Научная статья на тему 'СУПЕРКАПИТАЛИЗМ ИНФОРМАЦИОННОЦИФРОВОЙ ЭПОХИ'

СУПЕРКАПИТАЛИЗМ ИНФОРМАЦИОННОЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРКАПИТЕЛИЗМ / АВТОРИТАРНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛЯХ / РОБОТЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Людмила Георгиевна

В статье предпринята попытка осмысления эволюции концепции суперкапитализма по мере коренных изменений в социально-экономической структуре капитализма под воздействием крупных технологических сдвигов. Приводится прогностический конструкт: в условиях цифровой трансформации экономики цифровая бизнес-модель шеринговой экономики (ШЭ) становится новой парадигмой производства и потребления, ведущей к системным изменениям, формирующим качественно новые принципы функционирования бизнеса, экономики и общества в целом. По итогам исследования сформулирован вывод: наиболее приемлемой для России социально-экономической моделью развития является модель, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм. В контексте этого механизма модель ШЭ можно признать суперкапитализмом информационно-цифровой эпохи: с одной стороны, эта модель в корне отличается от классической модели суперкапитализма, потому что предполагает значительное усиление роли государства в регулировании национальной и мировой экономики и в управлении процессами проникновения цифровых технологий; с другой стороны, это модель товарно-денежных отношений, в основе которой - получение прибыли, поэтому эта модель капиталистической системы рыночного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУПЕРКАПИТАЛИЗМ ИНФОРМАЦИОННОЦИФРОВОЙ ЭПОХИ»

82

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Суперкапитализм информационно-цифровой эпохи

Белова Людмила Георгиевна

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Российская Федерация E-mail: lgbelova@bk.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления эволюции концепции суперкапитализма по мере коренных изменений в социально-экономической структуре капитализма под воздействием крупных технологических сдвигов. Приводится прогностический конструкт: в условиях цифровой трансформации экономики цифровая бизнес-модель шеринговой экономики (ШЭ) становится новой парадигмой производства и потребления, ведущей к системным изменениям, формирующим качественно новые принципы функционирования бизнеса, экономики и общества в целом. По итогам исследования сформулирован вывод: наиболее приемлемой для России социально-экономической моделью развития является модель, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм. В контексте этого механизма модель ШЭ можно признать суперкапитализмом информационно-цифровой эпохи: с одной стороны, эта модель в корне отличается от классической модели суперкапитализма, потому что предполагает значительное усиление роли государства в регулировании национальной и мировой экономики и в управлении процессами проникновения цифровых технологий; с другой стороны, это модель товарно-денежных отношений, в основе которой - получение прибыли, поэтому эта модель капиталистической системы рыночного хозяйства.

Ключевые слова: суперкапителизм; авторитарный капитализм; инклюзивный капитализм; рынок труда; занятость; участие в прибылях; роботы; автоматизация; искусственный интеллект; шеринговая экономика.

JEL codes: A13; P10; PS1; F66; I38; J21; J24; J33; M38; MS2; O31

Для цитирования: Белова , Л.Г. Суперкапитализм информационно-цифровой эпохи / Л.Г. Белова . - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №12. - С.82-86. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.12.2021)

Одна из главных загадок информационно-цифровой эпохи первой четверти XXI в. -определение социально-экономической системы, в которой мы живем. За период XIX — XX вв. капитализм, экономическая система, основанная на частной собственности, наличии товарного рынка как механизма, определяющего цены и обмен общественного продукта, политическом и юридическом равенстве людей, продаже рабочей силы на рынке труда владельцу капитала и свободе предпринимательства, претерпел коренные изменения в социально-экономической структуре в результате крупных технологических сдвигов. Технологические изменения обусловили рождение новых и возрождение «старых» теоретических концепций. Одной из «старых» теоретических концепций, возрождение которой обусловила цифровая революция XXI в., стала концепция суперкапитализма.

Зарождение идеи пришлось на 1933 г., когда была провозглашена концепция «декадентского капитализма», или «суперкапитализма», главными характеристиками которого объявлены технический прогресс и стандартизация человеческой жизни. Формирование концепции активно осуществлялось в 1940-е гг., развитие - в 1950-е-1960-е гг., пик интереса достиг в 1970-е гг., затухание интереса и «смерть» концепции наблюдались в 1980-е гг. - чтобы вновь возродиться в начале XXI в. на витке повсеместного внедрения цифровых технологий.

