля. На полях с многолетними травами (площадь около 1100 км2) плотность семей сурков уменьшается от кромки поля к его центру.

Учет численности в 2002 году мы проводили по общепринятой методике (Машкин, Челинцев, 1989). Следует отметить, что во время учетных работ погода была чрезвычайно неблагоприятной (продолжительные проливные дожди). Полученные данные краткого обследования (216 км маршрутов) без наличия экспликации угодий (леса, пашни, пастбища и др.) позволили нам дать предварительные оценки состояния популяции степных сурков на юге Челябинской области (49,9 тыс. особей). Территория достаточно интенсивно используется сельскохозяйственным производством: растениеводство и животноводство, но они существенно не влияют на изменение плотности и воспроизводство сурков. В Брединском районе не выявлено пустующих колоний и изменения границ распространения вида. Состав семей и доля участия самок в размножении и особенности поведения сурков свидетельствуют о интенсивной эксплуатации поголовья, в результате чего вскоре могут исчезнуть сурки в Кизильском и Карталинском районах.

Уже весной на норах были зарегистрированы многочисленные петли в норах сурков, особенно вблизи стоянок чабанов. В угодьях встречаются своры собак, специализирующиеся в добыче сурков. На многих участках проселочных дорог сурки прячутся в норе за 200-400 м от подъезжающей автомашины, что свидетельствует об отстреле зверей с транспорта. В норме зверьки подпускают автомашину на расстояние 10-20 м.

В пределах территории Брединского заказника рельеф местности относительно выровненный и представляет собой один из важнейших факторов благополучия существования сурков. С другой стороны, хозяйственная освоенность территории земледельцами очень велика. В границах заказника было учтено 16,8 тыс. сурков.

В начале июня 2011 г. мы вновь провели учеты на территории Брединского заказника. Полученная методом дешифрирования космического снимка 2008 года экспликация угодий заказника (лесные - 1208 га; открытые - 40880 га - пашни, залежи, сенокосы, пастбища, солончаки; водно-болотные 296 га) не вполне соответствует реальной, так как залежные земли периодически распахиваются и переходят в категорию пашен, что показали наши рекогносцировочные обследования. Эта ситуация существенно усложняет расчет ресурсов сурков, так как на молодой залежи (через год после распашки), сурков существенно меньше, чем на 2-4-х летней залежи. А на вновь распаханных после залежи пашнях сурков больше, чем на распахиваемых 2-4 года подряд полях. Оценить возраст залежей и распахиваемых полей не всегда удается.

Постоянная динамика активных перемещений сурков на возделываемых территориях обусловлена тем, что на качественно распаханном поле суркам нечем кормиться, и они вынуждены уходить на целину или зарастающую залежную землю. На молодом, в данном сезоне распаханном поле, сурки остаются только вдоль кромки поля в полосе до 300 метров от его края, откуда они выходят покормиться на межевые целинные участки или на целинные участки вдоль дорог.

Учетные работы проведены с 30 мая по 2 июня 2011 года маршрутно-площадочным методом учета семей сурков (Машкин, 1976; Инструкция....сурков..., 1989). В

настоящее время в России эта методика является общепризнанной. В 2010 г она утверждена в МПР РФ и обязательная для исполнения при учете сурков.

Метод основан на особенностях семейно-колониального оседлого образа жизни сурков. Основная функционально-территориальная единица их поселений - семья, поэтому наиболее надежным показателем при учетах численности является «число семей», а не «число особей». Число семей по годам довольно стабильно (в растущих колониях обычно увеличивается), численность особей в семьях существенно меняется в результате влияния климатических факторов, хищников и разнообразной хозяйственной деятельности, в том числе и охоты.

На территории Брединского заказника мы закладывали учетные маршруты в различных типах угодий - это пастбища (целина), пашни, залежные и сенокосные поля Результаты подсчета семей на маршрутах показали существенный разброс плотности населения сурков, как на пастбищах, так и на различных полях.