Суть и цель концепции суперкапитализма состоит в решении проблем индустриального общества - «подправить» классическую модель капитализма и сократить противоречие между трудом и капиталом путем внедрения системы участия наемных работников в прибылях как формы сдельной системы оплаты труда в сочетании с выплатой дивидендов акционерам. В суперкапитализме

«неудовлетворенность рабочего преодолевается дозволением почувствовать себя капиталистом и активным участником системы», по определению Эриха Зелигманна Фромма (Erich Seligmann Fromm), одного из отцов концепции в период ее развития в 1950-е гг. [1-2].

Возрождение феномена суперкапитализма в 2000-е годы сопровождалось многочисленностью терминов для его определения и доказательствами неизбежности новой социально-экономической модели капитализма. Вернул этот термин в научный оборот Роберт Б. Райх (Robert B. Reich), американский ученый и политик. По мнению Р. Райха, демократия и капитализм находятся в обратной корреляции: демократические институты и стандарты разрушаются по мере того, как корпоративные прибыли становятся приоритетными. Примером эпохи сбалансированности демократии и капитализма является период между послевоенными годами и серединой семидесятых годов, для которого были характерны: избыток рабочих мест, формирующийся средний класс и высокий уровень доверия, как к правительству, так и к демократии. Неравенство доходов находилось на исторически низком уровне [2].

По мнению Сотериса Форариса, кипрского ученого, занимающегося проблематикой суперкапитализма, во времена, описываемые Р. Райхом, люди больше доверяли существующим институтам. США как воплощение демократии и капитализма были «хорошим парнем», а Советский Союз как воплощение коммунизма - «плохим парнем». Одна система пропагандировала свободу — как личную, так и финансовую, другая пропагандировала коллективизм, наступавший ценой личной и финансовой свободы. Обе системы эволюционировали [3]. «Плохой парень» пошел по пути так называемого авторитарного, или нелиберального капитализма, под которым понимается экономическая система, в которой капиталистическая рыночная экономика сосуществует с авторитарным правительством. Используя капиталистические экономические модели, авторитарные правительства повышают стабильность своих режимов за счет улучшения качества жизни своих граждан.

В 2010-2020-е годы наиболее заметными публикациями по тематике суперкапитализма были работы, так или иначе связанные с концепцией «Индустрия 4.0» (Industry 4.0), провозглашенной в 2011 г. Клаусом Швабом (Klaus Martin Schwab). Феномен суперкапитализма получил определение «инклюзивный капитализм» (Inclusive Capitalism) - социально-экономической модели, идущей на смену традиционному капитализму. Инклюзивный капитализм - ключевое понятие концепции Великой перезагрузки - переформатирования классического капитализма [5].

Однозначного определения термина «инклюзивный капитализм» пока не выработано. Среди адептов этой концепции одна группа ученых подчеркивает, что инклюзивный капитализм - это «обновлённый» капитализм, в котором не будет бедных и нищих; другие акцентируют внимание на отсутствие безработицы; третьи концентрируются на аспекте «ответственности перед будущими поколениями», уделяя главное внимание рациональному (экономному) использованию ресурсов и охране окружающей среды. Подчеркивается синонимичность феномена «инклюзивный капитализм» и понятий «устойчивое развитие», «социально ответственный капитализм», демократический капитализм» и т.п.

Критики концепции Великой перезагрузки считают подобные термины словесной эквилибристикой, заблуждениями и даже обманом. Например, по мнению В.Ю. Катасонова, известного российского ученого, инклюзивный капитализм - своего рода оксюморон, за которым скрывается замысел хозяев денег стать хозяевами мира. Финансовый кризис 2007-2009 гг. окончательно убедил мировую закулису (под которой понимаются хозяева денег - главные акционеры Федеральной резервной системы США - эмитента мировой валюты «доллар»), что существующую капиталистическую систему следует подвергнуть радикальному реформированию, поскольку прежняя модель себя полностью изжила, и следующий мировой кризис может поставить под угрозу позиции мировой закулисы [6].

84

Л.Г. Белова

В условиях высокого уровня проникновения цифровых технологий нерешенными остаются два актуальных вопроса: смогут ли хорошо подготовленные работники не отставать в гонке с искусственным интеллектом и выживет ли рыночный капитализм. Эти вопросы были в центре опроса по поводу сценариев будущего рынка труда и сферы образования. Основные выводы экспертов пессимистичны: по мере того как роботы, автоматизация и искусственный интеллект выполняют все больше «человеческих» задач, происходит массовое сокращение рабочих мест, ценность образования и отдача от человеческого труда девальвируют, невозможно поддерживать постиндустриальный уровень занятости. Худший сценарий предусматривает 50-процентную глобальную безработицу уже в нынешнем столетии. Это неизбежный этап человеческой цивилизации, с которым предлагается справляться при помощи масштабного увеличения государственного соцобеспечения [7].

Среди публикаций российских исследователей, посвященных проблематике суперкапитализма, выделяются работы А.Н. Зотина. Суперкапитализмом А. Зотин называет капитализм с полностью роботизированной экономикой, в которой капитал генерирует все доходы, а труд — почти никаких, он вообще практически не нужен, как и образование. Между тем будущее, вполне возможно, именно за суперкапитализмом [10]. По мнению другого российского исследователя суперкапитализма - А. Кашина, суперкапитализм — это новая эра экономики, при которой физический и интеллектуальный труд человека может максимально заменяться роботами и искусственным интеллектом (Кашин А., 2018).

В октябре 2020 г. был опубликован Доклад Всемирного Экономического Форума «Будущее рабочих мест» [13], фокус внимания в котором направлен на связанные с пандемией сбои 2020 г., перспективы внедрения новых технологий, изменения в занятости и навыках работников в ближайшие пять лет. Автоматизация в сочетании с рецессией COVID-19 создает сценарий «двойного разрушения» ('double-disruption' scenario) для работников. В дополнение к нынешним сбоям и экономическому спаду, вызванным пандемией, внедрение технологий изменит к 2025 году рабочие места и навыки [13].

В начале 2020-х гг. социально-экономическая модель суперкапитализма продолжает эволюционировать под наплавом новой волны цифровых технологий и, главное, - цифровой трансформации бизнеса и новых бизнес-моделей. Приверженцы концепции суперкапитализма именно с ним связывают надежды на преодоление социально-экономических противоречий «долбаного», по их терминологии, капитализма (cucked capitalism) [12] .

На заседании клуба «Валдай» 21 октября 2021 президент Российской Федерации В.В. Путин сделал теоретическое заявление, согласно которому существующая модель капитализма исчерпала себя, в ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий (XVIII Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2021). Точку зрения Президента разделяют многие российские экономисты. Это нашло отражение в появлении нового термина -«исчерпанный капитализм» [9].

В условиях превалирования в первых декадах XXI в. ожидания, что автоматизация и робототехника приведут к ненужности капиталу ни физического труда, ни образования, в качестве выхода из создавшегося положения при сохранении капиталистической системы предлагается «великая перезагрузка»: компаниям рекомендуется инвестировать в улучшение показателей человеческого и социального капитала путем внедрения экологических, социальных и управленческих показателей (environmental, social and governance, ESG), государственному сектору - масштабное увеличение государственного соцобеспечения. Очередное предложение связано с выходом на фондовый рынок: покупать акции ведущих игроков - цифровых акторов, поскольку остаться в мире суперкапитализма можно, только владея роботами и искусственным интеллектом. Другие предложения выступают как вариация на тему переподготовки и повышения квалификации работников, создания стимулов для инвестиций в рабочие места завтрашнего дня, обеспечения

более прочных систем социальной защиты. В частности, предлагается такой инструмент как безусловный базовый доход (называемый также безусловным основным доходом, универсальным базовым доходом, гарантированным минимальным доходом, базовым доходом) - гарантированные государством выплаты, которые получает каждый гражданин с тем, чтобы достаточным количеством денег покрыть базовый прожиточный минимум и обеспечить финансовую безопасность. Иными словами, людям предлагается финансово обеспеченное пассивное ожидание смерти...

Но есть и другой механизм, предполагающий активную жизненную позицию людей. Этот механизм называется шеринговая экономика, рожденная четвертой промышленной революцией и развивающаяся в условиях беспрецедентного экономического кризиса, обусловленного пандемии COVID-19. Шеринговая экономика (ШЭ) - это модель товарно-денежных отношений, в основе которых лежит взаимовыгодное использование наличных временно свободных ресурсов. Эта цифровая бизнес-модель, обеспечивающая Интернет-пользователям доступ к временно свободным ресурсам других Интернет-пользователей, позволяет максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы путем возмездного обмена на специализированных сайтах в рамках цифровых платформ. У этой бизнес-модели есть положительные и отрицательные характеристики и, соответственно, приверженцы и ярые противники, но, признавая наличие рисков, нельзя не признать, что одним из главных достоинств ШЭ является возможность решения таких острых социальных проблем, как вытеснение живого труда и так называемый эйджизм (дискриминация человека по возрасту). Существующие в мировой экономической литературе публикации свидетельствуют о растущей занятости в ШЭ людей в возрасте 55-64 лет, которые составляют более четверти инициаторов соответствующих стартапов. ШЭ приходит на смену перепроизводству и сверхпотреблению XX в., ломая традиционную индустриальную парадигму товарно-денежных отношений [14]. Эту оценку ШЭ автор данной статьи старается обосновать во всех своих публикациях.