Пастбища. Наиболее мощные монолитные колонии сурков имеются на пастбищах северо-востока и в восточной части заказника (плотность 16,2-29,3, в среднем 22,7 семей/1 км2). Также со средней плотностью семей имеются колонии на юго-востоке и востоке (11,7-29,7, в среднем - 20,7). В центральной и северной части заказника небольшие колонии сурков имеют среднюю плотность населения (21-9-26,7, в среднем 24,3 семей/1 км2). Средняя плотность семей по всем пастбищам заказника составляет 22,6 семей на 100 га (1 км2). Колоний с высокой плотностью семей сурков в заказнике не

отмечено. Экстраполируя полученные результаты маршрутного учета на площадь всех пастбищ в заказнике 2678,97 га суммарное число семей на них составляет 605 семей.

Пашни, залежи, сенокосы имеют низкую плотность семей сурков: от 2,3 до 11,3 семей/1 км2. Средняя плотность на всех этих территориях составляет 5,0 семей/ 1км2. При этом незаселенные и с единичными семьями участки возделываемых земель по нашим подсчетам составляют около 8100 гектаров.

Таким образом, залежные земли, пашни и сенокосы (за минусом незаселенных территорий) освоены сурками на площади 30040 га. Экстраполируя материалы учета на возделываемые земли, на которых обитают сурки, получаем на этой территории 1502 семьи сурков.

Учет на площадках проводят через 5-15 дней после массового и устойчивого выхода молодняка из нор на поверхность в погожую погоду в часы наивысшей активности зверьков (с 7 до 11 и с 17 до 20 часов). В сезоне 2011 года для начала лета малыши были довольно крупными, что свидетельствует о раннем выходе сурков после зимовки в этом году. Видимо, сеголетки на поверхность впервые появились в конце второй - и начале третьей декады мая.

Из-за сухой весны травостой в период учетных работ был низкий, что существенно облегчало визуальные наблюдения.

Доля размножавшихся в данном сезоне самок достаточно высокая. Из 57 учтенных на площадках семей в 59,7% семей были выводки. Число малышей в выводках варьировало от 2 до 11. Показатели динамики воспроизводства в семьях свидетельствуют о благополучном состоянии популяции сурков в заказнике. Число особей в семьях в различных местообитаниях (целина, залежи, поле) достоверно не различается. На целинных пастбищах число особей в семьях варьировало от 2 до 14, в среднем 6,57 особей; на пашнях, залежи и сенокосах - от 3 до 13, в среднем 6,1 особей. Средняя зарегистрированная численность в семьях по всему заказнику более шести зверьков (6,35 особей). Этот показатель несколько занижен, так как в последний день из-за ненастной погоды активность зверьков была слабой и не все члены семей одновременно выходили из нор на поверхность.

Таким образом, на пастбищах мы зафиксировали обитание 605 семей сурков со средним числом 6,57 особей и суммарным поголовьем 3974 сурков. На пашнях, залежных землях и сенокосах учтено 1502 семьи со средней численностью в семьях 6,1 особей. Общее поголовье на возделываемых землях составляет 9162 особей.

Подводя итог анализа материалов учета степных степных сурков в Брединском заказнике можно заключить, что на его территории обитает около 2100 семей с суммарным поголовьем в пределах 13100-13200 сурков

Расхождение данных по численности степных сурков на территории Брединского заказника 2002 года с настоящими данными 2011 года обусловлены более тщательной и методически выверенной работой в 20011 году. В 2002 году из-за длительных проливных дождей мы могли на автомашине ездить только по накатанным дорогам на целинных участках. Обследование массивов обширных полей не проводилось, отчего экстраполяция данных учета на маршрутах была не вполне корректна. С другой стороны, из-за непогоды наземная активность зверей была низкой, о чем свидетельствуют и более низкие показатели числа особей в семьях (4,9-5,1 особи).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бибиков Д., Руди В. Сурки Южного Урала // Охота и охотничье хоз-во.

1987. № 9. С. 14-19.

Дворникова Н. П., Таранухин А. П. Численность, размещение и охрана байбака в Челябинской области // Аграрная наука Северо-Востока европейской части России на рубеже тысячелетий - состояние и перспективы. Киров, 2000. Т. 3, ч 2. С. 28-29.

Кириков С. В. Изменения животного мира в природных зонах СССР.

Степная зона и лесостепь. М., 1959. 312 с.

Некоторые вопросы экологии степного сурка на Южном Урале (анализ действия факторов внешней среды) / М. Ле-Бер [и др.] // Экология. 1994. № 1. С. 42-49.

Машкин В. И., Челинцев Н. Г. Инструкция по организации и проведению учета сурков в СССР. М.,, 1989. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.