Как показало наше исследование, эволюция концепции суперкапитализма - от системы участия в прибылях до владения роботами, системы безусловного базового дохода и признания новой эры экономики - отражает попытки преодолеть мощные катаклизмы и кризисы, вызванные волнами технологий, оставаясь в рамках капиталистической системы, подправляя тем или иным способом самые одиозные характеристики этой системы. Однако мировой опыт Китая, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Швеции, Франции, как и опыт Советского Союза, свидетельствует, что наиболее приемлемой для Российской Федерации социально-экономической моделью развития является не классическая капиталистическая модель, а модель, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм. Модель ШЭ можно условно признать суперкапитализмом информационно-цифровой эпохи, хотя эта модель в корне отличается от классической модели суперкапитализма, потому что предполагает значительное усиление роли государства в регулировании национальной и мировой экономики и в управлении процессами проникновения цифровых технологий, в том числе через политику занятости и перераспределения доходов. Однако это модель товарно-денежных отношений, в основе которой - получение прибыли, поэтому эта модель капиталистической системы хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фромм Э.З. Здоровое общество (1955). Режим доступа: https://bookap.info/book/fromm_ zdorovoe_obshchestvo/#o

2. Reich Robert B. Supercapitalism: The Transformation of Business, Democracy, and Everyday Life (2007). New York: Alfred A. Knopf Publishing house, 2007.

3. Reich Robert B. Summary of Supercapitalism (2021). (англ.). Режим доступа: https://www. getabstract.com/en/summary/supercapitalism/8867.

4. Phoraris S. How "Supercapitalism" is Creating a New Generation of Hippies (2019). Mar 19, 2019.

86

Л.Г. Белова

(англ.). Режим доступа: https://medium.com/@soteris/how-supercapitalism-is-creating-a-new-generation-of-hippies-485a024a4bfd

5. Schwab K., Thierry M. COVID-19: The Great Reset (2020) / Klaus Schwab, Thierry Malleret (англ.).

- Forum Publishing House, 2020.

6. Катасонов В.Ю. Инклюзивный капитализм как главная идея великой перезагрузки (2021). 14 мая 2021. Режим доступа: https://spb.tsargrad.tv/articles/inkljuzivnyj-kapitalizm-kak-glavnaja-ideja-velikoj-perezagruzki_354889

7. Rainie L., Anderson J. The Future of Jobs and Jobs Training (2017). Pew Research Center May 3, 2017. (англ.). Режим доступа: https://www.pewresearch.org/internet/2017/05/03/the-future-of-jobs-and-jobs-training.

8. XVIII Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». 18.10.2021

- 21.10.2021. Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/events/own/xviii-ezhegodnoe-zasedanie-mezhdunarodnogo-diskussionnogo-kluba-valday/

9. «Исчерпанный капитализм»: что можно предложить взамен (2021). Режим доступа: https:// newizv.ru/article/general/25-10-2021/ischerpannyy-kapitalizm-chto-mozhno-predlozhit-vzamen

10. Зотин А. Робовладельческий строй: Как мы будем жить при суперкапитализме (2017). 04.11.2017. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3455179.

11. Кашин А. Парадокс суперкапитализма (новая эра экономики) (2018). 17.09.2018. Режим доступа: https://sostoyanie.com/paradoks-superkapitalizma-novaja-jera-jekonomiki/

12. In Super Capitalism, every worker gets a piece of the private ownership pie! (2021) (англ.). Режим доступа: https://www.reddit.com/r/super_capitalism/

13. The Future of Jobs. Report (2020). 20 October 2020. (англ.). Режим доступа: https://www.weforum. org/reports/the-future-of-jobs-report-2020.

14. Белова Л. Шеринговая экономика: бизнес-модель цифровой экономики в период COVID 19 // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - том 65, № 5. - С. 87-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.